Туров Ярослав Александрович : другие произведения.

О прозе Я.Турова

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья профессора литературоведения А.В.Урманова из "Энциклопедии литературной жизни Приамурья XIX-XXI веков", посвященная Я.Турову

  ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ ПРИАМУРЬЯ XIX-XXI ВЕКОВ
  
  ТУРОВ Ярослав Александрович [26.5.1992, Благовещенск] - начинающий автор, талантливый прозаик, эссеист.
  
  Т. принадлежит к той категории современной творческой молодёжи, которую отличает не только высокий интеллектуальный уровень, широкий культурный кругозор, начитанность, пытливость ума, но и неравнодушие к тому, что происходит в стране и со страной, живая реакция на проявления добра и зла, повышенная чувствительность ко всякого рода фальши. Отсюда, может быть, излишняя категоричность в выражении своей позиции и "бойцовский" задор, отчасти искупаемые искренностью.
  
  Со школьных лет у Т. было много занятий и увлечений: музыка, бальные танцы, гитара, иностранные языки, компьютер, литература, история, журналистика, наука. В 2008 он окончил детскую художественную школу. В 2009, занимаясь в городском научном обществе учащихся "Эрудит", написал блестящую исследовательскую работу о самой загадочной, мистической повести Гоголя "Вий" и стал лауреатом I степени XXIV Российской открытой конференции учащихся "Юность, наука, культура", которая проходит в рамках национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал России". В 2010 Т. с золотой медалью окончил благовещенскую гимназию Љ25. Сдав ЕГЭ по литературе, он оказался в числе всего лишь двух выпускников Амурской области, сумевших набрать 100 баллов из 100 возможных. В том же году многомиллионная аудитория первого российского телеканала стала свидетелем триумфального участия Т. в знаменитой гуманитарной олимпиаде "Умницы и умники". Заслуженная и очень почётная победа оказалась пропуском в один из самых престижных вузов страны - МГИМО (факультет международной журналистики), куда он был зачислен без вступительных экзаменов. Учёбу Т. успешно совмещает с большой общественной и творческой работой в студенческом союзе МГИМО, пишет художественную прозу и публицистику, готовит и ведёт программы студенческого телевизионного ток-шоу на общественно-значимые темы и др.
  
  О феномене Т. не раз говорили амурские журналисты, отмечая и удивительно раннее вхождение в литературу, и объём и жанровое многообразие им созданного (лирика, эссе, рассказы, повесть, романы). По словам Т., большую роль в пробуждении у него интереса к литературе и словесному творчеству сыграли родители: Александр Иванович - преподаватель высшей школы, зав. кафедрой железобетонных конструкций ДальГАУ и Регина Игоревна - медицинский работник, а также бабушка - Галина Павловна Коноплёва, в прошлом известный амурский тележурналист.
  
  Серьёзно художественным творчеством Т. стал заниматься в 2007, тогда же он впервые принял участие в семинаре юных литераторов, проводимом Амурским областным отделением Союза писателей России. В том же году под влиянием творчества фантаста Ника Перумова написал роман в стиле фэнтези "Акрилон. Наследие некромантов" (не издавался). Первая публикация Т. состоялась в 2008, когда он учился в 10-м классе: совместно с ровесником Семёном Руденко они выпустили сборник малой прозы "Игра с огнём". В книгу вошла подборка рассказов Т. под общим названием "Не зови меня подростком": "Новые фотографии", "Игроман", "Дарующий Бога", "История одних отношений" и др. Книга эта готовилась к печати без профессиональной редактуры, поэтому грешит многочисленными недочётами - и художественными, и стилистическими, и формальными. Печатный дебют оказался для Т. скорее неудачным, чем удачным, хотя и привлёк к юному дарованию внимание средств массовой информации. Последовавшие за книгой публикации Т. в литературных альманахах "Амур" (2008, 2010, 2011) и "Приамурье" (2010) заслуживают уже серьёзного внимания и представляют несомненный художественный интерес.
  
