Turvi Adam : другие произведения.

Барабан Страдивари

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*6  Ваша оценка:


   - Дорогие телезрители! У нас в студии - директор Объединенного научно-промышленного Центра военно-космических и специальных информационных технологий Олег Владимирович Снегов. Олег Владимирович, тема нашего интервью - предстоящий эксперимент с профессором Гриффином. Прежде, чем перейти к этой теме, давайте дадим краткий обзор предыстории вопроса. Вы и ваш Центр вышли в публичное медиапространство относительно недавно. Далеко не все наши зрители имеют представление о предшествовавших этому событиях. Вы появились как бы ниоткуда и вывалили нам на голову всякие ужасы - монады, симбиоты... Расскажите нам, для начала, что же такое эта монада и почему она так важна для продвигаемых вашим Центром технологий?
   - Монада - это, на языке магии, - ментальный конструкт, а на языке математики - алгебраическая структура. Любой объект, который функционирует как целое, который имеет смысл или назначение как целое и который проживает цикл автономного существования, имеет ассоциированную с ним монаду. Она, собственно, и инкапсулирует в себе этот самый смысл и назначение. Простейший объект, имеющий монаду - вербальное сообщение, например, - реплика в чате. Некоторые маги разума могут "видеть" монаду. Им она представлена в форме эллипсоида, содержащего в себе трехмерный граф-диаграмму. Чем больше маг видит элементов этого графа, тем больше у него возможностей для манипулирования данной монадой. С достижением некого барьера сложности и автономности объекта, монада приобретает важный элемент, который визуально выглядит как игла, расположенная в центре эллипсоида по его оси. Цвет иглы характеризует тип объекта. Белый соответствует разумному существу, зеленый - живому, но неразумному, серый - компьютерной программе или алгебраической структуре определенного уровня сложности и автономности, обладающей идентичностью, исключающей простое копирование. Всем нашим зрителям, я надеюсь, знакомы такие слова, как "нейросеть" или "искин". Вот их монады и содержат в себе иглу серого цвета. В настоящее время мы не умеем конструировать монады с нуля. Тем более - создавать их компьютерные модели, за исключением монад, соответствующим простейшим логическим формулам. А вот, например, чтобы представить в памяти компьютера монаду амебы, или даже вируса небольшого размера, требуется количество битов, выражаемое числом десять в степени пятьдесят тысяч.
   - Подождите, но ведь у амебы есть ДНК, в которой записано все, что нужно, чтобы получить новый ее экземпляр. А коды ДНК, их цепочки легко обрабатываются компьютерами.
   - Как бы вам это объяснить?.. Ну, вот, смотрите, телекамера, которая нас снимает. Пластик, металлы, стекло. Никаких цепочек ДНК нет. А монада, тем не менее, есть, и довольно сложная. Когда я говорю, что монада выражает смысл, замысел, это - популяризация. В монаде телекамеры есть многое такое, что не сводится к знаниям и намерениям ее конструкторов, изготовителей, пользователей, ремонтников. Поэтому с практически интересными монадами мы можем работать только тогда, когда нам доступен связанный с ними физический или информационный ("семиотический") объект. В последнем случае реализация, или "тело" монады состоит из того же материала, что и сама монада, т.е. из элементов знаковых, семиотических систем. Если такая реализация единственна, то она называется минимальной и может быть синтезирована автоматически, сообразно функциональной структуре монады. Возникает вопрос, имеющий как теоретическое, так и практическое значение: существуют ли монады уровня сложности "с иглой", которые допускают минимальную реализацию.
   - И тут мы подходим к понятию о "служебных духах"?
   - Совершенно верно. Мы с сестрой столкнулись с этими сущностями в первый же день после нашей инициации в качестве магов разума. В просторечии они называются "бесами", и, да, именно с ними, с их функционированием связано явление одержимости. Если позволите, я опущу некоторые исторические подробности нашего с ними знакомства? Они представляют интерес только для любителей жанра фэнтези.
   - Да, конечно...
