То, что произошло (СВО - А.У.), отбросило нас. И нам предстоит добираться до тех точек, показателей, индикаторов, которые у нас уже были. Давайте посмотрим на объем предполагаемого падения валового продукта России к концу 2022 года. Это 10 процентов! Если учесть, что последние годы мы росли в среднем на один процент в год, то считайте, что нас отбросило на 10 лет.
Сказано так, как будто СВО принесёт одни убытки. Ни слова о её необходимости, тем более о том, что мы получим в результате победы.
И ход предстоящего послевоенного восстановления определён неверно, УПАДОЧНИЧЕСКИ. Мы будем не "добираться", а быстро двигаться, как после Великой Отечественной войны. В ответственные моменты русский человек всегда проявлял сверхвозможности, что в бою, что в труде. Триггером этого становилась воля власти.
Пушки вместо масла
Боевые действия становятся многомесячными. Это означает, что начинается конкуренция экономических ресурсов. Это означает, что начинается конкуренция военных бюджетов. 40 миллиардов долларов американского ленд-лиза Украине - это большая часть от привычного нам военного бюджета России. Поэтому могут начаться конкурентные гонки в бюджетах, которые тоже могут стимулировать какую-то часть экономики, например, оборонно-промышленный комплекс. Но с другой стороны, это перекрывает возможности для иных отраслей. Наступает ситуация "пушки вместо масла". Это традиционное выражение экономистов еще начала 20 века.
Предложенное сопоставление военных бюджетов некорректно. Их нужно сравнивать не в денежном, а в натуральном выражении. У нас оружие, боеприпасы, военная техника дешевле, чем на Западе. Это значит, что, к примеру, на указанные 40 миллиардов долларов наша армия получит больше танков, пушек, снарядов, патронов и всего прочего, чем Украина по "ленд-лизу". Не забудем также, что, по признаниям самих европейцев и американцев, поставки оружия на Украину существенно сократили их собственные арсеналы, тогда как мы свои наращиваем.
Про "пушки вместо масла" Аузан сгустил краски. Оно не исчезло из нашего рациона, даже у пенсионеров, как я. Мы всё так же намазываем им хлеб за завтраком, кладём в кашу в соответствии с известным народным рецептом и блины печём не только на масленицу.
И в масштабах государства мы если и затянули пояс потуже, то не в ущерб важным проектам, в первую очередь инфраструктурным.
Может ли Россия быть сильной страной, с высоким уровнем жизни, вне западного мира?
Нет. Технологии вообще штука всемирная. Серьезные технологии глобальные. Это относится не только к нам. Можно считать, что мы в чем-то технологически отстали, хотя в чем-то мы, наоборот, вышли на фронтир. Например, в цифровых технологиях. Но и страны, которые считаются технологическими лидерами, тоже зависимы от других. Тот же электронный стек в Китае целиком не выстроен. А у Соединенных Штатов он выстроен через цепочку других стран. Поэтому в закрытом режиме Россия не может быть сильной технологической страной.
В послевоенное время Советский Союз был сильной страной "вне западного мира". Это обеспечивалось отечественным Оборонно-промышленным комплексом, предприятия которого имели собственные технологии, которые, наверное, уступали европейским и американским, однако позволяли поддерживать стратегический паритет.3 Ничего другого нам и не нужно. Как не необходим и "высокий" уровень жизни. Мы не обжоры.
Как удержать мозги в стране?
Чтобы удерживать людей, важен не уровень доходов, нет. Например, об экономических успехах Китая всем известно. Китай пытается покупать мозги, и у него не получается. Экономисты недавно пришли к выводу, что дело не в деньгах, а в возможностях жить в таком мире, на который ты воздействуешь. Где ты можешь влиять на власть, а не только она на тебя. Поэтому, если вот такие гнезда автономии в стране не держать, то, конечно, удерживать человеческий капитал невозможно. Разве что в научных тюрьмах.
О людях "с мозгами" сказано, как об Иванах, не помнящих родства, готовых променять Родину на "возможность жить в таком мире, на который ты воздействуешь". Таких не жалко. Ведь страшно подумать, что стало бы со страной, если бы Брежнев, Горбачёв или даже Ельцин послушали, например, Сахарова4 с его завиральными идеями переустройства нашего общества.
"Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник...".
Чтобы люди "с мозгами" не возомнили о себе лишнего, надо с детства не позволять им свихиваться, а если это всё же произошло, то своевременно мозги вправлять.
21 НОЯБРЯ 20235
Культурный код - это образное выражение или уже профессиональный термин? Когда мы произносим его, о чем мы говорим?
