Бомбардировочная операция (по американским источникам).
Крупные бомбардировочные действия большими массами авиации по объектам преимущественно оперативного и стратегического значения по своим масштабам, значению и организации перерастают в бомбардировочные операции; эти последние являются по существу уже комбинированными действиями боевой авиации, где бомбардировочная авиация выполняет чисто бомбардировочную задачу-- основную, а остальные (истребители, крейсеры и штурмовики) взаимодействуют с ней, обеспечивая бомбардировочной авиации выполнение этой задачи. Проведение такой бомбардировочной операции требует четкой организации и сложной и более длительной подготовки.
Успех бомбардировочной операции обусловливается:
1) планомерностью действий,
2) знанием целей,
3) знанием воздушной и земной обстановки,
4) соответствием свойствам цели расчета сил и средств,
5) обеспеченностью бомбардировочных налетов,
6) четкой организацией, своевременной и тщательной подготовкой.
1) Для достижения п л а н о м е р н о с ти д е й с т в и й необходимо, чтобы земное командование определило, в соответствии с планом своих действий на земле и учетом имеющихся в распоряжении воздушных сил, цели для Б. в. и очередность действий по ним в зависимости от степени их важности по этапам земных операций. Цели д.б. распределены между исполнителями сообразно их свойствам. Так, мертвые цели оперативной и стратегич. зон свойственны преимущественно тяжелой бомбардировочной авиации; мертвые и подвижные цели тактич. зоны и часть целей оперативной зоны свойственны легкой бомбардировочной авиации и наконец живая сила и подвижные цели тактической зоны в наибольшей степени свойственны штурмовой авиации. Так как Б. в. может быть успешным только при массовом применении бомбардировочной авиации, дающем мощный бомбардировочный огонь, то количество отдельных объектов при ограниченном количестве средств бомбардировочной авиации необходимо ограничивать, не допуская перекладывания на авиацию задач, могущих быть разрешенными иными средствами (напр. арт-ией, танками и т. п.). Сама бомбардировочная операция как правило тесно увязана с действиями земных войск (морского флота) и не должна являться обособленной, вызванной одним желанием нанести врагу вообще какой-либо вред. Время Б. в. должно быть назначено или в соответствии с планом земной операции или с учетом наивыгоднейшего для Б. в. данного объекта как в смысле учета работы истребительной авиации противника и своей, так и в смысле возможности достижения наибольшего эффекта Б. в. (бомбардирование жел.-дор. станций во время скопления поездов, бомбардирование аэродромов прот-ка во время нахождения его летных частей на земле и т. п.). Время повторных бомбардировочных налетов выбирается .с расчетом срыва восстановительных работ и выматывания личного состава восстановительной службы. Для этого бомбардировочные налеты должны быть систематическими, тесно увязанными один с другим общим планом-графиком, рассчитанным на время всей операции.
2) На з н а н и и ц е л и основываются все расчеты сил, средств и организации бомбардировочной операции, а также выбор вида, метода Б. в. и характера маневрирования в районе цели. Поэтому для изучения цели д. б. собраны возможно более подробные сведения, освещающие как самую цель: ее размеры, характер и свойства (конструкция, прочность, живучесть, материал, пробиваемость, горючесть, уязвимые места, конфигурация, вид сверху и т. п.), так и район цели (подходы, вспомогательные ориентиры и прицельные точки и т. д.). Сведения эти м. б. получены от штабов командования, от разведки и агентуры, от разведывательной авиации и наконец от разведки "на себя" самих бомбардировочных соединений, причем наиболее ценным документом следует считать фотоснимки целей (см. Аэрофоторазведка),так как все остальные сведения обычно дают только общие характеристики и описания целей, служащие дополнением к фотоснимкам. Таким образом основные сведения о целях для Б. в. авиация должна добыть сама -- воздушной разведкой. Очевидно, что подбор таких сведений о целях требует более или менее значительного времени и систематической работы штабов бомбардировочных соединений, что всегда должно учитываться командованием при постановке задач по Б. в. Однако далеко не всегда авиация будет иметь время и возможности для разведки и изучения даже мертвых целей, не говоря уже о целях подвижных и живой силе, и часто, а в последнем случае как правило (особенно в маневренной войне), придется бомбардирование совмещать с разведкой (наведение на цель бомбардировщиков-разведчиков по вызову, личная разведка командира или ведущего и т. п.). Поэтому важнейшей частью бомбардировочной подготовки авиации в мирное время должно быть изучение типовых целей и обучение действиям по ним, а также подбор сведений о вероятных объектах Б. в. (ж.-д. мостах, узлах, базах флота, источниках сырья, промышленных предприятиях и т. п.).