   - Так вот. В итоге выяснилось, что эти сущности изначально должны были служить своим хозяевам-пользователям в качестве либо ассистентов-симбиотов, либо автономных информационных агентов. О том, как выглядели и, вообще, что из себя представляли эти хозяева, мы не знаем ничего. Можем только догадываться, что их тип и характер мышления значительно отличался от нашего. Потому что результаты по обратной одержимости, т.е. подчинения духа человеку, вышли неутешительные. Подчинять-то можем, но использовать такого духа в качестве симбиота, встраиваемого в сознание простого человека, получается не очень. Слишком тяжеловесный это для нас объект. Даже при условии полного подчинения, т.е. по определению не имея злобных намерений, он оказывается в состоянии нанести непоправимый ущерб психике хозяина-пользователя. Тем более, что в любом случае это - ограниченный ресурс. А если придет хозяин и отберет? Ведь мы не имеем ни малейшего представления, когда и как появились эти духи в земном "поднебесье"...
   - Но, все-таки, это были пришельцы?
   - Пришельцы, гм... скорее, некоторые уважаемые лица, которых не принято поминать всуе и которые, по общему мнению, связаны с нашей планетой с момента ее возникновения. Но, что так, что эдак, это - всего лишь спекуляции, не имеющие практического значения. Следов пришельцев на Земле нет, а эти... определенные лица дают о себе знать лишь тогда, когда хочется им, а не нам, причем так, что никаких объективно верифицируемых следов от них не остается. К вящей радости адептов sola fide.
   Но давайте вернемся к монадам. На примере этих служебных духов мы впервые столкнулись с монадами, обладающими как иглой, так и минимальной реализацией. Причем именно серой иглой, характерной для искинов. Как бы совершенно они - искины - ни имитировали свойства естественного интеллекта, это, все равно, имитация. Искин детерминирован, он - рациональный максимизатор. Свободы воли в ее глубинном, экзистенциальном смысле... Не смейтесь! Нет у них свободы воли, и взяться неоткуда. Но, для интеллектуального ассистента, такой вот псевдосвободы воли - более чем достаточно, правда? Зачем нам раб, который себе на уме? Так что эти служебные духи оказались для нас очень кстати. Т.е. не сами по себе, а тем, что мы смогли разглядеть их иглу и ее цвет. Если бы не это, мы бы не имели такой твердой уверенности, что эти духи качественно ниже нас, несмотря на превосходство в "быстродействии".
   - И это дало толчок к разработке современных технологий симбиотов и мыслесвязи?
   - Да. Пусть мы не можем конструировать монады такой сложности с нуля, не страшно. Будем экспериментировать с объектами, реализующими их. Всего за несколько лет проб и ошибок в нашем Центре была нащупана архитектура электронного коммуникатора, чей "мозг"-искин, точнее, его монада, допускает минимальную реализацию.
   - И серую иглу?
   - Конечно. Так что мы имеем? Физический объект, коммуникатор типа смартфона, который можно штамповать в промышленных масштабах. Вот от него мы и отделяем аккуратно монаду. О, чудо! Она немедленно обретает, синтезирует себе минимальную реализацию. Дальше остается только подсадить этот ментальный конструкт в сознание пользователя. Одержимость? Да, но опять же, в обратную сторону. Не человек одержим "духом", а "дух" - человеком. Очень "легкий" для психики человека конструкт, где, в общем-то, кроме мыслесвязи, особо ничего и нет. Ну, есть календарь, часы, ежедневник. Есть ключ-код для авторизации банковских операций и всякого такого, по мелочи. Главное - мыслесвязь, она дает человеку возможность управлять техникой, от карманного искина до "умного дома", одним движением мысли, как если бы вся эта инфраструктура была частью его изначальной человеческой природы.
   - А что происходит с коммуникатором, когда от него отделяют монаду?
   - Он теряет всякий смысл. Превращается в муляж самого себя, безо всякой внутренней структуры. Пом­ните, у старика Хоттабыча был "телефонный аппарат" из цельного куска малахита? Вот, что-то подобное.