Культурный код - это некоторые ценности и поведенческие установки, которые влияют на экономические явления. Как на глобальном уровне - на уровне цивилизаций и наций, так и на уровне локальном - на поведенческие установки граждан(подчёркнуто мной - А.У.).6
Лучшая модель для декодирования (культурного кода - А.У.) сформулирована голландским социологом Гертом Хофстеде. В исследовании социолога всего шесть характеристик:
индивидуализм - коллективизм;
маскулинность - фемининность (в зависимости от того, натиском или гибкостью вы пытаетесь решить задачу);
дистанция власти (оценивается отношение к власти как к чему-то сакральному либо как к деловому партнеру);
фактор избегания неопределенности... - это отношение людей к будущему;
терпимость: готовность - неготовность примириться с теми или иными обстоятельствами.7
Исходя из приведённых определений культурного кода и его модели, можно сказать, что он есть ОБРАЗ ЖИЗНИ.8И, судя по нашей истории, для изначального образа жизни русских людей были характерны:
коллективизм (общинная жизнь);
признание сакральности власти (всякая власть от Бога);
избегание неопределённости ("Мириться лучше со знакомым злом, / Чем бегством к незнакомому стремится!".Хотя это слова иностранца Шекспира - в переводе Пастернака, - однако они соответствуют русскому менталитету);
покорность судьбе ("От судьбы не уйдёшь").
Разумеется, речь идёт о среднестатистических чертах характера русского человека, притом что всегда были и исключения: индивидуалисты, бунтари и авантюристы.
Но под влиянием сначала Европы, а потом всего Западного мира, мы утратили эту однородность. Сперва нерусским стал культурный код нашей элиты (правда, затем она разделилась на "западников"9 и "славянофилов",10и это было ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ разделение). Сегодня же исконный образ жизни отвергается большинством из нас, но уже по чисто МАТЕРИАЛЬНЫМ потребительским мотивам.
Можно ли изменить культурный код народа какими-то специальными усилиями и как это отразится на экономике страны?
...Исследование ... показало, что значимые изменения происходят в обществе в среднем за 25 лет - это длина поколения. А конечный, сформировавшийся результат можно увидеть за 40 лет. Этот же срок, кстати, сообщила нам Библия: Моисей именно 40 лет водил по пустыне свой народ, чтобы избавить от воспоминаний о рабстве. Таким образом, сроки целенаправленного изменения паттернов - одно поколение. При этом, если не предпринимать специальных усилий для изменений, какие-то характеристики могут сохраняться веками и тысячелетиями.
Так и есть. Поколения, родившиеся в постсоветский период, уже не вполне русские, а многие их представители - даже вполне не русские. Вот только "специальные усилия для изменений" предпринимали не мы сами, а наши враги, которые прикинулись друзьями. Заметим кстати, что народы, сохранившие первобытный образ жизни, являются доказательством "рукотворности" изменений культурного кода. Они рук не приложили и продолжают жить, как жили их предки. Почему? В голову не пришло, что можно всё изменить? Или сообразили, мол, от добра добра не ищут? И приняли меры против тех, кого манила новизна. А со временем такая селекция изменила их геном.
Примечание 1
Пример из Библии не учитывает разную среднюю продолжительность жизни людей во времена Исхода израильского народа из Египта и в настоящее время. Тогда сорока лет оказалось достаточно, чтобы естественным образом вымерли все, кто имел личный опыт египетского рабства.11 Собственно, в таком своеобразном карантине и заключался смысл долгой дороги в Землю Обетованную. Сегодня мы живём дольше, и избавление от "родимых пятен" прошлого требует больше времени.
И это тоже можно отследить?
...Можно ли целенаправленно изменить культурный код? Да. При этом действовать нужно очень деликатно. Давайте рассмотрим яркий пример целенаправленного изменения культурного кода страны. В конце XIX века Япония - закрытая, слабая, отсталая, умирающая восточная страна. Ее заставили открыться миру, чтобы европейские державы получили доступ к японскому рынку. Прошли реформы Мэйдзи - японцы приняли абсолютно новые культурные установки, попробовали стать англичанами: стали носить цилиндры, читать Дарвина и Локка. Дало ли это результат? О да! И кстати, Россия, наши предки, первыми этот результат почувствовали, потому что никому не известная восточная страна в военно-морском сражении под Цусимой в 1905 году разбила знаменитый российский флот.
После поражения во Второй мировой войне, после еще одной волны вестернизации произошлотак называемое японское экономическое чудо. Но потом пошло торможение, некоторые исследователи объясняют это тем, что культурный код страны был поврежден. И именно отсюда высокий уровень самоубийств среди населения, нежелание молодежи работать и так далее. По этой версии, японцы фактически заплатили за экономический успех слишком высокую цену - они сломали свою идентичность.
