"Когда Вселенная сходит с ума, есть только два пути. Поддаться общему безумию, повинуясь воле толпы или же стать пророком, идти против течения, против мнения масс, минуя подводные рифы неблагодарности, лжи, зла, лицемерия и предательства, которое неминуемо постигнет любого мессию, имевшего несчастье взять на себя эту неблагодарную роль. В стане любого подвижника общего блага всегда найдется Иуда, готовый за тридцать шекелей продать душу любому Ироду. Не потому, что radix malorum - est cupiditas[I] затмевает ему глаза, не зависть к ближнему застилает ему разум, а потому, что такова истинная природа человечества, в которой homo homini - lupus est[II] значит больше, чем истертая в пыль, но верно служащая человечеству истинная... любовь. Любовь к ближнему, любовь к брату своему, к сестре, к каждой живой душе, ниспосланной свыше рукой Господа или же просто нашей собственной физиологией. Не важно. Важно то, что пока мы не научимся любить. Любить искренне, до самопожертвования, до готовности отдать душу во благо любимому человеку, без надежды на ответное чувство, даже без желания этой надежды, только тогда мы сможем в полной мере понять, оценить, принять в себя мысль, что такое на самом деле это великое чувство, которое мы должны, ценить, уважать, беречь, бескорыстно делясь ею с каждым нас окружающим существом. Omnia vincit amor[III] должно стать непреложной истиной в первой инстанции для каждого живого существа на нашей и без того грешной планете. И как еще терпит нас старушка земля со всем тем злом, что творится в этом мире! Господи! Неужели Ницше был прав и ты давно почил всуе! Иначе чем еще можно объяснить все это зло? Когда сын поднимает руку на собственную мать, когда брат идет на брата, когда само слово любовь звучит как глупая насмешка над жизнью. Почему ты все это допускаешь? Почему позволяешь твориться злу в мире, созданном тобою? Или же ты только инженер? Ты построил наш мир, а мы лишь жильцы, которым раздали в этом доме квартиры и как жить ты оставляешь на наше усмотрение, не вмешиваясь, а ты только сторонний наблюдатель-биолог, который с интересом рассматривает огромный муравейник, изучая законы природы? Зачем? ".
- Сэр? - Мистер Стоун оторвался от экрана компьютера и посмотрел на свою секретаршу.
Мисс Уитли представляла собой тот тип секретарш, которые способны лучше любого компьютера извлечь любую информацию по делу с дьявольской точностью и скоростью из своей собственной памяти, не докучая вам обычным занудством в стиле "какой-то козел подрезал меня сегодня на таком-то шоссе, чтоб..." и дальше упоминание где этого "козла, он же урод, он же скотина и т.д.", его маму, отца, дедушку с бабушкой, вплоть до двоюродного кота, собаки соседа, видели.
Совсем нет! В этой хрупкой на вид блондинке тридцати двух лет с удивительными голубыми глазами не было и малой толики того обычного занудства, на которое жаловались коллеги по адвокатской практике мистера Стоуна. Исполнительная, умная, волевая (без этого работать с мистером Стоуном было также возможно, как и покупка слона в цветочном магазине со сто процентной скидкой), Сара Уитли была ярким (иногда даже слишком) образчиком порядочности, трудолюбия, аккуратности в ведении дел мистера Стоуна, который в свою очередь обладал исключительным даром создавать беспорядок во всем, чего касался, за что не раз был попрекаем своей секретаршей в стиле "жениться бы вам пора", на что постоянно отшучивался, полагая, что мисс Уитли, каждый раз, убираясь на его столе, не замечала старенькую цветную фотографию в рамке, единственную вещь резким контрастом отличающуюся от обычного беспорядка тем, что всегда стояла на своем месте в левом углу стола на расстоянии вытянутой руки сидящего. На фотографии был мистер Стоун явно молодой рядом с какой-то удивительно красивой мисс. И каждый раз, пытаясь отыскать в рабочем хаосе стола какое-нибудь срочное дело, которое в конце рабочего дня мистер Стоун как обычно забывал ей отдать, Сара не раз задумчиво разглядывала это фото. На прямые вопросы мистер Стоун не отвечал, а личная жизнь Майкла ее не касалась, но по отсутствию пыли на фото Сара знала, что эта фотография имела для Майкла Стоуна, ее шефа, особое значение.
Однако при всем своем неуважении ее начальника к порядку, мисс Уитли знала, что ей повезло работать у лучшего адвоката на всем Калифорнийском побережье. При всей своей неорганизованности в кабинете, мистер Стоун в судах отличался хваткой бультерьера, чему явно не соответствовала его слегка полноватая фигура и всегда добродушное выражение лица с маленькими въедливыми глазками, которые, казалось, буравили вас насквозь, сразу проникая в самую вашу суть, извлекая из нее самые сокровенные и постыдные ваши тайны. "Адвокат Дьявола", это было еще его университетское прозвище, которое он вполне заслуживал. Впрочем, и более честного адвоката вы вряд ли нашли бы среди коллег мистера Стоуна. Он всегда без сожаления отказывался от дел, если сомневался в искренности клиента или же узнавал наверняка, что тот ему лжет, причем делал это на любой стадии судебного процесса, за что и носил под левой лопаткой пулю сорок пятого калибра, которую получил в качестве гонорара от одного из братьев Марио, в момент произнесения заключительной речи, в которой прямо заявил, что "в тюряге он видел таких тварей, как Марио и его приспешников". Как подзащитному удалось пронести в зал суда пистолет, так и не удалось выяснить, а тридцати пяти летнему адвокату достался такой милый презент, который к тому же являлся уникальным барометром, тонко чувствующим приближение дождя, за что мистер Стоун расплачивался резкой стреляющей, прошу прощения за каламбур, болью под лопаткой. Врачи не рекомендовали трогать пулю в связи с ее очень неудачным расположением относительно сердца и Майклу приходилось носить этот подарочек в своем теле, изредка, в особо сильные моменты приступов, проклиная всех эскулапов в мире. Сам он не любил оружия и никто не мог бы сказать точно, когда в последний раз стрелял его старенький магнум, мирно покоящийся в правом ящике стола под слоем пыли и воспоминаний.
Кроме того, Мистер Стоун отличался некоторой сентиментальностью и тягой к самовыражению в качестве писателя, чем он собственно и занимался, когда его побеспокоила мисс Уитли.
- Да, Сара? - Странно, что она сама к нему зашла, а не вызвала его по громкой связи. Значит, это было что-то личное и Майкл, быстренько поставив на экран компьютера заставку, приготовился слушать.
- Я хотела поговорить с вами, сэр. Вы могли бы уделить мне немного времени?
- Как двоюродная сестра жены моего троюродного брата, ты вполне можешь рассчитывать на аудиенцию где-то.... - Он для вида покопался в календаре. - Ко второму пришествию. - Но шутка не имела успеха. Сара лишь вымученно улыбнулась обычной подколке шефа насчет родственных связей и произнесла.
- Это очень важно. И, если вы уделите мне немного времени, между вашими литературными потугами и желанием заказать пиццу, несмотря на рекомендации вашего врача, не есть жирного, то вы убедитесь, что я говорю правду.
- Ну что же. - Майк с сожалением вздохнул. - Ты только что похоронила во мне литературного гения, но гений адвокатуры внимательно слушает тебя. - Он указал ей на кресло против стола.
- Мне нужен не адвокат. Мне нужно мнение человека, которому я могу доверять.
- Что случилось? У тебя сегодня кошка родила вчера котят, а имена ты не придумала? - Пусть не воспримет читатель излишнюю шутливость мистера Стоуна за легкомыслие. Просто так ему лучше думалось, а в остальном он был сама серьезность, что прекрасно знала его секретарша, давно привыкшая к некоторой экстравагантности своего шефа и платила ему той же монетой. К тому же когда дела были действительно серьезны, тогда к Майклу было вообще опасно подходить без миноискателя. А в данном случае все оказалось слишком банально. Банально и просто. Просто и неинтересно, неинтересно и скучно, в общем вместо того, чтобы читать дальше, предлагаю просто пойти и вздернуться. Если же перспектива быть большой трагедией вашей маленькой семьи вас не прельщает, то читайте дальше.
- Я выхожу за муж. - В самом заявлении не было ничего особенного и оно не слишком удивило Майкла, кстати, удивить которого было очень трудно и могла сделать это в его жизни только одна.... С некоторым трудом Майк подавил в себе эти воспоминания.
- Поздравляю, но при чем здесь я?
- Я бы хотела пригласить вас на венчание.
- С удовольствием. Когда свадьба? Ты меня познакомишь с женихом?
- Дело в том.... - Сара немного замялась и даже смутилась. Мистеру Стоуну это уже начало не нравиться. Что-то здесь было не так.... И через мгновение он понял что!
- Дело в том. - Наконец родила мисс Уитли, прямо и уверенно взглянув на Майкла. - Дело в том, что жених это вы!
"Народ безмолвствует"[IV].... Вспомнились слова русского классика, когда-то давно прочитанного и успешно забытого и лишь эта фраза как нельзя кстати всплыла в памяти ошарашенного адвоката. Неужели он способен так удивляться вновь? После.... Его взгляд упал на фотографию....
Глава вторая.
