Тропин Борис Евгеньевич : другие произведения.

Люди Страстной субботы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Люди страстной субботы.

   Сам он большой, а вид у него виноватый. Может потому что небритый? Но сейчас многие так ходят. Или стесняется? Неловко ему - видный парень, а ерундой занимается. С такими размерами можно банки охранять или грабить за хорошие деньги. А он людей собрал и стишки им читает. Да и стихи не весёлые. Народ такие не любит.
   Но те, кто пришел, сидят, слушают, хлопают.
   Нравятся им эти стихи. И читает хорошо. И люди приличные. Жлобов, вроде, не видно. Поэты в основном собрались. Немного прозаиков.
  
   Сам он не местный - из Ижевска приехал. Говорит, ощущаю внутреннюю близость с Ходасевичем, хотя фамилия Хлебников тоже знаменитая в мире русской поэзии.
  
   И дальше читает свои стихи
  
   Этот Малый зал - крохотная территория слабого света в бесконечном ржущем мраке. Сюда приходят, чтобы ощутить возможность иного пространства, возможность иной страны, захлёбываясь и отплёвываясь хоть ненадолго вынырнуть из поглощающей бездны тотальной лжи и ржания.
  
   А по телевизору всё шутят и ржут, шутят и ржут. Ну, молодые, понятно, им всё смешно, но там, в телевизоре и вполне взрослые люди сидят и ржут. А эти вчерашние звёзды, толпой перебравшиеся в разного рода жюри, с важным видом сидят и оценивают качество ржания. Может Госдума уже втихаря закон приняла, чтобы ржанием глушить злободневные проблемы и малейшие проблески мысли? Вот и стараются. Шутят иногда смешно, иногда нет, а иной раз, ну, просто убого, а ржут все поголовно и охотно. По-моему, это не от юмора. Это уже что-то нервное.
  
   Здесь в Малом зале не ржут. Здесь вообще не весело.
   Территория печали. Хоть елка уже наряжена, и можно шутить.
  
   "Мы - люди Страстной субботы".
   Он - вот уже снят с креста.
   Воскреснет ли?
  
   Мы уже не знаем!
   Нет уверенности!
  
   С неба падают мертвые птицы. По всей планете фиксируют массовую гибель рыб и ракообразных. Наводнения захлёстывают Европу и Австралию. Ворча просыпаются вулканы, и землетрясения вновь начинают коробить земную поверхность. Знойное солнце выжигает поля. Дым горящих лесов и торфяников окутывает мегаполисы. И вот ледяной дождь, а потом снег согнули и поломали деревья, оборвали провода, превратив Россию в безумно красивое заснежено-примороженное царство, местами без света и тепла...
   И вот уже повсюду начинают ощущать дыхание Апокалипсиса.
  
   Бог был, но Он покинул нас -
   оставил храмины пустые.
   Был только что - ведь не погас
   огонь в лампадах, не остыли
   цвета икон, у алтаря
   цветы живые не завяли,
   Его дыхание даря,
   хоть нет Его в просторном зале.
   О, густота пустых времен,
   едва подсвеченная ночь их!..
   То место, что покинул Он,
   нисколько не святее прочих.
  
   "Мы люди страстной субботы". Фраза из уст священника Чистякова перекочевала в стихотворение Олега Хлебникова и дала название всему сборнику. Это 10-я книга Олега, не считая двух зарубежных изданий. Написал он её за два года: 2008 и 2009.
  
   - Вся эта книжка - глубоко религиозное переживание, - убеждён Игорь Волгин. - Сейчас говорят, что интерес к поэзии, почти отсутствует. Вот вышла эта книжка. Хорошие стихи. Ну и что? Кто их будет читать эти поэтические сборники?! Кому они вообще нужны?!
   Бог прочтёт эту книжку!
  
   - Я считаю Олега сегодня..., - замялся Анатолий Королёв и, найдя спасительное слово для понижения пафоса, закончил, - чуть ли ни первым поэтом в России.
  
   Отметив своеобразное поэтическое косноязычие автора, Инна Кабыш сказала, что настоящий поэт говорит не красиво, и правдиво и процитировала Гумилёва старшего: "Высокое косноязычие даруется тебе поэт.
  
   Сотрудница Новой газеты, где работает Олег, рассказала, что он там ведёт рубрику "Правда ГУЛАГа", и когда отбирает материалы для публикации, то для него очень важно, чтобы автор имел не только факты, но также привычку и способность мыслить.
  
   Эта привычка и способность ОХ явлены в каждом его стихотворении.
  
   Порой эта авторская мысль удивляет и радует своим неожиданным поворотом. Иногда словно ящерица, юркнув в какую-то расщелину, скрывается из виду, оставляя перед валуном, прикатившимся непонятно из какого измерения. Не догоняю! И вся конструкция стиха представляется зыбкой. И тут я с ним не согласен, и здесь возразил бы. Много набирается таких моментов по частным вопросам. А в целом получается, что он сумел собрать, срифмовать и образить эту разбегающуюся неоконтуренную реальность, в которой мы словно ежики в тумане-обмане.
  
   Вроде, всё просто, узнаваемо, но авторская мысль бежит своим путём, синтезируя разные возрастные периоды авторского опыта, литературные аллюзии, и анализируя этот синтез.
  
   Резкая смена регистра вдруг кажется мне неоправданной. Сбой мысли! Дисгармония. Это лишает некоторые стихи их естественной пластики. Но он работает в другом жанре! Импрессионист!
  
   Клод Моне. В сумраке жизни проступают знакомые, но какие-то странно-изменённые образы. Вместо четкого плакатно-открыточного глянца некая незавершенность - мысль продолжается, убегая за границу стиха.
   Мысль, проламывающаяся сквозь штампы.
   Форма, вытекающая за традиционные рамки.
   Образы, принесённые прямо с улицы, из поезда, из дома...
   И эти предложения, которые начинаются, где попало, и заканчиваются не пойми где!.. И сам он вида, прошу прощения, слегка раздолбайского. Серая рубашка навыпуск и расстёгнута на все пуговицы. Под ней черная футболка. Поэт.
  
   Обычно, на слух, да ещё, если они и хорошо прочитаны, стихи воспринимаются гораздо лучше, чем при чтении с листа. Однако часто это первое впечатление рушится, когда обращаешься непосредственно к тексту - и что тут могло понравиться, недоумеваешь!
  
   Стихи Олега Хлебникова, слушаешь ли их, читаешь ли, открывают уже плотно прикрытую дверь в тот неуютный мир, откуда мы только что пришли на этот поэтический вечер в тихий старомодный зал.
   Холодком сразу тянет и многовариантной неопределенностью.
  
   И обнаруживается вдруг нечто такое, что доселе как-то не умещалось в рамках даже очень хороших стихов других авторов. Нечто из другой системы координат. Да, может, и вовсе не от поэзии!
  
   Какой-то переливающийся калейдоскоп затмений и озарений. Этот вечный космический процесс взаимоосознания Поэта и Мироздания.
   Но время идёт, часы тикают.
  
   Колёса зубьями за зубья
   цепляются - и потому,
   цепляясь судьбами за судьбы,
   идем по кругу своему.
   Совсем не сложная наука -
   отсчитывать за часом час...
   Ах, птица-тройка! - Лебедь, Щука
   и Рак - куда летишь сейчас?
  
   - Говорят, когда поэты собираются, - закончил Олег с видом несколько растерянным, - то они сразу начинают оплёвывать друг друга. А вот, - он удивлённо обвёл присутствующих руками и взглядом, - пришли, послушали - не оплевали!
   Спасибо огромное!
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"