Аннотация: рассказ отредактирован для конкурса ХиЖ 2010
"Сторона славы"
Фантастический рассказ.
Вот уже пятнадцать лет, как художник Иван Спицын писал свои картины. Он был пейзажистом. Точнее, он был художником-любителем. Были у него и Лунные пейзажи и красные пески Марса, и оранжево-голубые реки Бетельгейзе. Только все это было не то. Все это давно было изучено и написано другими художниками, а для того, чтобы сделать свою выставку нужно было что-то совсем уж необыкновенное. А мечта такая у Ивана Спицына была. Любой художник мечтает о своей выставке. Вот только все эти лунные пейзажи, пески Марса, реки Бетельгейзе и пояса астероидов давно уже не котировались. Нужно было находить что-то новенькое. Что-то такое, чего еще никто не видел. Новые пейзажи были в редкость и их искали практически все художники. Вот только где?
В этот раз, как впрочем, и в предыдущее время, он решил попытать счастья и найти новые пейзажи. В прошлый раз он летал в созвездие Лиры, и хоть пейзажи там были не ахти что-то, но, все же, это было лучше, чем рисовать всеми давным-давно уже "заезженные" пейзажи Марса или Луны.
Иван уселся на свое любимое кресло в своей передвижной космической художественной мастерской и набрал на пульте управления координаты планеты, на которой хотел бы оказаться. На этот раз он тоже решил не "размениваться" на ближайшие созвездия, а посетить далекое созвездие Лиры. Это был риск. Не каждый художник в своей художественной мастерской решался на дальние космические перелеты. Тем более что и в Солнечной системе еще было много возможностей для творчества. Но Ивану нужно было что-то необычное. Это, можно сказать, была его "идея фикс".
На пульте управления загорелись координаты одной из планет в созвездии Лиры. Там уже бывали художники, но не все решались снова повторить этот путь. Всякий поймет, что если до Марса пространственный перескок длился около полутора часов, то до созвездия Лиры, как минимум дня три. И это на пределе работы техники космолетов. Иван решился на этот шаг.
- Все системы к полету готовы, - известил своим металлическим голосом корабельный компьютер Ивана. - Задайте режим работы полета и подтвердите координаты полета.
- А-а-а, чего уж там, - сказал сам себе Иван и задал корабельному компьютеру самый максимальный режим. - Чем быстрее доберусь, тем быстрее приступлю к работе. Чем быстрее приступлю к работе, тем быстрее ее закончу. А время не ждет. Скоро объявят конкурс на личные выставки в этом году. А у меня пока ничего существенного нет. Да еще и Нинка, жена... Опять будет бурчать, если больше чем на неделю пропаду.
- Режим полета принят, - сказал корабельный компьютер. - Подтвердите координаты полета.
Иван сидел в раздумье.
- Подтвердите координаты предыдущего полета или задайте новые, - снова услышал он из динамиков железный голос корабельного компьютера.
- Будто сам не знаешь, - пробурчал в ответ Иван, как будто компьютер мог его понять, и начал вводить координаты своего предыдущего полета к созвездию Лиры.
В этот момент в углу кабины что-то шевельнулось. Иван заметил это движение, но решил не отрываться от введения координат. Дело это было муторное, и любая ошибка могла привести к непоправимым последствиям. И тогда вместо созвездия Лиры художник мог оказаться на берегу метанового болота в созвездии Пса, а вместо зеленого солнца ему бы светило ярко-бордовое.
- Замри, - шикнул на этого кого-то Иван, не отрывая своего взгляда от экрана монитора и вводимых координат.
Между тем, этот кто-то в углу пилотской кабины явно не хотел замирать. Он наоборот проявлял все более настойчивые попытки выбраться из угла комнаты, но что-то ему мешало.
- У меня там, в углу стоит мольберт, - начал беспокоиться художник. - Уронит еще.
Только он об этом подумал, как мольберт полетел на пол. За ним полетели краски и бумага для эскизов.
Художник отвлекся от ввода координат. Он только и успел увидеть, как из угла кабины пилота к пульту управления метнулся перепуганный кот Барсик.
Барсик был любимым котом жены Ивана, ну и его естественно, а потому (опять же по мнению художника), мог появиться где угодно, когда угодно в каком угодно месте, и без какого-либо разрешения.
- Стой! - закричал Иван коту. - Только не на пульт! Я еще координаты...
Зычно мяукнув, Барсик "взлетел" на пульт управления и устроился на той самой кнопке, которую Иван и не успел нажать для ввода координат.
-... не ввел, - опоздало выдохнул художник.
Барсик, все еще перепуганный падением мольберта, ошалело озирался по сторонам.
