Прежде чем вы прочитаете интервью, мне хотелось бы сказать несколько слов.
Юшманова, безусловно, один из лучших поэтов СИ. И это не мое личное мнение. Достаточно заглянуть в её раздел (надеюсь, что вы так и поступите) и вы убедитесь в этом сами. Но сейчас речь не об этом. Читая её стихи, я невольно пытался воссоздать образ поэтессы.
До того как я написал Вере первое письмо, я представлял её себе красивой утонченной женщиной, наполненной трагизмом бытия, познавшей любовь и разочаровавшийся в ней, заботливой и нежной, легкой, небесной, не самодостаточной и ранимой. Такую женщину хочется обнять, прижать покрепче к себе, защитить от внешнего мира. Не буду кривить душой - этот образ и по сей день живет во мне, только теперь от него отслоилось всё то, иллюзорное, что было ранее.
Как только я попытался проникнуть под её внешнюю оболочку, Вера тут же от меня ускользнула, изменилась. Все сыгранное мной - комедианство, А уж я в прятки играть люблю:) как страус, - пишет она мне, и образ речной нимфы тает пред моим взором. Я вновь задаю себе вопрос кто она? И вновь не нахожу ответ. Может быть, ответ кроется в самом интервью, и я его не заметил? Что ж решать вам - читателю.
Вера Юшманова: Простите, я - другая, я - не та.
Коротко: Юшманова Вера - 27 лет, по образованию - филолог, лингвист, сейчас пишет диссертацию по психологии (тема: "Сексуальные перверсии"). Семейное положение - не замужем (точнее в разводе), сыну 5 лет. Любимые занятия: чтение, преферанс, рыбалка, прыжки с парашютом, музыцирование.
Любимые авторы: Ахматова, Лермонтов, Блок, Булгаков, Достоевский, а в последнее время Саша Шленский.
Нелюбимые авторы - Толстой и большинство у Чехова - их мировоззрение и идеология мне претят, не принимаю я их, не понимаю.
Любимая музыка: Бетховен, Вивальди, Шостакович, Свиридов, Глюк и русские романсы - совершенно не разбираюсь в современной музыке, не люблю ее (кроме джаза - джаз и соул люблю).
Любимое состояние души: спокойное одиночество, созерцательность, чувство единения с природой.
Не люблю: склоки, ругань, тупость (особенно душевную), шумные компании, общественный транспорт, индустриальные районы и свою лень.
* * *
Вера скажите, а что явилось толчком к поэзии?
Артем, для того, чтобы ответить на этот вопрос, мне придется совершить путешествие на машине времени не только в свое прошлое, но и в прошлое своего рода. Много истоков - и не знаю, какой из них стал основным... Я родилась в семье, где по странному стечению обстоятельств слилось воедино множество кровей: еврейская, немецкая, польская и русская. Разделю их так: мамина линия - еврейско-немецкая и папина линия - польско-русская. Для чего я об этом рассказываю - да все для того же: интересно и самой найти краеугольный камень своей поэзии. Все предки с маминой стороны были в некоторой степени поэтами. К сожалению, на русском писал только дед (остальные на немецком и идише) - но его стихи дошли до меня только в пересказах бабушки, а сам архив был уничтожен во время репрессий, когда деда арестовали. Случайно сохранился его дневник с черновиками стихов и рассуждениями о мире, о себе, о Боге. Этот дневник в свое время заставил меня задуматься о многом, может быть именно он, в чем-то предопределил то, о чем и как я пишу. С его помощью я поняла, что люди, никогда не видевшие друг друга, разделенные десятилетиями, могут все же вести диалог - диалог мыслей, если эти мысли обрели себя на бумаге. Дед погиб за 30 лет до моего рождения, но он передал мне свои идеи, чувства, внутренние озарения через тоненький, случайно уцелевший дневник. Слово - вечно, над ним нет власти даже у смерти. Такое вот открытие сделала я для себя в юности. С отцовской стороны поэтов не было - какая в деревне может быть поэзия:). Но мечтатели, сказочники, белые вороны были. В детстве мне засел в голову рассказ о моем прадеде, который строил - вы будете смеяться - вечный двигатель! Он успел еще до революции спустить все свое состояние на это безумное строительство - так что, когда пришли большевики, раскулачивать было уже нечего, чему несказанно радовалась моя бабушка, хотя частенько при этом называла своего отца (за его увлечение) "иродом сумасшедшим, который семью по миру пустил". Да и отец у меня - замечательный сказитель - он мне часами рассказывал фантастичнейшие истории, а я слушала и впитывала. Когда-нибудь я соберусь с мыслями и запишу все его сказки. Такие вот у меня корни... Так что поэзия - это, наверное, зов крови. И, знаете, Артем, я всегда чувствовала свою ответственность перед предками, когда писала стихи. А уже позже появилось и чувство ответственности перед читателями - я поняла, как бережно и осторожно нужно относиться к слову, когда однажды написала стих для своей знакомой и увидела слезы на ее глазах при чтении. Меня это поразило - меня это поражает до сих пор... А сами стихи пришли ко мне очень рано - еще лет в 6. Но записывать их (а это, наверное, самое трудное решение для поэта - вылить стих на бумагу) я начала, только будучи подростком. От раннего творчества практически ничего не сохранилось - т.к. лет в 18, почувствовав себя Гоголем, сожгла все - остались только случайные отрывки. Сейчас очень жалею об этом поступке... Что же до внутренних истоков моих стихов. Мне трудно четко сформулировать, но я попытаюсь. Творчество - это всегда самовыражение. Носамовыражениенедолжно становитьсяединственнойцелью - этопрямойпутькграфоманству (пишу, чтобыписатьисебямирупоказать).