Их банальная до невозможности встреча состоялась возле небольшого кафе, расположившегося невдалеке от университета. В то утро Майкл, еще двадцатилетний, полный сил и отсутствия присутствия следов здравомыслия на счастливом и смазливом до безобразия лице, ехал на своем велосипеде, который предпочитал перед всеми другими средствами передвижения только за то, что не отвлекал своим шумом, как автомобиль, от его постоянных мечтаний о будущем.
А в недалеком будущем он представлял себе легкий ланч в вышеупомянутом кафе на свежем воздухе в приятном созерцании вошедших недавно в моду коротеньких юбок многочисленных студенток, и предвкушать себе вечер в приятной компании одной из них.
Уже подъезжая к кафе, он заметил изящную спину, сидящей за столиком девушки с волнистыми густыми светлыми золотистыми волосами до плеч. Девушка обернулась, что-то сказать официанту, но и этого мимолетного движения хватило Майклу для того, чтобы сделать сразу два дела. Первое: понять, что он обречен. Второе: аккуратно въехать в ближайший фонарный столб. Последнее что он заметил, было удивление на ее миловидном личике, огромные, словно занявшие всю вселенную ее поистине прекрасные глаза формата А-четыре, официант опрокинувший поднос ей на платье, кажется, что-то разлилось, "надеюсь не горячий кофе", подумал Майкл и его окутала блаженная темнота забытья, из которого его вывел чей-то голос.
- Мистер? Как вы? - Он открыл глаза и решил, что бредит. Как я уже сказал, их встреча оказалась слишком банальной. Это, естественно была никто иная, как... ее сестра, которая обедала вместе с ней и сейчас, когда настоящая виновница в туалете или в дамской комнате, как кому приятнее, пыталась вывести пятна на светло-голубых джинсах, Дженис (так звали сестру), сидела над нашим героем, чем сразу же снизила настроение Майкла до абсолютного нуля. Ему даже захотелось вновь закрыть глаза в надежде, что вновь открыв их, он обретет наконец перед собой Ее. Куда там! - Как вы, мистер? - Голос приятный, вот только остальное не совсем на уровне. Слегка полновата, на лице приятная озабоченность и удивление, глаза не как у сестры, не такие огромные, но значительно добрее. И вместе с тем черты лица округлы и правильны, так что как друг она вполне ничего, решил Майкл. Но пора было уже вставать, а то толпа начала расти и кто-то уже орал как резаный насчет скорой.
- Не поверите, такое ощущение, словно в фонарный столб врезался! - Кряхтя, он поднялся и протянул руку. - Майкл Стоун, прошу любить и жаловать! Жаловать можно хоть сейчас, а вот насчет любви пока подождем до более близкого знакомства. А вы, прелестное созданье, обладаете именем? Если конечно у ангелов вообще есть имена?
- Дженифер Блэкхарт. Можешь называть меня Дженис или Джен.
- Как медсестру из того фильма? Как его...
- Ты имеешь ввиду ту сентиментальную историю "Прости"?
- Точно!
- Да, как ту китаянку! Ты смотрел этот фильм?
- Смотрел. Только мне как-то не очень было понятно, почему же Джон бросил Иоланту, когда она попросила прощения? Он же ее любил и любит! Как он мог так просто вырвать из своего сердца те жестокие слова в конце?
- Наверное, потому, что любил ее и не мог поступить иначе? Может быть он просто не хотел, чтобы она оставалась с ним? С тем, кем он стал, с солдатом. Да, она сделала его таким, она же и извинилась, но прошлого не изменить, не изменить и того что уже сделано. Тот, кем он был при их первой встрече, тот Джон мог на ней жениться и сделать ее счастливой, а Джон-солдат, грубый, неотесанный, с раной на сердце, при всем желании не смог бы дать его того, что она заслуживала и возможно он сказал так специально, чтобы она ушла. Но он любил и любит ее, как ты правильно заметил. Просто время было потеряно, они оба слишком изменились и прошлого при всем желании было не вернуть.
- Наверное.... Ты словно сама писала сценарий!
- Нет. Перед тобой будущий кинокритик. Мы же все-таки в Лос-Анджелесе или как?
- Еще одна акула Голливуда, которую будут в гробу видеть все режиссеры?
- Приблизительно. А вот и сестренка!
Видение, с довольно заметным пятном на джинсах, приблизилось к столику и сейчас Майклу представилась исключительная возможность хорошенько рассмотреть эту, без всякого сомнения очаровательную светловолосую нимфу, которая без всякого сомнения помянула бы его в своих молитвах, так как с ее очарованием даже Бог должен был забывать об остальных грешниках и принимать ее молитвы вне очереди. Что поделать! В конце концов Бог тоже мужчина, что ни говори! А этот сладкий аромат ее духов.... Сразу все остальные ароматы поблекли и Майкл впал в странное полу эйфоричное состояние. Душа рванулась навстречу неизведанному и.... Оглушительная пощечина моментально вернула его на землю приблизительно с Венеры и перед ним предстала уже не нимфа а сама Фемида, которой только меча да тоги не хватало для общего сходства. Впрочем, насчет меча это как сказать.... Если бы он был, то одним Майклом на этом грешном свете стало бы меньше. Он только ответил, растерявшись:
- Я тоже рад с вами познакомиться.... - От чего на его второй щеке запылала еще одна пощечина, что недвусмысленно дало ему понять, что обладательница легкой на вид, но довольно увесистой руки, к тому же лишена чувства юмора и поспешил, извинившись, ретироваться за соседний столик, где в гордом одиночестве утопил обиду в кофе, прикидывая в уме причины столь поспешного рукоприкладства и пришел к единственному выводу, что все дело в испорченных джинсах, а в чем же еще, если вместо того, чтобы спросить о его самочувствии, ему прямо дают понять, что лучше бы он посильнее поцеловался со столбом и не приходил в себя по крайней мере до того, как Фемида (Майкл сразу окрестил любительницу рукоприкладства) остынет до температуры того мороженного, так некстати оказавшегося у нее на джинсах. Хотя сама по себе причина была смешной, чтобы так близко принимать ее к сердцу, да к тому же еще неизвестно, кто сильнее был виноват в данном случае. Он, заглядевшись на нее и въехав в столб, чем и был вызван весь инцидент с мороженым, или же она, так некстати оказавшаяся в этом кафе и пленившая (так кажется говорится в дешевых романах) сердце Майкла. Впрочем, взвесив все за и против, Майк пришел к выводу, что пора забыть все это и просто отправился на очередную лекцию в университет на своем почти не пострадавшем, в отличие от хозяина, велосипеде, который противно скрипел, словно жаловался на жизнь, чем мешал нашему герою думать, что он и отложил до конца всех лекций.
Лекции протекли слишком быстро, да он так и не смог сосредоточиться на учебе и когда в прямом смысле слова отмучился, то рад был поскорее приехать в общежитие, бросить сумку в угол и упасть на кровать, предаваясь мечтам о будущем, в котором богиня правосудия Фемида преобразилась в гордую нимфу Сирингу, а он, рогатый Пан стремится обладать ее девственным телом, потому что не просто желание затмевает ему рога, а стрелы Эрота пронзили насквозь его в общем-то доброе сердце. Но Сиринга не желает быть женой простого козла и убегает от него, пересекает реку и не видя другого пути просит богов укрыть ее от Пана. Боги превращают ее в тростник у реки и Пан теряет ее след, когда подбегает к реке. Он стоит, переводя дыхание, но вот слышит в шорохе колеблемого ветром тростника, добрый привет Сиринги, срезает несколько тростинок и делает из них свирель. И еще долго, в уединении, среди птиц, деревьев и других праздных слушателей раздаются эти печальные мелодичные волшебные звуки. Если бы она знала, как эта история была схожа с историей самого Майкла....
Вечный шутник, весельчак Майкл родился и вырос не под жарким Калифорнийским солнцем. Родиной нашего героя был обычный затхлый Чикагский район, где вечно пьяные бомжи норовят стрельнуть у вас доллар-другой, а когда нападают на добряка, решающегося расстаться с одной монетой, то, пройдя пару кварталов, его карман оказывается чудесным образом облегчен от непосильной ноши бумажника, так неудобно его отягощавшего, где готовы убить просто потому, что вы не того цвета кожи или же просто от того, что ваш телевизор сломался на самом интересном месте осточертевшего серила, где солнце бьет с самого утра в окно после бессонной ночи, когда ваш сосед сверху всю ночь бьет жену за то, что она не дает ему денег на выпивку, слева старые пружины соседской кровати помогают вам еще в шестилетнем возрасте понять откуда берутся дети, справа живут наркоманы, а под вами, унылый сумрак подвала, в котором творятся самые грязные дела, которых боится даже солнце, никогда не заглядывающее в эти мрачные тайники разврата, похоти, насилия, всего самого низменного в человеке, если после этого человек вообще может называть себя человеком.
