Троицкий Сергей Николаевич :
другие произведения.
Моцарт и Сальери
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Троицкий Сергей Николаевич
(
iorlov37@mail.ru
)
Размещен: 29/12/2008, изменен: 17/02/2009. 116k.
Статистика.
Песня
:
Поэзия
Нет
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
С. ТРОИЦКИЙ
М О Ц А Р Т И САЛЬЕРИ
(Музыкальная Мистерия Жизни, Смерти,
Духа созидающего и души мятущейся...)
Действующие лица
Моцарт (баритон)
Сальери (лирический тенор)
Человек в черном (бас)
Хор (полновесный - в лицах, участвующий в действии...)
Музыкальное сопровождение ( оркестр)
Дух летящий
Дух мстящий.
Так врезал Пушкин фигуру Сальери в жизнь Моцарта, что и двести
и триста лет спустя этого не обойдешь. От Пушкина идет уверенность:
мир гения убьет. Отравит, изведет, сожрет - завистью. Как заложено в
"Маленькой трагедии": где гения нет, там жди злодейства...
Слушая Реквием Моцарта среди разряженного общества, я с грустью
думаю о том, что в это самое время великий человек в своем уединении
заканчивает, быть может, какое-нибудь произведение высокого вдохновения,
к высшему духовному откровению к которому он приобщит и народ,
и эстетствующую праздную толпу. А она его исключает из своей среды и,
утопая в изысках и удовольствиях, не тревожится о том бедственном
положение, на которое обречен создатель этой духовной красоты.
Можно ругать идеологов искусства, критиков, которые "направляют"
общественное мнение, но в действительности же - непримиримость
таланта к таланту, их "критика" и пренебрежение к гению, очень личная,
резкая, подчас, убийственная... и, прежде всего беда - эстетствующего
равнодушия, и этого равнодушия вполне хватает, чтобы задавить все
духовные начинания в зародыше...
Все до такой степени являет собой не прикрытый обман и
самообольщение, что в это и поверить-то страшно... Здравый контингент
"музыковедов и искусствоведов" скажет: такого не может быть, потому что
таковому невозможно быть...
Однако... однако... однако...
Тяжко, конечно, жить гению - да когда же гению легко было!
Сколько интерпретаторов Пушкина, и профессионально-объединенных,
и дилетански-добровольных, комментировали эту драму "лица Моцарта",
то есть, с удовольствием входя в роль беспечного гения и всяко отнекиваясь
от Сальери - за то, что он серая бездарность или не слишком большой
талант, или крепкий профессионал, или злобное ничтожество, или тупой
догматик, или несчастный хранитель традиции - у кого что болит.
Мир уже как бы привык тому, что гений должен быть непременно
затерт и, задавлен, так иного и не мыслит. Да и наша реальность историческая
к тому толкает: список русских гениев - вчерашних от Пушкина и
Лермонтова до сегодняшних ведомых мало кому.
Но что (Кто?) губит Их?
Пушкин сказал: Сальери. Злодеи. Завистники - Зависть.
Чаще говорят, что в профессиональной зависти меньшего таланта к
более крупному.
Дело, может быть, в ином?
Не завидует же Сальери Гайдну, великому композитору. Напротив,
упивается "дивным восторгом", слушая его музыку, и наслаждается ею,
как гурман, как избранный, как посвященный, не разделяя своего восторга
с толпой низких слушателей.
Не завидует же он другому Великому новатору. Направившую музыку
по новому пути, и Сальери бросает свою дорогу и идет за ним смело,
убежденно и без колебаний. - Его возмущение вызывает слепой скрипач.
Народность Моцарта - вот с чем он не может примириться. Народность
Моцарта, вот что вызывает его негодование и злобу. Музыка для избранных,
ставшая и музыкой народной.
Вот что вызывает гнев и преступление масона (высшего посвящения) Сальери.
Чужой - народу, среди которого он живет, безнациональный талант,
становится злодеем для того, чтобы у т в е р д и т ь с е б я с и л о й,
устраняя связующее звено между творчеством и коренным народом...
Стремление утвердить себя, свое творчество силой, не останавливаясь
перед злодейством, это мы видим на каждом шагу сегодня, в наши дни,
когда художественное творчество стало важной частью манипулирования
общественным сознанием, решающим средством манипулирования и воздействия
на это самое народное сознание (соединение).
Глобализация...
