Тупикова Камилла Александровна : другие произведения.

"Кавказский Меловой Круг". Точка Зрения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Почти рецензия на премьеру спектакля "Кавказский меловой круг" Б.Брехта (режиссер-постановщик - Линас Мариюс Зайкаускас, г. Радом, Польша) Республиканского Академического русского театра драмы Башкортостана

  До определенного момента о Бертольте Брехте я знала только понаслышке. Помню, как один знакомый приехал из Москвы и с восторгом рассказывал о постановке пьесы 'Мамаша Кураж и ее дети', которую я впоследствии прочитала и была потрясена тому, что и как там было написано. Позже я узнала и о брехтовской теории 'эпического' театра.
  А через некоторое время на сайте Русского Драматического Театра в разделе новостей появилось сообщение о том, что у нас ставят пьесу-притчу Б. Брехта 'Кавказский меловой круг'. Это вызвало радость безмерную! Сразу же решила, что пойду на этот спектакль, чего бы это ни стоило.
  Но перед этим я решила ознакомиться с текстом пьесы. Все, о чем я напишу в дальнейшем, будет сопоставительным анализом мыслей и эмоций до и после премьеры.
  Сюжет вкратце таков: Губернатор Георгий Абашвили живет богато и счастливо в Нуке. Рядом прекрасная жена, малютка Михаил, множество облагодетельствованных нищих и просителей, желающих своему благодетелю здоровья и процветания. Все бы хорошо, но восставшие князья решают казнить его. В панике убегает из города жена Нателла, бросая сына, но захватив дорогие наряды. Маленький мальчик попадает к судомойке по имени Груше, для которой оказывается 'страшен соблазн, сотворить добро'. Она проводила на войну любимого Симона, а теперь на руках у нее чужой ребенок. В скитаниях, голодных днях и холодных ночах проводит Груше Вахнадзе долгое время. Но настает момент, когда объявляется мать, а за ней и солдат Симон Хахава. Ситуация такова, что только мудрый судья Аздак может разрешить ее с помощью круга, начерченного мелом.
  После прочтения пьесы родился первый вопрос: как они это будут играть??? Он возник потому, что в 'Кавказском меловом кругу' много действующих лиц. Но, немного подумав, пришла к выводу, что это разрешимо - и не ошиблась! Получилось как нельзя лучше: каждому актеру предоставили несколько ролей.
  Еще во время ознакомления с 'Кругом' сочла, что вступление - спор за долину колхоза 'Ашхети' - уберут (оправдалось!).
  Следующим и самым главным стал вопрос распределения ролей: Симона Хахаву я тут же 'отдала' Григорию Николаеву, а вот над ролью Груше пришлось серьезно задуматься. Долго колебалась между Татьяной Григорьевой и Полиной Шабаевой. Сначала посчитала, что Татьяна Григорьева не справится, но потом вспомнила ее Милу из 'Абрикосового рая' и сказал себе - у нее получится.
  На роль князя Казбеки никого кроме Александра Федеряева не смогла подобрать, уж больно колоритная фигура!
  И представьте мое удивление, когда в приобретенной программке обнаружила, что мои ожидания оправдались. Только не смогла предугадать, кто станет судьей Аздаком. Но Владимир Абросимов в этой роли очень понравился! Также удался ему и Лаврентий. А Рассказчик, по-моему, смог создать тот эффект 'отчуждения', который свойствен принципам 'эпического' театра (ведь 'Меловой круг' - самое совершенное его воплощение) [1].
  Ефрейтор - Сергей Басов - что-то ошеломляющее своей откровенностью. Я до сих пор под впечатлением! Нателлу Абашвили представляла именно такой, какой сыграла ее Татьяна Макрушина. У Олега Шумилова особо удачной мне показалась роль полицейского Шалвы.
  Очень понравилась Елена Синева - Повариха. Её роль, мне кажется, перекликается с Клодиной из 'Жоржа Дандена...' и Дороти из 'Кентервилльского привидения'. Также отмечу Александра Воробьева в роли Адъютанта.