И лишь человек с гипертрофированным чувством юмора мог выжить в этом заброшенном районе, пошутив в ответ. Таким и был Майкл. Со слишком большой головой, всего лишь ВЧД, а не излишняя мудрость была тому виной, сутулость, искривленные ноги, все из-за того, что.... В общем даже сам Майкл не мог сказать, что было виной тому, алкоголизм отца или же другие очевидные причины, он этого не знал и не хотел знать, понимая, что или он будет смеяться со всеми теми, кто смеялся над ним, или же превратится в жалкое уродливое существо в душе, каким был снаружи. Ему ничего другого не оставалось, как спрятать себя очень глубоко, в самые дальние уголки души, а наружу выпускать лишь шута, смеявшегося над жизнью, которая очень давно жестоко пошутила над ним. Но при все этом он был человеком, со всеми присущими человеку чувствами и желаниями. Никто не мог сказать, что этот добряк, весельчак, вечный задира, каждую ночь бессильно плакал в подушку от того, что вся жизнь словно проходила мимо его окна. С начала тех мелких неурядиц на детской площадке, от которых он носил несколько шрамов на теле и душе, до первого отказа его самой первой любви, когда она просто посмеялась над ним, как и все до этого и после. Просто смех. Смех был и причиной того, что ни с одной девушкой у него никогда ничего не было, не потому, что он этого не хотел. Хотел и очень, как все люди хотят любить и быть любимыми и не только в платоническом смысле слова. Но что мог сделать Майки, когда его вторая любовь, которую он все же сумел полюбить, рассмеялась над ним, когда у него ничего не получилось на заднем сидении отцовского форда. Сопливая девчонка просто посмеялась над его бессилием, идущим от темного прошлого, с которым при всем желании Майкл не мог, да и не хотел расставаться, иначе он лишился бы той энергии злости, которую он черпал из этого прошлого. Откуда шли его уникальное упрямство, гипертрофированное чувство жестокости, в большей степени к себе, чем к кому бы то ни было и эгоизм. Именно благодаря этим качествам он и взялся за себя основательно.
До темноты в глазах, до потери сознания занимался на тренажерах, пытаясь из своего тела задохлика слепить нечто более приемлемое, но не для того чтобы разбить головы всем тем, кто когда-то смеялся над ним, хотя он сделал бы это с удовольствием, а только для того, чтобы перестали смеяться. Много читал, прекрасно учился в школе и в конце концов поступил в Лос-анжелесский университет на факультет права. Решил учиться на адвоката. Даже скорее не он решил. Все уже было решено заранее. Он слишком хорошо знал проблемы угнетенных, униженных и невинно оскорбленных, так как сам побывал в этой шкуре и отголоски этого прошлого навсегда изуродовали его душу, в которую он никого не пускал, а если и пускал, то никогда не заходил дальше определенного предела, которым была любовь. Не платоническая, но любовь тела, без которой он научился обходиться и без применения онанизма, но все же при всем своем железном характере (не пил, не курил, по бабам не ходил) Майкл оставался человеком, которому хотелось быть любимым. Именно его исковерканная душа решила за него кем он будет. Он будет защищать угнетенных, так как прекрасно знает, что такое быть в их шкуре.
"Адвокат Дьявола". Таким было его прозвище потому что, как сказал однажды мистер Уитмен (преподаватель права): "Дьявол, молодой человек, был изгнан из рая только потому, что у него не было такого адвоката, как вы". С тех пор и приклеилось к нему это прозвище. Более изворотливого адвоката, способного и самого вышеупомянутого дьявола обелить в глазах Бога, было просто не найти на всем его курсе.
Майкл вернулся от своих печальных дум о той незнакомке с тяжелой рукой, открыл личный дневник и написал несколько строк:
"Красота. Что мы знаем о красоте? О женской красоте, я имею ввиду. Она притягивает, очаровывает, околдовывает. Дает нам, мужчинам право называть ту или иную представительницу прекрасного пола "роковой женщиной". Мы теряем голову, делаем безумные и на первый взгляд бездумные вещи. И все ради чего? У одних это ради спортивного интереса - еще один приз в коллекции. Такие ловеласы обычно долго не волочатся. Впрочем, бывает и по-другому. Им интересны женщины, которые им отказывают. Они хотят добиться своего. И... иногда добиваются. У других это серьезное чувство. Влюбленность или любовь. В этих случаях все действительно очень серьезно. Чувства, признания, прогулки под луной и прочая дребедень.... Но что значит красота для самой обладательницы этого природного дара? Гордость? Презрение к недостойным ее светлости партнерам? Уверенность в себе? Обеспеченная жизнь? Выгодный брак, красивые дети, удачная карьера? Возможно.... А как насчет постоянных сладострастных взглядов мужчин и критически-завистливых у женщин? Как насчет того, когда на вас смотрят просто как на красивую куклу, которую можно просто купить в ближайшем универмаге? Что вы скажете на то, что вас не ценят как человека? Что вы не интересны в общении, в столь важном и нужном общении между людьми? Да это и не важно. Вы красивы! А разве это не главное? Главное.... А когда в зеркале вы обнаружите первую морщинку, которую уже никогда не сгладят кремы? Первый седой волосок, который еще можно вырвать, но это лишь неминуемо отдалит неизбежность вашего возраста? Что тогда? Где все эти льстивые озабоченные мужчины-друзья, постоянно околачивающиеся вокруг вас? Где зажигательные вечеринки, в которых вы хотели взять все возможное от своей молодости? Где ваши друзья, которых след уже давно простыл, стоило им только понять, что с вас нечего взять? И это они когда-то говорили: "Я люблю тебя, ты мой божественный свет, без тебя я не могу жить".... Где эти "вечно любящие"? Где? Когда вам далеко даже не за тридцать, а намного больше, то остаются лишь действительно преданные вам, искренне любящие вас люди. Люди, которые ценят ваш внутренний мир, ваше содержание, а не просто красивую упаковку вашего тела. Они любят вас.... И возраст для них не имеет значения. Они любили вашу красоту и молодость - они полюбят и вашу старость. Ваши морщинки, избороздившие когда-то прекрасное тело, седые волосы, которые так приятно было ласкать когда-то, ощущая их упругое шелковое тепло, старческий дребезжащий голос, который очаровывал в глубоком прошлом своими обертонами жизни, трясущиеся руки, прежде бесчисленно целованные, прежде налитая кровью, теперь бледно-пергаментная кожа. Они, оставшиеся преданными вам, они будут ценить вас и любить и за это тоже. Время не властно над истинными чувствами и лишь одно имеет значение. Любовь..... Только любовь и ничто более, ни физическое угнетение, ни материальные блага, ни физ потребности, ни что не имеет значения, кроме одной только фразы, дарующей самое прекрасное, что есть на свете... Я.... Люблю.... Тебя.... ".
- Опять любовный бред? - Майкл быстро захлопнул дневник и убрал его от любопытных глаз Джека Смитсона, который бесцеремонно заглядывал через его плечо.
- Уберись!
- Ладно, док. Не придирайся! - Он прыгнул на свою кровать и запустил в Майка подушкой. Джек был в принципе не плохим парнем. Высокий брюнет с зелеными глазами, правильными чертами лица, спортивно сложенный он представлял собой тип людей вполне довольных жизнью и было даже странно, как этот сосед Майкла с первого курса стал его другом, так рознились их характеры.
- У тебя вид кота сожравшего канарейку! - Отбивая подушку, крикнул Майкл. - Никак подцепил еще одну смазливую девчонку и теперь вечером мне придется вновь делать вид, что уже давно сплю, благо ночевать мне негде, а вы будете сношаться у меня под носом?
- Не боись, док! Ее подруга местная и одолжила ей ключи на этот вечер от дома родителей, которые по счастливому стечению обстоятельств отрываются на Гавайях. Вечеринка, как понимаешь, частная, в тесном кругу нас двух с ней, так что, извини, не приглашаю, и ты можешь в полном одиночестве мечтать о той единственной, благодаря мечтам о которой все еще остаешься девственником. - Резко брошенная подушка заткнула фонтан его красноречия, и парни немного успокоились.
В наступившей тишине прозвучал голос Майкла.
- Опиши мне ее, Джэк. Какая она?
- Ты знаешь, что красивые слова и те писульки в твоем дневнике, в общем, изящная словесность это скорее по твоей части. Я же могу сказать, что она то, что надо! Что тебя интересует конкретно?
- Ну, какие у нее глаза, волосы? Как она улыбается, как смеется, как это идти с ней рядом по улице или же ехать в открытом автомобиле, когда ветерок ненароком поднимает ее юбку, а ты при этом делаешь вид, что ничего не заметил, судорожно пытаясь вспомнить анекдот, который только что рассказывал. В общем, какая она, Джэк?
Джэк странно посмотрел на него и ответил.
- Послушай моего совета, дружище. Тебе срочно надо завести подружку. Иначе, со своими романтическими бреднями, ты так и останешься девственником до конца своих дней. Это же надо, глаза, волосы, идти по улице, да еще, наверное, под ручку держаться! Смотри на жизнь проще, приятель! Потусовались на дискаче, пообнимались в киношке, пару раз проводил до дома и встретил рано утром, подвезя ее до университета, она кстати на другом курсе учится и можешь смело прыгать в кровать, а не захочет, так ничего. Адью, мон амур, и ищи себе новую пассию. Они же только для того и нужны, чтобы твои естественные половые инстинкты не оказались в музее древностей в качестве главного экспоната.... А вот, кажется, и она! - за окном общаги два раза просигналили из подъехавшего авто. Веселая компания что-то кричала и Майк с Джеком кинулись к окну. Один радостно помахал, одиноко сидящей на заднем сиденье красотке, а другому не оставалось ничего другого, как побледнеть. Это была она! Фемида! Приветливо улыбаясь, она крикнула Джеку, чтобы он спускался.
