Trubadur : другие произведения.

Чужая орбита

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Неожиданный результат испытательного полета. К заходящим на мою страничку одиночкам, на столько все плохо, что даже пары слов в камент не заслуживает? :)


   - Активация ВИ-интерфейса пилота-оператора.
   - Активирован.
   - Запрос на подключение к системе управления субамом.
   - Встречный запрос идентификации.
   - Передать идентификационные данные и ключ доступа к управлению.
   - Пилот-оператор идентифицирован успешно. Доступ на подключение предоставлен.
   - Команда на включение ТЯ-рактора (термоядерный реактор) в пассивном режиме.
   - Выполнено.
   - Запрос на разрешение полета.
   - Предварительное разрешение получено.
   "Так, все по инструкции предполетной подготовки выполнил. Да уж армия чтит свои традиции! Не смотря на мгновенный обмен информацией с диспетчерской службой, запрос на разрешение полета нужно продублировать голосом, да еще в радиочастотном диапазоне! Как было еще на вторых самолетах! Почему не на первых? Потому что во времена первых, тех, что делали еще из фанеры, не было радио. Или уже было? А если было, ставили его на самолеты или нет? Надо же, не помню. Вернусь, обязательно поинтересуюсь. Так стоп, об этом не сейчас".
   - Земля, Земля, я Кречет-4, к полету готов, разрешите взлет,- вышел на связь пилот-испытатель первого класса Вадим Торопов, полностью завершив предполетную подготовку своего Кречета-4, испытательного прототипа суборбитально-атмосферного многоцелевого авиационного комплекса, сокращенно субамака, еще проще - субама, как считали многие специалисты - следующей эволюционной ступени самолета.
   - Я Земля, слышу тебя Кречет-4, взлет разрешаю,- сразу отозвался диспетчер испытательного полигона. Еще бы он отозвался не сразу, получая полную телеметрию с субама в режиме реального времени, - счастливой орбиты, четверка.
   "Вот жжешь, злая самка собаки",- разозлился Вад,- "кто ж под руку удачи желает? Кто там сегодня на смене? Пусть только что случится во время полета, вернусь, найду, обязательно набью морду! А хоть ничего и не случится, все равно найду и набью. Так, спокойней, глубоко вдохнуть, медленно выдохнуть, все эмоции в сторону, сначала работа, развлечения потом".
   - Занимаю эшелон 5000, жду полсотни пятые,- ответил Вад будущей жертве мордобоя и продолжил диалог с Сомом - бортовой квантокомпьтерной системой (квакомпом).
   - Перевод ТЯ-рактора (термоядерный реактор) в активный режим.
   - Выполнено.
   - Включить подачу рабочего тела в нагнетательные камеры ТЯРДов (термоядерный реактивный двигатель. На субаме их 2).
   - Выполнено.
   - Запуск двигателей.
   - Выполнено.
   Перед глазами пробежали завершающие команды предстартовой подготовки. Что поделать, современная техника становится все сложнее. Приходится понемногу модернизировать к ней человека-оператора. У Вада роговицы глаз заменили искусственными, на них и подается вся визуальная информация с бортового квакомпа Сома - где на визуальную картинку внешнего обзора накладывались сетки и графы со всеми необходимыми данными. В ушных раковинах установлены активаторы звука, а в гортани съемник вибраций с голосовых связок. Всю эту периферию ВИ-интерфейса контролировал, установленный в заднюю верхнюю часть шеи, под череп, МКОП (микроквакомп на основе квантового объемного процессора).
   Вообще-то, Вад был ярым противником подобных модернизаций, но в кадровой комиссии ВВС ему мягко, но однозначно намекнули, что положительное решение по его участию в испытательных полетах нового перспективного самолета, способного совершить очередную революцию в авиации, напрямую зависит от согласия пройти модернизацию. Пришлось согласиться. Желание летать в таком проекте перебороло предубеждение против искусственной модернизации тела человека.