  Рассказ "Розовое на чёрном" (2008) посвящён весьма специфическому явлению современной жизни - неформальным молодёжным группировкам. Автор нашёл оригинальный сюжетный ход: привёл во враждующие "стаи" братьев - Антона и Мишу, родившихся "в один и тот же день с разницей в пятнадцать минут", но с непохожими характерами и наклонностями. Коллизия в рассказе строится не только на внешнем конфликте (один из братьев "гопник", а другой - "эмо"), но и на внутреннем - на столкновении разных импульсов в душе каждого из ключевых персонажей. Оба эти конфликта достигают наивысшего напряжения и получают разрешение в развязке сюжетного действия, когда в жестокой схватке сходятся две непримиримые подростковые "стаи" и два родных брата. Что победит: чувство человеческого родства или стадный инстинкт, личность или толпа, любовь или ненависть? Задавшему острую сюжетную и нравственно-психологическую интригу автору удаётся удерживать читателя в напряжении до последней страницы. Он целенаправленно ведёт нить повествования, умело выстраивает диалоги персонажей, рисует драматически напряжённые сцены. Одна из лучших - сцена на танцплощадке, в которой показано воздействие массового психоза (в данном случае спровоцированного рок-музыкантами) на неокрепшие юные души. К числу художественных достижений автора можно отнести наличие ярких индивидуальных особенностей у части героев - не только у братьев Золотниковых, но и у Негра, второстепенного, но крайне важного персонажа. В рецензии на седьмой выпуск альманаха "Амур" мэтр амурской журналистики А. С. Филоненко признавался, что на него "особое впечатление своим рассказом произвёл Ярослав Туров. Парень ещё в школе учится, делает, так сказать, первые шаги в литературе, но у него уже есть свой стиль, он заранее знает, как будет развязывать тот или иной сложный узелок".
  
  Рассказ Т. интересен и тем, что о проблемах героев-подростков пишет их ровесник. Он обнажает причины, толкающие современного молодого человека искать свою "стаю": тотальное одиночество - в семье, в школе, в обществе в целом; физическая и психологическая незащищённость; непонимание, с которым он каждодневно сталкивается. Но главное - духовный вакуум, почти полное отсутствие моральных и идейных принципов, отсутствие серьёзных жизненных целей и ценностей, иждивенчество и инфантилизм.
  
  В рассказе имеются и недочёты, главные из которых - стремление автора почти всему давать прямые оценки, стилевая эклектика и претенциозность. Наплывы манерности, вычурности, обилие штампов - всё это результат стремления начинающего автора выражаться "изящно", "литературно". Однако всякого рода стилистические "красивости" мирно уживаются со стилем газетной публицистики: "Стаи везде одинаковые. Различие лишь в идеологии. Психологи называют такие группировки интеллектуальным словом "субкультуры". Но, по сути, их можно сравнить с дикими племенами папуасов какой-нибудь Новой Гвинеи... Они мнят о себе невесть что и поклоняются несуществующим богам..." Самое удивительное, что в морализаторство в этом и некоторых других эпизодах впадает не убелённый сединами ветеран, а десятиклассник, почему-то вдруг решивший облачиться в мантию сурового судии. Иногда он смотрит на своих сверстников откуда-то сверху, с заоблачных высот, и потому картина действительности выглядит плоской. Юный автор пока ещё не научился описывать сложное жизненное явление объёмно, постигая его изнутри, через психологию, мышление, ощущения героев, которые находятся в эпицентре этого мира и являются его органической частью.
  
  Последующие публикации наглядно продемонстрировали: автор умеет учиться на ошибках, совершенствуется, стремится преодолеть художественную прямолинейность первых опытов, и многое ему удаётся. Каждое новый рассказ (любимый жанр Т.) - и узнаваем, и своеобычен. Общее, повторяющееся - обращённость к современности, к острым социальным темам и конфликтам, категоричность авторских суждений, срывы в публицистику. Традиционно и то, что попадающие в фокус изображения частные случаи и частные судьбы становятся поводом для размышлений о проблемах, которые волнуют всё российское общество. Новое - прежде всего характеры, типы персонажей: причём не только сверстников автора (они доминировали в самых первых произведениях), но и его "отцов" и "дедов". В обновлённом виде каждый раз предстаёт и автобиографический герой: он взрослеет, становится мудрее вместе с автором. Т. не замыкается на собственных рефлексиях, проявляет интерес к миру, с большим вниманием вслушивается в то, что пытаются донести представители старших поколений, всматривается в них. И при этом остаётся человеком своего поколения - по-новому осмысливающим и прошлое, и настоящее страны.
  
