Трипольский Владимир Иванович : другие произведения.

Лев Николаевич Гумилёв: помним, благодарны, продолжим

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Лев Николаевич Гумилёв без преувеличения первый, великий русский этнолог. Он заложил новую терминологию, понятия, смысл и развитие этногенеза как процесса естественного, отличного от исторического по своей природе.

  Л. н. гумилёв - помним. благодарны. продолжим
  
  Памяти Льва Николаевича Гумилёва.
  
  "Каждый человек одновременно - член социума и
  член этноса, а это далеко не одно и то же." /Л.Н. Гумилёв "Этногенез и биосфера Земли"
  
   Лев Николаевич Гумилёв, без сомнения, великий учёный. Широта охвата, глубина анализа, энциклопедические знания, подача материала - выгодно отличают его работы от учёной зауми некоторых исследователей. Он сумел донести до читателя сложнейшую идею ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ ЭТНОГЕНЕЗА так доходчиво и по возможности простым человечьим языком, что невольно становишься его благодарным читателем. Независимо от партийных предпочтений, религиозных верований, социального статуса и уровня образования.
  
   Нелёгкая судьба, сталинские лагеря, война не смогли задавить жизнелюбие исследователя. Ведь только так полюбив жизнь, можно было сконцентрироваться на своей работе, невзирая на нечеловеческие трудности. Тема им поднятая, настолько нова и необычна для понимания, что споры о ПТЭ не утихают спустя десятилетия. Идеи Льва Николаевича преподают в высших учебных заведениях, рассматривают в учебниках среди других концепций современного естествознания. Однако, Накал страстей вокруг не спадает.
  
   Сразу следует оговориться, Лев Николаевич Гумилёв только наметил подход к объяснению этногенеза человеческой этнической системы, в общем и в конкретных этносах в частности. Уловив главное, Он не всегда точен в выводах, исторических интерпретациях, смысловой наполненности терминов. Однако, остаётся прав в главном: этногенез - явление природного свойства и объясняться должен законами нашего естественного бытия. Самый важный и первый - закон сохранения и превращения вещества и энергии.
  
   Давайте попробуем разобраться в происходящем с нами. Наша жизнь - что это? Рождение, взросление, старость с биофизикой и биохимией внутренних процессов на долгом пути от обеденного стола до туалета? Или дом, работа, социальная обязанность, религиозная ответственность с извечным стремлением к сытости и комфорту? Для чего и как мы живём?
  
   Порой невозможно вычленить из общего частное, но это необходимо сделать. Жизнь человека проходит в обществе себе подобных. Почему эти сообщества называются по-разному? Имеют, казалось бы, одно и тоже наполнение, а так не похожи в своих функциях. Мы говорим русский этнос, русская история, русский социум. Подразумевая одно и то же, но как разнятся их смыслы! Русский этнос - это сообщество людей по кровнородственным признакам. Русская же история не только рассказ о сложении кровнородственных связей у русских людей, но обязательно их жизнь и создание материальной и духовной культуры.
  
   Наше существование можно разделить на два взаимосвязанных (ведь в том и другом случае речь о нас и только о нас!) варианта (пути, потока и т.д.). Первый, этногенез -биофизикохимический процесс. То есть, биофизическая и биохимическая жизнь кровнородственных сообществ, которыми являются этнические системы разного уровня - этносы, суперэтносы, расы, человечество. Родство в них может быть близким кровным. Да и родственники по линии мужа и жены также недалеко ушли. Потом в таком же порядке обретается родственность по линии потомков. Вот из этих связей и слагается та прочная генетическая и этническая сеть родственных отношений в этнической системе.
  
   Ядро этноса, его основа не может оставаться замкнутым на себя. Поскольку этнос - система открытая, стремящаяся в своём этногенетическом развитии к увеличению связей, их укреплению, расширению территории местообитания. То его соприкосновение, сожительство, смешение с другими себе подобными необходимое условие выживания. К примеру, русские, входя в соприкосновение на западе с европейскими, на востоке - с уральскими, на юге - с алтайскими (тюркскими) этносами, сформировались в несколько подсистем или субэтносов. На западе это белорусы и украинцы. На севере - поморы. На юге - казаки. За Уралом и вовсе интереснейшая конструкция - сибиряки. В последнем приняли участие и остатки древнерусского этноса, и множество народов и племён Российской империи западных и восточных регионов.
  