- Откуда ты тут взялся? - сердито посмотрел на своего кота Иван. - Кто вот теперь знает куда мы полетим?
Барсик успокоился, как будто и не было такого нервного потрясения для него от падения мольберта и, сидя на пульте управления, вылизывал себе лапу.
- Расчет топлива готов, - снова возвестил компьютер. - Топлива хватит на весь полет и возвращение обратно. Дайте команду на взлет.
- Ну и ладно, - махнул рукой Иван. - Раз топлива хватит, значит летим.
Художник еще раз посмотрел на координаты, которые с помощью Барсика он ввел в компьютер и нажал на кнопку взлета.
- Пойдем, Барсик, порядок наводить, - обратился он к своему коту. - Не высаживать же тебя теперь. Придется тебе со мной лететь. А так и мне скучно одному не будет.
- Мр-р-р-р, - довольно проурчал в ответ Барсик и, спрыгнув с пульта управления, потерся о ногу хозяина.
*****
-Куда-ж это нас несет? - Иван озабочено посмотрел на монитор радара. - Вот уже неделю как мы вылетели с Земли. До сих пор никуда не прилетели. Не понимаю, как такие режимы техника выдерживает?
Кот терся около ноги хозяина.
- Куда ты нас послал, а? - художник посмотрел на кота, будто бы ожидая от него ответа.
- Мяу, - коротко ответил кот.
- Очень информативно, - съязвил Иван. - Координаты нажимать можем, а понять куда летим, никак не можем.
Художник подошел к бортовому компьютеру.
- Попробуем спросить у этого "железа", куда мы летим, - сказал он вслух.
- Я информационная логическая система, а не "железо", - вдруг неожиданно выдал компьютер. - А прибываем мы через пять часов. Нечего тут скандалить.
У Ивана от неожиданности отвисла челюсть.
- Че-е-е - го-го? - заикаясь, спросил он, все же думая, что это все ему показалось.
- Да ничего-го-го, - передразнил его компьютер. - Через пять часов прибываем. Не веришь, можешь посмотреть в иллюминатор с правого борта. Если увидишь, конечно. Маленькая зеленая планетка диаметром всего сто километров. Вращается вокруг розового солнца. Вращается так, что голова закружиться может.
- Но-но-но, - снова стал заикаться художник. Потом взял себя в руки и уже более отчетливо произнес: - Но мне не нужно туда. Мне совсем не туда было нужно. Я и не был ни разу здесь. Что я здесь буду рисовать? Еще неизвестно какая тут атмосфера.
- Чего занокал, - голосом официантки из плохого бара произнес компьютер. - Координаты сами задавали. Чего ж вы от меня хотите? Не верите, могу показать координаты на мониторе.
Не успел Иван ответить, как на мониторе зажглись координаты планеты, и для сравнения те координаты, которые были заданы Иваном и его котом Барсиком перед началом полета.
- Больно мне нужно вас обманывать, - обиженным голосом произнес компьютер.
Художник никак не мог осознать происходящего. Но самое его большое потрясение было в том, что бортовой компьютер заговорил разными голосами, а не своим обычным железно-монотонным.
- Что бы это могло означать? - этим вопросом Иван промучился до самой посадки.
- Мы сели, - проговорил компьютер мягким женским голосом стюардессы через пять часов пятнадцать минут после того, как он вообще начал говорить. - Температура за бортом нормальная. Воздух соответствует земному. Можно выходить.
- Он должен был сообщить об этом сухо и кратко, - подумал Иван. - Без всяких там добавлений.
- В чем дело? - снова осведомился компьютер тем же мягким, женским, бархатным голосом. - Ты собираешься выходить и творить свои шедевры?
- Да иду уже, - сам не понимая почему, ответил компьютеру художник.
-Странно это все, - подумал Иван, выходя из корабля на планету.
*****
Планета для художника оказалась просто необыкновенной. Она как будто была предназначена для работы художника - пейзажиста.
- Таких пейзажей уж точно не будет ни у кого, - радовался Иван, творя очередной свой шедевр. - Прозрачный воздух, голубые до рези в глазах озера. И все это освещало нежно-розовое солнце.
- Теперь уж комиссия точно предоставит мне зал для моей выставки, - думал Иван, начиная двенадцатую свою картину на планете.
Дело у Ивана спорилось хорошо. Ему даже порой казалось, что кто-то водит его рукой по полотну, помогая вырисовывать пейзажи. Не было ни одной загубленной работы. Не было ни одного неправильно сделанного мазка.