3) Не меньшее значение имеет з н а н и е в о з д у ш н о й и з е м н о й о б с т а н о в к и, причем кроме общей ориентировки в первую очередь должны быть известны: 1) данные о деятельности истребительной авиации прот-ка (численность, пункты базирования и районы насыщенности; время и высоты патрулирования; районы встречи истребителями прот-ка своих самолетов после пролета линии фронта и т. п.); эти сведения получаются от других родов авиации и из оперативно-разведывательных сводок; 2) данные о работе своей истребительной авиации (аналогичны); 3) данные о ПВО противника как в районе цели, так и на маршрутах (средства, зоны действительного огня, расположение батарей, зенитных прожекторов, аэростатов заграждения и др. средств, схема сети оповещения и быстрота такового, система взаимодействия ПВО и истребительной-авиации и т. п.); эти данные также получаются в результате систематического суммирования отдельных донесений, получаемых от всех авиачастей, а также из донесений агентуры; 4) данные о местности в районе цели и на подходах и об ориентирах (особенно ночных); эти сведения могут быть получены путем изучения карты района и из географических описаний, а также путем изучения местности во время полетов; 5) данные об атмосферных условиях, которые на сегодняшний день еще могут иметь решающее значение для хода бомбардировочной операции и поэтому должны изучаться с особой тщательностью; данные эти даются метеорологической службой приближенно на некоторый период времени вперед (так называемый прогноз погоды) и с большей точностью на короткий срок (на несколько часов перед самим полетом). Однако точность прогноза в военное время сильно снизится, так как будет исключено получение необходимых для этого метеорологических сводок от метеорологических станций, расположенных на территории противника. В связи с этим возникает необходимость организации специальной воздушной метеорологической разведки на территории прот-ка непосредственно перед вылетом бомбардировщиков. Передача бомбардировщикам разведчиками, идущими впереди, сведений о погоде в пути позволит бомбардировочному соединению принять соответствующее решение в пути (обойти грозу, изменить высоту полета и т. п.) и сманеврировать, не расстраиваясь и без задержек. Изучение и знание перечисленных данных обстановки позволит командованию выбрать наиболее подходящее время (благоприятную погоду) для проведения бомбардировочной операции, наметить целесообразный маршрут и высоту полета, а также состав и боепорядок соединения и маневр в районе цели.
4) Успешное выполнение бомбардировочной операции зависит от с о о т в е т с т в и я с в о й с т в а м ц е л и н а з н а ч е н н ы х сил и с р е д с т в . Расчет последних производится на основании детального изучения цели по специальным расчетным графикам и таблицам. После того как выбраны тип. калибр бомбы, подобран к ней взрыватель и определено количество бомб, которое надо сбросить по цели для получения требуемого разрушения, должно быть установлено, какой род бомбардировочной авиации целесообразно применить в данной операции, и подсчитано, какое число самолетов должно быть наряжено для нее. При этом исходными данными для расчетов являются заданная бомбовая нагрузка, требуемый радиус действия и так называемая "расходная нагрузка" самолета, т. е. часть полезной нагрузки самолета, предназначенная для заполнения запасом горючего и грузом бомб, которую можно регулировать, варьируя в зависимости от потребности, веса горючего и бомб, в пределах этой нагрузки. Поэтому емкость баков для горючего и бомбодержателей делают обыкновенно с некоторым резервом. Летные свойства современных бомбардировочных самолетов позволяют повысить нормальную расходную нагрузку на 30--50% за счет перегрузки, но к этому необходимо прибегать только в исключительных случаях, так как перегрузка сильно ухудшает пилотажные качества самолета, требует значительно больших размеров летного поля с ровной и твердой поверхностью и требует от летного состава повышенной квалификации. Наконец независимо от произведенных бомбардировочных расчетов при принятии решения всегда необходимо помнить, что бомбардировочная операция даст ожидаемый эффект только при массовом применении бомбардировочной авиации, мощном бомбардировочном огне и систематичности бомбардировочных налетов.
