-Про твои японские выкрутасы мы еще поговорим, - сабоним строго хмурит брови. Ну, типа пугает.
"Ой, боюс, боюс..." Я пожимаю плечами. Ничего ужасного за мной не числится. Во время поездки в Японию я вел себя вполне прилично. На мой взгляд. Видимо, опять что-то не понял в загадочной азиатской душе. Ничего, переживем: Агдан я или кто? Все от меня так и ждут какой-нибудь выходки. Приходится оправдывать ожидания: ноблесс оближ...
-Да, вот еще что, - директор делает паузу, словно подбирает слова. Понятно. Обдумывает, как обратиться ко мне с просьбой, чтобы это выглядело внушительным требованием начальства. Плавали, знаем.
-Слушаю вас, сабоним.
-Дядюшка Хван был очень недоволен твоими знаниями о музыке трот. Я тебе об этом говорил еще до отъезда, если ты помнишь.
-Помню, сабоним. Вы объяснили ему про амнезию. Господин Хван еще любезно предложил помощь в ликвидации моих пробелов. Вот только времени не было, - с сожалением вздыхаю я, надеясь, что СанХен не будет настаивать. Не думаю, что его интересует старье в стиле трот. Он скорее озвучит мою амнезию, тем более, шила в мешке не утаишь. Недаром представитель отдела по связям с общественностью Си-групп накануне тусовался в агентстве. Они с директором думают, как лучше подать эти сведения, чтобы они взбудоражили эту самую общественность, но со знаком плюс.
-Хорошо, что помнишь. Но я не об этом. Видишь ли, Джон Хван выступил с твоей песней, и, можно сказать, вернулся на эстраду с триумфом. У него сейчас есть несколько выгодных предложений, но согласись, не может же он выступать с одной песней и старыми хитами? Мы дали ему надежду, а теперь должны сказать, что на него нет времени?
-А, понимаю, вы предлагаете написать еще несколько песен для господина Хвана, - не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, чего от меня хочет директор. - И чтобы в них стиль трот сочетался с современной музыкой?
-Рад, что ты понимаешь. - Сан Хен вздыхает. Знаю, что времени нет, но и подводить человека нехорошо... Поэтому не могу требовать, только прошу, вдруг получится... У тебя несколько дней отдыха, может, придет что-то в твою голову?
***
Вообщем-то, СанХен прав. Я и сам понимаю: надо помочь. Дядюшка мне симпатичен. Тем более что я могу это сделать: у меня в памяти, как оказалось, огромное количество примеров эстрадной классики еще со времен юности моей бабушки. Так уж и быть, найду возможность, уважу старого певца. Заодно расширю возрастной диапазон слушателей, попробую завоевать сердца публики постарше, почему бы и нет?
***
При встрече полюбопытствовал, какими иностранными языками владеет Джон Хван. Оказалось: английский (терпимо), японский (лучше), китайский - ого, на хорошем уровне, и... французский! Я ведь совсем ничего не знал про дядюшку Хвана, то есть: где родился, где учился, где жил... А жил он (та-дам!) во Франции, и довольно долго. По некоторым намекам я понял, что времена у дядюшки были трудные, раз уж он не гнушался петь даже в третьесортных ресторанчиках, но... это же здорово! Адамо, Дассен, Азнавур - их песни мелодичные, пожилые дядечки и дамочки в ресторанах часто заказывали "Падает снег", "Вечную любовь", "Така-та" или "Если б не было тебя". На английском - у меня в запасе Фрэнк Синатра, Дин Мартин, Том Джонс, да и из наших эстрадных песен 60-80-х годов можно выбрать подходящие. А еще есть "ну что же ты, Иглесиас"! Я уж не говорю про итальянцев. Голос у дядюшки неплох, может, не итальянское бельканто, но хорошо наполненный тенор, высокие ноты берет чисто, на низких звучит душевно. Споет не хуже Азнавура! Вообщем, несколько дней потратил на воспроизведение, аранжировку и адаптацию эстрадного старья - пардон, классики, - но дело того стоило. Некоторые песни не переводились на корейский, вернее, переводились, но уж больно коряво получалось. А портить свою репутацию мне не хотелось. Пришлось оставить как есть, на французском. По опыту Кирин я усвоил, что корейцы - те еще квасные... нет, точнее сказать - "кимчишные" патриоты, иностранный воспринимают лишь в малых дозах.