Неверная оценка. Япония была САМОДОСТАТОЧНОЙ страной, как и вышеупомянутые народы, сохраняющие первобытный образ жизни, просто гораздо более развитой по сравнению с ними. В отличие от этих народов японцы не остановили прогресс, не "выпалывали" его ростки и шли вперёд, однако не торопясь, и СОБСТВЕННЫМ путём. Да, экономика Страны восходящего солнца уступала достижениям Европы и Америки, если к таковым причислять излишества и потребительство, хотя всем действительно необходимым её население себя обеспечивало. Зато духовно японцы поднялись до высот, и сегодня не доступных белым людям. Придумали сад камней;12 сравниться же с их хокку13 и танка14 по концентрированности мысли и чувств, выраженных всего в нескольких строчках, могут мало какие шедевры поэзии других народов. И если бы Японию не "заставили открыться миру", она продолжила бы жить по-своему. А быстрота её "вестернизации", думаю,обусловлена именно теми не уничтоженными ростками прогресса и, как ни странно, сохранившимися элементами исконного культурного кода. Японцы послушны власти, поэтому "приняли абсолютно новые культурные установки" после революции Мэйдзи исин.15
Цивилизованный мир соблазнил Японию цилиндрами, Дарвином и Локком, потом изнасиловал. Но она не сопротивлялась.
Можете назвать успешные примеры изменения культурного кода страны и положительного влияния на экономику?
Да, я назову тех, кто шел после Японии: Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур. Мы знаем, как они преобразовывали культурные коды, как они их использовали и меняли. Мы знаем, чтовсюду рос индивидуализм, снижалась дистанция власти, снижалось избегание неопределенности. ...Не столько важно то, что страны меняли в ходе реформ, сколько важно, что они оставляли, выбирали внутри своей культуры, чтобы опереться. Они не сносили целиком идентичность, а убирали то, что мешает развитию, при этом оставляя и используя какие-то важные для своего народа характеристики.
Вот, оказывается, что обеспечивает экономический успех.
Индивидуализм, но не робинзоновский, когда человек всё делает САМ, своими мозгами и руками, а подчиняющий СЕБЕ других людей и эксплуатирующий их труд.
Снижение дистанции власти, превращение её в делового партнёра есть её коррупционизация.
Снижение избегания неопределённости - это превращение риска из возможной опасности, чем он является и чего нужно бояться, в средство достижения цели, инструмент, которые следует использовать. Авантюрность.
"Они ("восточноазиатские тигры" - А.У.) не сносилицеликом идентичность, а убирали то, что мешает развитию". Традиции - "то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы образ действий, обычаи и т.п.)" - см. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова - на то и традиции, чтобы их сохранять. Ведь они сформировались в прошлом не на пустом месте, их сущности были востребованы. Да, традиции могут устаревать в ходе развития, но единственный не травмирующий процесс их исчезновения из жизни народа - естественное отмирание, протяжённый по времени путь. Никак не отмена, тем более ломка. Лишь в этом случае идентичность народа не пострадает.
Можете привести пример?
Давайте возьмем Южную Корею - это самый, может быть, красивый пример. Весь мир сейчас знает об успехах Samsung, крупнейшего конкурента Apple. Этот успех закладывался в очень странной конструкции, когда в 1950-е годы в Южной Корее стали создавать чеболи - крупные машиностроительные концерны на базе - внимание! - клановых, родственных связей. Не отказываться от традиционного уклада, не ломать его оказалось чрезвычайно правильным решением. Работники этой семьи-предприятия понимали, кто старший, кто авторитет, кто кому должен подчиняться. В итоге: низкие трансакционные издержки, хороший экономический результат.
Какая идиллическая картина! Да разве можно поверить, что "крупные машиностроительные концерны", т.е. тысячи человек, являются родственниками, тем более членами одной семьи? Совет директоров - может быть, а остальные работники - обычные эксплуатируемые наёмники. Собственно, так и сказано: "на базе(выделено мной - А.У.) ... клановых, родственных связей". База - это основание чего-нибудь, ЧАСТЬ целого.
Мы говорили выше, что во время реформ самое важное - опираться на что-то значимое для нации. В Южной Корее это были поведенческие установки, привычка населения к рисоводству: культура, которая требует точного соблюдения правил, следованию многовековым традициям и определенным инструкциям. Корейским крестьянам во времена реформирования объяснили, что в машиностроении все так же: вам просто надо следовать инструкции, делать последовательно первое, второе, третье, двадцать четвертое, и у вас все получится. Им такой подход был близок, и все действительно получилось.
Это цинизм - использовать традиционное отношение к труду втёмную. Действительно, результат "рисоводческих технологий" заранее известен даже самому необразованному крестьянину. А вот какими возможностями будут обладать производимые на заводах изделия известно лишь их разработчикам. Простые рабочие, следующие инструкциям, этого не знают. Тем не менее они становятся соучастниками по сути преступления, когда собирают, например, сотовые телефоны, позволяющие подслушивать и подсматривать за людьми, обворовывать их и даже взрывать бомбы, заложенные на другом конце света.
Ну и, конечно, сведение труда к действиям по инструкциям превращает работника в живого робота. Ради получения максимального экономического эффекта человека приспосабливают к производству, встраивают в него, делают пресловутым винтиком. При этом утрачивается важнейшая функция труда - функция созидания самого человека. Такой труд не мог бы сделать из обезьяны человека. Да и трудом его уже назвать нельзя. Не говорим же мы, что станок или машина трудятся. Говорим - работают.