- Ладно. - Быстро сказал Джек, не заметив в полутьме комнаты резкого колористического изменения лица друга. - Всего! Вернусь, наверное, к утру. Не скучай. Оставляю тебя гибнуть среди мертвых книг на поприще адвокатуры, а меня ждут дела более важные. - Что мог сказать Майк? Она выбрала его. Мир казался унылым, скучным и каким-то бесцветным, как его лицо.
Дверь быстро захлопнулась и Майк остался один. Книги впервые в жизни внушали отвращение, жизнь показалась какой-то пустой и ненужной, быстро отжавшись от пола пятьдесят раз, Майклу удалось загнать в себя эти чувства и пока они не вернулись, быстро принял душ, выпил чашку крепкого чая и, измолотив подушку, вымещая на ней всю обиду за свою судьбу, упал в объятия Морфея.
Глава третья.
Я бы мог с тобою быть,
Я бы мог про все забыть,
Я бы мог тебя любить,
Но это лишь игра.
В Лидии, у горы Сипила, находился богатый город, называвшийся по имени горы Сипилом. В этом городе правил любимец богов, сын Зевса Тантал. Всем в изобилии наградили его боги. Не было на земле никого, кто был бы богаче и счастливее царя Сипила, Тантала. Неисчислимые богатства давали ему богатейшие золотые рудники на горе Сипиле. Ни у кого не было таких плодородных полей, никому не приносили таких прекрасных плодов сады и виноградники. На лугах Тантала, любимца богов, паслись громадные стада тонкорунных овец, круторогих быков, коров и табуны быстрых, как ветер, коней. У царя Тантала был избыток во всем. Он мог бы жить в счастье и довольстве до глубокой старости, но погубили его чрезмерная гордость и преступление.
Боги смотрели на своего любимца Тантала, как на равного себе. Олимпийцы часто приходили в сияющие золотом чертоги Тантала и весело пировали с ним. Даже на светлый Олимп, куда не всходит ни один смертный, не раз всходил по зову богов Тантал. Там он принимал участие в совете богов и пировал за одним столом с ними во дворце своего отца, громовержца Зевса. От такого великого счастья Тантал возгордился. Он стал считать себя равным даже самому тучегонителю Зевсу. Часто, возвращаясь с Олимпа, Тантал брал с собой пищу богов - амврозию и нектар - и давал их своим смертным друзьям, пируя с ними у себя во дворце. Даже те решения, которые принимали боги, совещаясь на светлом Олимпе о судьбе мира, Тантал сообщал людям; он не хранил тайн, которые поверял ему отец его Зевс. Однажды во время пира на Олимпе великий сын Крона обратился к Танталу и сказал ему:
- Сын мой, я исполню все, что ты пожелаешь, проси у меня все, что хочешь. Из любви к тебе я исполню любую твою просьбу.
Но Тантал, забыв, что он только смертный, гордо ответил отцу своему, эгидодержавному Зевсу:
- Я не нуждаюсь в твоих милостях. Мне ничего не нужно. Жребий, выпавший мне на долю, прекрасней жребия бессмертных богов.
Громовержец ничего не ответил сыну. Он нахмурил грозно брови, но сдержал свой гнев. Он еще любил своего сына, несмотря на его высокомерие. Вскоре Тантал дважды жестоко оскорбил бессмертных богов. Только тогда Зевс наказал высокомерного.
Громовержец низверг Тантала в мрачное царство брата своего Аида; там он и несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить свою мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются ветви плодородных деревьев: сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы висят низко над его головой; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки. Не только голод и жажда терзают Тантала, вечный страх сжимает его сердце. Над его головой нависла скала, едва держится она, грозит ежеминутно упасть и раздавить своей тяжестью Тантала. Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой.
Майкл проснулся от того неумолимого чувства времени, которое с неумолимостью самого точного будильника будило его в шесть утра вот уже десять лет и он ничего не мог с этим поделать. Встать, умыться, побриться и идти на лекции, вот уже третий семестр были его непреложными правилами, нарушать которые он вовсе не собирался, да и бесполезно это было. Майк все это прекрасно понимал, но в это утро странная лень обрушилась на него и он, вместо того, чтобы встать праздно валялся на кровати, созерцая потолок, но вместо белого, унылого, так надоевшего потолка общаги, который он знал наизусть, благодаря приступам мечтательности, перед его взором стояли ее глаза. За последние семь лет, после его второй любви, он предавался праздным мечтам о той незнакомке. Интересно, а как это идти с ней по улице? Или нет, как ехать рядом с ней в автомобиле, изредка украдкой глядя на изящный профиль ее лица, в котором такими притягательными казались губы. Каковы они на вкус? Ее губы.... Стоп! Она же сейчас в объятиях Джека! Сладко спит в его объятиях, наверно, обняв его спортивный торс и улыбается. Она улыбается, когда спит? Сейчас это казалось для Майкла самым важным на свете. Не адвокатура, не будущее его как юриста, нет! Для него центром вселенной стало узнать, как она улыбается, смеется, как небрежно откидывает назад непослушный локон своих волнистых светлых волос.... Встать! Приказал себе Майкл, встать и без разговоров! Преодолев странную лень, он встал, умылся, побрился и, облачившись в обычные черные брюки с белой рубашкой, галстук не стал одевать, слишком официально, он спустился в кафетерий общаги, немного перекусить перед нудными лекциями.
В столь ранний час в кафетерии было еще почти пусто. Лишь несколько ранних пташек с синяками под глазами, явно потратили ночь на учебу, судя по недовольным лицам, ибо такое было бы исключено, если бы ночь ушла на другие, более очевидные в их возрасте вещи. Взяв кофе и тосты, Майкл, заметив в углу, одиноко сидящую Джен, подсел к ней, вопреки своему обыкновению завтракать в одиночку. Она о чем-то грустно задумалась, чтобы развеять ее мысли Майклу на память пришли строки из Омара Хайяма:
- С беспечным сердцем встречай рассвет и закат, пей с луноликой, утешь и сердце, и взгляд. О друг, не время терзаться тщетной заботой, ведь из ушедших никто не вернулся назад.
Она улыбнулась, наверное, у сестры еще более приятная улыбка и ответила:
- Вы философ? А я считала, что...
- Адвокаты, это акулы, потерявшие людской облик и готовые обелить кого угодно хоть перед ликом господним, если это только способно увеличить их банковский счет?
- Errare humanum est[V]. Я была не права.
- Так о чем грустишь?
- Сестра опять не ночевала в своей комнате. Гуляет с кем-нибудь, а мне вновь одни волнения.
- Ничего страшного. Она с моим другом, а за него я могу поручиться, как за самого себя. - "Надеюсь, ты не подведешь меня, Джек", добавил он про себя. - Надеюсь, я развеял твои сомнения? - И спустя мгновение добавил. - Сестра часто оставляет тебя одну?
Она еще раз улыбнулась.
- Бывает. Сегодня один, завтра другой, но это еще не значит, что первый в отставке, а за ней вереница старых увлечений, которые как рок преследуют ее вереницей призраков.
- Вереница призраков?
- В каком-то смысле. А кстати, у меня есть самостоятельная работа по учебе и на два назначена встреча с кем ты думаешь?
- Если это не господь Бог, то это меня не интересует.
- С автором сценария "Прости", "Белая тень черных крыльев печальной Лилит", "Демон-хранитель" и прочих.
- Шутишь!
- Совсем нет. Мне нужно взять у него интервью и... - Она немного замялась. - Если тебя это интересует, то я могла бы взять тебя с собой, если у тебя есть время.
- Побеседовать с автором таких нашумевших фильмов! Да ради этого можно собственные похороны отложить! В два? - Она кивнула. - Окей! Жду тебя возле университета и....
- Да?
- Я хотел спросить. А твоя сестра на кого учится?
- Экономист. - И через мгновение. - Понравилась?
- Немного. - Дженис как-то грустно посмотрела на Майкла.
- Прими добрый совет. Вскружить парню голову ей ничего не стоит, но поверь, лучше держись от нее подальше. До добра это не доведет.
Но мудрость данного совета не помогла. И Майкл понял, что втягивается в это все глубже и глубже, увязая в трясине так давно не испытываемых волшебных ощущений.
По дороге к Акименко Максиму Борисовичу (так звали автора упомянутых выше произведений), Майкл успел много узнать о сестре Дженис, Анджеле.
Родились и выросли сестры в Нью-Йорке, где на каждый квадратный метр земли приходится с пяток миллионеров. Обычная семья. Мама, служащая банка, отец держит несколько ювелирных магазинов и маленькие девочки с самого раннего возраста были обречены на счастливое будущее двух избалованных условиями жизни кокоток. Но на Дженис это отразилось в гораздо меньшей степени, чем на Анджеле. Судьба так распорядилась, что ее сестра, появившись на несколько минут раньше отхватила от жизни больший кусок красоты, изящества и способности сводить всех с ума, а Дженифер достались лишь некоторые крохи. С самого раннего детства Анджела поражала всех своими огромными глазами и ей вполне заслуженно предрекали в будущем роль роковой женщины, а Дженис грызла ногти от обиды, когда просиживала вечерами одна в то время, как Анджела гуляла на вечеринках, ей доставались лучшие парни в школе, она каталась на самых шикарных машинах и в ресторанах ее обслуживали вне очереди. Но открытой зависти к сестре в разговоре с ней Майкл не почувствовал. Быть может потому, что Дженис нашла себе нишу в этой жизни, свою особую роль, которая ее вполне устраивала, пусть у ее носа сестра творила все, что ей захочется, но это больше не расстраивало младшую сестру, которой досталось от природы меньше, чем старшей. Но в рассудительности, не заумности, зазнайстве и прочем, а именно в умении пользоваться данными от природы мозгами, Дженис отказать было нельзя. Быть может, и Анджела не страдала от нехватки ума, этого Майкл просто не мог знать, общаясь с сестрой, но он чувствовал, что не прочь это выяснить.