Поэзия, по-моему, это попытка выразить через себя нечто общее для всех - это попытка диалога, но не с отдельно взятым человеком, а со всей вселенной. Поэзия, наверное, - наиболее архетипична из всей литературы, но используемые в ней архетипы рождают совершенно уникальную индивидуальную реакцию у читающего. Поэзия - многолика и едина. Для меня же поэзия - это жизнь, это мое дыхание.
Ваши произведения пропитаны неким трагизмом и ностальгией - это эхо личной жизни?
Вот именно из-за этого сложившегося, устоявшегося мнения я, и решилась на интервью. Меня пугало раньше, что читатели полностью отождествляют меня с моей лирической героиней. Галатея превращала Пигмалиона в пигмея... Возникало чувство, что я обманываю и обманываюсь. Даже стих такой в порыве отчаяния написала:
Простите, я - другая, я - не та, все сыгранное мной - комедианство, моя печаль, мое непостоянство - все это тщЕта, прах и суета... Но в час, когда румянец красит небо, я чувствую тоскливейшую боль - и хочется на миг побыть собой (как в стужу - теплоты, а летом - снега) Но небо гаснет - остается роль.
Написала этот стих, а потом пришла рефлексия. Поэзия - это, прежде всего, искусство. Будет ли интересно кому-либо, если я начну описывать только свою (весьма не событийную) жизнь, свои мысли, свои чувства? Есть у меня стихи автобиографичные, но их очень и очень немного, большинство же стихов - это переплавление жизненного опыта и переживаний других людей. И я не считаю, что это плохо или неискренне, что это "комедианство" - когда я пишу, то чувствую их боль, как свою, я становлюсь ими, отрываю от себя кусочки души. Поэт должен в чем-то отказываться от собственного эго, от самости - конечно, я имею в виду не стиль, но тематику. А что до общего минорного настроения, присущего моим стихам, - это, наверное, отражение общего состояния души. Я - "человек трагический", если использовать терминологию Ницше. Я могу увидеть надлом, боль и отчаяние в трещине на кофейной чашке...
Сомнения, они грызут вашу плоть?
Сомневаюсь, следовательно я существую. Сомнения грызут не столько плоть - сколько душу, выворачивают ее наизнанку. И их так много: зачем я пишу? для кого? есть ли смысл в том, что я пишу или это пустое графоманство? поэт ли я? и т.д. и т.п. Когда кол-во сомнений достигает критической массы, появляются самоубийственные мысли относительно странички в СИ. Уже несколько раз чуть не удалила ее. Как-то так сложилось, что все мое творчество плотненько приросло к СИ - вне журнала я не буду чувствовать себя поэтом. Поэтому, если в один не прекрасный день, моей странички не станет, это будет означать только одно - я сдалась, вернулась в мир реалий, я признала себя Непоэтом.
В рассказе "Тварь" вдохновение у вас прорисовано как некое чудовище, оно действительно причиняет вам боль и страдание?
Природа вдохновения, творчества, Твари - этот вопрос меня мучает постоянно. Ответа на него я не нашла и не думаю, что когда-либо найду. Я не заметила, как моя Тварь стала частью меня - большей частью, неотъемлемой. Вне ее я уже не существую, как полноценная личность. Уходит вдохновение - остается только скорлупа тела. Боль и страдание, которые оно причиняет, сторицей окупаются чувством внутренней победы над всем: над собой, над миром, над человеческой природой. Каждый стих - это прорыв в астрал. Когда-то в комментариях я сказала: мои стихи - мои детеныши, я буду защищать их, как самка, до последнего дыхания, до последней капли крови. И это правда. . Дляменя каждыйстих, написанныймной, - самоценен, и, ксожалению, этоискажаетмоевосприятие собственныхстихов. Этооченьмешаетвработенадстихом, ноизбавитьсяотэтогоянемогу. Нопочему-томнекажется, чтоеслиоднаждыянаучусьотноситсякстихамменеетрепетно, тонесмогупотомписатьвообще.