   Короткий разбег и взлет выполнял Сом, человек-пилот только контролировал. Влад представил себе, как красиво выглядит со стороны его "птичка", вот только любоваться им, в этой особо секретной зоне испытательного полигона было практически некому. Отрыв и стремительный набор высоты. Перегрузки резко вжали тело пилота в противоперегрузочное кресло-ложе, с запаздыванием в несколько секунд, заработал компенсатор перегрузок, давление на тело уменьшилось, но вместе с тем, по телу пробежала волна неприятных ощущений, похожая на то, как если бы внешние и внутренние органы ободрали наждаком. Внизу живота осталась небольшая неприятная щемящая боль. Что самое интересное, у многих пилотов была различная реакция на работу компенсатора. От чего она зависит, медики пока установить не могли. Ваду повезло с реакцией, если бы неприятные ощущения были помехой к управлению субама, скажем, уменьшали чувствительность рук или локализовались в районе головы, влияя на органы чувств или мозговую деятельность, его бы сняли с программы, а так, на небольшие неприятные ощущения в районе живота внимание можно не обращать.
   - Режим полного обзора!
   - Активирован.
   Стены пилотского кокпита истаяли практически до прозрачных, но все еще видимых контуров. Вот она настоящая свобода! Невероятное ощущение восторга полета! Тем более, вокруг стояла хорошая солнечная погода, характерная для бабьего лета, небо практически без облачности, хотя для систем субама это не имело никакого значения. Он одинаково эффективно действовал в любую погоду, любое время суток и не зависимо от уровня солнечной активности.
   Руки, расположенные вдоль тела и расставленные чуть в стороны, свободно лежали на рычагах управления. Пора переводить управление на ручное.
   - Режим автопилота отключить. Перейти на ручное управление!
   - Автопилот отключен. Режим ручного управление активирован,- отчитался Сом.
   Вначале, после разработки ВИ-интерфейса, были большие надежды на создание бестактильных систем управления, но из этого ничего хорошего не вышло. Тело должно управлять самолетом на рефлексах, голова принимать решения, если загрузить голову непосредственным управлением, ничего хорошего из этого не получится. Пилот, сосредоточивший свое внимание на постоянном бестактильном управлении, теряет способность к анализу окружающей обстановки и не способен с нужной скоростью принимать решения, что в условиях современного боя чревато, перефразируя известный афоризм-напутствие боксерам: "Не отвлекайся, а то пропустишь самое интересное!".
   Заняв свой эшелон 5 км, Вад снизил скорость полета и стал ожидать, пока к нему пристроится контрольная пара "пятьдесят пятых", уже 5 модернизация надежных и проверенных Т-50, разработанных еще в начале века. Конструктивные решения, заложенные в их конструкцию, оказались настолько удачными, что, пережив уже 5-ю модернизацию, они служили до сих пор, практически как в свое время их предшественники СУ-27, разработанные еще в 70-х годах прошлого века и в модификациях дожившие до середины этого, а в некоторых странах живущие и до сих пор!
   По плану 55-е должны сопроводить субам до высоты в 35 км, своего практического потолка полета (максимальная рабочая высота самолета) и ждать его возвращения с орбиты.
   - Кречет, здесь Сапсан 9, - незнакомый голос пилота ведомого из пары 55-х сопровождения, наконец, прервал ожидание Вада.
   - Здесь Сапсан 7, ведущий сопровождения, жду указаний.
   - Кречет, принял,- а вот голос пилота Сапсана 7, в отличие от девятки, был Ваду даже очень хорошо знаком, - идем на 35 кеме, ждем чистый ствол, я ныряю, кручу колесо, возвращаюсь, вы ждете меня и сопровождаете до посадки.
   - Сапсан 7 принял, сопровождаем тебя до 35 кеме, дальше не понял Кречет, прошу уточнить,- 9-ка промолчал, похоже новеньких прислали, придется объяснять, хорошо, что это можно делать, занимая нужную высоту, решил Вад.
   - Варламыч, ты?- не выдержал пилот-испытатель.
   - Я, Малой.
   - Как же я рад тебя слышать!
   На самом деле, Варламыча звали Федор Иванович Салунев. Откуда это прозвище, Вад не знал, как не знал никто из тех, у кого он интересовался. Очень было похоже, что этого не помнил уже и сам Варламыч. На время знакомства с Вадом, он был подполковником воздушных сил военно-морского флота. Варламыч забрал Вада прямо из авиационного училища. Что-то такое рассмотрел в неопытном свежеиспеченном выпускнике. В то время в военно-морских силах решили создать свою пилотажную группу. Вот ее и поручили сформировать, а потом возглавить Варламычу.
   Начиналось все вполне не плохо, пилотажной группе выделили десяток не новых, но вполне рабочих, переживших ряд модернизаций МИГ-29КУБ, списанных с авианосца, запасную полосу под базу, правда, вдали от населенных пунктов. Для жилья отвели совсем небольшой старый полуразрушенный военный городок. Дали карт-бланш на подбор пилотов в группу. Пообещали много всего в скором будущем и благополучно забыли.