   Можно много говорить о войнах России на протяжении нескольких веков, о культурном и духовном возрастании русских, походах Ермака в Сибирь и её последующем освоении. Это будет наша этническая, культурная, политическая, экономическая, социальная история. А вот брачование русских с представителями других народов и тем самым сложение русского, русско-евразийского этногенетического поля, основы основ этнической системы любого уровня - называется этногенезом.
  
   Разобравшись с тем, что есть этногенез и исторический процесс, двинемся дальше. Читая, в том числе и Л. Н. Гумилёва, размышляя над прочитанным, приходил к очень неожиданным выводам. Какие-то остаются предположениями, как например то, что антропогенез Человека это цепь сменяющих друг друга видов. А жизнь вида длится 150 тысяч лет. Знакомство с книгой Стивена Оппенгеймера "Изгнание из Эдема" натолкнуло на мысль о том, что популяция Homo sapiens смогла преодолеть (несмотря на многие трудности) половину отпущенного ей срока. Это случилось на рубеже 6 и 5-го тыс. до н.э. Закончилось расселение по лику Земли, дифференциация. Антропогенез приобретает интегративные черты. Позднее это явление получает название "этногенез". Потому что пришла пора больших по численности человеческих сообществ по родственным признакам и получившим позже название "этносы". Из всеобщей истории мы знаем о древних цивилизациях. Но их создавали вполне определённые народы, этносы. Египтяне, китайцы, индийцы, шумеры, греки, арии... и многие другие. Крепко связанные внутри этнических систем теми самыми кровнородственными связями.
  
   Зная их историю, пользуясь эмпирическими наблюдениями древних, восстанавливаем канву этногенеза. Есть несколько моментов, требующих внимания и пояснения. Существует ли момент так называемого "рождения" этноса? Возможна ли "смерть" этноса в том понимании, которое связано с исчезновением. Как, например, обычного человека. Умер, похоронили и остаются только воспоминания. Почему этносам не живётся спокойно? Они расширяют территории обитания. Порой довольно обширно. Всё тот же русский пример 17-20 веков, когда территория обитания русского этноса увеличилась в несколько раз. Что в основе этого явления, экономические причины, геополитические притязания, или что-то другое?
  
   Если обратиться к истории отдельных народов, то можно проследить интеграцию в одни исторические моменты и распад на долгие столетия после. Исход части этносов в другие регионы, вхождение в другие этногенезы. Оставшиеся становятся "добычей" новых пришельцев и, казалось бы, исчезают навсегда. Так было с этнической системой Саяно-Алтайского нагорья. Намерено не обозначая её через этноним, проследим историю и этногенез.
  
   Саяно-Алтайское нагорье издавна населяли палеоазиаты. А в конце 4-го тыс. до н.э. последовала мощная миграция с запада. Точнее с далёкого юго-запада. Артефакты наводят на мысль о принадлежности этих переселенцев цивилизации Иранского нагорья. В 4 тыс. до н.э. отсюда начинается активное расселение протодравидов. Они приходили в Междуречье, долину Инда, к истокам Хуанхэ, в Южную Сибирь. Принося с собою высокую для того времени культуру земледелия и скотоводства, избыток пассионарности и желание преобразования окружающего мира. С их приходом в местные этногенезы вливается мощная европеоидная этногенетическая струя. Конкретно на Саяно-Алтайском нагорье происходит смена физического облика (монголоидов сменили европеоиды). Но монголоиды не исчезли совсем. Позднее к ним присоединились пришельцы с Урала. В начале 16 в. до н.э. арии-андроновцы переходят Иртыш и к 14 веку вытесняют аборигенов. Так сменяется ещё одна этногенетическая генерация, при этом древняя не уничтожается. В 1 в. н.э. пришедшие из Северо-Западной Монголии кыргызы образуют в сообществе с местными динлинами новый этнос - древних хакасов. А спустя полторы тысячи лет на левобережье Енисея в долине реки Абакан консолидируется этнос современных хакасов.
  
   Можно ли говорить о смерти древнего этноса этого региона? Ни в коем случае. Тогда что произошло? Это явление можно назвать "регенерацией". При условии сохранения древней этногенетической матрицы новые переселенцы вступают с ней в сожительство, образуя новую этническую генерацию. Подобное происходит в большей части регионов и этнических систем. Китайцы, индийцы, испанцы, египтяне, монголы, греки и прочие, все прошли через это.
  