- А вот мы и пришли! - Оборвала свой монолог Джен. - Где-то здесь его дом, если мне дали правильный адрес.
Вскоре в густой тени кленов они нашли небольшой уютный домик, который словно спрятавшись от всего мира, жил своей особой, никому не ведомой уединенной жизнью. С виду ничем не приметный домик находился вдали от городского шума, неподалеку протекала река и пара гнезд аистов, составляли приятный колорит местности. Подойдя к дому, Майкл позвонил. Никто не ответил. Он позвонил еще раз. Наконец за дверью послышались шаги и немного недовольный мужской голос спросил.
- Кто там?
- Дженифер Блэкхарт! Мистер, Акименко, я звонила вам сегодня.
- Да, да! Я помню. - Дверь отворилась и нашим героям предстал невысокий, сгорбленный пожилой мужчина с заметными залысинами, большой головой на коротких ножках с грустным выражением на лице, которое Майклу показалось единственно возможным выражением на этом лице, которое просто не могло быть другим, как ему почему то казалось. Это была не неожиданная грусть, не печаль по какому-то событию. Казалось сама жизнь оставила на этом лице отпечаток грусти, так прочно въевшийся в это лицо, что было просто трудно себе представить, что оно вообще к примеру, может улыбаться. Грустное лицо было к тому же словно одето в маску безграничной усталости и неестественной бледности, словно какая-то долгая болезнь точила этот еще не старый организм. Усталость была даже в его голосе. Одет он был просто в домашний халат с перепачканными черной краской пальцами и в домашних тапочках. Настороженно оглядев Майкла он перевел вопрошающий взгляд на Джен.
- Это мой друг, мистер Акименко. Если вы не против, он будет присутствовать при нашем разговоре и помогать мне.
- Хорошо. Ничего не имею против молодежи. Проходите, пожалуйста. - Они прошли в уютную гостиную, где лишь несколько картин, репродукций известных мастеров, были единственным украшением. Дверь в другую комнату, наверное, кабинет, решил Майк, была приоткрыта и оттуда лились приятные симфонические звуки, которые он никак не мог определить.
- Гендель. - Слегка улыбаясь, ответил хозяин, заметив как напряженно юноша вслушивается в эти звуки. - Помогает расслабиться. Проходите сюда. - Он указал на соседнюю дверь и они очутились в том, что наверное можно было определить как главный зал или скорее музей, в котором были собраны многие исторические ценности из разных эпох. Даже странно было видеть египетский папирус рядом с портретом Далай-Ламы четырнадцатого, но вместе с тем все в этой комнате было подчинено какой-то неведомой гармонии, перед которой даже учение Фэн Шуй было бы просто детским лепетом. - Устраивайтесь поудобнее. - Подал голос хозяин. - Я не привык принимать гостей, поэтому можете пока занять себя оценкой моей маленькой коллекции, а меня прошу извинить. - Он указал на свои пальцы. - Принтер заправлял. Пойду руки помою. - И он оставил их одних.
- Странный какой-то, тебе не кажется? - Спросил Майк.
- Немного. Но писатели, актеры, музыканты, поэты и прочие люди творчества всегда не от мира сего. Если бы ты учился на моем курсе и общался с подобными людьми так же часто как я, ты бы понял, что без этой странности они бы не сотворили всего того, чем мы можем восхищаться. Чтобы сделать то, чего не делал до тебя никто необходимо быть чуточку не с этой планеты.
- Я не слышу здесь голосов детей. Надеюсь, он не держит тело своей жены в...
- Холодильнике? - Послышался сзади голос и хозяин, чуть посмеиваясь, вошел, неся перед собой поднос с приятно пахнущим кофе и тостами. - Нет, уверяю вас! В холодильнике у меня только труп соседа, у которого я украл этот кофе, а в подвале еще и камера пыток, так что если вы раскритикуете мой кофе, то я вас как раз туда и отправлю на долгую мучительную смерть. Не тушуйтесь, молодой человек. - Добавил он, заметив смущение Майкла. - Мне и не такое приходилось слышать.
- Простите...
- Ничего страшного. А детей вы не слышите, потому что у меня их нет. К сожалению.... Как никогда я не был и женат, да и поздно уже.... - Добавил он, вздохнув. - Угощайтесь. Уверяю, цианистый калий с кофе смешан в самой точной пропорции.
Кофе и на самом деле был приятный. Но Дженис всегда брала быка за рога и, достав блокнот пошла в бой.
- Мистер Акименко.
- Максим. Просто Максим. Прошу, увольте меня от этих мистеров. Я уже почти десять лет в Америке, но никак не могу к этому привыкнуть. Да и моя фамилия с этими мистерами как-то не сочетается. Давно бы взял псевдоним, да мои литературные агенты против. Говорят раскрученный лэйбл, менять - только портить, упадут продажи и прочее. Им виднее. Так что вы хотели спросить, молодая леди?
- Вы десять лет в Америке?
- Почти.
- А что заставило вас эмигрировать из России?
- Личные обстоятельства. Я, видите ли, болен. Да, да, молодые люди, очень болен. Рак. Вы наверное уже заметили мой вид. Мне немного осталось, всего лишь несколько месяцев, а заболел уже очень давно. В это трудно поверить, но уже почти двенадцать лет болею. Медленно иду в могилу. Захотелось убежать, скрыться от некоторых дорогих мне людей, которые даже не знают, что я здесь и думают, что я уже умер. Не хотелось быть им обузой и медленно кончаться у них на глазах.
- Рак? А медицина?
- Медицина? - Он горько усмехнулся. - Раньше возможно и вылечила бы, но не в такой стадии.
- Поэтому вы и дали согласие на интервью? Раньше, насколько мне известно вы держались в стороне от этого, так что же заставило вас дать его сейчас? И просто студентке, а не какому-нибудь мастодонту журналистики?
- Очень просто. Я не люблю шумихи, а вы, как верно заметили, просто студентка и это ни к чему меня не обязывает. Кроме того, хочется побыть хоть немного среди людей. Вы же знаете, я живу жизнью отшельника, весь в своих рассказах и иной раз даже солнечный свет мне в тягость. Я люблю ночные прогулки. Люблю мечтать.
- Я тоже. - Вырвалось непроизвольно у Майкла.
- Вот, вот, молодой человек. Думаю, вы меня поймете. Я люблю мечтать и к сожалению мечты, это все, что у меня есть.
- А почему вы не женились?
Печаль на его лице, как показалось Майклу, в данный момент, как был произнесен этот вопрос, приобрела особую глубину. "Наверное, она затронула больную тему?", подумал он.
- Молодые люди.... - Вздохнув, начал он, спустя какое-то время, когда казалось, Максим собирается с мыслями. - Запомните одну простую истину. Если однажды вас в жизни посетит настоящая любовь, а это просто неизбежно. Никогда! Я повторяю, никогда не играйте с этим чувством! Хватайте его, держитесь за него руками и зубами, сколько позволят вам силы, берегите это самое прекрасное в мире чувство, как самое драгоценное, что только у вас может быть, иначе вас постигнет моя участь. Я играл с любовью. Играл с этим великим чувством без уважения к чувствам любимой мной женщины и я проиграл.... Я не смог сохранить это чувство, я как садовник сгубил прекрасный цветок, не понимая, что ему требуется для жизни вода и солнце, а так же забота и любовь, без которой он просто погибнет. Я потерял свою любовь, не смог сберечь и прошу вас, не повторяйте моей ошибки. Не играйте с любовью, не играйте с чувствами любимого вами человека. В этой игре не возможно выиграть.... Да. Еще Шекспир сказал, вся жизнь театр. Забудьте! В остальном, быть может, но не в любви. В любви играть нельзя, нельзя и просто опасно! К сожалению я не понял это в свое время, вот и остался один, так как не смог больше никого полюбить так же, как ту единственную, которая осталась там, в России, и о судьбе которой мне к сожалению все эти годы ничего не известно. - Он закончил свой жаркий монолог и в комнате воцарилась странная тишина. Но вот он поднял голову и, печально улыбнувшись, проговорил. - Но я рад, что могу помочь, пусть не себе, но тем молодым людям вроде вас, которые читают мои рассказы, смотрят фильмы, поставленные по ним, и они, надеюсь, раньше меня поймут, что это за великое, могучее, прекрасное и вместе с тем очень хрупкое и нежное чувство и научатся беречь его лучше, чем я. Пусть лучше они учатся на моих ошибках, чем на своих собственных. Так будет лучше....
- Вы считаете, что настоящая любовь может посетить человека только однажды? - Неожиданно спросил Майк.