5) О б е с п е ч е н и е б о м б а р д и р о в о ч н о й о п е р а ц и и . Для успешного выполнения бомбардировочной операции налеты бомбардировщиков д. б. обеспечены от противодействия истребительной авиации противника и его противовоздушной обороны. Так как собственная обороноспособность бомбардировщиков, идущих даже в значительных группах, при сильной истребительной авиации противника недостаточна, необходимо обеспечивать их нарядами своей истребительной и крейсерской авиации. Такое обеспечение может быть н е п о с р е д с т в е н н ы м и общим. Непосредственное обеспечение заключается в сопровождении бомбардировщиков до цели и обратно, или "провод" (и встреча) их через зоны, насыщенные истребителями противника. Так как одноместные, а также двухместные истребители по своим тактико-техническим свойствам оказались для этой цели мало пригодными, в настоящее время созданы специальные многоместные самолеты сопровождения (воздушного боя)-- воздушные крейсеры (см.), обладающие мощным стрелковым вооружением, высокими летными данными и достаточным для сопровождения бомбардировщиков радиусом действия. Общее обеспечение заключается в том, что с бомбардировочными налетами по времени и месту увязаны действия нашей боевой авиации, сковывающей на это время истребителей противника (отвлекая их на себя) или добивающейся на это время превосходства над ними. Однако всегда следует иметь в виду, что наряды истребительной и крейсерской авиации являются дополнительным средством обеспечения бомбардировщиков, к которому прибегают только в случае действительной надобности, и на них самих лежит не меньшая часть этой задачи. Обеспечение бомбардировщиков от зенитной обороны противника достигается боевыми действиями (бомбами, пулеметным огнем, задымлением и т. п.) по средствам ПВО в районе цели и на маршрутах своей истребительной, штурмовой, крейсерской и легкобомбардировочной авиации непосредственно перед Б. в. Основной трудностью обеспечения бомбардировочной операции является необходимость точной согласованности по месту и времени действий обеспечивающих частей с действиями бомбардировщиков; поэтому с особой тщательностью, до мелочей, должны быть проработаны план и организация обеспечения бомбардировочной авиации и абсолютно точно налажена служба времени. Косвенным видом обеспечения бомбардировочной авиации является также и предварительная, в интересах бомбардировщиков, работа разведывательной авиации.
6) Последним решающим условием успешного выполнения бомбардировочной операции является с о о т в е т с т в у ю щ а я п о д г о т о в к а и о р г а н и з а ц и я таковой. Для этого командир бомбардировочного соединения, изучив и проработав совместно со своим штабом (а в нужных случаях--и с командирами частей) полученное задание (приказ, директиву командования), отдает боевой приказ, содержащий (схематически): краткую оценку общей (наземной и воздушной) обстановки; сведения и характеристику состава и деятельности ВВС и ПВО прот-ка и своих; цели и задачи предстоящей бомбардировочной операции, свое решение и план операции; наряд частей и подразделений для выполнения операции; указания о целях для Б. в. и их распределении между наряженными частями (подразделениями) ; указания о запасных целях, назначенных на случай невозможности выполнить бомбардирование основной цели, выявившейся уже после вылета; указания о типах бомб, их калибрах, количестве и типе взрывателей к ним; указания о нормах загрузки самолетов горючим, бомбами и пр. грузами; указания о маршруте, высотах и режиме полета, порядке сбора частей соединения в воздухе, строях и боепорядках на походе и для бомбометания, маневре над целью; указания о составе (наряде) и методе действия обеспечивающих (прикрывающих) бомбардировочную операцию частей боевой авиации; указания о часе бомбардирования и сроках "стартовой готовности" частей, наряженных для выполнения операции; местонахождение в воздухе и на земле на время бомбардировочной операции свое и своих заместителей; сроки готовности частей для повторных заданий и ряд узко специальных указаний (по связи и т. п.).