Кот Барсик тоже радовался. Правда, по-своему. Разогнав по близости всех птиц, он все дальше и дальше убегал от корабля. Но, как Иван ни волновался за своего питомца, тот всегда вечером возвращался обратно на корабль. Иногда, когда художник сильно уставал, он с Барсиком ходил в ближайшую рощу и смотрел, как кот там гоняет птиц.
Вот тут-то Иван и заметил одну странность. Дома Барсик если и гонялся за птицами, то уж одну-две ловил точно. Иван это знал потому, что не раз на Земле на его кота жаловались бабушки, сидящие на лавочке и кормившие семечками голубей и воробьев. Уж там Барсику было, где развернуться. А тут у Барсика как будто бы охотничий инстинкт пропал напрочь. Он бросался за птицей, а та спокойно сидела и будто бы ждала его прыжка. Но когда казалось, что птица вот-вот уже окажется в лапах кота, она спокойно перелетала и садилась на новое место немного поодаль. И что самое интересное, сидела и смотрела, пока кот к ней снова не подберется и снова не прыгнет. Потом с тем же невозмутимым видом птица опять перелетала на другое место, а Барсик, с обескураженным видом, сидел и никак не мог понять, как же такое могло произойти. И так повторялось раз за разом.
Любимцу Ивана так и не удалось за все время его присутствия на планете поймать ни одной птицы и ни одной мыши.
- Интересно, - думал Иван, глядя на все это действо, - кто тут с кем в кошки- мышки играет?
Впрочем, время шло. Художник заканчивал свою очередную картину. Компьютер продолжал "умничать" бархатным голосом "стюардессы", а кот Барсик безуспешно пытался поймать хоть какую-то местную "умную" живность.
Ивану оставалось сделать всего лишь несколько мазков, чтобы закончить картину, как его передвижная мастерская-корабль подал световой сигнал.
- Ну что там еще? - недовольно буркнул Иван. Он очень не любил, когда его отвлекали от работы.
Корабль продолжал мигать всеми огнями.
Художнику пришлось отвлечься и пройти на корабль.
- Пора собираться домой, - проговорила своим бархатным голосом "стюардесса". - Топлива только-только хватит, чтобы долететь до Земли. Иначе будут на орбите ловить.
- Понял, - кивнул головой художник. За месяц, который они здесь находились, он уже привык не спорить с компьютером. Все-таки компьютер управлял кораблем и знал, сколько топлива осталось.
Только Иван собрался выйти из переходного отсека, чтобы поймать своего кота и собрать свои вещи с полянки, где рисовал, как в динамике на пульте управления снова раздалось шипение.
-... и еще вот тут, - Ивану показалось, что его корабельная "стюардесса" проговорила это с нотками ревности.
- Что еще? - поторопил Иван компьютер.
-... Тут еще вот от жены твоей послание, - снова услышал художник бархатный голос. - Домой зовет. Тебя уже месяц дома нет, и никто не знает, куда ты делся. Ищут тебя. В набат бьют.
- Тогда точно лететь пора, - сказал Иван. - Я свою Нинку знаю. Она и дома-то не больно работать мне дает. А тут на целый месяц пропал. Барсик, Барсик.... Где ты кот-путешественник? Иди сюда. Мы возвращаемся домой. Пора.
Через час все вещи были уложены.
Иван сидел в пилотском кресле. Кот Барсик сидел у него на коленях.
- Мы готовы. К вылету готовы. Набери код планеты, - проворковала "стюардесса". - Пристегни ремни.
- Чего сделать? - не понял Иван. - Какие еще ремни? И кто это мы? Здесь только я и Барсик.
- А меня в счет ты уже не берешь? - "проворковал" компьютер бархатным голосом.
- С ума можно сойти, - Иван схватился за голову. - Прилетим на Землю, отдам корабельный компьютер в починку.
- Следи за Барсиком, чтобы снова на пульт не прыгнул, - обиженно предупредила "стюардесса". - А то опять залетишь не туда куда хотел.
-Давай уже взлетать, - Ивану надоели эти поучения компьютера. Он быстро набрал код Земли и нажал кнопку пуска.
Корабль плавно оторвался от планеты.
*****
Дома Ивана ждал страшный скандал. Мало того, что долго отсутствовал дома, так еще и любимого кота своей супруги с собой увез.
Ситуацию не помогли уладить даже картины, которые он показал своей жене. Она, почему-то не очень одобрила очередной вояж художника по вселенной. А уж любимого кота, который путешествовал не знамо где, мужу вообще простить не могла. В семье явно намечался разлад. Художник все чаще ночевал теперь в своей передвижной ракете-мастерской, но старался не включать приборы, так как топлива после последнего полета осталось совсем мало, а купить его было не на что.