Дух может вынести внешнее гниение?..
Многие талантливые всю жизнь блуждают среди духовных соблазнов.
Чего только в них нет.
На пол дороге в глубину сбивчивая интуиция, перемешанная
с воображением, создает призраки, и место выветривается, идеологии
занимают мифы темного подсознания.
"Творцы" отсутствующей мудрости.
ХХ столетие по новому летоисчислению, гибриды полунощи с голосами
темного подсознания.
Все почувствовали себя обиженными, оскорбленными. Все стали
искать виноватых.
Смертное напряжение духа - Жизнь есть сон.
Распространяясь, гниение, в конце концов, убивает Дух.
Но есть какой-то миг болезни, который выше самого цветущего
здоровья?!.
Борьба с Моцартом - это борьба с духовным национальным гением.
Моцарт, Шопен, Бунин, Есенин, Лорка...
Это не значит, что Моцарт осознает все. Да Он любит музыку всею
непостижимостью откровений открывающихся через него - великую Жизнь
Духа!.. Любит эту Жизнь больше себя. И вот из этого самого непостижимого
Духа, по-моему, и создан великий композитор...
...Ибо носил красоту жизни в себе самом, источая ее повсеместно и
ежечасно, постоянно по-новому, с детской влюбленностью ощущая все то,
что любил в окружающем мире.
Сколько ночей вот так сидел Моцарт за инструментом, и всегда
чувствовал великую радость как бы впервые. Постоянно по-новому, с
первозданной влюбленностью, ощущая все то, что любил истинно
родственной любовью, - и жаркий огонь, охватывающий поленья в камине,
и музыкальные потрескивание их, и запах древесной смолы, и аромат
только что поданного чая... без этой созвучной его душе любви Моцарт
не мог бы ни жить, ни тем более творить музыку, свое волшебное открытие,
его пленительное духовное само творчество имело своим истоком именно
животворящую любовь к великой Душе, обогащающей своим светом
все вокруг...
В отличие от Сальери Моцарт мало рационалистичен в истоках творчества,
Поет, как птица, вдохновение занимает громадное место, Божественный дар
вдохновенной мелодии (музыки), чему никогда нельзя никак научиться, что
дается от Природы. Я от Господа!
Вот на него-то и "сердится" несчастный Сальери.
Моцарт - дитя Господа, в которое ударила "молния гениальности - духа
познающего": Дух дышит, где хочет. Кого Господь поцелует, тот и
светится.
Гений - Природный дар, помноженный на труд и служение. И у всех -
страшной тяжестью падает гениальность на человека, мучает, скручивает
Его.
Дух пробивается сквозь тину и плесень, рутину, с огромными потерями.
"Наивный" вундеркинд Моцарт вторгается в чертоги напыщенной
претенциозности, где парики и камзолы восемнадцатого века идут
приправой к патентованному догматизму людей, по мнению которых
"мальчишка" все делает не так. (Однако, юному гению здесь дают дышать
и творить (пока он - юный). И он делает что хочет.
Но повзрослевшему гению простор души заказан, его мир стремятся
сузить до понимаемого ими общественной конгломеративности...
И, Моцарт, понимая искусственную концепцию искусства, музыкантов и
не музыкантов, исключал влияние всякой идеологии на духовность. Потому
что, пока идеология общества главенствует, духовное творчество не может
быть благотворно. Всегда найдутся люди, которые будут служить и
исполнять любые прихоти любой идеологии и льстить ей, не важно,
либеральная она или консервативная.
Несчастен ли Моцарт?
Живой и восприимчивый человек среди безвольных, но агрессивных...-
как безумец среди... черни...
Зло выплескивается за пределы той или иной персоны. Оно разбегается
по многим людям, - не потому что люди злы и завистливы, а потому, что
они по природе слабы и не справляются с напряжением духа...
Моцарт записывает музыку набело, без помарок...
Сальери видит, чего стоит "мальчишке" этот павший на него дар; но
главного, н е в и д и м о г о, не зрит он, ведь это только со стороны -
бенефисы с аплодисментами; а изнутри- то - встречи, ноша, давящая,
требующая ежедневного, еженощного само отрешения - крест! (Или дар?)
Да, на уровне аплодисментов тут и гордость может быть уязвима, и
самолюбие задето.