Кустарь, имея низкую производительность труда по сравнению с машинным производством, в особенности сегодняшним высокотехнологичным, оставался МАСТЕРОМ, творцом. Почему и сегодня изделия ручной работы ценятся много дороже фабрично-конвейерных. Скажете, мол, зато продукция массового производства дешевле и её в достатке. Да. Но ведь когда кустарей было много, их продукции тоже хватало. Зачем ОБЩЕСТВУ заменять людей машинами, создавая безработицу? Это нужно (выгодно) только хозяину производства. Разумеется, речь идёт не об отказе от машин, а о том, что они должны оставаться лишь средством, расширяющим возможности человека и облегчающим работу, но не заменяющим его. Всё дело в соблюдении меры. Её нарушение ведёт к качественному изменению.
Так, отчуждение человека от результата его работы, когда он уже не может подержать в руках или хотя бы увидеть им сделанное и получить от этого непосредственное удовольствие или удовлетворение, устраняет нравственный аспект труда.
Парадокс нашего сумасшедшего времени: бездушная машина наделяется интеллектом, а божье творение отупляется. Ничего странного: действует природный закон сохранения - выиграв в одном, обязательно проиграешь в другом.
Опираясь на традиционную культуру, получили заметный экономический рывок?
Знаете, какой еще важный шаг сделал Samsung после кризиса 1997 года? Он обязал всех своих инженеров снять галстуки и получить образование в сфере искусства. Это и стало условием последующих прорывов.
Здорово! Сначала заставили людей носить галстук, чуждый элемент для корейской традиционной одежды, затем одумались. Но не устыдившись перед памятью предков, а увидев, что он мешает эффективной работе. Даже в таких личных, интимных моментах всё подчиняется выгоде.
То же и с образованием в сфере искусства. Видимо, оно даёт прибавку в производительности. Хотя, конечно, иметь такое образование, да ещё и получив его по принуждению, не значит любить литературу, музыку, театр. Любить не обяжешь.
В дискуссии Международного культурного форума "Деловая культура", организованной ВЭБ РФ, много и подробно обсуждали взаимосвязь культурного развития государства и его экономики. Расскажите, какие детали, особенности культуры страны влияют на развитие экономики государства в первую очередь?
В своей книге "Культурные коды экономики" я рассказываю о нескольких важных кодах, или законах, которые связывают ценности, поведенческие установки с экономикой.
Первый состоит в том, что самого высокого результата в уровне валового продукта на душу населения достигают страны, жители которых стремятся к самореализации и относятся к религии как к частному делу человека.
Сказано так, будто задача увеличения ВВП безусловна и постоянна. "Самый высокий результат" - это ведь на данный момент. Значит, нескончаемая гонка? Как поётся в старой песне: "Всё выше и выше, и выше...". Или объём ВВП всё-таки может быть излишним? Перефразируя слова другой песни:
А вдруг нам, профессор, избыток не нужен?
Зачем русским людям большой ВВП?
Ничего не говорит учёный и о проблеме дележа общего пирога. Но для русского менталитета это наипервейший момент. Нам важен не столько размер пирога, сколько справедливость его раздачи.
К фразе о самореализации и об отношении к религии тоже есть вопросы.
Самореализация человека на необитаемом острове не то же самое, что в обществе. Здесь надо расталкивать других и сильнее всего таких же стремящихся к самореализации. Конкуренция. Естественное природное явление, как к ней на Западе и относятся. Хотя там у проигравших есть выбор: сдохнуть либо довольствоваться объедками со стола успешных соотечественников. Нам такой выбор не подходит. Он несправедлив, потому что обусловлен неодинаковостью природных способностей и талантов людей. Общество обязано устранять эту несправедливость, распределяя ВВП НЕОБИДНО. И по крайней мере христианство ясно говорит - как: "продай имение твоё и раздай нищим".16 Но, по словам Христа, "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие".17 Вот почему жители развитых стран"относятся к религии как к частному делу человека". Материальный достаток в обществе, где есть бедные, с истинной верой не совместим. И пусть нас не обманут примеры знаменитых русских меценатов прошлого. Давать деньги на благие дела суть полумера, т.е. лицемерие. Либо ты отдаёшь всё, либо "отойди с печалью": следовать за Христом не для тебя.
Второй код, который мне кажется наиболее интересным и важным, связан с конкурентными специализациями стран. Почему у одной нации все получается в одной сфере и не получается в другой, и наоборот. Все мы, в России, понимаем, о чем речь, когда говорим об "эффекте Левши". В нашей стране часто делается какое-нибудь важное техническое открытие, скажем, русский Владимир Зворыкин придумалтелевизор. Но экономический эффект от изобретения телевидения получают другие страны. Или наш Жорес Алферов, нобелевский лауреат, создал гетеросхемы, очень важные для телекоммуникационной связи, - и опять-таки развитие телекоммуникаций дало экономический результат, скорее, в других странах.
О чем это свидетельствует? Об особенностях российского культурного кода. Эти особенности позволяют нам легко и успешно делать нестандартные вещи и изобретать шедевры, но мы не слишком расположены к деятельности, требующей выполнения жесткого стандарта, следования инструкциям.