  Особый отклик у зрителей нашел неподражаемый дуэт Аллия Шарипова - Роберт Сафин - Старуха и Старик (сцена 'В суде'). Давно заметила, что Сафин может играть любые роли: вспомним, что именно он был и хулиганистым Джорджем ('Кентервилльское привидение') и трясущимся и чихающим старичком Гремио ('Укрощение строптивой').
  Несколько слов о маленьком брошенном Михаиле Абашвили. Разумеется, режиссер не задействовал настоящего ребенка, этого и не требовалось (обошлись условным изображением). Но в момент, когда после долгих странствий по Военно-Грузинской дороге обессиленная Груше падает, голосом Михаила становится не только Рассказчик ('Она услышала - иль показалось ей, - /Что мальчик говорит, не плачет, нет, а внятно /Ей говорит: 'Останься, помоги' [2]), но и аккордеон. Ребёнок плачет, просит молока. А затем, можно проследить, как Он оживает. Сначала на руках у Елены Синевой; затем у Владимира Абросимова, а в конечном итоге у Татьяны Григорьевой.
  В спектакле множество запоминающихся моментов: сцена с могильщиками (параллель с шекспировским 'Гамлетом'); как Груше, с трудом добывшая молоко, проливает его и, качая Михаила, повторяет 'Соси и думай о трёх пиастрах!' [3]. Чем-то нереальным выглядит игра Григорьевой - Груше с залом, когда зрители становятся непосредственными участниками действа, а вернее их дыхание (душа - ?). Восхищение и восторг испытываешь от зеркальных 'зайчиков', танцующих по залу, освещающих на долю секунды лица! Ощущение ни с чем несравнимое! А 'Баня' - с ее ярким светом и жаром!
  Но именно поразил воображение 'Переход через пропасть'. Зрительный зал замирал при малейшем движении Груше, напряжение нарастало шаг за шагом, каждый возглас ее отражался глубоко внутри (в душе), а зрители реагировали аплодисментами, даже не дожидаясь антракта!
  Режиссерское решение казни Георгия Абашвили, когда он просто исчезает в провале, а солдаты вместо головы губернатора несут воздушный шарик, понравилось необычайно. Напомнило сцену из 'Снегурочки': Мизгирь, потеряв любимую, просто уходит в небытие, растворяется в тумане.
  В спектакле часто фигурирует вода - наверное, как символ жизни. Но она всегда заключена в жестяной таз - может быть, оттого, что жизнь сковывают, замыкают в каких-то рамках? Но одно маленькой черточки в постановке я не увидела: как Аздак, садясь на место судьи, подкладывает под себя толстенный свод законов (это многое объясняет). Хотя, на все воля Режиссера:
  Но в конечном итоге, 'Кавказский меловой круг', по-моему - нечто новое в Русском Драматическом театре и для зрителей и для актеров. Пьеса эта столь же сложная, сколь и интересная. Но наши зрители еще не совсем привыкли к реалистичности и откровенности Брехта. Некоторых ввели в замешательство слова Нателлы Абашвили, адресованные прислуге, разговор Ефрейтора с Груше, или же откровение Аздака (':под судейской мантией у меня рваные штаны, погляди сама:'). Еще, мне кажется, что зритель должен быть подготовлен для восприятия этой пьесы. Разумеется, Бертольт Брехт опирался на известный сюжет суда царя Соломона, но в наши дни, к сожалению, знает его не каждый. А без этого невозможен 'эпический' театр, в котором идет обращение к разуму: когда у зрителя появляется интерес к ходу действия, когда он находится в положении наблюдателя. Сейчас, мне кажется, постановка 'сживается' с обстановкой театра. Понемногу привыкает к ней и зритель. Каков будет результат - покажет время. Но пьеса оказалась актуальной, своевременной. Ее поставили, когда, как написано у Брехта, ':по всей стране творился кавардак.:..' [4]. Будем ждать, когда же вновь придет Аздак.
  
  [1] И.Фрадкин 'Творческий путь Брехта-драматурга'
  [2] Б.Брехт Пьесы. Книга первая: Пер. с нем. М.: Издательство 'Гудьял-Пресс', 1999 (серия 'Театр'), стр. 183
  [3] Там же, стр. 196
  [4] Там же, стр. 246
  
   19-21 октября 2003 года
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"