   - Обалдеть... Но вернемся к одержимости - это, все-таки, проблема, правда? Вы сразу же столкнулись с сопротивлением церкви?
   - К этому-то мы были готовы... Проблема в том, что и нецерковные люди неохотно запускают себе в мозги "жучка". Мы в Центре такого не ожидали, честно сказать. Привыкли к очередям за модными гаджетами. Стали думать, что предпринять, наняли корифеев маркетинга. Один наш студент-интерн в шутку предложил подселять симбиотов в бубен и продавать. Хорошая шутка получилась... Спрос превзошел все мыслимые ожидания, мы были в шоке. Решили, что больше так шутить не будем с нынешним человечеством, ну его от греха подальше. Один фирменный магазин специально назвали "Барабан Страдивари", на спрос это вообще не повлияло, разве что в плюс. Хотя, с другой стороны, если людям нравится управлять умным домом посредством пляски с бубном, это уже не наша проблема. Нам тут важно одно: "в кассу деньги заплатите", а там уж хоть упляшитесь.
   - А дальше? Минимальная реализация с зеленой иглой и, к ужасу церковников, с белой?
   - Да. Начали, конечно, с животных, вы правы. Вот на этом ролике вы видите классического четвероногого робота конца нулевых, с обычным экзоскелетом и современным производительным искином. Внешний вид и мимика собаки реализуется посредством голограммы. Первый удачный опыт после целого ряда... давайте, я не буду говорить, сколько мы собачек замучали. Много, очень много.
   - Значит, вы подсадили к искину монаду собаки с этой вот... минимальной реализацией?
   - Да. Бобик чувствует себя отлично, помнит хозяев, все поведенческие рефлексы в норме. Конечно, ни есть, ни ходить на газон ему теперь не нужно, но мы все это имитируем.
   - Фантастика. Бобик как живой... А что это за полоски у него там на спине проскакивают?
   - Неисправный голопроектор. Мы не стали его чинить, незачем. Зато теперь зовем нашего Бобика "Полосатый Боб".
   - А вот такой вопрос: зачем вам вообще минимальная реализация? Почему бы не пересаживать монаду с одного носителя на другой?
   - Монада - это не сам объект, а схема, чертеж, руководство по эксплуатации, если хотите принять. Почитайте Аристотеля. Сущность и существование - не одно и то же. Для существования во всей полноте нужна актуализация потенциального. Конкретно в нашем случае - тело, реализующее потенцию - монаду - на этом вот семиотическом субстрате.
   - А как же душа? Вы видели ее? Как она связана с монадой? Раз вы видите монаду, то, наверное, можно как-то отследить, куда она уходит после смерти тела?
   - Мы попытались отследить более тысячи умирающих, в больницах и на дому. С их предварительного согласия, разумеется. Ни разу не поймали ничего, что хотя бы отдаленно напоминало эту самую душу. С окончанием клинической смерти монада просто перестает существовать, как будто голограмму выключили. Я думаю, что это не показатель того, что никакой души на самом деле нет, просто наши "приборы" тут непригодны.
   - А некромантия, ее ритуалы? Не пробовали?
   - Мы не стали с этим связываться. Подозревая, что тут мы можем, не зная, привлечь силу, которая абсолютно вне нашего контроля.
   - Понятно. Что ж, наконец, мы подошли к теме белой монады и минимальной реализации. Вы упомянули собачек, замученных в больших количествах. Как насчет людей-добровольцев?
   - На собачках мы отработали методику тестирования, которая с вероятностью выше девяносто пяти процентов предсказывала наличие минимальной реализации. И начали тестировать людей. Безо всякого риска или побочных явлений. Не пострадал никто, пока. Протестировали более пятнадцати тысяч испытуемых. Нашли двоих. В скобках, прописью, двоих кандидатов на перенос. Один - физик Энтони Гриффин, уже много лет страдающий от неизлечимой болезни. Он согласился на эксперимент. Второй - схимонах одного из российских монастырей, от эксперимента отказался. Говорит, не такого ради бессмертия он ушел в монастырь. Просил не называть его имя, чтобы не создавать на пустом месте проблемы отцу настоятелю.