Он, Сальери, собрав свою мощь, пишет мелодию, а Моцарт, между делом,
шутя, расцвечивает ее гениальными вариациями, и придворный композитор
Сальери, всесветная знаменитость, оседает в какой-то иной масштаб. Есть
отчего переноситься плоду. Однако: Сальери человеческие муки не важны,
потому что он, Сальери, видит свет, которым на высшем уровне освещены
оба: он профессионал высочайшего класса, трансформатор идей,
накопленных столетиями, хранитель опыта, в котором вложены усилия
поколений, - и "мальчишка", объятый наитием "инструмент Бога", птенец,
изящно перепархивает через правила и каноны.
Здесь горечь отступает перед общим светом, который ищут (Оба?)...
Кто сколько? - кто сколько сможет.
Сальери, обвиняющий себя в зависти - что это такое?
Это и есть - безумие изнемогшего мозга. За пределами разума, ( или
бессилия плоти творящей, не умеющей вместить дух). Именно как срыв
жизни в безумие.
Музыка, слушатели - потребители.
Но приходит свет, способный собрать рассыпающийся (дух!) и
психику на части, и исцелить ее, вернуть к бытию.
Таким образом, можно возвращать к жизни и отымать жизнь, можно
возрождать из пепла и превращать в пепел то, что достойно им стать,
можно преображать и строить, через это можно "стать":
Цивилизация и Дух - дух, культура.
Любое техническое изобретение сразу заимствуется, становится
общечеловеческим, но, цивилизация и глобализация имеют "бульдозерный
характер".
А поэт, композитор?: "...Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь..."
Нет, Сальери этому не завидует. Не этому. К Господу у Сальери вопросы,
к Нему, но не к человеку, не к Моцарту. Горькие, безответные вопросы.
Зависть? Безумие изнемогшего духа.
Зависть - чувство низших уровней, она снизу идет, из бездны безликости
и не признанности, из рабской уязвимости.
Там, где действительно светит гений, - там (Царство Рая!) тьма
рассеивается. Там - Плеяда, а не яд в бокале. Это художник, который не
корчится в себялюбии, - строит жизнь там, где она уничтожалась и
созидает мир там, где шла война насмерть, - болью своей, радостью своей,
открытием своим оплачивает правду и свет.
Человек увы смертен, он уходит из жизни, но жизнь сама по себе
П р е к р а с н а, в е ч н а. Человек п р е х о д я щ (проходящ) в этом мире.
Это по настоящему глубокая трагедия человеческого существования вообще.
Думаю, такое понимание присуще любому творцу, который пытается
в звуке, в слове, в картине увековечить (эту) жизнь и остаться в ней
(соединив с ней мир не видимый).
Но это высший, духовидческий уровень творческого сознания.
Постоянная борьба между темными и светлыми (тленными...)
сторонами самой земной жизни, между духовным в природе человека, и
низменным - разве это не трагедия? В жизни чаще всего побеждает
низменное. Духовидчество же стремится у т в е р д и т ь высокое,
Господнее, духовное...
Вот я живу Моцартом, и я ж и в у, потому что живет мой дух...
Нет, дорогой землянин, я не хочу сказать, что именно Моцарт впервые
побудил во мне чувство музыки, то есть, головокружительную высоту
помыслов, уподобляющую нас птицам небесным, которые обязаны полетом
своим крыльям, и то страстное желание счастья и добра, любви и дружбы
(понимания-сосуществования), что несет с собой совершенная мелодия. Да,
Моцарт лишь укрепил это чувство, вызревшее во мне с детских лет при
слушании трогательных и светлых материнских песнопений в несравненных
русских песнях, былинах, сказаниях, с такой печальной нежностью
звучавших в моем старом доме, в сибирском городке...
Музыка открывала во мне непостижимый, дотоле неведомый...
сладостный и мучительно возвышенный мир, мир, в который я вступал
с восторженной и жуткой радостью при первых же звуках, чтобы тот
величайших из (обманов) (мыслимой божественной возможности, может быть
всеблаженным, всемогущим, всезнающим), который дают только музыка
да иные минуты поэтического духовного вдохновения...
Стройно несутся, гармоничные и всепроникающие звуки, словно движется
сверкающее доспехами русское воинство и слитно шумят над ним
развеваемые ветром знамена: эти звуки сменяются другими - различно
мелодичными, несколько грустными и одновременно радостно-раздольными,
говорящими о великом зовущем просторе Матушки Святой Земли Русской!..