Негоже выдавать желаемое за действительное. Русских учёных, сделавших значительные открытия, как и русских изобретателей, много меньше, чем европейских и американских. А громкое заявление Ломоносова, "Что может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать" - это всего лишь мечта, а то и просто лесть в адрес императрицы Елизаветы Петровны, высказанная в посвящённой ей оде. Реальное положение вещей было иным, и Михаил Васильевич, понимая это, просил своих коллег русским Невтоном его не называть.18 Осознавал разницу.
Так обстоит дело и двести с лишним лет спустя. Теорию относительности и двухцепочечную структуру молекул ДНК открыли не мы. А о том, что наших учёных, удостоенных Нобелевской премии, можно по пальцам перечесть, и говорить нечего.
Итак, в действительности "легко и успешно делать нестандартные вещи и изобретать шедевры" мы не можем, а о нашей не расположенности к "деятельности, требующей выполнения жесткого стандарта, следования инструкциям" сказал сам Аузан. Кстати, последнее подтверждается, в частности, Чернобыльской катастрофой.
Моя оценка творческих способностей русских людей в науке и технике не является самоуничижением или сожалением. Просто нашей натуре свойственно удовлетворяться тем, что есть. От природы мы неприхотливы. Можем придумать новое, однако только НАСТОЯТЕЛЬНО необходимое. Традиционно не считали ручной труд ненавистным, потому сами и не искали способов избавления от него ради возможности иметь свободное время. Наши предки всегда были чем-нибудь заняты, полагая это естественным состоянием человека, причём никак не работой. Работа - пахота, сев, жатва, сенокос, рубка леса, уход за скотиной. Вечерами прясть, лапти плести, валенки подшивать, не говоря уже о приготовлении еды или стирке, - не работа. Вот почему стиральную, тем более посудомоечную, машины и пылесос изобрёл не русский ум. Остаётся лишь гадать, почему ум западный не создал жопоподтирательную машину.
И мы могли бы продолжать так жить, нисколько не страдая, если бы не соседи. Защититься от их агрессии можно было, только сравнявшись с ними в технологиях. Нельзя кустарно делать порох, ружья, пушки, танки, самолёты.
И я уверен, что в этом ("эффекте Левши" - А.У.) нет беды - в этом есть возможность. Нужно опираться на это знание о себе, своем культурном коде, надо его использовать. С моей точки зрения, международная специализация России должна держаться на вот этих фазах разработки, изобретения, опытного внедрения. Это может быть стратегией.
Анализируемое интервью Аузан дал в ноябре 2023 года. К этому времени мы находились под западными санкциям уже почти десять лет и были вынуждены начать процесс импортозамещения. О МЕЖДУНАРОДНОЙ специализации России в таких условиях можно говорить, только если мы уступим Америке и Европе: согласимся вернуть Крым и Донбасс Украине и на её членство в НАТО, а также на все последующие угрожающие нашему суверенитету шаги Запада. Это будет стратегия самоубийства.
Примечание 2
Впрочем, некоторые наши "Левши", понимая, что их Родина никогда не ляжет под Запад, ложатся под него, так сказать, частным порядком. Назову только нобелевских лауреатов по физике Абрикосова, Гейма и Новосёлова.
В своих лекциях вы говорили, что есть еще одна позиция, которая значительно влияет на рост экономики, - взаимное доверие граждан.
Да, это так. Два французских экономиста Янн Алган и Пьер Каю опубликовалипрекрасное, математически обоснованное доказательство воздействия культуры на экономику. Они считают, что самый сильный "фермент", действующий на экономику, - это межличностное доверие. Доверие граждан друг к другу, которое выражается положительным ответом на вопрос: "Можно ли доверять большинству людей?".
Страны, где большинство считает, что незнакомым людям можно доверять, имеют более высокий валовый продукт на душу населения. Это было показано с хорошей математикой на примере целого ряда стран.
И это очень важно для России, потому что именно она приведена в этом документе как один из объектов исследования. И там утверждается, если бы в России уровень обобщенного межличностного доверия был такой, как в Швеции - у нас 25% положительно отвечают на вопрос о доверии незнакомцам, а в Швеции 62%, - то валовый продукт на душу населения в нашей стране был бы на 69% больше. В 1,7 раза.
О том, нужен ли нам высокий ВВП, ранее уже было сказано. А опыт "межличностногодоверия" Горбачёва, Ельцина и Путина первым лицам Запада провальный. Это ясно и без математического обоснования. Их обманывали американские и французские Президенты, Премьер-министры Англии, канцлер Германии Меркель.
Опыт "доверия граждан друг к другу" тоже оптимизма не вызывает. Увы, мошенничество с использованием современных технических средств у нас процветает. И лучший совет людям: "Держите ухо востро".
Выходит, что для получения положительного экономического эффекта нужно повышать уровень доверия между гражданами. Возможно ли это сейчас в России?
