Джен - в жизни Мария Митренина: журналист в газете "Компьютерра+Томск" (региональный проект журнала "Компьютерра"), редактор литературно-публицистического журнала Сталкер, психолог и, несомненно, талантливый писатель. В настоящее время, по её словам, Джен находится на пути от дилетантского творчества к профессиональному, и уже подумывает о том, чтобы издать свою книжку.
Что же пишет Джен? Вот как она сама высказывается об этом в аннотации: "Этот раздел, прежде всего, для тех, кто умеет путешествовать в сновидениях. Потом - для тех, кто хочет этому научиться. Потом - для тех, кого интересует загадочное чтиво..."
Несомненно, Джен одна из самых популярных фигур на СИ. Достаточно вспомнить совсем недавно закончившийся проект "Разговоры о мистике.", в котором Джен выступала оппонентом критически настроенным к мистике людям и с честью отстаивала свои позиции перед такими маврами СИ как А. Шленский и А. Звонков. Джен, безусловно, талантливый мистификатор. Читая её рассказы, даже те, которые, по мнению обывателя, никак нельзя сочетать с реальностью, нередко задумываешься над тем, насколько они автобиографичны. Джен, когда я прямо её об этом спросил, наотрез отказалась признаваться, но в одном из последних писем вдруг разоткровенничалась: "Ладно, признаюсь. Многие мои рассказы имеют слой символизации моей реальной жизни. Да большинство. Но это не буквальное отражение, разумеется..."
Публикации: в литературной газете "Очарованный странник" (Ярославль), журналах Сибирские Афины (Томск), Сталкер (Томск), Берег А (Магнитогорск). Последний - рассказ "Отражения" выйдет (или уже вышел) в омском "Пилигриме".
Джен, скажите, мистика для вас это способ привлечь внимание, или же часть вашего мировоззрения?
Начнем с того, что способность привлекать внимание - это черта моей личности. Я не стараюсь, хотя очень немногие верят, что можно, не стараясь, привлекать столько внимания ;)
А мистика - часть моей жизни, моего опыта. У меня в детстве были контролируемые сны. Я осознавала, что нахожусь во Сне, могла произвольно проснуться... при этом герои моих сновидений, как тогда, так и теперь являлись самостоятельными существами. Вот я с вами общаюсь - и я верю в ваше существование. Точно так же и во сне, и в трансе, и где угодно: любой, кто взаимодействует со мной - существует. Хотя необязательно, что он человек, и что вообще имеет материальную оболочку :) В общем, да, это входит... в несколько из моих мировоззрений ;)
Мистическое - это ведь то, что находится за пределами непосредственных ощущений - ведь так? То, что воспринимается "по ту сторону".
Утверждение привлекать внимание - это черта моей личности одинаково распространяется и на женщин и на мужчин?
Я ж про личность говорю, а не про внешность ;) Я просто делаю то, что мне хочется, а это почему-то стягивает на себя... мне удивительно было, когда оно началось в интернете. Вроде, меня не видят, не знают. Значит, что-то есть в текстах? В моих действиях?
Честно говоря, я в себя как писателя поверила как раз тогда, когда в Сети стала публиковаться. В то, что я могу быть интересна довольно большому кругу лиц.
А насколько глубоко сны проникают в ваши произведения? "Сновидения Старого Физика" - пересказ собственных снов?
Сны для меня - часто источник сюжетов и образов. Потом, я свои тексты строю так, что понимать их толком можно только тогда, если проинтерпретировать как сновидения. Особенно это относится к тем рассказам, которые читателям порой кажутся "непонятными" - "Самый Красивый Город", например. Но "Сновидения Старого Физика", как ни странно, больше имеют отношение к физике, чем к снам. Это серия рассказиков о том, как идеи современной физики смыкаются с мистикой. Теория "смычки" изложена подробно в "Дао физики" Фритьофа Капры. И вот, например, "Старый Физик" и "Совсем Другой Город" - рассказ о принципе неопределенности; "Второе нашествие Тиграна" - о всяких странностях пространства, и т.д. Я к тому, что современная теоретическая наука весьма эзотерична ;) и ученые это хорошо знают...
В рассказе "Идеальная женщина" главная героиня, не сама ли Джен, способная привлекать всеобщее внимание, но отделённая от мира толстым стеклом?