   Варламыч не привык бросать начатое на пол пути, поэтому подошел к делу основательно. Набрал в группу фанатов своего дела - пилотов и техников. Жилые помещения кое-как смогли восстановить где сами, а где смогли привлекли помощь близлежащих городков и поселков. А дальше повел настоящую борьбу за выживание. Поднимал личные связи, где можно давил авторитетом, где можно размахивал приказами на формирование группы, где можно просто по человечески просил, где нельзя прокручивал всякие сомнительные схемы, обеспечивая материально-техническое обеспечение группы, заражая всех оптимизмом: "Ничего-ничего вот покажем результаты, и все наладится". Группа продержалась почти четыре года. И все это время летала, в одиночку, парами, всей группой, до автоматизма отрабатывая фигуры высшего пилотажа одиночного и группового пилотирования.
   На сколько все было неустроенно на земле, настолько все было отлично в небе. В группе собрались действительно фанаты и большие профессионалы своего дела. Вад прожил это время полетами и небом, совершенно не замечая проблем на земле. Фактически из новичка за неполных 4 года превратившись в отличного пилота, налетав даже больше, чем некоторые за всю карьеру. За что Варламыч поспособствовал присвоения ему старлея. Группа несколько раз выступала на авиасалонах, авиашоу и парадах, показывая высший класс пилотажа. Их хвалили, поздравляли, вручали грамоты но, к сожалению, это никак не сказывалось на материально-техническом обеспечении группы.
   Вечно такое состояние продолжаться не могло. Итак, никак иначе, как чудом, такое долгое существование группы, назвать было невозможно. И имя этому чуду было Варламыч. Однако со временем все чаще он слышал отказы на свои требования-просьбы, все сложнее удавалось доставать запчасти и топливо для техники, все больше людей не выдерживали и уходили. Пока однажды, зайдя в импровизированный штаб совмещенный с личным жильем Варламыча, Вад не увидел, просто невозможную картину. На столе вместо планов полетов, стояла бутылка водки, а рядом недопитый стакан, закуски не было совсем.
   "Вот возьми это тебе Малой" Варламыч всегда узнавал его не глядя.
   "Что это такое?"
   "Моя рекомендация тебя в школу пилотов-испытателей, тебе будет тяжело, но ты прорвешься, я в тебя верю. Не подведи меня Малой, слышишь?".
   "А как же группа? Я не хочу вас бросать!" заявил тогда Вад, на что получил ответ:
   "Нет больше группы. Читай сам" и Варламыч подвинул ему лист с приказом о полном расформировании пилотажной группы.
   С тех прошло уж лет, но Вад помнил и был бесконечно благодарен Варламычу и за науку и за рекомендацию. Оказавшись на территории Лётно-исследовательского института, Вад поначалу растерялся, заметив, как на него свысока поглядывают летчики, прибывшие с боевых полков - а это что еще за выскочка? Но потом собрался и прошел первый этап теоретических экзаменов, по результатам которых отсеивалась большая часть претендентов. Только много позже Вад узнал, что его списывали заочно, вот только результаты, показанные на экзаменах, оказались одними из лучших и переломили ход событий в его пользу. И если в теории он был одним из лучших, в пилотировании стал самым лучшим.
   - Полкана уже получил?- прервал вопросом поток своих воспоминаний Вад.
   - А как же, только пришлось в нагрузку еще и полк принять, иначе полкана не давали.
   - Так это ты новый командующий соседней части? А разве командующие дежурят на вылетах?
   - Пусть пехотные генералы пузо наедают, а я без неба не могу, ты же знаешь, да и на новую птичку до жути хотелось лично посмотреть. Как она тебе?
   - Бомба, Варламыч, просто бомба, сюда столько всего вложили и продолжают вкладывать, тебе точно понравится.
   - Та то сколько еще вам лет ее до ума доводить. Можешь по-людски объяснить задачу, наконец, а то нырки колеса.
   - Легко!- Вад был очень рад этой неожиданной встрече,- идем на высоту 35 кеме....
   - Это я уже понял.
   ... там ждем, пока диспетчеры расчистят пространство до орбиты - чистый ствол - вы остаетесь меня ждать, я взлетаю (ныряю) на орбиту, делаю орбитальный виток вокруг земного шарика (кручу колесо обозрения), возвращаюсь назад (ныряю) с орбиты.