Так как время на подготовку к бомбардировочной операции обычно будет весьма ограниченным, необходимо одновременно с разработкой боевого приказа широко практиковать метод п р е д в а р и т е л ь н ы х р а с п о р я ж е н и й (о подготовке материальной части самолетов, зарядке их горючим, подготовке бомб и их подвеске и т. п.), значительно сокращающих срок перехода частей в положение стартовой готовности.
С особой тщательностью должен быть проработан вопрос организации сбора частей соединения в воздухе, представляющий обычно значительные трудности, т. к. части как правило будут рассредоточены на нескольких аэродромах, технические же свойства самолетов (ограниченный диапазон скоростей), особенно идущих в группах, почти исключают возможность нагона по прямой частей, вылетевших раньше. Различают 3 основных методах сбора: непосредственно в р-не цели по заданному времени, над назначенным пунктом (районом) сбора и на маршруте. Каждый из этих методов имеет свои положительные стороны и свои недостатки.
Для регулирования продвижения (по времени) всего соединения или отдельно идущих частей на маршруте назначают контрольные (уравнительные) рубежи, между которыми изменением скорости полета регулируется выдерживание намеченных сроков пролета таковых.
Особо следует иметь в виду, что успешное выполнение бомбардировочной операции в части сбора частей в воздухе, обеспечения операции действиями прикрывающих частей и ряде др. вопросов в значительной степени зависит от налаженности и надежного действия средств связи как на земле между аэродромами, так и в воздухе между командиром соединения и ведущими подразделений (а внутри подразделений--между отдельными кораблями), так наз.внутриэскадренной связи, и между командиром бомбардировочного соединения (и отдельно действующих бомбардировочных частей) и командирами прикрывающих (обеспечивающих) бомбардировочную операцию частей боевой авиации.
Подготовка к бомбардировочной операции частей сводится к выполнению предварительных распоряжений и последующих указаний боевого приказа командира соединения. Закончив всю подготовку, каждая часть приводит себя в состояние стартовой готовности, т. е. готова к вылету или в назначенный час или по вызову.
История.
Возможность сбрасывания с воздушных судов боевых снарядов предвиделась уже в самом начале существования управляемого воздухоплавания и авиации. Так, еще на первой Гаагской конференции было принято временное (на 5 лет) запрещение "сбрасывания снарядов с аэростатов или посредством подобных средств". Боевое применение этих средств считалось тогда неэффективным и недействительным. Однако следующей конференцией (1907) этот запрет был снят, что свидетельствует о том, что к этому времени Б. в. уделялось уже большее внимание. Первые попытки боевого Б. в. относятся к 1911--12, когда отдельными итальянскими летчиками в Триполитанскую и испанскими в Марокканскую войны (1911) и летчиками "гастролерами" в Балканскую (в том числе и русскими: Седов, Костин) сбрасывались "на-глаз" самодельные бомбы в несколько килограмм весом. Естественно, что такое кустарное "бомбардирование" не давало никакого эффекта, что и привело к недооценке значения и возможностей бомбардировочного оружия в то время. В результате воздушные, флоты всех стран вступили в мировую войну 1914--18 совершенно неподготовленными к бомбардировочным действиям, и первые месяцы войны Б. в. носило случайный, демонстративный характер, не причинявший ощутимого материального ущерба. Герм. командование первое оценило возможности Б. в. на дальних дистанциях, чему в значительной мере способствовало наличие у них уже в то время нескольких относительно совершенных дирижаблей и развитой дирижаблестроительной промышленности. 