Так или иначе, с концертом пришлось повозиться. Полностью занять эстрадное время у дядюшки не получалось. Увы, возраст не позволял исполнять все песни подряд, даже с антрактом. Сан Хен решил подключить ресурсы агентства, разбавить выступление Джон Хвана группами ФАН. Остановились на "Стар Джуниор", и "Грейс". Они должны исполнить несколько известных песен в стиле трот, от меня потребовалась только аранжировка в более современном стиле. У самого мэтра девять песен: "Так хочется жить" - ну это естественно. Потом еще тройка старых хитов, так сказать, визитная карточка певца. Ну и пять новых: "Sway" (когда-то в исполнении Дина Мартина), "Tombe la neige" (Адамо), "Et Si Tu N'Existais Pas" (Джо Дассен), "Money Bang Bang" (корейская песня, которую я разучивал еще в институте, причем, про стиль трот тогда я даже не задумывался, а оказывается, мне он в принципе знаком). Ну и в заключение - песня, которую я помнил в гениальном исполнении Градского: "Ничто на земле не проходит бесследно..." Уж очень она дядюшке Хвану подходит. И по стилю, и по духу. Хотя отделаться от странных ощущений было трудно. Пахмутова и Добронравов в этом мире были уж очень ... нет, вполне к месту, но все это слишком уж попахивало сюрреализмом.
Честно говоря, идея писать для пожилых меня увлекла. Ну не пропадать же добру! И пусть прозвучат в этом мире и "Парадиз", и "Дилайла", и "Бенсонхертский блюз", и "Манчестер-Ливерпуль", - музыка, популярная, по словам моих родителей, не меньше самой программы "Время". Далида, Лафоре, Оскар Бентон, Бандерас с его темпераментной "Десперадо",- дело за малым: перевести. Кстати, можно подумать и о совместном выступлении. Оставил для себя "Под небом Парижа", "Падам". Даже представил, как будем исполнять. Типа уличное выступление довоенной поры. Мода конца тридцатых, аккордеон, шарманка, старый клошар, ну, или уличный певец, я - под Эдит Пиаф, моего голоса должно хватить. Клип будет в черно-белых тонах, как в старом кино. Можно поиграть цветом, но я подумаю об этом завтра. То есть позже. На потом оставил и есенинское "Не жалею, не зову, не плачу". Начал было переводить, но уродовать шедевр сырым переводом не хотелось. Ладно, будет время и вдохновение, попробую снова.
Плотно поработать с дядюшкой не удалось, оставил ему заметки - типа, "мне так слышится". И еще раз убедился, что "старый конь борозды не испортит". На финальном прослушивании я был доволен. Джон Хван учел мои пожелания. Думаю, чутье певца трот не подвело. Если и сделал что-то по-своему, то потому, что хорошо знает публику. И ее реакции. Опыт, однако...
***
День Х. Концерт Джон Хвана.
Строчку из песни Добронравова вынесли в название концерта: "Ничто на земле не проходит бесследно". Было интересно, как воспримут музыку другого мира, да еще такую "несовременную". Правда, в зале я углядел в основном пожилых, но и молодежь тоже присутствовала.
Первую песню "Так хочется жить" публика приняла хорошо. В последнее время она часто звучала на радио, по телевидению, ее знали. Потом - визитная карточка Джон Хвана, про какого-то мужчину в желтой рубашке. Теперь-то я ее тоже знаю, а на шоу - увы, не смог ответить. Следом выступили ребятки из "Стар Джуниор", сыграли миленькую мелодию в старых ритмах (послушать можно в дораме "Шоумен", серия 10, на 42 минуте). Потом в ход пошел Адамо. Французский я смешал с корейским, когда Джон Хван пел на французском, позади высвечивались субтитры, так что смысл был всем понятен. В зале несколько долгих мгновений было тихо, я даже испугался, что народ не понял и не принял французскую эстраду, но нет, все в порядке, просто зрители немного тормознулись. А, вот теперь вижу: понравилось.
"Sway" артистичный дядюшка исполнил с бокалом и сигарой. (Примерно так: https://www.youtube.com/watch?v=jx0llzSntd8) Зрители взвыли от восторга.
Пока выступали девушки из "Грейс", а после них - снова "Стар Джуниор", Джон Хван отдыхал. Да, возраст, однако. Ему уже где-то за семьдесят. Гримеры, конечно, постарались, выглядит он моложе своих лет, да и вроде бы довольно бодр, за сердце не хватается, одышкой не страдает, на лице - радость. "Поймал волну", есть контакт со зрителем, - это придает ему сил.
Потом был еще один старый хит Джон Хвана, в зале подпевали, видимо, песня была в свое время хорошо известна.