- Молодой человек, я не так молод как вы, чтобы питать иллюзии на этот счет. Молодость блаженна своим неведеньем - старость несчастна своей мудростью. Я уже давно не питаю иллюзий насчет любви. Она не может быть настоящей или не настоящей, не может быть естественной или противоестественной. Можно влюбляться много раз и даже не отдавая себе в этом отчета, самим искренне верить, что вы действительно любите, но это лишь самообман. Любовь либо есть, либо ее просто нет. И отвечая на ваш вопрос, юноша, я могу сказать только одно. У человека одно сердце, одна душа, одни чувства, желания и мысли, которые он воспитывает и лелеет в себе всю свою жизнь и только одному единственному человеку, достойному человеку можно открыть себя всего, отдать все без остатка, без надежды, даже без надежды на эту надежду, что вам суждено быть рядом всю оставшуюся жизнь. И только один, единственный человек в мире, будет способен принять и понять вас таким какой вы есть и вы сможете сделать тоже самое в отношении него. Когда вы встретите такого человека, вы сами поймете, что-то, что я сейчас говорю вам, не просто слова. К примеру, есть люди, греховные по своей сути, кажется, они только и делают что грешат и кажется, что само понятие любовь с ними просто не согласуется, так велики их грехи на поле любви, в которой вереницей за ними следуют тени тех, кого они бросили, обманули, оставили без любви. Вы думаете, они просто грешат? У них нет души? Нет.... Они тоже ищут свою любовь, найти которую для них очень трудное дело, так как они хотят как раз того, о чем я говорил. Они хотят, чтобы их понимали и любили такими, какие они есть, со всеми их грехами. Не теми, что были, так как все их партнеры думают, что это в прошлом. Нет, а с теми, что есть и будут, так как такие люди уже не могут измениться. Кусают локти, плачут в подушку, бессильно озлобляются на все и вся, но не в их власти измениться, как бы сильно им этого не хотелось и они, видя, что ничего изменить невозможно ищут человека, который может понять, понять и принять их черное прошлое и не надеяться, что это только прошлое. Они ищут человека, который будет любить их при всех недостатках, которые у них есть. И даже, находя себе очередное увлечение, они видят в нем надежду на будущее, все этому человеку рассказывают о себе, ищут в нем искорку понимания, но не находят. Их конечно согласны принять со всеми недостатками, но они не видят в этом любви. И как только они поймут, что их просто хотят, а не любят, тогда они бросают своих избранников и ищут новое увлечение, новую надежду на понимание и любовь. В которой им не будет казаться, что на них смотрят косо, говоря при этом красивые слова, а в глазах будет одно презрение. Они хотят надежности, уверенности и самое главное понимания от любимого человека.
- Вы считаете, что главное в любви, это понимание? - Джен еще бы рот раскрыть пошире и можно будет без труда сосчитать общее количество ее белоснежных зубов.
Он слегка ухмыльнулся печальной ухмылкой в левом уголке рта и ответил.
- Могу на это сказать одно, мои друзья, вы позволите себя так называть? Если бы я понимал ту единственную женщину, которую любил и люблю в то время, когда еще был здоров, то сделал бы ей предложение. Я был бы давно женат, мои дорогие. Я упустил время, а когда понял ее. Понял, что ей было нужно от жизни, от меня, от всех тех, кто ее окружал, я просто не имел права становиться мужем той, которую мог сделать вдовой очень скоро после свадьбы и еще неизвестно какими у нас были бы дети. Нет.... Даже рак здесь не причем, но вы же видите мою внешность. Предмет насмешек всей моей жизни, поэтому я и люблю одиночество. Я не знал, какими могли бы быть наши с ней дети и не хотел так рисковать. До своего отъезда сюда в свое время я просто не мог допустить что-либо близкое между нами. Тогда я не смог бы уехать, но держать на расстоянии свою любовь, это все равно что держать стакан воды на вытянутой руке и не приближать его ко рту, находясь при этом в адском пекле. Этот стакан я держу уже очень долго и он не становится ближе, как и не становится меньше жажда, но так было нужно, это все, что я могу сказать.
- Она знала про рак?
- Знала? Догадывалась, быть может. А кроме того в годы моей буйной молодости и еще неоперившихся рассказов, я слишком сильно мучил ее, играл..... Вот о чем я говорил. Я играл с любовью. Написал несколько рассказов о раке. Вы наверное читали "Демона"? Или смотрели фильм? Так я хотел ей рассказать о своей болезни, но после испугался, что это будет для нее слишком больно и списал все это на свои тогдашние обычные депрессии, желание умереть. После этого написал еще один рассказ, в котором заставил ее еще раз наступить на те же грабли, заставил поверить в рак, а потом еще раз испугался и соврал, что все в порядке. Я играл с ней, непозволительно жестоко играл в то время, когда в ее жизни был период, в котором понимание и поддержка были ей нужнее чем когда-либо. Тогда ей как никогда нужен был друг, а я был просто жестоким эгоистичным ублюдком, который не понимал, не хотел понимать, не хотел и не мог из-за постоянных болей мыслить здраво. Я..... Простите.... - Он сильно побледнел и начал задыхаться.
- Мистер Акименко! Я вызову скорую! - Майк бросился к телефонному аппарату, но был остановлен резким жестом Максима.
- Не надо! - Хрипло выдавил он. - Сейчас пройдет. Такое бывает от волнения.
- Простите, мы не....
- Ничего. - Он почти отдышался. - Ничего страшного. Прошлое всегда подстерегает меня. Я не оправдываю себя, у меня нет оправдания. Эгоист на то и эгоист, что поклоняется своему эго. Свое собственное Я значило для меня тогда очень много. Не потому, что мне не хотелось думать о ней, думал. Я хотел не просто понимать ее, а дать ей понять это. Что я ее понимаю, дать ей уверенность, что со мной она будет в безопасности. Хотел быть всегда с ней рядом, жить ее жизнью, ее желаниями и радостями, ее бедами и проблемами, которые мы решали бы вместе, но всегда рядом с ней я превращался просто в эгоистичную скотину.
- Вы сами не могли измениться? - спросил Майкл.
- А вы умны, молодой человек. С радостью сделал бы вас героем какого-нибудь моего рассказа, жаль мне не долго осталось. Да, вы правы. Я не мог измениться и это в какой-то степени, наверное, меня извиняет. С раннего детства я привык быть один. И эгоизм проявился сам собой, так как мне просто не о ком еще было думать. Разве только о родителях, что я и делал по мере сил до тех пор, пока эгоизм не захватил меня всего. Он был закономерным итогом моего постоянного одиночества. Такова судьба. И когда в моей жизни появилась она, я уже не мог измениться, не мог быть другим даже с ней, хотя я этого очень хотел. - Он ненадолго задумался. - Мне уже недолго осталось. Совсем мало по человеческим меркам, но единственное мое желание сейчас увидеть ее. Увидеть, упасть к ней в ноги, грызть зубами землю у ее ног, умолять, плакать кровавыми слезами, только бы она простила мне то, каким я был тогда..... И сказать.... Сказать, глядя ей в глаза, а не на экран монитора, набирая очередной свой рассказ, что я ее.... Нет, не просто люблю, а .... Понимаю....
- Странный он все-таки. - Произнес Майкл, когда они вышли из его дома.
Джен ничего не ответила. Казалось, ее мысли были очень далеко. Где-то в необозримой дали. И Майк, заметив это, не стал продолжать разговор. И лишь когда они подъехали к общаге, она произнесла, как-то странно посмотрев на него.
- Я люблю тебя.
Глава четвертая.
Как ясно помню я и той луны сиянье,
И город в призрачной тиши,
И то чуть слышное, но страшное признанье,
Ночную исповедь души.
(Ш. Бодлер "Исповедь").
- Джек, нет!
Молодой человек стоял на карнизе окна и лишь несколько сантиметров перед ним отделяли его от вечности. Лишь несколько сантиметров, один шаг, двадцать метров до асфальта и успокоение.
Минуло три недели с того момента, как Майк и Джен ездили к автору "Прости". Но за эти три недели Майкл перестал узнавать друга. После знакомства с Анджелой он словно летал, словно все его ангелы хранители собрались вместе и подарили ему крылья, так счастлив был его друг. Анджела, Анджела, Анджела.... Весь мир для него сосредоточился на ней. Только о ней и говорил, только она была в его мыслях и даже Майкл, прекрасно зная этого ловеласа, жившего с ним в одной комнате, всерьез начал думать, что Джек все же наконец нашел свою настоящую любовь, что все его увлечения в прошлом, все прошло и Анджела стала для него той единственной, которая смогла приручить это непокорное и слишком ветреное сердце. Но несколько дней назад....
Все словно изменилось. Рай перестал быть раем и превратился в ад. В самый настоящий ад для его друга. Что случилось, он так и не сказал, только поначалу подолгу исчезал где-то. Возвращался поздно, с красными глазами, а однажды и сильно пьяный. Майк понимал, что что-то не так. Не так именно с ней. В тот вечер, он уложил пьяного Джека в кровать и в его пьяном бреде разобрал лишь одну фразу "не могу больше". Не могу больше что? Любить? Добиваться любви, жить без любви? Ее любви....
Что виновата любовь Майкл понял однажды благодаря фразе, вырвавшейся у Джека в пьяном виде. Они уже почти засыпали:
- Майки? - Позвал он со своей кровати.
- Да?
- Но ведь если подумать, то Анджела просто.... - бранное слово. Майклу не хотелось так говорить о ней или даже думать, но он уже достаточно хорошо знал Анджелу, чтобы согласиться.
- Ну да. - Произнес он, скрепя сердце, в надежде, что Джек об этом забудет и вообще вскоре уснет. То, что Джек ответил после, окончательно убедило Майка в диагнозе друга.