Важно не просто доверие, а структура доверия. Доверие бывает двух видов, и оба вида влияют на экономику. С одной стороны, нам как биологическим существам присуще доверие "своим". В этом смысле мы всегда ловим сигналы "свой - чужой". Это так называемое "закрытое" доверие, которое дает некоторые экономические результаты, например, для жизни одного города, селения, но не дает положительных результатов для страны в целом.
Рассказывая выше об экономическом успехе Южной Кореи, профессор назвал его главный момент - опору на клановые, родственные связи. Доверие "своим". В данном же фрагменте интервью он противоречит собственному утверждению, сказав, что"это так называемое "закрытое" доверие... не дает положительных результатов для страны в целом". Но примеров не привёл. Тогда остаётся предположить, что, либо Южная Корея уникальна, либо оценка "закрытого" доверия как негодного средства в масштабах страны не верна.
А есть другой вид доверия - доверие незнакомым, доверие большинству. Оно дает очень большой экономический эффект - значительный рост.
Ну, ещё бы! Именно "доверие незнакомым, доверие большинству", надо думать, дало "очень большой экономический эффект - значительный рост" в других (помимо Южной Кореи) развитых странах. В первую очередь в США как самой экономически успешной стране. СМЕШНО.
А английский Brexit19 и образование БРИКС20 в противовес G721 "подтвердили" это доверие.
Идеи глобализации22 теряют сторонников. Причина понятна: кому может нравиться стремление Америки в своих целях использовать этот процесс, включая даже ближайших союзников? "Дружба дружбой, а табачок врозь".
...В России препятствием к росту доверия является то, что у нас как бы "две страны в одной". Это довольно редкий случай, таких государств всего четыре в мире: Россия, Мексика, Япония и Турция. Автор "Столкновения цивилизаций" Сэмуэль Хатингтон назвал этот эффект "разорванные страны", имея в виду страны, которые имели большой исторический успех дорогой ценой. Во время мощной экспансии Запада эти страны отстояли свою суверенность путем перехвата военных, промышленных, культурных технологий.
У нас начало "двум странам в одной" положил первый российский император. Тогда это была не экспансия Запада, а добровольный импорт западных культурных ценностей. Европеизация элиты. "Бороды брить, кофий пить, табак курить". Победа в Северной войне,23 обеспечившая территориальные приобретения России и её выход к Балтийскому морю, сопроводилась ОБЕЗЬЯННИЧАНЬЕМ. Действительно, дорогая цена победы. Через полтора века первый канцлер Германии Бисмарк отметит эту особенность русского менталитета:24
"Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности и тогда они победят сами себя".
Не только лживые, а и чуждые. Например, идею замены многовековой сельской общины фермерством. Её пытался внедрить Столыпин:25,26
"После отмены крепостного права русские крестьяне никак не хотели быть немецкими фермерами и разделяться... Русские деревни цеплялись друг за друга, их древние общины эволюционировали в буржуазный кооператив.
... Общину Столыпин разрушил, появилось множество обособленных кулаков и середняков накануне мировой войны.
Зажиточные мужики стали предпринимателями, а миллионы крестьян без торговой жилки остались без земли. Они двинулись в города и влились в бунтующий пролетариат".
Произошло раздвоение деревни.
В сталинский период нашей истории двух стран в одной не было, во всяком случае в том понимании, какое Аузан вложил в это выражение. "Оттепель" открыла новый этап абсурдного состояния русского общества. И сегодня мы опять "два в одном".
...Внутри страны образовались два ядра.27 Одно более западное, индивидуалистическое - готовность человека действовать, не спрашивая ни у кого разрешения. Второе ядро - скорее восточное, коллективистское: тут человек просит на все разрешения, советуется с начальником, с семьей. Но зато он без всяких условий отдает себя общему делу, готов пожертвовать собой ради судьбы города, страны. И то, и другое продуктивно, но доверия между этими двумя ядрами нет или его очень мало, потому что фактически они хотят разного.
Здесь ключевое слово ПРОДУКТИВНО. Указанные две силы (не хочу использовать слово ядро - см. сноску 27 - А.У.) продуктивны по-разному. Первую - западную, индивидуалистическую - заботит только увеличение ВВП без оглядки на сопровождающий его рост потребительства - чрезмерного, престижного, расточительного и, значит, извращённого потребления. Целью второй силы является приоритетное отстаивание национальных интересов, сохранение идентичности как главной ценности народа и обеспечение безопасности страны от всяких угроз, в том числе исходящих от первой силы.
Получается, что два мотора работают друг против друга, и мы очень медленно ползем. Основная задача сейчас - найти возможность объединения усилий обоих ядер.
Какие моторы?! Машины, которые не могут хотеть? Хотят те самые две силы, т.е. группы людей, и они "хотят разного". Да не просто разного, их усилия направлены ПРОТИВОПОЛОЖНО, так что ни о каком "объединении усилий" речи быть не может. Тут либо борьба, либо отступление одной из сторон. И, кажется, - дай-то Бог, вернее, помоги, Господи, Путину и его команде единомышленников-государственников - первая сила начала отступать. К сожалению, пока только её идейная часть. Сошли со сцены Гайдар, Чубайс, Кудрин, свалили из страны их подпевалы из "культурной элиты".