   Теперь обратимся к не совсем понятному желанию этносов к расширению территории обитания и включению новых этносов в орбиту общего этногенеза. Обозначим его как "суперэтнизация". Оно известно давно. Протодравиды, китайцы, кельты, египтяне, арабы, итало-римляне и другие. Почему это происходит с тем или другим этносом? Может быть, есть такие, которым такое явление не присуще? Отнюдь. И здесь экономические и геополитические причины не главные. Жизнь этноса длится около 1500 лет. Так считал Гумилёв, что и подтверждается генетически. Этот отрезок времени условно делится на 4 периода. Которые можно (по биофизическим и биохимическим признакам) обозначить как "детство и юность", "возмужание", "зрелость" и "старение". Так вот, для периода зрелости этноса, третьей четверти его жизни характерно стремление расширить территорию по максимуму. В этом же периоде энергетическое напряжение процессов этногенеза достигает своего пика. Следует пассионарный взрыв.
  
   Мы подошли к выяснению такого понятия как "пассионарность"? Владимир Иванович Вернадский в начале 20-го века "открыл" БИОХИМИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА. Если быть справедливым, то она была известна ещё древним. Китайцы называют её "ци", индийцы "прана". Но впервые наш великий русский учёный научно обосновал её присутствие в жизни живых организмов. В том числе и человека. Другой не менее великий русский исследователь Лев Николаевич Гумилёв предположил прямое участие БЭЖВ в этногенезе этносферы людей.
  
   В "Словаре понятий и терминов теории этногенеза Л.Н. Гумилёва" даётся расшифровка пассионариев и пассионарности. Пассионарии - это "энергоизбыточные" люди, сил которых хватает не только для размножения и сохранения своего потомства, но и "целенаправленной работы по видоизменению окружающей среды". Извините, но к ним можно отнести практически всех. Мы все в той или иной мере пассионарны. Живём, плодимся, заботимся о потомстве, изменяем мир под себя. Другое дело, у кого-то сил и энергии хватает на минимум, а другие живут по максимуму на пределе возможностей. Что зависит от способности человека абсорбировать, поглощать из окружающей среды энергию и преобразовывать её в дела и поступки.
   И здесь приходится констатировать: пассионарность невозможно воспитать, поскольку она является ЕСТЕСТВЕННОЙ способностью человека абсорбировать и преобразовывать. Ею можно только "заразиться".
  
   Нельзя согласиться и со следующим гумилёвским понятием "пассионарность как энергия - биохимическая энергия живого вещества биосферы, определяющая способность этнических коллективов совершать работу...". Но энергия (БЭЖВ) и способность не одно и то же. Способность - это, скорее всего, степень энергетического напряжения по преобразованию энергии. Тогда пассионарность - степень энергетического напряжения при абсорбировании и преобразовании БЭЖВ человеком и этносом.
  
   Возвращаясь к суперэтнизации этносферы людей, констатируем следующее: суперэтнизация происходит последние 3 тысячи лет регулярно и во всех этносах. Что засвидетельствовано исторически. Процесс усилился и убыстрился в последнее тысячелетие. Римская империя, Тан в Китае 6-9 вв., Испанская, Британская, Польская, Российская, Австро-Венгерская, Османская. Что это, всплеск колониальных потребностей? Геополитические аппетиты? Экономическая необходимость? И это тоже. Но в основе этногенетическое развитие. Империя, как государство многих народов, невозможна без этногенетического обоснования. Такое случается только в третьем периоде этногенеза. Называть Римскую державу 2-5 вв. или США сегодняшние "империей", полный абсурд. Поскольку Римская империя как единое государство рухнула во 2-ом веке. В США американский этнос попросту не созрел для создания государства имперского типа.
  
   Суперэтнизация этносферы потянула за собой глобализацию социальную и экономическую. Не стоит её демонизировать. Процесс естественного этногенеза создал условия к сложению крупных социальных и экономических пространств. Это Европейский Союз для европейского суперэтноса. "МЕРКОСУР" для Южно-Американского. "АСЕАН" в Индокитае. Индийский и китайский суперэтносы организованы в мощные государства. ЕврАзЭС скрепляет экономически русско-евразийское пространство. Мы свидетели интеграции человеческой популяции, этногенетической и социально-экономической. Процесса естественного и необратимого.
  
