Аннотация: Уроки истории и учителя истории - две вещи несовместные
Было в нашей школе, в старших классах, два учителя истории - мужчина и женщина. Эрнест Иванович (герой войны, морской офицер) и Луиза Петровна. Времена ,сами знаете какие - 1976/78 гг.
Цвело и пахло все вокруг,
Вчера, сегодня и потом.
А цвет тот красным отдавал,
А запах отдавал ... - скажем, веткой сирени. Хотя и не рифмуется.
Ну неззя было историю как историю преподавать - неззя! Надо было подлинную историю изучать - историю классовых побед, нанизанных на линию партии . История изучалась по материалам съездов, классикам МЛ и еще какой-то книжке с картинками, именуемой учебником. Но, для того чтобы процесс освоения исторических знаний был полным и окончательным, вдобавок к истории прилепили обществоведение. Изумительный по красоте и силе слова предмет. Пестня!
Так вот, два уже не очень молодых учителя, должны были как-то извернуться и попытаться научить нас говорить правильные речи. Давать правильные ответы на самые актуальные вопросы бытия и сознания.
Спросят бывало тебя во дворе или в магазине: А скажи-ка браток, что первично? Материя или сознание? Другой бы замялся ,стушевался, смутился или затерялся. А советский ученик мог смело ответствовать - Материя дяденько!
У обоих преподавателей отличники и записные комсомольцы не вызывали никакого восторга. Наоборот, ставя им вынужденную пятерку, непроизвольно, жестом-ли словом, они давали понять, что не очень разделяют восторженность ученика от полученной оценки и его готовность верой и правдой.
А к нелояльным умникам и острословам, они оба испытывали, подлинно, дружеские чувства.
Например. Отвечает записная отличница комсомолка. Барабанит всю эту патийную правду вперемежку с истинно-верным и единственно-подлинным. Да еще с придыханием, воторгом и подобрастием... Вдруг Луиза Петровна ее тормозит и поднимает с места меня. Просит продолжить начатый предыдущим оратором вопрос. Естественно, как человек ничего не учивший,я начинаю лихорадочно выкручиваться. Склеиваю патийные слова в какую-то человекоподобную череду фраз, добавляю от себя пару примеров из где-то услышанных новостей. Далее гневно негодую по поводу империалистического ига и их стремления к наживе. Плавно выхожу на концовку, которая содержит вывод, заложенный еще в посылках.
Луиза Петровна счастливо улыбается. Записной отличнице ставят на этот раз 4, а мне 5. Ученица в недоумении - почему? Я ведь все правильно ответила? Учительница жмурясь от удовольствия - Тут правильного не достаточно. Необходимо еще и собственное отношение выразить. А Вы ,милая, как-то очень по казенному - без души.
Потом, уже перед самым выпуском, на одном из последних уроков, Луиза Петровна повела нас(всем классом) погулять в парк. И там, на природе, сказала мне в приватной беседе: Вы ,молодой человек, в дальнейшем, будте пожалуйста поосторожней! - ???? - В институте у Вас будут совсем другие преподы, и Ваше наглое незнание помноженное на нахльный треп, запросто, не прокатит.
Прошли годы, грянула перестройка, потом демократия. На одном из майских праздников, я случайно повстречал колонну учеников из нашей школы. Рядом с колонной шел Эрнест Иванович в военно-морской форме, с кортиком на боку. Я поздоровался, он меня сразу узнал и потащил в сторону со словами: Хорошо,что Вас встретил, надо поговорить". Отойдя немного от демонстрантов, Эрнест Иванович , глядя мне прямо в глаза, сказал: Я прошу у Вас прощения!- Господи помилуй, да за что?- А за то , что учил Вас истории, которой не было