- Но почему же все-таки я ее люблю? - И он отключился, так что Майку не удалось ответить на этот вопрос, даже для самого себя.
И вот. Серая панорама за окном, на столе записка, где лишь несколько строк о бессмысленности жизни и друг за окном, мертвенно бледный, с потухшим взором, полным бессмысленности и Майк.
- Джек, не делай глупостей!
Джек медленно повернул голову в его сторону. Слегка покачал головой и шагнул....
На похороны пришла вся его группа. Она тоже пришла немного позже. Стоит не со всеми, а немного вдалеке, наверное чувствует себя виноватой. Что в ней такого, что стоит того, чтобы рухнуть на асфальт из окна? Просто шагнуть навстречу смерти? Неужели без нее действительно нельзя жить? Эти вопросы Майк задавал себе вновь и вновь, изредка бросая взгляды в ее сторону. Джен стояла рядом с ним. Ее признание не стало для них связующим звеном. Майк не любил ее. Он это знал. И они остались друзьями. Тогда возле общаги Дженис, после того, как он отверг ее любовь только сказала, после долго взгляда:
- Я знаю. Ты уже полюбил мою сестру. Быть может ты сам этого не осознаешь, но это так. Я понимаю, нам не быть вместе, но люблю тебя. Я не прошу тебя любить меня, я не могу просить того, что ты никогда не можешь мне дать. Позволь только быть рядом с тобой. Быть, пусть не твоим близким человеком, но другом. Позволь любить тебя, не прося ничего взамен. - Тогда они только обнялись и разошлись по своим делам. И сейчас Дженифер Блэкхарт была рядом, как друг. Друг, потребность в котором всегда возникает в трудные минуты, когда сам того не осознавая ты не хочешь быть один и нужно чтобы кто-то был. Даже не говорил ничего, не делал. Просто был рядом.
Она посмотрела в его глаза и он, прочитав в ее глазах немой вопрос, слегка кивнул. Дженис подошла к ней, обняла сестру и та, спрятав лицо в ладони, наверное заплакала. Майкл не мог осуждать ее. Не потому, что какие-то чувства мешали ему это сделать, просто в его душе сейчас царила пустота и отрешенность от всего. Все то, что происходило сейчас. Похороны, лица сокурсников, слова священника на латыни, несколько горстей земли, брошенные каждым по очереди, все это происходило словно не с ним, а кто-то другой все это видел, слышал, ощущал. Кто-то другой, но не он.... Сам же в мыслях он был с ней и чувствовал себя эгоистом. Чувствовал, что это не правильно, так нельзя, это противоречит самым элементарным нормам морали, но он хотел быть на месте Джен. Он хотел, чтобы это на его груди она плакала, ее волосы в знак утешения именно он хотел гладить и ее слезы именно он хотел осушить. Его друг покоился на глубине двух метров под землей, а его мысли были с виновницей его смерти.
И сейчас он понял, как сильно он ненавидит Анджелу. Ненавидит и вместе с тем любит. Как странно играет с нами жизнь. Почему можно так сильно любить человека, испытывать жизненно необходимую потребность видеть ее счастье, обнимать ее, утешать, нежно прикасаясь тыльной стороной пальцев к ее щеке, стирая оросившие их слезы и в тоже время от всей души желать ей пройти все девять кругов ада! Странно.... Странно и в тоже время понятно. Она виновна в смерти друга и все же она человек. Девушка, которую он, Майкл, любит всем сердцем. Любит... и ненавидит.
Служба была закончена. Все разошлись. Майк еще некоторое время постоял над свежим могильным холмом и тоже ушел. Он пришел в свою комнату, в которой стало как-то одиноко. Одиноко и безрадостно. Кто-то конечно скоро займет ее. Студентам нужно где-то жить и у него вновь появится сосед. Но это будет уже не Джек. Не тот Джек, с которым он прожил три семестра, делился самым сокровенным, самым тайным, самым добрым и злым в своей душе. Не полностью, но он доверял этому Казанове, который при всех своих многочисленных недостатках, которые вовсе не ограничивались волокитой за юбками, умел быть просто хорошим другом.
На город спустился вечер. Легкий ветерок разогнал облака и в окно светила полная луна. Было уже темно, но Майк не стал зажигать свет. Просто сидел у окна и смотрел на звезды, думая о ней. На память пришли, казалось давно забытые стихи Бодлера.
Скажи, откуда ты приходишь, Красота?
Твой взор - лазурь небес иль порожденье ада?
Ты, как вино, пьянишь прильнувшие уста,
Равно ты радости и козни сеять рада.
Заря и гаснущий закат в твоих глазах,
Ты аромат струишь, как будто вечер бурный;
Героем отрок стал, великий пал во прах,
Упившись губ твоих чарующею урной.
Прислал ли ад тебя иль звездные края?
Твой Демон, словно пес, с тобою неотступно;
Всегда таинственна, безмолвна власть твоя,
И все в тебе - восторг, и все в тебе преступно!
С усмешкой гордою идешь по трупам ты,
Алмазы ужаса струят свой блеск жестокий,
Ты носишь с гордостью преступные мечты
На животе своем, как звонкие брелоки.
Вот мотылек, тобой мгновенно ослеплен,
Летит к тебе - горит, тебя благословляя;
Любовник трепетный, с возлюбленной сплетен,
Как с гробом бледный труп сливается, сгнивая.
Будь ты дитя небес иль порожденье ада,
Будь ты чудовище иль чистая мечта,
В тебе безвестная, ужасная отрада!
Ты отверзаешь нам к безбрежности врата.
Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?
Не все ль равно: лишь ты, царица Красота,
Освобождаешь мир от тягостного плена,
Шлешь благовония и звуки и цвета![VI]
И все в тебе - восторг, и все в тебе преступно! Героем отрок стал, великий пал во прах. С усмешкой гордою идешь по трупам ты, как с гробом бледный труп сливается, сгнивая. Как точно и в тоже время жестоко сказано. И вместе с тем очень точно....
Любовь - медаль, в которой лицевая и оборотная сторона, как день и ночь, как утро и закат, как... жизнь и смерть. Она дает жизнь, она же ее забирает. Все дело в том, что не можешь жить? Можешь. Когда тебя не любят, ты все также дышишь, разговариваешь, живешь. Естественные процессы не прекращаются от того, что ты лишен ее. И все слова в стиле "не могу без тебя жить" кажутся просто глупыми и в чем-то даже лживыми. Но это в отношении тела. Физически ты не умираешь, но душа.... Душа отданная любимому человеку при расставании остается с тем, кому ты ее отдал. А тело без души.... Быть может, из-за этого вся остальная жизнь действительно теряет смысл и можно понять поступок Джека не как простое слабоволие, а как поступок неотвратимый по своей сути, естественно вытекающий из всего того, что случилось.... Он полюбил. Отдал ей свою душу, а она.... Она.... Майк не знал, что она.... Мог только предполагать....
А смог бы он покончить с собой из-за любви без взаимности? Предположим он Джек. У них с Анджелой все в порядке сначала, а после она его кидает? Как поступил бы Майк? Что он бы сделал и наложил бы на себя руки? "Нет", ответил он самому себе. Не смог бы. Ему конечно было бы очень плохо, а что такое "плохо" в отношении любви без взаимности Майкл знал слишком хорошо, чтобы иметь желание еще раз испытать этот ад. Но убить себя даже по этой причине он бы не смог. Он не смог бы принести боль любимой девушке, даже той, которая его бы не любила, так как он знал, что это такое - чувствовать себя виноватым. Не когда тебя постоянно попрекают в виновности, это еще можно пережить. На общественное мнение можно наплевать, но когда чувство вины грызет тебя изнутри.... Это хуже смерти и Майкл никогда, как бы плохо ему не было, не позволил бы любимой девушке испытать этот ад, который он прошел сам. Что поделать. Такова жизнь....
Майк открыл свой дневник, просто, чтобы отвлечься и перелистал. Взгляд его упал на старый рассказ.
ЖИЗНЬ.
Тринадцать лет. В эти годы ты все еще не избавлен от многих иллюзий жизни. Даже в моем районе, где иллюзии не жили никогда, но это....
Она шла по середине дороги. Грязная, невысокая, худая проститутка лет семнадцати. Ее плечи сотрясались от рыданий и к груди она что-то прижимала. Мы ехали с отцом в его форде по этой дороге и когда мы проезжали мимо я обратил внимание на то, что у нее на руках был маленький ребенок, завернутый в старые грязные тряпки. Она шла по шоссе, бездумно, словно во сне и плакала.
- Нагуляла, сука.... - Процедил отец сквозь зубы и собирался проехать мимо.
- Папа, притормози. - Попросил я его.
- Что ты не видел в этих.... - Дальше следовало бранное слово, к которым у Майка давно выработался стойкий иммунитет и он давно не обращал на них внимание. Но отец притормозил и я вышел из машины. Подошел к ней. Вблизи она казалась еще ужаснее чем из окна машины. Ужасна не в лице, в своем виде. На ее одежде, видавшей виды, грязи было столько, словно она всегда жила в подвалах. А ребенок.... Он был запеленат в такие же грязные лохмотья. Она плакала, но поразило меня не это. Не плакал ребенок. Из разорванного на груди того, что когда-то было платьем, высовывалась грудь, сосок которой она протягивала малышу. Но он не мог принять этот дар. Только тогда я понял. Он был мертв....