Идеальная женщина это что-то вроде математического маятника... другая идея здесь связана с взаимодействием субъекта и объекта, наблюдателя и наблюдаемого. Тут же - герменевтические проблемы. А весь прикол в том, что рассказик выглядит как сентиментальная история отношений мужчины и женщины; а поскольку есть сантименты - возникает подозрение, не про себя ли автор пишет, не исповедуется ли он... Но дело в том, что в "Старом Физике", во-первых, есть и Автор в качестве героя; во-вторых, опять же автор (Джен) является и Старым Физиком...
Джен как вы считаете, существует ли вдохновение или все рассказы о нем лишь красивая сказка? (я называю это "идея")
Я бы тоже назвала идеей, которая стремится воплотиться, и из-за этого возникает внутреннее напряжение. Конечно существует. Вдохновение - это ж что? Окрыленность ДУХОМ. Дух приходит и начинает сквозь тебя действовать.
Как в вас сосуществует мистическое начало и увлечение Юнгом, и почему именно он привлек ваше внимание?
А вы думаете, Юнг исповедовал материалистическое мировоззрение? :) Он мистик, безусловно. Увлекался алхимией очень сильно. Причем естественно внутренней алхимией, а не буквальным превращением свинца в золото. Очень внимательно относился к собственным сновидениям и фантазиям, считал что в них он истинно живет. Даже свою автобиографию, в основном посвятил не внешним, а внутренним событиям. Ключевая его фраза, которую я очень люблю - "Во мне был демон, и, в конечном счете, его присутствие решило все".
Другое дело, что он, будучи как бы ученым (точнее, феноменологом) придумал уникальную терминологию, вроде бы логично объясняющую "странные" явления... Но вообще весь психоанализ чрезвычайно мистичен. Он же основывается на понятие некой "психической энергии". А это есть в любом эзотерическом учении, хоть восточном, хоть западном. Некая сила, пронизывающая и соединяющая все...
Как родилась идея проекта "Разговоры о ...", вызвавшего довольно-таки интенсивную дискуссию, какие цели он преследовал, и почему прекратил свое существование?
Дело было так. Когда я на Прозеру разместила первую часть моих "Других городов, или Обратной стороны Мира", туда зашел Андрей Звонков, и написал, что, мол, о таких вещах писать небезопасно (у меня там героиня живет с существами, у которых каббалистические имена). Поскольку он был не первый, кто предупреждал меня о некоей "опасности" писания историй, подобных моим, я решила хоть на этот раз разобраться. Предложила ему устроить на СИ публичную дискуссию. Андрей завел целый раздел для этого. А я потом там целый месяц выясняла (пыталась) в чем конкретно заключается опасность. Вразумительного ответа мне никто не дал... зато я поняла, что могу сама выяснить, как писание мистических историй влияет на жизнь человека. И, соответственно, опасно оно или нет. Заявила о Мистическом эксперименте. Тут-то Андрей Звонков раздел и удалил... оправдывая якобы тем, что тема народу неинтересна и, значит, раздел не нужен.
А. Звонков насколько я помню, был не одинок в своем убеждении, А. Шленский тоже поговаривал о том, что тема себя исчерпала.
Разумеется, исчерпала. В пределах той ограниченности, которую себе установили Андрей и Саша: у Андрея - христианской, у Саши - научной. Тут же одной логикой или этикой не обойдешься. Нужен кураж :)
Кураж? вы склонны к авантюрам, или же подразумевается нечто иное?
Да, я определенно склонна к авантюрам :) Мистический эксперимент - авантюра исключительная. При этом главное в авантюре делать серьезный вид... ;)
Можно немного подробней, для читателя, рассказать, в чем заключается суть двух ваших новых проектов "Мистический эксперимент" и "Мистический сериал"?
Сериал - часть эксперимента. Так, структурирование процесса с тем, чтоб получился некий продукт. Может, и правда, когда-нибудь кино снимем, режиссер среди нас есть. А весь "эксперимент" - это исследование того, как сосредоточенность на "мистическом" влияет на человека и его жизнь. Сосредоточенность обеспечивается необходимостью регулярно писать тексты на потусторонние темы. Что из этого выйдет - я не знаю. Но, скорее всего, будет мощный психологический эффект: каждый из участников сможет построить свою реальную жизнь в соответствии с какими-то глубинными ценностями и тенденциями. Потому что мистическое, если по Юнгу - это ж как раз глубинная психология.