И вот здесь, мне кажется, есть "лекарство", которое приведет к решению проблемы. Я называю это лекарство "3-Д культура". Долгий взгляд, доверие и договороспособность - 3-Д.
Я много раз повторял, что Россия - страна умных и при этом чрезвычайно недоговороспособных людей. Нужно договариваться.
Договориться - значит прийти к соглашению после переговоров. Достичь компромисса, т.е. обязательно в чём-то уступить. Компромисс индивидуалистических и коллективистских сил невозможен без моральных потерь для последних. Это сделка с совестью и потому неприемлемо. И доверять людям, которые действуют, "не спрашивая ни у кого разрешения", глупость. А о "долгом взгляде" западного человека - если я правильно понимаю, речь идёт об отдалённых последствиях совершаемых действий - вообще говорить абсурдно. Уж европейцев, безоглядно отправившихся в будущее на "Титанике" (выражение М. Веллера28,29), безусловно. Да и американцев тоже, правда, по другой причине - их твёрдой уверенности, что всегда и любую ошибку можно исправить. Стало быть, "лекарство "3-Д культура" - это миф, вроде модных сегодня БАДов - биологически активных добавок, представляемых их производителями как панацея от всех болезней.
Что еще нужно делать? Дайте напутствие.
В качестве напутствия я бы сказал, что нам нужно решить одну задачу, и дальше все пойдет легче. Какая это задача? Россия по культурному измерению чемпион мира по избеганию неопределенности, то есть по страху перед будущим. Я не могу сказать, откуда взялась эта характеристика. Но знаю, что это лечится так называемой культурой неудач. Надо признать за собой и за другими людьми право на ошибку, потому что успех наступает после нескольких, иногда даже нескольких десятков неудачных испытаний, из которых мы пытаемся что-то извлечь.
Быть осторожным - "Не зная броду, не суйся в воду" - чем плоха такая жизненная позиция? По мне, лучше авантюрной "Кто не рискует, тот не пьёт шампанского". Да и шампанское нравится не всем. Главное же, не является ли риск современным воплощением райского яблока, которым дьявол прельстил Адама и Еву?
Наш фигурант сам выбрал медицинский подход к решению задачи по избавлению русского человека от страха перед будущим. Примем его и напомним важнейший принцип лечения, сформулированный Гиппократом: "Не навреди". Это значит, не сделай хуже, чем есть. Очевидно, что данная заповедь не совместима с "культурой неудач". Врач не имеет права на ошибку как на ЗАВЕДОМО ПРОСТИТЕЛЬНУЮ неправильность действий. Врачебная ошибка в её крайнем виде - это ещё одна могила на личном кладбище врача (есть такое понятие). А уж "несколько десятков" случаев неудачного лечения, окончившихся летальным исходом, - повод для суда над допустившим их врачом, а также его начальниками.
Есть блестяще сформулированная фраза: "Беда не в том, что русский человек хочет быть счастливым, беда в том, что он хочет быть счастливым немедленно". Вот тут нужно взять себя в руки.
Не знаю, кто это сказал, в Интернете не нашёл. Но кто бы то ни был, он, как и восхищающийся его фразой Аузан, не понимает, в чём состоит счастье русского человека. В ДУШЕВНОМ ПОКОЕ. И мы хотим не получить его немедленно, а ИМЕТЬ ПОСТОЯННО. Несмотря на неосуществимость такого желания.
P.S. Взявшая это интервью у Аузана журналист Мария Маханова сопроводила его в конце собственным резюме.
Возвращаясь к прошедшему в Санкт-Петербурге Международному культурному форуму, добавим, что тема образа будущего, в том числе будущего предпринимателя как драйвера роста экономики, стала ведущей. Крупный бизнес пришел к выводу о том, что роль предпринимательства в России меняется и уже никогда не будет прежней. Бизнес больше не зациклен на получении прибыли, он несет основную созидательную функцию, реализует свою социальную роль, включен в созидание многого, в том числе реализацию важнейших - для страны и всех ее жителей - культурных проектов.
"Современное предпринимательство возможно, только если ты внутренне образован и твой интеллектуальный потенциал базируется на накопленной культуре. Если этого нет и нет твоего долга по культурному обогащению, твоя компания рано или поздно проиграет в конкурентной борьбе, естественно, не будет участвовать в создании новой мощи государства", - заключил Игорь Шувалов (он вёл дискуссию на форуме - А.У.).
Построение современной экономики без культуры в принципе больше невозможно. База, пласт того, что общество считает культурой: традиционная народная, поп-культура, высокая культура - все то, что в России накоплено веками, теперь является неотъемлемой частью развития экономики страны.