- Зря Нинка все последнее топливо из ракеты слила, - думал Иван, лежа у себя на кушетке в кабине пилота. - Могла бы немного и оставить. Хотя с другой стороны оно и понятно - не хочет она, чтобы я больше так надолго улетал.
Все же художнику один раз пришлось включить в своей мастерской энергию, чтобы компьютер смог ему сообщить, когда начинается конкурс, к которому он так готовился.
Иван ожидал снова услышать бархатный голос своей "стюардессы-компьютера", но вместо этого услышал металлический скрежет робота из динамиков.
- Конкурс начинается в этот четверг, - лаконично проскрежетал робот и отключился.
- Мог бы и еще что-нибудь сказать, - заметил Иван. - Куда же подевался твой бархатный голос?
Робот ничего не ответил. От былой "стюардессы" не осталось и следа.
Впрочем, Ивану сейчас было не до этого. За несколько дней он должен был отобрать десять самых лучших своих работ и предоставить на конкурс.
Он все так и сделал.
Что творилось в эрмитаже, где было выставлены все работы участников-конкурсантов, можно объяснить только количеством посетителей. Эрмитаж был переполнен. Это было буйство красок. Тут были натюрморты и пейзажи, портреты и графика. Все в разных стилях и все было настолько разнообразно, что у посетителей порой "дух захватывало" от "буйства красок" картин. Все картины были нарисованы разными художниками не только на Земле, но и на других планетах и даже в других галактиках.
Иван ходил и разглядывал работы других художников и совершенно не заметил, как в зале, где выставлены его картины, собралось очень много людей. Это можно даже было назвать толпой.
- Какие картины, - прошел по всему эрмитажу вздох. - А кто художник? Где он это рисовал?
Иван заинтересовался, и подошел к людям, которые разглядывали его картины, желая узнать, что так же привлекло их внимание.
Шепот начал перерастать в гул.
- Кто художник этих картин? - раздавалось с разных сторон. - Скажите, кто художник? Отойдите от картины, нам отсюда не видно.
-...Иван Спицын, - выкрикнул кто-то из тех, кто стоял поближе к картинам. - Здесь написано, что эти пейзажи написал художник Иван Спицын.
Иван не поверил своим ушам. Его картины привлекли внимание. Все эти люди смотрят его картины.
- Где этот художник? - крикнул кто-то из толпы. - Я немедленно хочу с ним познакомиться. Пусть он сюда придет.
Люди, смотревшие картины художника, начали волноваться все больше и больше. Им очень хотелось познакомиться с Иваном. Иван стоял за их спинами и скромно молчал. Сколько раз в своих мечтах он представлял, как выйдет перед своими поклонниками, как и что будет им говорить, а затем благожелательно, скромно потупив глаза, кивать головой в ответ на их похвалы и просьбы продать его картины. И вот... этот момент настал, а он... стоит и молчит.
- Пригласите нам художника этих картин! - раздавались возгласы то с одной, то с другой стороны. - Мы хотим видеть этого художника. Где он?
- Я здесь, - набравшись смелости, выдавил из себя Иван. - Эти пейзажи нарисовал я.
Народ перед ним расступился, пропустив Ивана к его картинам.
Он подошел и встал рядом со своими пейзажами. Все притихли, ожидая, что скажет Иван. А художник стоял и молчал. Он действительно не знал, что говорить.
Вместо него вдруг стал говорить один из посетителей эрмитажа.
- Мы видим рождение нового художника, - говорил он. - Эти картины - это что-то невероятное. Мы должны предоставить этому художнику личную выставку.
Все кругом захлопали в ладоши в знак поддержки этого предложения.
- Постойте, постойте, - закричал еще один посетитель. - Прежде чем предоставлять этому художнику личную выставку мы должны спросить, откуда он привез эти свои пейзажи. Если эти картины - лишь плод его воображения, то и говорить не о чем. А если он рисовал это с натуры, то он должен сказать нам координаты этой планеты, чтобы мы смогли проверить подлинность этих картин.
Иван стоял и молчал.
- Мы ждем ответа от художника, - стали слышаться возгласы с разных сторон. - Нам нужны координаты. Таких пейзажей просто не может быть. Это выдумка.
Художник не вытерпел.
- Я вам скажу координаты! - крикнул он. - Это не выдумка! Я, действительно, рисовал эти пейзажи с натуры! Вы не смеете меня обвинять в подлоге!
Художнику Ивану Спицыну пришлось назвать координаты планеты, где он был.
После этого он получил личную выставку. Эта выставка была передвижной. Лучшие музеи мира боролись за право поместить у себя картины Ивана. И если ценой этому было лишь то, что художник назвал координаты планеты, то это не особо его беспокоило.
