Contemporary Art удивляет, обескураживает, и нередко ставит в тупик. Эти современные художники не ищут прекрасное в окружающей реальности и категорически отказываются эту реальность приукрашивать. Эстетика уходит из современного искусства. Лживое время - лживая красота. И многочисленные портреты именитых современников кисти Никаса Софронова - хороший художник - все больше начинают отдавать фальшью.
Contemporary Art - это не очей очарованье, это новые, порой невнятные смыслы, явленные как угодно и посредством чего угодно. Современный художник - это не милый чудак в жеваной беретке с палитрой и кистью в руках, копирующий объект, а исследователь, наблюдатель и участник культурных трансформаций эпохи. И в руках у него может быть и пила, и карандаш, и газосварка, и кинокамера. Я видел замечательную картину, выполненную на толстой деревянной основе гвоздями. Инструментом художника был молоток. Про Библиотеку Пиноккио я уже рассказывал.
Contemporary Art порой неуклюже, порой претенциозно, иной раз жутковато. Но бывает, ошеломляет своей силой и неожиданностью.
И пусть оно не пленяет глаз, оно бесхитростно и правдиво, уже хотя бы потому, что адекватно нашей реальности. Оно несет современные смыслы и хочет быть понятым, точно также как и сама реальность, усердно скрываемая за красивыми декларациями, заборами и охраной.
Главным событием года Германии в России стала выставка: "Йозеф Бойс (1921-1986) Призыв к альтернативе".
Йозеф Бойс участник 2-й мировой войны. Служил в Люфтваффе. Самолет, где он был стрелком-радистом, подбили над Крымом. Тяжелораненого, с переломанными костями и уже простившегося с жизнью, его спасли татары. Даже в самых кошмарных снах этот немец не мог представить, каким может быть татарское лечение. Его мазали жиром, обворачивали войлоком... Удивительно, но он выжил и поправился. А татар, и этих, и других до кучи по окончанию войны отправили в ссылку.
Бойс вернулся на родину и стал известным художником. А главными материалами его творчества стали войлок, жир, мёд... - то, что спасло ему жизнь. И сам он проникся ранее неведомой ему древней духовностью шаманизма.
Камлающий культуртрегер нового времени, художник, эколог, политик, социальный реформатор и мирный революционер, он отверг художественный образ, как его понимала классическая эстетика, и создал собственный - новый странный образ современного художника, продвигая свои идеи во все сферы жизни.
Он был убежден, что главная ценность в каждом человеке - это зерно свободы. И его необходимо взрастить, несмотря на все трудности и опасности.
Каждый человек - художник, и будущее искусства требует депрофессионализации этого занятия, считал Бойс.
Свои произведения он называл транспортными средствами, доставляющими его идеи до общества в целом и каждого в отдельности.
Удивительно, но именно об этом мы говорили с директором Новгородского Центра древнерусских музыкальных инструментов Володей Поветкиным, когда еще и не слышали ни о каком Бойсе и Contemporary Art.
- Сегодня искусство ушло из жизни многих людей в музеи, концертные и выставочные залы, консерватории, - хмурился Володя.
- Это естественно, - возражал я. Писать картины, играть на разных инструментах - это непросто и требует большой подготовки, умения.
- А срубить дом - это не требует умения? А раньше это было в порядке вещей. Сделать гусли и сыграть на них мог каждый. Археологи находят у нас массу фрагментов гудков, сопелей, гуслей. Да за тебя ни одна девушка замуж не пойдет, если ты не можешь сделать гусли, гудок или сопели и сыграть на них! Все женщины умели шить одежду и украшать её вышивкой. Да какой! Мы утратили все это. Искусство профессионализировалось и ушло из народного быта. А вместе с ним ушла и пресловутая духовность. Ибо нет никакой отдельной религиозной духовности, не связанной с творчеством.
И вот, оказывается, у русского художника, скульптора, музыканта и ученого Владимира Поветкина был такой странный единомышленник в Германии.
На выставке Йозефа Бойса меня особенно заинтересовал пефоманс под названием: "Как научить мертвого зайца понимать картины".
Жутковатое зрелище! Но ведь так и есть.
Не научить мертвого зайца понимать живопись!
Не научить мертвые души чувствовать поэзию!
Не научить и не заставить всех любить и понимать искусство.
И ничего не доказать тем, кто боится увидеть несанкционированную реальность! Тем, в ком зерно свободы давно мертво.
Бремя свободного человека по силам не каждому.
Такова данность. Но важнее другое.
Если вдруг нежданно, негаданно искорка света с горних вершин посетила живую душу - таких людей в древней Индии называли дважды рожденными, как и Бойс, в первый раз родившийся немцем, и второй - художником, как Володя Поветкин, которому открывались многие тайны искусства - важно не дать загасить эту искорку помоями официоза, лжи и псевдокультуры.
Не бойтесь современного искусства! Это наша реальность.
Какова реальность, таково и искусство.
И вообще ничего не бойтесь, так как будущее может оказаться страшнее наших страхов.