  Всё это в полной мере проявилось в рассказе "Награда" (2010), также напечатанном в альманахе "Амур". Место действия произведения - провинциальный амурский город Безлюдный, в котором без труда узнаётся Свободный. Главный герой - "молодой повеса" Максим Бобров, находящийся на каникулах студент престижного столичного вуза, которому дедушка - известный поэт Приамурья, "крупный усатый мужчина лет шестидесяти" - решил показать, "как Россия изнутри устроена". Ради этого он и везёт внука из областного центра в Безлюдный, на "Покровские чтения" ("Комаровские чтения"), посвящённые памяти знаменитого дальневосточного поэта, родившегося и жившего какое-то время в этих местах.
  
  Т. применяет в этом произведении весьма сложную повествовательную технику, основанную на принципе полифонии: хотя повествование ведётся от третьего лица, события попеременно даются с разных точек зрения, через восприятие трёх ключевых персонажей: "младшего" Боброва и двух провинциальных интеллигентов - бывшей сотрудницы городского Дома культуры, а ныне одинокой пенсионерки Любимовой и колоритного поэта-барда Шумихина. И каждый раз, когда меняется ракурс и в центре оказывается новый герой, автор строит повествование таким образом, чтобы оно было максимально приближено к лексике, фразеологии, типу мышления данного персонажа. Все эти герои даются и "извне", и "изнутри", что позволяет автору создать по-настоящему глубокие и выразительные образы. В сравнительно небольшой рассказ Т. сумел впрессовать чуть ли не романное содержание - непростые судьбы ключевых персонажей, через которые явлена история нескольких советских десятилетий. Пожалуй, самая большая творческая удача Т. - образ барда Шумихина, в котором тоже угадывается известный прототип. Однако хотя автор "списывает", что называется, с натуры, персонажи рассказа не есть простые копии своих оригиналов. Это, действительно, совершенно полноценные художественные образы, при создании которых используется основанный на художественной интуиции вымысел. Молодому автору удалось почти невозможное - проникнуть в само средоточие внутреннего мира своих "возрастных" героев, понять их, найти, увидеть их "болевые точки". А это становится возможным только потому, что он "сживается", фактически "сливается" со своими героями, смотрит на мир их глазами, чувствует, думает и говорит как они. Но только тогда, когда воссоздаёт их точку зрения. Когда в центре повествования оказывается Максим, в его ироническом восприятии обитатели Безлюдного поначалу выглядят почти пародийно. Но только до поры: в финале рассказа младший Бобров переживает внутренний перелом, помогающий ему увидеть этих людей в ином свете и ином измерении. Но и он в этот момент уже не тот, каким предстал на первой странице.
  
  Попытки постижения внутреннего мира героя рассказа - своего современника, своего сверстника (и alter ego) Максима Боброва - это и поиск автором собственной идентичности, собственного "я". Но главный художественный интерес Т. не сосредоточен исключительно на собственной персоне, на пресловутом самовыражении, который нередок у начинающих авторов: когда сказать особенно нечего, запас собственных жизненных впечатлений и наблюдений невелик, зато "самовыражение" не знает границ. Т. озабочен не столько демонстрацией собственной оригинальности, сколько самопознанием и самонаполнением, самостроительством. Причём, самопознание для него - путь постижения смысла частного и общего существования. "Награда" наглядно продемонстрировала большой творческий потенциал, которым обладает автор.
  