Вы где-то упоминали о том, что пора бы выпустить собственную книгу. Это же требует больших финансовых затрат, или же есть издатели которые безоговорочно верят в ваш успех?
Вообще потребность в книге возникла, когда люди без интернета стали просить меня почитать. Рукописи ходят по рукам, но это - отдельные рассказы. А можно бы все удобочитаемое собрать в одном месте. Что до затрат и успеха... А вы разве не знаете, как книжки издают? :) Речь же идет о тираже не больше 500 экземпляров, такой тираж в приличном виде у нас можно напечатать за 10000 рублей. Это я могу однажды сделать и за свой счет. Хотя мне лично приятнее тратить собственные деньги на Сталкер - это красивый такой жест... Потом, у нас в Томске регулярно издают небольшие книжки молодых авторов. Если я буду вести себя "хорошо", то мне это светит в ближайшие год-два. Но, опять же, подстраиваться не хочется. И тут начинается мистика. Если скажем, отчетливо представить условия, при которых я бы хотела издать свою книжку, то мыслимая ситуация может воплотиться в реальность. У Кастанеды это называется работа с намерением.
Только вот, на самом деле, я пока не уверена, что хочу издать свою книжку. Считаю, что мне еще рано. Иногда.
День Джен, как он проходит, и сколько места в нем отводится для СИ, и есть ли другие адреса по которым можно найти ваши произведения?
Чтобы найти, можно в Яндексе ввести "Джен" - и все будет. Вообще, наиболее полное собрание текстов у меня на Прозеру.
Теперь про день... Работа, надо сказать, у меня халявная. Ходить на нее надо всего пару раз в неделю, ну и за зарплатой, так что работаю я дома за компьютером. И в процессе работы периодически отвлекаюсь на Самиздат. Буквально, на пару минут - посмотреть, ответить... вообще, в целом в Сети я провожу меньше часа в день, но в это время еще входит и работа (я обозреваю интернет-проекты). А так... вечно что-то придумываю, шатаюсь по городу... Общаюсь - мало, потому что в большинстве случаев не вижу в общении смысла, и очень часто обламываю людей, которые напрашиваются ко мне в гости. Недавно в подъезде поставили дверь с кодовым замком, так что я была очень довольна: теперь гарантировано защищена от тех, кто норовит придти ко мне без звонка.
Какое из ваших произведений вам наиболее близко?
Наиболее близкие - как правило, серьезные из последних. Сейчас, на этот момент - "Кофейня". Там почти нет кичевости, и, хотя читают, рассказ не комментируют. Та же ситуация с "Самым Красивым Городом", который, кстати, был написан после длительной дискуссии со Звонковым; там и героя Андреем зовут.
С чего вы предложите начать читателю решившему посетить ваш раздел?
Начинать читать, возможно, стоит с чего-то хитового - "Просто женщины", или "Карлика", например.
(Я, в свою очередь, посоветовал бы читателю Идеальную женщину, Женщину дождя и Такую любовь - А.М.)
Джен на кого бы из авторов СИ вы бы рекомендовали обратить свое внимание, может быть - отдельные произведения?
Месяц назад я еще думала составить свой Топ-20, в голове был список, но он мне так надоел... Поэтому могу порекомендовать только больше общаться на Самиздате на серьезные темы, и ходить к тем людям, которые заинтересовывают своей личностью.
Краткий обзор мною прочитанного:
Strange ways - Джен определяет стиль как Проза, Мистика, Сказки. Могу согласиться с первыми двумя утверждениями и напрочь отвергнуть последнее. Это не сказка. Пересказ сна, плетенка из бреда и здравого смысла - да! Но не сказка.
Приступая читать это произведение, не ожидайте обнаружить в нем четкую сюжетную линию и прочую общепринятую ерунду - не дождетесь. В первой части рассказа автор словно блуждает в поисках темы. Потом появляется вполне понятная история влюбленной женщины, в которой Джен идеализирует своего короля, и чем напоминает мне Юшманову и её рассказ Тварь - видимо, идеализация, присуща всем женщинам. Но не спешите с выводами - это не очередной плач о любви. Просто на эту часть сюжета я обратил особое внимание как на характерную черту. В рассказе Джен высказывает несколько интересных идей, за которыми чувствуется мироощущение автора. Но не больше. Идеи не получают своего развития. Язык повествования неровен, угловат, предложения не закончены. К тому же рассказ не содержит ярких запоминающихся картинок. Ряд репродукций, сменяющих одну другую, вот как бы я определил его содержание.