Создавая новое произведение, задумываетесь ли вы для кого вы пишете, определяете круг читателя?
Задумываться, конечно, приходилось, но вот выводы сделать не получается. Стихи - не зеленые бумажки с портретом Франклина, чтобы всем нравиться:). То, как стих воспринимается каждым читателем зависит слишком от многого: от личного опыта и переживаний (если есть автобиографические совпадения, стих рождает бурный отклик, что-то вроде эффекта резонанса), от литературных предпочтений, от настроения в момент прочтения etc. А вообще-то, подстраивать творчество под определенную группу читателей - это занятие сомнительное. Конечно, учитывая конъюнктуру, ориентируясь на горячие актуальные проблемы, можно увеличить число читателей - в СИ даже уже появилось такое понятие как PR. Но вот в погоне за такой "славой" можно потерять себя: яркий пример Ж-Соловей господина Ахматова. И вот, исходя из всего выше сказанного, получается, что пишу я без всяких ориентиров:) Но это не значит, что пишу для себя, ведь стихи предполагают диалог - отклик. Я пишу в надежде, что кто-нибудь получит эстетическое удовольствие, кому-то станет просто легче на душе, кто-то задумается, иной улыбнется, другой опечалиться. Цель стиха вызвать отклик, но каков этот отклик будет можно только предполагать...
Вера, не знаю ли, слышали вы "Песнь боли", но говорят, когда её поёшь, и боль не боль. Такое же впечатление производит ваша "Бабья молитвенная" словно вы открыли некий секрет, благодаря которому человек может облегчить свои душевные страдания. Если открыли, скажите, в чем он заключается?
Не слышала, к сожалению. А к Бабьей молитвенной отношение очень разное: кто-то считает, что это - чистой воды стилизация, другие действительно чувствуют стих изнутри. А для меня - это молитва, моя молитва. Даже создавалась она именно как молитва - без внутреннего напряжения, без работы над точностью и красотой рифмы, без сомнений - я просто стояла перед иконой, и родились эти слова, которые я потом перенесла на бумагу. Первая строфа (половицы скрипят тоненько./ Месяц в окна глядит пристально./ Не от горя ли моя горенка / лунным саваном нынче выстлана?) многими воспринимается, как антураж, а она написана, можно сказать с натуры - просто зарисовка, ведь стих пришел, когда я была на даче. Да и сам народный песенный стиль, который звучит в Молитвенной, очень мне близок, даже в жизни я разговариваю подобным образом - видимо, сказывается то, что детство свое я провела в деревне. Мне очень хотелось, чтобы этот стих был светлым и чуть-чуть печальным - без надлома, чтобы, читая его, человек испытывал именно облегчение, распрямлял плечи. Не знаю, насколько мне это удалось.
Как вообще происходит процесс написания стихов?
А это - не процесс, это - внутренняя вспышка, взрыв, который делает меня глухой и слепой по отношению ко всему, кроме самого стиха. Время, как фактор, здесь совершенно не существует: в реальности стих может рождаться в течение многих часов, но для меня это - одно ослепительное мгновение. Если с чем и можно сравнить написание стиха, то только с родами - мне кажется, женщины мое сравнение поймут. А "работать над стихом" у меня не получается: как бы ни была хороша идея - ничего не выйдет, если нет вдохновения. Одним только волевым усилием стих не создать - есть в это что-то от мистики.
Вы человек верующий?
Говорят, что истинная вера отрицает сомнение. А я - человек сомневающийся. Поэтому, наверное, к верующим причислять себя не могу. В 14 лет я приняла крещение - так что по конфессии я - православная христианка. Долгое время была человеком очень религиозным, старалась исполнять все ритуалы, часто ходила в церковь, даже пела в церковном хоре. Но потом по разным причинам разочаровалась в церкви. Все-таки, церковную жизнь лучше наблюдать со стороны - у меня же получилось так, что я увидела ее изнутри, ее изнанку, и это сломало мое представление о церкви, как о доме Божьем. Теперь я - вне религии. И даже вряд ли меня можно назвать христианкой. Но я верю в то, что в каждом человеке живет Бог, что все, что окружает нас тоже наполнено Богом. Я верю, что жизнь наша не начинается и не заканчивается рождением и смертью, наше земное существование - только этап: что было до этого, что будет после - не мне судить.
"Бабья слезная", "Бабья молитвенная" - похоже, вы собрались написать целый цикл стихов.