После небольшого антракта - снова старый хит. И снова зрители подпевают, мелодия легкая, слова простые, - в стиле трот есть много общего с европейской и американской эстрадой шестидесятых. Потом зал просто сходит с ума от нежнейшей "джодассеновской" "Et Si Tu N'Existais Pas" . Еще одна - та самая корейская в стиле трот, только из моего мира. Заводной ритм, - вижу, что нравится. Затем дядюшку сменяет молодежь, давая ему отдохнуть перед заключительным выходом.
***
-Сегодня на концерте вы услышали несколько старых песен. Когда-то их пела вся страна. И не исполнить их я просто не мог. Но остальные ... Как вы уже знаете, они были написаны специально для этого концерта нашим юным композитором и поэтом, чье имя в последнее время тоже известно в Корее всем - Пак Юн Ми! И я безмерно благодарен ей за возможность стоять здесь перед вами, на этой сцене. Еще недавно я чувствовал, как уходит время, словно вода утекает сквозь пальцы, и так же мы уходим в забвение. Но сейчас я понимаю, ничто не проходит бесследно. И наша ушедшая юность остается с нами навсегда.
Песни, написанные Пак Юн Ми для этого концерта, прекрасны! Когда я услышал их, то не смог сдержать слез. Как смогла эта совсем еще юная девушка понять и выразить в стихах мои тайные мысли, чувства, желания? Откуда она знает, чего я боюсь и чего хочу? И как она нашла столь пронзительные по силе слова, от которых сжимается сердце? Я не устаю удивляться ее таланту...
***
Оглянись, незнакомый прохожий,
Мне твой взгляд неподкупный знаком...
Отзвучали последние аккорды, и я увидел слезы на глазах зрителей. Они аплодировали стоя и плакали. Плакали немолодые аджумы, поклонницы певца со времен его юности, старались сдержать слезы пожилые мужчины, плакали впечатлительные девушки, стояли с задумчивыми лицами парни. Мне было одновременно и стыдно и радостно. Вроде бы уже давно постарался избавиться от мук совести. Ну не узнали бы в этом мире Пахмутову, не услышали бы его проникновенных слов Добронравова, что дальше? Я-то их знаю, почему бы не поделиться с людьми? Ведь в этом и заключается главная задача искусства: дать людям почувствовать красоту, сделать их чуточку лучше, добрее, искреннее...
***
Уже за кулисами я увидел, как побледнел и слегка пошатнулся Джон Хван.
-Дядюшка, что с вами? Вам плохо?
-Ничего, девочка, все в порядке. Я просто устал. Для такого старика как я отработать полную программу, да еще после длительного перерыва - тяжелый труд. Но посмотри на них, - он повел головой в сторону зала, - правда, это того стоило?
А у меня сжалось сердце. Надо бы поберечь старика.
-Дядюшка!!! Нет!!!
Словно со стороны я вижу себя на коленях перед старым певцом... Рассыпавшиеся цветы... осевший на руках персонала Джон Хван... мои неконтролируемые рыдания... И ввинчивающийся в мозг звук сирены скорой помощи...
***
Дом семьи Ким
-Говорят, Джон Хвану стало плохо после концерта. Увезли в больницу. В его возрасте нагрузки должны быть по силам, а он возомнил себя молодым, - бабушка Му Ран хмурит брови и осуждающе "цокает" языком.
-Зато песни были хороши, - улыбается дедушка. - Очень хороши. Даже не знаю, какая мне понравилась больше. Невестка молодец. Жаль...
-Чего жаль? - не понимает Му Ран.
-Жаль, что эта девочка не будет женой нашего внука.
-Хм, кто знает... Помолвка хоть и ненастоящая, но они вынуждены играть роль влюбленных, встречаться, и как будут развиваться их отношения, сказать не могу.
-Все ты можешь, - беззлобно усмехается дедушка, - а то я не вижу, что ты задумала. Только ни к чему все это. Я очень люблю нашего внука, но хорошо его знаю. Он - обычный парень. И станет обычным мужем. Попытается посадить ее в клетку, подрезать крылья. И сам будет страдать, и ей жизни не даст. Не так воспитан. У него твердые понятия о том, как нужно вести себя в семье. И с другими. А она ломает эти представления не задумываясь, устанавливает свои правила. Не будут они вместе... Жаль, я бы хотел такую невестку. Но на ее месте я бы как можно скорее разорвал помолвку, пока это не зашло слишком далеко... Я не хочу видеть Чжу Вона с разбитым сердцем.
-Может, ты и прав, - соглашается пожилая женщина. И тихо вздыхает про себя: "Надеюсь, это не зашло далеко. Еще не поздно..."