   - Понятно, понапридумали тут.
   - Будешь и дальше на сопровождения к нашим выходить, привыкай, наши все так выражаются. Так ты что, наконец решил с морской авиацией завязать?
   - Не я с ней, а она со мной, после того случая у меня и так счет к ней был, а тут еще ситуация хуже не придумаешь, авианосец наш загнали на модернизацию лет на 10, а нас кого куда, прибыл в кадровую комиссию, думал, спишут, а вон оно как перекрутилось. Изучили мою медкарту, сказали специалистами такого уровня и с таким опытом не разбрасываются.
   - Рад за тебя, Варламыч.
   - Спасибо, Малой. Я за тебя тоже, ты там береги себя.
   - Постараюсь.
  Так, переговариваясь, добрались до нужной высоты, но на 35 км пришлось немного подождать, диспетчеры расчищали ствол для нырка. Интенсивность атмосферно-стратосферного движения на Земле все нарастала, скоро в небе будут пробки как в мегаполисах, мрачно шутили "воздушные регулировщики". Наконец с земли прозвучала команда.
   - Ствол чист. Удачной орбиты!
   "Ну вот, еще один! Да что они сговорились сегодня, что ли!?"
   - Ни пуха, Малой!- добавил Варламыч.
   - К черту! Я пошел.
   По команде Вада фонарь кабины потемнел, подстраивая свою структуру под фильтрацию космического излучения, а субам вышел на нужный угол атаки и активировал форсажный режим на обоих ТЯРДах, набирая необходимые для нырка на орбиту 8 км/с (скорость для выхода на орбиту вокруг Земли - 7,910 км/с - первая космическая скорость).
   Проскочив линию Кармана (граница атмосферы Земли, за которой начинается космос, по определению ФАИ - 100 км над уровнем моря), перевел ТЯРДы на турбо-форсаж режим. Начиная с этой высоты, крылья теряли смысл, поскольку скорость полёта для создания подъёмной силы становилась выше первой космической, хотя очень разреженная атмосфера присутствовала. Тем не менее, система жизнеобеспечения субама прекращала отбор кислорода из атмосферы, полностью переходя на внутренние резервы, рассчитанные на 5 с небольшим запасом часов гарантированного обеспечения пилота дыхательной смесью.
   Компенсатор не успевал отрабатывать полностью, перегрузки понемногу нарастали, но все равно не превышали 3-4-х единиц. С такой перегрузкой полностью справлялся высотный противоперегрузочный костюм-скафандр ВПК(с)-57, специально созданный для работы пилота на орбите. Для атмосферы хватало и противоперегрузочного костюма ППК-32. Мощь двух ТЯРДов, разгоняющих субам для вывода на орбиту, передавалась мелкой дрожью корпусу и нарастающим в кокпите гулом, не смотря на отличную звукоизоляцию. Ну вот, наконец, субам вынырнул на низкую опорную орбиту в 250 км. До официальной границы атмосферы - слоя Эплтона - было еще далеко (320 км - зарегистрированная граница атмосферы в 1927 г. открытие отражающего радиоволны слоя Эплтона, 350 км - наиболее низкая возможная орбита с долгосрочной стабильностью (до нескольких лет), но это уже несущественные условности. Здравствуй космос!
   - Основные двигатели отключить.
   - Активировать маневренные двигатели верхней и нижней полусфер.
   - Фильтры фонаря на 50% - хотя инженеры не рекомендовали делать этого в открытом космосе, вероятность повреждения микрометеоритом или осколками мелкого космического мусора фонаря кабины возрастала, менялись не только фильтрация но и другие ее свойства да и космические излучения он экранировал менее надежнее, прямого запрета на его просветление на орбите не было. Вад всегда его просветлял, картина звездного неба и планеты вживую, не через визоры, вызывала чувство трепета и полного восторга.
   Это был уже четвертый нырок Вада на орбиту. Дальше по программе "колесо обозрения", как прозвали орбитальный виток вокруг Земли специалисты, имитация схода с орбиты в заданных районах планеты. Подав команды на маневровые движки, Вад развернул субам на 180 градусов вдоль продольной оси, кокпитом к Земле. В каком положении по орбите двигаться субаму все равно, а вот пилот получает место в первом ряду на красивое и развлекательное представление вокруг земного шара за 88 минут.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"