   Поэтому говорить о том, что где-то нет пассионариев, нельзя. Они есть. В каждом этносе. В разном количестве и качестве. Всё зависит от возраста этноса. Рассмотрим три этнических системы суперэтнического порядка - европейскую, китайскую и русско-евразийскую. "Русско-евразийская", на мой взгляд, наиболее корректно отвечает сложившемуся в этносистеме состоянию. Русский этнос ведущий и численно превосходящий все остальные. "Евразийский" отражает многообразие европейских и азийских этносов в русско-евразийском суперэтносе. А также их выделение из общего контекста.
  
   Европейский суперэтнос складывается после распада итало-римского и Римской империи с 6-го века. Виток этногенетического развития длинной в 1500 лет закончился в 20-ом веке войнами и разобщённостью. Вторая половина века и начало 21-го стали временем европейской консолидации на новом этногенетическом и социально-экономическом уровне. Новый виток этногенеза начинается созданием экономического сообщества, расширением местообитания и включением в общий этногенез несколько десятков этносов. Расширение происходит в основном за счёт европейских. При этом есть желание включить в свою орбиту этносы из другой, русско-евразийской этносистемы. Литовцы, латыши, эстонцы, молдаване, грузины и даже украинцы становятся предметом геополитического европейского внимания. Происходит массовый исход представителей этих этносов в европейское этногенетическое поле. Их включение в общеевропейский этногенез через региональные этносы.
  
   Китайский суперэтнос формировался в течение нескольких тысячелетий, пройдя несколько витков этногенетического развития. В итоге китайцы имеют ведущий этнос хань и вышли к границам своего суперэтнического местообитания. Ко всему китайцы прожили половину очередного витка этногенеза и вошли в третий период - зрелости, наивысшего энергетического напряжения, имперских амбиций. Впереди только расширение территории обитания за счёт рядом живущих этносов. Включение их в общекитайский этногенез. Создание государства имперского типа, но уже евразийского местоположения. Если ранее китайцы занимались чисто внутренними проблемами, то последние 50 лет китайская экспансия вовне многократно усилилась. Культурная, геополитическая, экономическая. Во всём мире. Этногенетическое обоснование экспансии закладывается китайскими мигрантами. Обращает на себя внимание идентификация как великого народа, будущего геополитического гегемона, рост китайского национализма. Остаётся ждать когда "мягкая сила" сегодняшней китайской экспансии приобретёт грубые и жёсткие качества в будущем. Хорошо известные из истории.
  
   Русско-евразийский суперэтнос. А есть ли он? На слуху русские, украинцы, белорусы, Россия, русская цивилизация и далее в том же духе. Писал не раз и повторюсь. Русские как этнос сгенерировались в 9 веке на северо-западе России. До монголо-татарского нашествия русский этнос переживает трудности роста. Детско-юношеские по биофизическим и биохимическим признакам. Тоже самое можно сказать о социальном и экономическом - первичное государство, феодальная раздробленность, распад общего этногенетического поля на несколько субэтносов в границах княжеств.
  
   Власть монгольских ханов оказалась на пользу русским. После борьбы за лидерство русское этногенетическое поле объединяет север и юг, восток и запад. В Московию бегут русские из Польско-Литовских пределов, татары из золотоордынских. Новое государство расширяет территорию за счёт древнерусских земель. Выходит в Поволжье на востоке, на юге колонизируется Дикое поле. Второй период русского этногенеза заканчивается перегревом, Смутой начала 17 века. Она чётко разграничивает период возмужания этноса, роста национального самосознания, занятия исконных земель от следующего - периода зрелости.
  
   Замирение общества позволило взять курс на создание государства иного типа. Усиление и убыстрение этногенеза, вовлечение в общерусский этногенез новых этносов с востока, русских запада только повышало энергетическое напряжение. Рост пассионариев прогрессировал от века к веку. В 19 веке уже можно наблюдать сложение этногенетического поля суперэтнического порядка. Русские, расширяясь во времени и пространстве, органично вбирали в себя представителей иных народов. Кровнородственная этногенетическая ткань русско-евразийского суперэтноса стала той основой, которая позволила создать величайшее государство - Российскую Империю.
  
   Таким образом, русские становятся ведущим и титульным этносом во вновь образовавшейся этнической системе. А русская культура, обретая в новых народах свои истоки и продолжение, получила своё русско-евразийское цивилизационное обоснование. Интегративные процессы в периоде зрелости впечатляющи. Но в конце 19 - начале 20 вв. происходит что-то непонятное. Расселение русских на огромных пространствах Российской империи, миграции из деревень в города, реструктуризация российского общества (появляется рабочий класс, увеличивается слой крестьян вышедших из общины и т.д.) сопровождаются смешением русских из разных регионов между собой, а также с аборигенами. Этногенетическое и социально-экономическое убыстрение вызывает перегрев. Энергетические возможности русско-евразийской системы оказываются на грани. Наступает кризис пиковой нагрузки. "Акматическая фаза" по Гумилёву. Пассионарность русского этноса зашкаливает и выливается в революции и гражданскую войну.
  