Есть такая задумка, но совершенно нет плана, которого бы я неукоснительно придерживалась - пусть все идет, как идет. Пути вдохновения неисповедимы.
Знают ли о вашем увлечении окружающие и если знают, как они к этому относятся?
Знают практически все и как могут поддерживают. Мне иногда кажется, что окружающие относятся к моим стихам гораздо серьезнее, чем я сама - это даже пугает. В последнее время первый вопрос, который мне задают не "Как дела?", а "Что написала?". Я уже говорила в комментариях, что не могу - боюсь назвать себя поэтом, что это - Рубикон: если перейдешь через некий предел, обратного пути не будет. Но так уж сложилось что, невзирая на то, считаю ли я себя поэтом или нет, все вокруг уже меня так называют: для друзей, для родителей, для случайных знакомых я - поэт... Видимо, Рубикон - уже позади, просто я не заметила, как его перешла. Что из всего выйдет - не знаю. Поживем - увидим.
Кто из авторов СИ вам нравится, и кого бы вы советовали прочитать?
Так о многих хочется сказать - никого не забыть... Начну с прозы.
ОткрытиемипотрясениемдляменясталотворчествоАлександраШленского. Его произведенияпомоглимнепереосмыслитьоченьмногое. Виталий Романов - замечательный писатель-фантаст. Его "Arahnida Time" - это прорыв, уникальное произведение. Бесподобный автор - Ирина Дедюхова. Ее проза поражает своей цельностью и красотой, непридуманностью. Я прочла все ее произведения на одном дыхании. Особенно понравились рассказ "Огонек" и роман "Повелительница снов". Теперь о поэтах. Анна Креславская. Для меня ее стихи - это классика и утонченность. Игорь Фарамазян. Живая, чистая и мудрая поэзия. Лев Бондаревский. Удивительно владеет словом - искрометный юмор и глубина мысли. Хилина Кайзер. Нежная щемящая любовная лирика Алекс Трудлер. Его стихи заставляют думать, поражают своей непохожестью. А совсем недавно в СИ появилась страничка прекрасного поэта Гуфельда Зэева. Таков мой "краткий список лучших" Но, конечно, я могла бы его продолжать и продолжать.
Вы ставитеШленского первым, в ряду авторов СИ почему?
У Саши, как и у всех нас, есть произведения разного "качества". Я не знаю, читали ли вы "Принцип жирового тела" и "Вяленого" - вот эти вещи я считаю гениальными, не думаю, что откажусь от своего мнения в будущем. Обычно я очень устойчива в своих предпочтениях.
Давая о себе предварительные сведения, вы сказали, что вам нравитьсяРыбалка? Вы терпеливы?
Я - не столько терпелива, сколько созерцатель по натуре. В рыбалке мне нравится то, что можно послушать тишину, наблюдая за водой и небом. Мне не важен результат, улов. А вам, Артем, по-хорошему завидую - слышала я много от родителей про карельскую природу - они у меня познакомились в ваших краях и долгое время (пока я не родилась) проводили там отпуска. Мне вот как-то не привелось побывать пока :(
Ну вот и всё дорогой читатель. Надеюсь, это интервью помогло вам чуть лучше узнать поэтессу Веру Юшманову.
Писать конкретные отзывы на отдельные произведения не буду. Ибо считаю неблагодарным занятием пытаться разбирать стихи. Просто укажу на то, что мне очень понравилось, и что обязательно нужно прочитать.
Цикл: Бабьи песни - здесь нужно читать всё. Интересная подборка из разных настроений.
Мизантропия - стихотворение вошедшее в Сборник-1
Смех на оборот
Обереги 5 лет
Параллельные - Юшманова философ, это интересно.
Три стихотворения о разлуке (которой не было).
Выверты точки зрения
Осколки мыслей о смысле...
Россия - сборник стихов. Возможно, не самые лучшие вещи в нем, но они патриотичны, и как всегда чувственны.
Тварь - Вот это уже по моей части. Первая проза, и на удивление прекрасная. Видимо лаконичность и красота мышления в целом присущи В. Юшмановой. Не удивлюсь если она иногда, и мыслит стихами. Рассказ получился, безусловно, красивым. Проза поэтична, а образ Твари-вдохновения очень оригинален. Психопортреты героев снабжены легким налетом романтизма, которого так не хватает в реальной жизни. Безусловно, рассказ заслуживает внимания читателя.
Город - стихотворение о войне. Что можно сказать. Вещь очень тяжелая для восприятия. Написано с глубоким эмоциональным надрывом. Стихотворение протест, проклятие. На что хотелось бы обратить внимание, так это на ту глубокую внутреннею агрессию которая присутствует в этом стихотворении.