Наконец-то пятилетняя Аришка дождалась выходных и качелей. А ведь давно обещали. Здорово здесь. И день солнечный, хоть и осень. Все качаются: и большие, и маленькие. На таких качелях можно даже втроём уместиться: и с мамой, и с бабушкой. Так здорово!
- А это кто? - Аришка вдруг обратила внимание на памятник.
- Это Маяковский. Поэт, - объяснила бабушка. - Он много хороших стихов написал.
- А чего он такой большой и страшный? - удивился ребёнок.
- Ой, Аришенька, - засмеялась просвещённая бабушка, - это ты ещё Калашникова не видела! Тот даже с автоматом.
- А князь Владимир? - вспомнила мама. - Это вообще!..
Аришка с интересом приготовилась послушать про князя - ей недавно сказку читали, правда, того звали Гвидон - но бабушка махнула рукой.
- Не надо при ребёнке! Давайте раскачаемся посильней!
Непосредственное впечатление дошколёнка, поведанное бабушкой, показалось занятным и напомнило, что я давно собирался, но так и не удосужился посмотреть новый памятник на Боровицкой площади. Скульптора в прессе, помню, сильно критиковали за него.
Сподобился, наконец, благодаря Аришке и отправился ликвидировать собственную культурную отсталость. День пасмурный осенний, а к вечеру и того беспросветней. Сумерки, да еще и морось.
Спустился по Знаменке, стою перед светофором у Дома Пашкова, смотрю. А где же он?
Взгляд ищет чего-то сопоставимого с привычными человеческими размерами и не находит. А тут ещё светофор на столбе со знаком "Переход" мешает обзору.
Впереди площадь, дальше стена, башни кремлёвские.
А где памятник?
Сдвинулся в сторону. Едва ни коснувшись локтём ожидавшего перехода человека. Он посмотрел на меня, в чем дело, мол. Странный персонаж. Наверно, из творческой интеллигенции. Шапочка на нём крупной вязки и разных очень ярких цветов. Художник, наверно. А может, гей. А может, и то, и другое.
Смотрю, ищу памятник. Обычно труднее разглядеть маленькое, мелкое. А здесь обратный эффект. Он такой огромный, что его не сразу выделишь из окружающей среды.
- Ни хрена себе памятник! - удивился я вслух.
- Это не памятник, - отозвался странный персонаж в разноцветной шапочке.
- Как не памятник!? А что ж это?
Персонаж пожал плечами.
- Памятник - это память, - объяснил. - О событии, о какой-то личности, связанной с конкретным местом. Никакой исторической памяти о князе Владимире Боровицкая площадь хранить не может. Его никогда здесь не было. И никакой памяти о нём здесь нет. А есть вот этот вопиюще несомасштабный всему окружающему и прежде всего живому человеку, вызов.
Понятно, человек из несогласных.
Я подошел вплотную, обошел вокруг, снова осмотрел издали, действительно, не памятник. Скорее знак, символ.
А вот скульптора зря критиковали. Он свою работу выполнил добросовестно. Всё правильно отразил. Масштабно и угрожающе.
Крест и меч - нравоучительно-карательный союз чекистской власти и чекистской церкви обрёл свой адекватный и доходчивый символ.