Художник Иван Спицын добился того, о чем так мечтал - о признании своего таланта.
Год спустя Иван сидел у себя в мастерской и готовил картины к очередной выставке.
В дверь постучали и в мастерскую вошла его жена Нина. - В руках у нее был лист бумаги.
- Ну что? - гневно спросила она. - Эти твои выставки мне уже надоели. Тебя постоянно не бывает дома. Я так и думала, что все так и закончиться. Я подозревала...
- А что случилось? - удивленно спросил Иван.
- Что случилось? - крикнула супруга. - Да вот! На! Смотри!
И она кинула художнику лист бумаги, который был у нее в руках.
Это была космограмма.
В самом приходе космограммы не было ничего необычного, но вот текст ее привел художника в шок.
- Здравствуй! - писалось в космограмме. - Я тебе так поверила, а ты меня обманул. Я даже кота твоего не обижала, а ты так со мной поступил. Не стыдно, дорогой?!
- Ничего не понимаю, - помотал головой Иван. - Что это такое?
- Зато я все отлично понимаю! - крикнула его супруга. - Я только думала, когда же это произойдет!
- Чего произойдет-то? - удивленно пожал плечами художник.
- А вот это, - Нина показала рукой на космограмму. - Все это твои поездочки... Все эти твои выставочки... Кто она?
Иван все еще не понимал, что происходит. Он глядел то на космограмму, то на свою жену.
- Все! - крикнула Нина, так и не дождавшись ответа. - Я ухожу! Моему терпению конец!
- Да куда ты? - попытался остановить жену Иван, но та уже вышла из мастерской, сильно хлопнув дверью.
Художник снова еще раз перечитал космограмму.
- Хоть кто ее прислал-то? - удивленно подумал он. - То, что у нас с Нинкой и раньше не ладилось - это понятно. Но эта космограмма-то откуда? Не с Марска же? Кто ее прислал? Может, быть опять друзья разыграли?
Космограмма была не с Марса. Внизу под надписью "От кого" вместо имени и фамилии стояли лишь какие-то значки:
WQ78HNB9465 DEJ
- Что это такое? - удивленно подумал Иван. - Вряд ли это кто-то из друзей. Розыгрыш? Мои друзья подписались бы как положено - именем и фамилией. А тут... Хотя, стоп! - Иван на минуту задумался. - Что-то знакомое, но что - никак вспомнить не могу. Где-то я ведь это уже встречал?
Он уселся у своего компьютера и набрал в справочной службе это сочетание букв и цифр.
Компьютер быстро выдал ему ответ. - Это были координаты той планеты, пейзажи с которой принесли Ивану всемирную известность.
Долго думал художник, что бы могло означать это послание. Потом взял кота Барсика (не оставлять же его одного дома), набрал код планеты на пульте управления своей передвижной мастерской и отправился в путь.
То, что он увидел, прилетев на планету, повергло его в шок. Это уже не была та зеленовато-красивая, радующая глаз, планета. Это была серая свалка. Везде, куда только можно было посмотреть, валялись консервные банки и бутылки, пластиковые пакеты и остатки кострищ. Озера превратились в болота. Кругом была грязь и слякоть. Его пейзажи сослужили планете плохую службу. Как только он сказал координаты планеты, толпы людей рванулись в этот райский уголок и превратили его в свалку.
Иван походил, посмотрел на все это безобразие, потом подошел к грузовому отсеку и выпустил оттуда трех роботов.
Кот Барсик ходил по этой свалке, принюхивался и постоянно недовольно фыркал.
- А что делать? - развел руками Иван, обращаясь к коту. - Придется нам с тобой наводить здесь порядок. Сами виноваты, никто не заставлял меня давать координаты этой планеты.
Кот еще раз фыркнул, а Иван поднял первую пустую бутылку с земли и отнес ее в мусорный контейнер своей мастерской.
- А вы что стоите? - спросил он у роботов. - У нас работы непочатый край. Давайте, собирайте этот мусор. Планета сто километров в диаметре и каждый сантиметр ее нам теперь придется очистить. Вина-то наша. Тут уж никуда не денешься.
Роботы принялись за дело.
Иван убирал мусор с планеты и думал, что скоро над ней снова появится радуга. Болота снова превратятся в озера, а свалки в луга, на которых будет расти изумрудная трава. Он знал, что так и будет, только для этого нужно будет много потрудиться. А еще, он теперь понял, кто прислал ему эту телеграмму, и кто разговаривал с ним бархатным голосом "стюардессы" в прошлое его посещение этой планеты.