30 августа 1914 сбросил бомбы по Парижу впервые германский самолет, а уже в сентябре того же года герм, командованием была сформирована в Остенде "эскадра почтовых голубей", предназначенная специально для ведения бомбардировочных операций по промышленным центрам Англии. Однако вследствие недостаточного радиуса действия самолетов того времени намеченные цели оказались недостижимыми несмотря на то, что эскадра базировалась на аэродромы Бельгии, и только с получением более совершенной материальной части герм, летчикам удалось достигнуть берегов Англии и 21 декабря бомбардировать город Дувр, а 25 декабря--окрестности Лондона. С этих пор начались систематические бомбардировочные налеты на Париж и Лондон, причем с апреля 1915 стали вновь широко примениться для этой цели и дирижабли, от чего германцы было отказались после потерь (погибло 3 дирижабля) в самом начале войны. Англ. и франц. бомбардировочная авиация начала свои бомбардировочные действия несколько позднее германской--примерно с конца 1914, когда началось выделение первых частей, предназначенных специально для бомбардировочных действий. В этом году можно отметить разрушение английским трехсамолетным звеном германского цеппелина "ЦЛ-2" в его эллинге в Фридрихсгафене, атаку военных построек в Остенде 14 французскими самолетами, ж.-д. станции Фрейбург, завода взрывчатых веществ в Ротвейле и др. В налетах на район Парижа с 1914 по 1918 участвовало 502 воздушных судна, сбросивших 1 028 бомб общем весом в 31 т,причем было убито 278 изранено 637 жителей. В налетах на Лондон участвовало 13 цеппелинов и 128 самолетов, которые сбросили 902 бомбы общим весом в 150 000 англ. фунтов и разрушили 174 здания, а 619 серьезно повредили. Из бомбардировочных операций Антанты особо следует отметить Б. в. имевшего особое значение для германской военной промышленности, т. к. через него ежедневно проходило до 10 000 вагонов (из коих половина с рудой), железнодорожного узла Тионвиль и его окрестностей, по которому французами за все время было сброшено 1 372 бомбы. Несмотря на ряд удачных попаданий (например 16 июля был взорван поезд с боеприпасами) общие результаты не были значительными, т. к. только 10% сброшенных бомб попали в ж.-д. сооружения, причем такие важные объекты, как ж.-д. мосты через Мозель, не были разрушены вовсе. В начале войны Б. в. производилось как правило с одиночных самолетов и днем и только в редких случаях--небольшими группами. К концу 1915, с появлением истребительной авиации и развитием противотействия с земли средств ПВО, большие потери, которые стали нести одиночные действующие днем бомбардировщики, заставили перейти к бомбардировочным действиям в группах, обеспечивавших нек-рую обороноспособность и дававших к тому же более мощный бомбардировочный огонь, асами действия перенести на ночь, служившую лучшей защитой от средств ПВО. Таким образом к началу 1916 французская и германская бомбардировочная авиация почти полностью перешла на ночную работу, английская же продолжала производить бомбардирование днем, мирясь с неизбежными потерями. По своему характеру и задачам Б. в. периода мировой войны можно подразделить на два вида: тактическое, т. е. бомбардирование объектов тактической зоны, с целью оказания непосредственного содействия своим войскам средствами войсковой и в отдельных случаях армейской авиации и бомбардирование оперативное, т. е. объектов в глубоком тылу прот-ка средствами армейской, а к концу войны--специально организованных и выделенных для этой работы частей, включая организацию "независимых воздушных сил" в Англии.