  Рассказ "Деда Ваня" (2011) тоже носит ярко выраженный автобиографический характер: его героями являются представители трёх поколений одной семьи: юный автобиографический герой, от лица которого ведётся повествование, его отец и 83-летний дед. Композиционно и концептуально произведение вытроено мастерски: по замыслу, три эти героя - художественное, образное воплощение и трёх поколений, и трёх периодов новейшей русской истории начиная с тридцатых, с предвоенного времени, и заканчивая днём сегодняшним.
  
  Через судьбу, биографию деда, через те бесхитростные житейские истории, которые он вспоминает в застольных разговорах, исподволь развёртывается насыщенная большими трудностями "биография" советской страны. Характером, ментальностью, психологией деда Ваня - тип русского человека с крепкими крестьянскими корнями. Хотя вырос он и прожил большую часть жизни в СССР, однако по натуре, по мировосприятию мало чем отличается от своих родителей и деда. От них он унаследовал и типично русское долготерпение, и поразительную жизнестойкость, и завидное трудолюбие, и здравомыслие. Никакие испытания, никакие социально-политические катаклизмы не в силах поколебать основы его душевного устройства, изменить уклад и ритм его повседневной жизни.
  
  Отец представляет поколение вышедшей из народа интеллигенции, впитавшей и советскую идейную "закваску", и отчасти идеалы "оттепели" и "перестройки", а потому оказавшейся мировоззренчески дезориентированной. Эта ценностная дезориентация "выключила" и отца, и многих других из активной социальной жизни. Отец не верит, что что-то можно изменить вовне. Он фигура, скорее, рефлектирующая, наблюдающая, комментирующая, чем деятельная.
  
  Иное дело - внук, глазами которого показаны чудовищный хозяйственный развал и нравственная деградация, особенно больно ударившие по русскому селу эпохи "рыночных реформ". В сценах, связанных с прогулками по окрестностям Дормидонтовки, в полную силу проявился яркий публицистический дар автора, отсутствие у него (и его героя) страха перед серьёзными темами, гражданское неравнодушие, активная жизненная позиция, страстное желание исправить мир, изменить его к лучшему. Автору, как и его юному герою, возможно, ещё не вполне по силам понять скрытые, глубинные закономерности жизни, её противоречивую логику, в том числе подлинные причины тех социальных и духовно-нравственных искривлений, которые поразили современную Россию и современного человека. Важно, однако, что он ощущает, чувствует эти деформации и пытается их постичь и по-своему объяснить.
  
  В январе 2012 в издательстве "МГИМО-Университет" вышел сборник рассказов и очерков Т. "Шаги, следы". В него вошли четыре очерка об участии автора в программе "Умницы и умники" (два из них были опубликованы прежде в альманахе "Приамурье"), ранее печатавшиеся рассказы "Награда" и "Деда Ваня", а также впервые публикуемые произведения малого жанра: "Последняя квартира" и "Чистая совесть". В течение нескольких лет (2009-2013) Т. работал над романом "По полю мёртвых одуванчиков", который вышел в свет в феврале 2015 года.
  
  
  
  Соч.: Розовое на чёрном: Рассказ // Амур: Литературный альманах БГПУ. Љ7. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2008. С. 38-46; [В соавторстве с С. Руденко] Игра с огнём: Малая проза. Благовещенск, 2008. 207 с.; Награда: Рассказ // Амур: Литературный альманах БГПУ. Љ9. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. С. 50-61; Со щитом или на щите. Путь наверх: Два рассказа по горячим следам // Приамурье: Литературно-художественный альманах. Благовещенск: Амурская обл. пис. орг., издат. компания "РИО", 2010. С. 257-293; Деда Ваня: Рассказ // Амур: Литературный альманах БГПУ. Љ10. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2011. С. 66-72; Шаги, следы: Рассказы. М.: МГИМО-Университет, 2012. 174 с. (Серия "Молодые литераторы МГИМО").
  
  Лит.: Бакин О. В писатели из-за школьной парты // Энергия. 2008. Сентябрь. С. 13; Филоненко А. Спасибо за подарок! // МК на Амуре. 2009. Љ1. С. 3.
  
  А. В. Урманов
  
  доктор филологических наук, профессор, главный редактор альманаха "Амур"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"