   - Эти двое... Извините мою наивность, но невозможно удержаться... Что между ними общего? То, что - вынужденно или добровольно - они перешли в режим существования, мало зависящий от физического тела? Ну как бы еще будучи в теле, начали освобождаться от зависимости от него?
   - Да, нечто подобное сразу приходит в голову. Но два положительных примера - это очень мало. Очень мало...
   - А как же другие аскеты? Я понимаю, в консервативной церковной среде у вас было мало шансов найти добровольцев даже для тестирования. Но есть же адепты восточных практик, особенно... вот! "Отказники", они не принимают пищу десятилетиями, говорят, их в мире больше десяти тысяч! Вы не пробовали обращаться к ним?
   - Пробовали. На тестирование согласился один. Остальные шарахались от нас как от чумы, что, в общем,.. изрядно удивило. Ладно бы просто отказывались, как те же монахи.
   - Но этот, один?...
   - Непригоден. Хотя, по убеждениям, - большой энтузиаст освобождения от бренного тела. Мы никогда не раскрывали цели тестирования, пока не получали положительный результат. И в этом случае не раскрыли. А то, я думаю, он бы и при отрицательном результате начал напрашиваться на перенос. Большой энтузиаст...
   - Мы не смогли взять интервью у профессора Гриффина...
   - Да, он уже в коме. Мы едва успели нотариально заверить его согласие на эксперимент. Но теперь уже все готово. Мы примем любой результат, со смирением.
   - "Свечи перед пультом"?
   - Ах, оставьте. Все же понимают, что это был антиклерикальный демарш молодых авторов. Как же, иметь дерзость направить душу человеческую не на небеса, а в память богомерзкой электронной машины. У нас такой проблемы нет, мы не собираемся разрешать какие-то околофилософские споры. И электричество в кампусе отключать тоже не будем. Энергоинформационные помехи нам не страшны.
   - Вы не боитесь, что своим экспериментом вы запустите маховик черной трансплантологии на новом уровне? Богатые начнут отбирать у бедных здоровые тела, чтобы обеспечить себе личное бессмертие...
   - Во-первых, семиотическая реализация, хоть и "минимальна", но самодостаточна. Такой человек, будем называть его "мыслящим", может, как симбиот, сосуществовать с сознанием хозяина тела, не вытесняя и не разрушая его. В случае успеха завтрашнего эксперимента, мы поговорим со студентами физических факультетов, может быть, кто-нибудь из них согласится приютить профессора Гриффина в своей голове на время сессии... Шутка. Но если серьезно, вы видите, каков процент хотя бы гипотетически годных для переноса в семиотический "астрал"? И мы еще не знаем, чем закончится наш первый эксперимент. Так что на данный момент для лихорадки... охоты за телами нет никаких перспектив. Но, если среди наших зрителей уже есть такие вот потенциальные заказчики личного бессмертия, пусть прослушают важное сообщение. Мы уже умеем инициировать деградацию мотонейронов (теперь бы понять, как ее останавливать...). Приходите, проинициируем забесплатно. Можете обратиться прямо сейчас. А теперь попробуйте прожить лет пятьдесят в изнурительной борьбе с этой болезнью, не оставляющей шанса даже на малое утешение. После чего приходите опять, протестируем. Страшно? Сомневаетесь, что пятьдесят лет пыток - разумная цена за бессмертие, да еще и с мутным шансом успешного переноса? Решать вам.
   - К какому же тогда физическому... э-э-э... субстрату будет привязан профессор в случае успеха?
   - К обычному искину, даже не самому мощному, с голограммой. От конечностей, как у Бобика, профессор сам отказался. Кстати, вы, наверное, помните, профессор Гриффин несколько лет назад выступил с грозным предостережением в связи с прогрессом систем искусственного интеллекта? Теперь он надеется рассмотреть проблему изнутри и...
   - И?
   - И остаться человеком. Мы сделаем все возможное, чтобы у него это получилось.

Оценка: 7.00*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"