Женщина дождя - первый абзац являет очень мрачную картину. Перед внутренним взором возникает чуть водянистый, полупризрачный лик утопленницы, женщины-дождя. И сразу думается, что недоброе что-то грядет.... Однако, вопреки ожиданиям, сюжет делает лихой аля-оп, и вот мы видим Автора и его творчество, желание и объект... ещё один кувырок, и она овладевает им, она уходит, а он уплывает в никуда...
Самой сильной чертой рассказа является четкий безудержный ритм, который на фоне всепроницающей и всёприбывающей воды просто зачаровывает. Безусловно, заслуживающая внимания вещь.
Званый гость - казалось бы, стандартная ситуация. Сатана приходит искушать группу людей, что может быть банальней? Однако, не спешим с выводами и проваливаемся во вторую половину рассказа. Сатана пытается искусить героев повествования, предлагая им всевозможные гадости, но, оказывается, всё не так просто, герои идут ему навстречу, и даже пытаются убить искусителя.
Интересный момент. Герои рассказа, насколько я понял, имеют свои прототипы в реальной жизни. И это сбивает с толку. Возможно, это своего рода ход со стороны Джен, призванный создать мистический орел вокруг ее личности.
Карлик - некий злой и противный Карлик приходит к главной героине и бесцеремонно вмешивается в её отношения с любимым человеком. К концу рассказа выясняется, что Карлик сопутствовал ей всегда, и в отношениях с родителями, и в отношениях с друзьями. Карлик - это некий концентрат отрицательных эмоций, приобретший плоть. В конце концов, героиня убивает его, весьма и весьма жестоким способом, зарубив бедолагу топориком.
Интересный рассказ, который невольно в очередной раз заставляет сравнивать главную героиню с самой Джен: насколько он автобиографичен? Иногда кажется, что на все сто, но, скорее всего, это заблуждение.
Интересный момент. Джен наделяет своего карлика половым органом мужчины, при этом указывая на то, что член имеет отличный от остальной части тела цвет. Что за этим кроется?
Просто женщина - ого! Со мной чуть обморок не случился. Так всё классически развивалось, динамично, а потом кувырок, и что-то разгоревшееся внутри тухнет и сжимается, словно от холодной воды, это как минимум жестоко.... И интересно - женщины действительно так хотят?
Такая любовь - на этот раз к подводным рифам я был готов. История, в которой два человека режут друг друга на кусочки, для обывателя поначалу может показаться чернухой, но пусть он не спешит с выводами... и тогда поймет, как заблуждался.
Я бы предложил даже немного растянуть столь милое расчленение.
Кофейня - неудивительно, что к рассказу не пишут комментарии, я и сам нахожусь в затруднении, пытаясь подобрать слова для выражения того что воспринял. В рассказе есть три более или менее четкие линии. Ольга - женщина, прошлое Витаса, и его эмоциональное настоящее. Настя - идеализированный образ самого Витаса, и одновременно образ идеала женщины. Витас - как центр взаимодействия двух его сущностей, Ольги и Насти.
Нифига себе кофейку попил - сказал я, закончив читать рассказ, и поставил пустую кружку на стол. Рекомендую всем, кто соберется читать Кофейню, сначала заварить себе кофейку. Эффект потрясающий.
Напоследок: Кофейня, пожалуй, одно из лучших произведений Джен (из того, что я прочитал). В этом рассказе есть многоспекторность, которой, на мой взгляд, не хватает в других рассказах. В таких рассказах, как Карлик, Такая любовь, Джен прорисовывала одну четкую линию, намеренно гася всё остальное. В результате получался довольно-таки яркий, потребительский образ, который существовал сам по себе и не имел жесткой ассоциативной связи с главными героями. В Кофейне же герои, первоначально кажущиеся независимыми, по мере прочтения сливаются в один яркий жизненный образ, подобно нескольким ручейкам, дающим начало большой реке.