Перевод с английского языка книги Даниэля Брауна "Под взором равнодушных звёзд. Душераздирающая сага о невесте из группы Доннера". В книге рассказывается об одном из самых трагичных эпизодов в истории заселения Запада США, когда группа переселенцев - так называемая группа Доннера (или партия Доннера, названная так по фамилии её руководителя) - в 1840-х годах была заблокирована сильными снегопадами в диких горах Сьерра-Невада (горный хребет, проходящий почти через всю восточную часть штата Калифорния, на крайнем западе и юго-западе США, у побережья Тихого океана); группа была вынуждена оставаться во многометровых снегах в течение нескольких зимних месяцев, в результате чего более 30 человек погибли от голода и холода, а остальные питались телами погибших; более 40 человек выжили и были выведены спасателями. Об авторе: Даниэль Браун - американский писатель, автор книг по истории американцев.
Тамара Тута
2021 г.]
.....
Пушистые хлопья одно за другим садились на холодные одеяла и бизоньи шкуры, на блестевшие от пота волосы, на обращённые к небу плечи, на мягкие щёки - каждая снежинка в отдельности была нежной и лёгкой, но одновременно каждая из них добавляла свой почти незаметный вес к ужасу того, что вот-вот должно было произойти...
.....
Под взором равнодушных звёзд.
Душераздирающая сага о невесте из группы Доннера
.....
Даниэль Браун
.....
И забили они доски над её лицом,
Крестьяне той земли.
В сомненьях оставлять её в безлюдье том,
Над холмиком её они
Место отметили крестом
Из двух ветвей ольхи.
И кипарисов посадив кругом,
Под взором равнодушных звёзд ушли.
.....
"Сон смерти" - Вильям Йетс, ирландский поэт
.....
Авторское вступление
.....
Даже много позже трагедии маленькая сестричка Сары Грейвс - Нанси - без видимых причин часто заливалась слезами. Это озадачивало многих из её товарищей по школе в новом американском поселении Сан-Хосе, в Калифорнии. То всё было хорошо, и она бегала, смеялась и играла на пыльной школьной площадке, как все десятилетки, то вдруг начинала рыдать. Все знали, что она была в той группе, которую тогда называли печально известной партией Доннера; группа эта шла сухопутным путём в Калифорнию в 1846 г. Сами в недавнем прошлом переселенцы, все окружающие в большинстве своём в общих чертах знали, что это такое, и сочувствовали ей. Но ещё долгое время ни один из них не знал, в чём заключается особенный, личный секрет Нанси. Этот аспект был просто слишком страшен, чтобы о нём рассказывать.
Секрет Нанси Грейвс являлся лишь одним из множества аспектов, которые были просто слишком страшны, чтобы рассказывать о них в те времена, когда весной 1847 г. последние оставшиеся в живых участники группы Доннера, шатаясь, спустились с гор Сьерра-Невада. И ещё десятилетия после этого многие из тех аспектов не разглашались. Разве что в рассказах бульварных газетёнок. Но в них зачастую содержалось куда больше измышлений, чем правды. Только когда в 1870-х годах один газетный редактор по имени Чарльз Макглашан начал копаться в этой истории, многие действительные подробности того, что той зимой случилось в горах Сьерра-Невада, стали потихоньку всплывать на свет божий. Макглашан принялся методично опрашивать выживших и в 1879 г. опубликовал свою "Историю группы Доннера", сделав первую серьёзную попытку задокументировать трагедию. С тех пор правдивые и вымышленные истории стали плодиться и скрещиваться в воображении американцев.
Представляя публике свою недавнюю книгу "Битвы патриотов. Как сражались во время Войны за независимость", американский писатель Майкл Стивенсон отмечал, что наши суждения о поколении, которое сражалось во время Американской революции (она же Война за независимость США, конец 18-го века), "забальзамированы постепенно обрастающей ракушками национальной мифологией". Очень верно сказано. Я до сих пор не могу представить себе Джорджа Вашингтона (президент США, конец 18-го века) иначе как в образе его мраморного бюста. Но если поколение 1776 г. (провозглашение независимости США) мумифицировано мифологией, то в равной степени то же самое относится и к их внукам. Поколение переселенцев 1840-х годов множество раз изображалось в кино и на телевидении, почти всё время в очень стереотипной форме: в виде серии клише о мужчинах с волевыми подбородками, о переселенческих фургонах, собираемых ими в круг для защиты от индейских нападений, о женщинах жёсткого характера, о бесконечном сбивании ими масла и об их глазах, глядящих из-под капоров, - глазах, подобных обтёсанным рекою камням, с холодным и твёрдым взглядом.