Результаты бомбардировочных действий в войну 1914--18 в основном ограничивались моральным действием бомбардировок и налетов, и только к концу войны, с появлением тяжелых бомбардировщиков с большим радиусом действия и мощных бомб (250--300 кг), стал серьезно ощущаться и материальный эффект. В связи с этим относительно невелики и убытки, причиненные возд. бомбардировками, если не считать средств, затраченных на организацию и содержание ПВО. Так, убытки Лондона от Б. в. несколько превышали 10 млн. долларов. Разрушения, произведенные бомбардировочной авиацией Антанты (гл. обр. английской) в тылу германской армии (в зоне между Рейном и линией Дюссельдорф--Дюран), исчисляются в 205 млн. марок, из них 133 млн. марок прямых потерь и 72 млн. марок--потерь производства; общий же убыток, понесенный Германией от воздушных бомбардировок, исчисляется (по франц. и америк.источникам) по довоенному паритету округленно ок. 200 млн. долларов (включая расходы на ПВО). Расходы на ПВО, вызванные бомбардировочными налетами, были велики, что видно из следующих цифр. ПВО Лондона к концу войны содержала: 9 ночных истребительных эскадрилий, 189 зенитных орудий, 10 заградительных сетей (на аэростатах) и большое число зенитных прожекторов при 30 000 офицеров и рядовых. ПВО Парижа содержала к концу войны: 900 зенитных орудий, 600 прожекторов, 600 пулеметов, до 1 000 аэростатов заграждения при 1 500 офицеров и 40 000 рядовых (не считая выделенной истребительной авиации, обошедшейся ок. 160 млн. франков). К концу войны бомбардировочная авиация Антанты получила значительный перевес, имея (на 1 августа 1918) 888 бомбардировщиков против 284 у герм. бомб, авиации, причем ее планы дальнейшего развития имели огромный размах, например в англ. армии--увеличение с 86 эскадрилий (из них только 10 дальнего действия) до 179 эскадрилий (включая 66 дальнего действия); США готовились на 1 июля 1919 иметь 101 эскадрилью или 1625 самолетов первоначального вооружения и т. д., не считая качественного улучшения бомбардировочных самолетов (появление самолетов Д.Н.-4а и Д.Н.-9а, четырехмоторных Хендли-Пейдж-42, Бреге-14 и-16 и др.). Т. о. весной 1919 размах бомбард, операций увеличился бы примерно в 6 раз. После мировой войны Б. в. широко применялось англ. авиацией (в Индии, Египте, Афганистане, франц. Марокко, америк. Никарагуа и др. колониях) для подавления национальных восстаний; в Чили и голландских колониях для подавления восстания во флоте, причем характерно, что например одна англ. авиация сбросила при операциях в колониях бомб больше, чем за всю мировую войну. Б. в. стало настолько мощным средством военных операций, что в ряде случаев предпочитается всем другим, как например при операциях англ. и франц. армий в колониях, когда бомб. авиация наносила поражение и обращала в бегство войска восставших беззащитных или недостаточно готовых к противодействию племен, а наземные войска оккупировали освобожденные селения и территорию. Несоизмеримо возросла и мощь современных бомбардировщиков. Достаточно сказать, что 52 современных тяжелых бомбардировщика могли бы одновременно произвести разрушения, равные разрушениям, нанесенным Лондону возд. бомбардировками за всю войну 1914--18, а 20 бомбардировщиков сегодняшнего дня могут сбросить количество бомб, сброшенных за все время войны по Парижу.
Лит.: А ш м о р, Воздушная оборона Англии, М., 1932; Р а у л и н с о н , Оборона Лондона, 1915--18, пер. с англ., Севастополь, 1926; К а р т а ш е в , Боевые возможности бомбардировочной авиации, Л., 1928; Б о р о да ч е в, Защита тыла, М., 1924; А г о к а с Е . , Воздушная артиллерия, ч. 1, М.--Л., 1928; Н и к о л ь с к и й М.. Вопросы тактики бомбардировочной авиации, М., 1925; Л а п ч и н с к и й , Воздушный флот в бою и операции, М., 1933; "Вестник воздушного флота", Москва; "Война и мир" (Вестник военной науки и техники), Берлин; Г е п н е р, Война Германии в воздухе, "Revue des forces aeriennes, P., 1930, 10, Mai 1932; P o i r i e r , Les bombardements de Paris, P., 1930; C u r r y I. F., Langley Pield, Virginia, 1931 ; Statistics of the Military Effort of the British Empire duringthe GreatWar 1914--1918, L., 1922. Б. Карташев,H. Трунов, H. Поликарпов, Г. Войшицкий.