   Всякая этническая система в течение жизни раздираема двумя разнонаправленными процессами - интеграции и дифференциации. Интегративные сильны в первых периодах этногенеза, распад сопровождает период этногенетического старения этноса. Первый и второй периоды заканчиваются "точками бифуркации" или надлома, когда интеграция этноса сменяется на время дезинтеграцией (феодальная раздробленность Древней Руси, Смута начала 17 в. в Московском государстве). Система возвращается к своему привычному состоянию и продолжает интегрироваться.
  
   Акматическая фаза или момент перелома, невозврата запускает необратимые дезинтеграционные процессы. Казалось бы, после передряг революции и гражданской войны русско-евразийский суперэтнос вновь консолидируется на пространстве СССР. Происходит непомерное ужесточение этногенетической и социально-экономической конструкции. Однако уже в 1922 г. случается то, что спустя десятилетия развалит страну. Крупные этносы получают видимость самоопределения в границах своих национальных образований. Союзные республики стали прообразами будущих самостоятельных государств русско-евразийского пространства. Кто-то подумает: не давали бы им воли, Советский Союз мог существовать и теперь.
  
   Мы можем влиять на социальное и экономическое, ведь это плоды работы нашего интеллекта. Но изменить течение этногенеза вряд ли возможно. Рано или поздно распад этноса произойдёт и он "состарится". Так будет и с русскими, вошедшими в период старения. Такой вывод не устраивает многих. Ведь так не хочется терять своего былого влияния, мощи, территорий. Ещё двадцать лет назад мы были единым русским народом, а сегодня уже "братские", "восточнославянские", "дружественные" (ох, каких только слов не выдумают!) русский, украинский и белорусский. И вовсе выходит из обихода "советский народ", этноним, имеющий идеологическое происхождение.
  
   Что это, злые козни Запада? Происки внутренних врагов? Или, всё-таки, естественный этногенетический процесс? Мы повторим судьбу многих народов и потеряем окончательно свои огромные территории и станем обычным этносом в границах Московского государства 16 века? Картина очень жуткая и правдоподобная. Для этого есть все условия: ослабление русского этногенетического поля после революций, войн, голода, исхода русских из мест обитания в другие этносы. Нарастает поток мигрантов с бывших окраин империи на освободившиеся территории. Свято место не бывает пусто. Социальные и экономические причины подталкивают жителей Кавказа, Средней Азии, Молдавии искать лучшей доли в благополучной России. Что вызывает негативную реакцию ослабленного русского этноса, боязнь ассимиляции и потери своих территорий.
  
   Мигранты поневоле наши сегодняшние или бывшие сограждане. Они ещё не совсем забыли совместное проживание в границах единого государства. Их культурная ассимиляция возможна и показана. Вслед за ними, в случае китайской экспансии на Иранское нагорье, или войны Запада против Ирана можно ожидать более сильной миграционной волны на север в Россию. Которая может захлестнуть подобно цунами и потопить Россию как государство. Такие примеры есть в истории. Так степняки севера и запада входили в Китай, германские племена захватили Европу и уничтожили Римскую империю. Следствием всегда была варваризация культурного пространства, распад этногенетического поля и государства. Мы хотим того же? Но как избежать катаклизма?
  
   Десять суперэтнических пространств современности развиваются по общим законам этногенеза, но имеют свои особенности. При всей своей схожести процессы суперэтнизации и глобализации этносферы людей идут в разных регионах по-разному. Что не отменяет конечной цели - интеграции человечества в единую этническую систему и цивилизацию. Поступательная эволюция через этногенетические и социально-экономические кризисы привела к возвышению в 20 веке двух систем. Условно названных Западом и Россией. Их противостояние имело не только идеологический характер. И не просто желание завоевать колонии ради каких-то экономических выгод. Этногенетическое развитие европейского и русско-евразийского суперэтносов причина и следствие, исходная основа и конечный результат. На одной стороне европоцентризм, трансформировавшийся в евроатлантизм, на другой - панславянизм, приобретший личину советского социализма. Может показаться абсурдным, но панславянизм, ставший идейным оформлением русской экспансии в Российской империи, при смене правящих режимов в условиях наивысшей интернационализации советского общества получил продолжение в идее российских социалистов "всемирной революции". Не что иное, как стремление к мировому господству.
  