Она подняла на меня глаза и это выражение я запомнил навсегда. Никогда я не мог поверить, что в одном взгляде можно выразить столько боли и бессильного отчаяния.
- Пошли Майк! - Отец вышел из машины и потянул меня за руку. - Нечего глазеть на этих.... - Еще одно бранное слово.
Когда машина тронулась с места я в последний раз увидел как затряслись ее худенькие плечи....
В дверь робко постучали три раза. Он никого не хотел видеть, но не смог остановить вырвавшегося машинально слова:
- Войдите!
Робко, неуверенно, в комнату вошел человек. В темноте он не смог определить кто это, но его опередил женский голос.
- Можно?
Он не слышал этого голоса раньше, но понял или почувствовал, что это... она.
Спустя какое-то время она сидела рядом с ним. Он не включал свет. Не потому, что не хотел ее видеть. В этом случае проще было выгнать ее из комнаты. Она плакала. Женские слезы были для него как сталь, разящая сердце, но поддаваться чувствам в этот момент он не мог, просто не имел права. Ему нужно было трезвое мышление, не замутненное личными переживаниями. Она говорила. Он слушал. Она пришла сама, решила что-то рассказать и он, понимая, какой быть может трудный шаг она сделала, придя в эту комнату, внимательно ее слушал. И перед ним постепенно все с большей и большей ясностью вставала картина ее жизни. Картина зла, предательства, лжи лицемерия. Картина боли и не понятой тоски, картина скрытых желаний, самых страшных тайн, самых постыдных поступков, картина искренней влюбленности и брошенной в лицо ненужности, но Майкла, выросшего в среде, которая словно навсегда прививает тебя нормальным отношением ко всему мерзкому, это не могло удивить. Даже кое в чем он был не согласен с ней, когда она, обвиняя себя во многих грехах, плакала у него в объятиях. Он был не согласен в том, что виновата она, находя объективные причины, которые могли бы оправдать Анджелу в ее собственных глазах, но он ничего не говорил, не успокаивал, не потому, что не мог этого сказать. Он не хотел перебивать, понимая, что ей это нужно. Выговориться.
В его жизни было также очень много дерьма. Дерьма, которое он всегда прятал от солнечного света, любопытных глаз и бесстыдных рук, желая казаться лучше. Он настолько вошел в свою роль пай-мальчика, что сам поверил, что он такой и есть. Но сейчас. Глубокая искренность Анджелы, а быть может еще и чувства, которые он к ней испытывал, вместе с внезапно пришедшим ощущением искреннего доверия прорвали многолетний барьер в той клоаке его сознания, которую он тщетно всегда скрывал даже от себя самого. В глубине ее глаз он увидел тот свет, который искал очень долго. Очень долго таскал с собой груз своего прошлого, чтобы именно в этот день, именно здесь и сейчас, именно этой ненавидимой так же сильно, как и любимой рассказать все. Сбросить этот груз. Высказать не то, что он говорил обычно, а именно правду. Свет понимания был в ее глазах, свет искреннего участия, заботы, искреннего желания выслушать, дать надежду, что все не так плохо, что можно жить. И когда она замолчала и наступила томительная тишина, он начал.
- Знаешь, а ведь в моей жизни тоже было достаточно мерзости. Я родился не таким как все. Спинномозговая грыжа, неудачная операция и... вот я такой, каким ты видишь меня перед собой. Но с этим еще можно смириться за двадцать-то лет, у меня есть мозги, говорят не плохие. Со стороны наверное виднее. А в наше время, имея мозги, можно многого добиться. Я учусь на адвоката и гореть мне в аду, если я не стану лучшим! А там, известность, определенный вес в обществе, в конце концов деньги, хотя видит бог мне они нужны меньше всего. Ты знала до этого вечера, что я весельчак, шутник, кажется могущий посмеяться над всем, включая и самого себя, но это только маска. Сейчас ты видишь перед собой меня настоящего. Таким, какой я еще никогда не был. Да, я могу много добиться в жизни. Но добиться материального, того что можно потрогать, чем можно гордиться, это так. Но пойми меня правильно человек состоит не только из понятных и закономерных потребностей тела. У человека есть еще потребности души. Души, которая словно в темной комнате тыкается во все углы и пытается найти двери, за которыми окажется любовь. Да, я хочу любви, я хочу быть рядом с любимой девушкой, чтобы она любила меня таким какой я есть, но.... Какая может быть любовь, если я сам бываю часто просто противен самому себе! И с девушками у меня ничего не получалось. Ты спросишь почему? Так слушай. В детстве из-за моего уродства, меня часто доставали старшие ребята, придирались, старались задеть, а то и просто избить. И в возрасте восьми лет, однажды, был обычный вечер, в нашем родном чикагском районе все уже готовились ко сну. Я вышел погулять. Как всегда один, так как в моем детстве я почти всегда был один и мне в каком-то смысле даже нравилось это одиночество. Даже став взрослым я немного скучаю по нему. Один.... Не нужно притворяться, можно быть таким какой ты есть, а это значит, что можно быть честным с собой. Ни в чем себя не стеснять. Так вот.... Был обычный вечер и меня поймали старшие ребята. Озабоченная компания попалась. И.... Они пустили меня по кругу. Как в колониях. Каждый меня попользовал как девчонку. Что еще они творили, это уже не важно. Важно то, что меня опустили. А ведь известно, что первое сексуальное впечатление влияет на твою будущую половую жизнь. И с тех пор, после того, как надо мной поиздевались подобным образом, я стал самым настоящим уродом. Теперь уже не только внешне, но и в душе. Странное несоответствие проявилось во мне. С одной стороны, я очень хотел любви, мог понравиться девушке, даже при своем внешнем виде, ведь по сути дела это не так сложно. Пара умных слов, немного шуток, доля загадочности, несколько откровенных взглядов и умения располагать к себе, уметь поддержать разговор и главное выслушать собеседника, искренне проявить к девушке интерес и понимание и все. А с другой стороны я никогда не мог предложить ничего девушке иного, как дружбу. Не потому, что не хотел большего, просто не мог.... Я не говорю, что обязательно всегда стремился к сексу. В отношениях двух людей это только приятное добавление к любви, лишь один процент плотского удовольствия в добавление к тем девяноста девяти процентам платонического рая, что собственно и называется любовью. Но именно этот один процент мне никогда не удавался. С первой любовью я даже не думал о сексе, даже не представлял себе такое мерзкое, как мне казалось действо в сочетании с ней. Позже, когда я чуть повзрослел, то понял, что все не так плохо и если действительно любишь, то без физической любви, ты лишаешься того прекрасного единения двух душ и тел, без которого отношения теряют нечто очень важное. Доверие.... Как я уже говорил, человек состоит из плоти и крови. И гармоничное сочетание тех девяносто девяти процентов платонической любви и одного физической и дают то полное, стопроцентное гармоничное чувство. Любовь.... Со второй любовью я хотел этого. И она была не против, но когда мы забрались в старый отцовский форд, на заднее сиденье.... У меня ничего не получилось. Я очень этого хотел в душе, горел этим, но физически.... Наружу вылез тот душевный урод, каким меня сделали тогда. И с тех пор я не могу быть с девушкой. Придумал себе гору личных правил и принципов, сам в них поверил, старался всех своих знакомых девушек убеждать в том, что я такой принципиальный. Так казалось жить легче, избегая секса, как страшного наказания. Но тебе я могу признаться. Я всегда боялся и боюсь. Да. Я просто боюсь. Боюсь повторить неудачу, боюсь, что полюблю, но любить в полной мере не смогу. Я не такой принципиальный, каким могу показаться.... Просто боюсь....
Тишина.... Майкл сказал все, что мог, все что наболело, все что так долго скрывал и надеялся, что никто этого не узнает и что? На что он надеялся? Чего хотел? Зачем поделился самым сокровенным? Он ждал.... Ждал, что она что-нибудь скажет, утешит, поймет и полюбит его.... А в ответ тишина. Он зажег ночник и заметил, что Анджела просто спала. Потрясение последних событий слишком утомило ее и теперь ее головка была склонена на бок и она сидя на стуле просто спала. Майкла охватила какая-то отцовская забота к этой бедной девочке, у которой просто не все в жизни так, как ей бы того хотелось. Он легко взял ее на руки, перенес на свою кровать, при этом она доверчиво во сне уткнулась носом ему в плечо, при этом что-то пробормотав неразборчиво. Он укрыл ее осторожно, чтобы не потревожить сна, а сам, вновь сел на стул и стал смотреть на звезды, изредка бросая на нее взгляды. Ему нравилось, как она спит, ведь во сне человек раскрепощается и предстает в своем истинном облике, снимая все маски носимые днем. И сейчас, в ее разглаженных сном чертах, Майкл увидел просто маленькую девочку, невинную и такую беззащитную перед огромным людским миром, в который она, казалось, попала по нелепому недоразумению. Сейчас она действительно напоминала ему ангела....[VII] Ее хотелось обнять, прижать сильно-сильно к груди, чтобы закрыть, защитить от всех мирских бед. Он смотрел на нее и понимал почему он любит ее. Сразу понял, как только увидел ее наивные детские черты во сне. Она была просто маленькой девочкой, которой необходима защита, понимание, поддержка, нежность и любовь. А звезды все мерцали за окном, своим призрачным светом навевая грустные мысли....