   Не так давно мир делился на две половины - Запад и СССР. Был достигнут предел наивысшей интеграции. Во второй половине 20-го века появляется третья сила - страны Движения Неприсоединения. Распад Советского Союза, казалось бы, дал карт-бланш США и западной цивилизации в целом. Американское устремление к мировому господству реализовывалось без особых усилий и войн. Почему же они споткнулись на этом пути? Нет сил, способных всерьез противостоять. Запад по инерции продолжает политику подчинения (мягкого или жёсткого) в своих корыстных интересах. Почему не наблюдается успехов подобных колониальным завоеваниям? А социальное и экономическое положение в Европе и США оставляет желать лучшего?
  
   Обратимся к этногенезу американского этноса. Сложившийся, в основном, из европейских мигрантов, позже включает в себя выходцев из Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, потомков рабов-негров, а также аборигенов-индейцев. На примере американского этноса наблюдается чётко исторический момент "рождения" и первоначального формирования системы, этнического самосознания. Социальная и экономическая успешность американцев не должна вводить в заблуждение. Этнос прожил первый период "детства и юности". Создал государство. Формируется этническое самосознание. Но впереди период "возмужания", временного раскола этногенетического поля, борьба его отдельных частей за лидерство внутри системы. К этому добавляется завоевание извне. Смешно, не правда ли?! Ну, кто может завоевать "сверхдержаву" современности? Многие уверены в непотопляемости США. А зря. При определённых условиях за расколом этногенетического поля последует распад государства. Этногенетическое и социально-экономическое напряжение нарастает. Раскол этногенетического американского поля уже наметился.
  
   В условиях распада биполярного мира (СССР - США), происходит обособление этногенетических и социально-экономических пространств. Суперэтнизация этносферы и глобализация цивилизаций - двуединый процесс. Их сегодняшнее существование вряд ли требует особых доказательств.
  
   1. Русско-евразийский суперэтнос (в границах бывшего СССР) в стадии временного распада и реструктуризации взаимосвязей и взаимоотношений. Система стремится к объединению распавшегося этногенетического поля социальными и экономическими проектами. Евразийский Союз - конечная цель.
   2. Европейский суперэтнос (к западу от границ бывшего СССР) начинает новый виток этногенеза. Происходит этногенетическая консолидация европейского пространства. Делаются попытки объединения в едином социальном и экономическом пространстве Европейского Союза.
   3. Китайский суперэтнос (в границах КНР) готов после социально-экономической экспансии приступить к расселению в ближайшие этнические системы. Оно будет сопровождаться созданием государства имперского типа и евразийского местоположения.
   4. Индийский суперэтнос (включает территории Индии, Пакистана, Непала, Бангладеш, Шри-Ланки) имеет ведущий этнос хиндустанцев, консолидируется.
   5. Индокитайский суперэтнос занимает полуостров Индокитай и часть островной Юго-Восточной Азии. Здесь наблюдается политическая и экономическая интеграция.
   6. Африканское суперэтническое пространство (южнее пустыни Сахара) представляет собой слабо интегрированные этносы.
   7. Афро-азиатский суперэтнос (Юго-Западная Азия и Северная Африка) с ведущим этносом арабов также вступает в третий период этногенеза. Повторят ли арабы свою экспансию 6-9 вв. в новых исторических условиях?
   8. Североамериканское суперэтническое поле включает три государства - США, Канада, Мексика. Наиболее вероятна экспансия мексиканцев по Северо-Американскому континенту при ослаблении США.
   9. Южно-американское этногенетическое поле также разнородно, но стремится к консолидации. Здесь есть вероятный лидер - бразильцы.
   10. Австрало-островное этногенетическое поле также в стадии сложения и первичной консолидации.
   И в заключении в качестве прогностического экскурса. Основные события последующих столетий будут разворачиваться на Евразийском материке. 800 лет назад алтайские народы, которые известны нам как монголо-татары, начали свои завоевания. Их результатом стало образование огромного евразийского государства. Монголосфера изначально распадалась на несколько улусов. Однако, завоеватели своими действиями обозначили границы будущего евразийского этногенетического поля, будущей империи. В него входили китайское, русско-евразийское и восточная часть афро-азиатского пространства. Возможно, это Великая Евразия будущего?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"