Как говорится, "вашими бы устами да мёд пить". Правы не Мария Маханова и не Игорь Шувалов, а Христос. Ещё раз напомним его слова: "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие". От себя добавим - тем более ОЧЕНЬ БОГАТОМУ. Мешок, набитый долларами и евро, не даёт пройти, но с ним богатые не расстанутся, разве только в палате раковой клиники. Да и то лишь когда убедятся, что откупиться от судьбы не получится.
Позволим и мы себе резюме.
Да, сегодня в России опять две страны в одной. И у Аузана нет двойного гражданства. Судя по его высказываниям и его же собственной классификации, он гражданин "индивидуалистической" части. Это характерно для талантливых людей. Они по природе не коллективисты, хотя, думаю, могут ими стать при желании. И профессор - апологет западной экономической школы. Его восхваляющие ссылки на западных экономистов не случайны. Свои взгляды он передаёт студентам главного университета страны - вот в чём беда. Стоит ли удивляться "утечке мозгов"?
Однако есть и надежда. Молодёжь, прошедшая через СВО, должна положить начало новой национальной элите. В этом уверен Президент и на это надеемся мы, та часть старшего поколения, которая не была развращена либеральной демократией.
____________________
1 Александр Александрович Аузан - российский институциональный экономист, доктор экономических наук. Декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, член Попечительского совета ЕУСПб, председатель Общественного совета при Министерстве экономического развития, научный руководитель Института национальных проектов, один из основателей группы экономистов "СИГМА", общественный деятель, публицист, член различных коллегиальных органов управления (см. "Аузан, Александр Александрович - Википедия")
3Стратегический паритет - состояние международных отношений, обеспечивающее равную вероятность победы в случае вооруженного конфликта для потенциально конфликтных сторон, война между которыми неизбежно вызывает существенные последствия для третьих стран. Понятие также охватывает ситуацию, при которой сторона, обладающая преимуществом, гарантированно несет в случае конфликта неприемлемые потери (см. "Стратегический паритет - Википедия")
6Предполагаю, что здесь допущена оговорка. Из первого и второго предложений следует, что "культурный код - это ... поведенческие установки, которые влияют на экономические явления. ...На поведенческие установки граждан". Масло масляное. Думаю, что второе предложение должно было выглядеть так: как на глобальном уровне - на уровне цивилизаций и наций, так и на уровне локальном - поведении граждан - А.У.
7Непонятно, как Аузан считал; сказал о шести характеристиках, а перечислил только пять - А.У.
8Образ жизни - философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни (см. "Краткую Российскую энциклопедию")
9 Западники - представители одного из направлений русской общественной мысли 1840-50-х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса; выступали за развитие страны по западноевропейскому пути (см. там же)
10 Славянофилы - представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в.; выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России, усматривая её самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве (см. там же)
11К моменту окончания "карантина" из всех таких людей в живых остались только трое: Моисей, Иисус Навин и Халев. Как бы мы сейчас сказали, доверенные лица Бога. При этом предводитель израильского народа умер, не перейдя Иордан.
И ещё: не смешивать период Исхода с временами до Всемирного потопа, когда люди жили сотни лет. Моисей тоже был долгожителем даже по нынешним меркам (сто двадцать лет), что можно объяснить особым отношением Создателя в связи с возложенной на него миссией - А.У.
12Сад камней - культурно-эстетическое сооружение Японии, разновидность японского сада, появившаяся в период Муромати (1336-1573) - см. "Сад камней - Википедия"
13Хокку - жанр японской поэзии. Нерифмованное трёхстишие, генетически восходящее к танка; состоит из 17 слогов (5+7+5). Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения (см. "Краткую Российскую энциклопедию")
14Танка - жанр японской поэзии. Нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога (5+7+5+7+7). Отличается поэтическим изяществом и лаконичностью (см. там же)
15Мэйдзи исин - революция 1867-68 в Японии (см. там же)
16См. Библия, Новый Завет, Евангелие от Матфея, 19, 21
17См. там же, 19, 24
18Так утверждает Ф. Разумовский в фильме "Просветитель Империи" цикла "Имперские портреты" авторской программы "Кто мы?" - А.У.
23Северная война - война, фактически длившаяся с 1700 по 1721 годы между Шведским королевством и коалицией государств Северной Европы (в том числе Саксонии, Русского царства, Датско-норвежского королевства, Речи Посполитой и др.) за обладание прибалтийскими землями и господство на Балтийском море и его побережье, закончившаяся поражением Швеции, навсегда утратившей статус великой державы (см. "Северная война - Википедия")
24См. Бисмарк о России: "Никогда не воюйте с русскими."
27Наверное, это приблизительная цитата из упомянутой книги Хатингтона, причём не точно переведённая. Ядро - внутренняя, центральная часть чего-нибудь (см. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова). И если "внутри страны образовались два ядра", то что представляет собой остальное население?
28 Министерством юстиции РФ включён в реестр иностранных агентов (см. Минюст включил писателя Веллера и Анастасию... | РБК rbc.ruПолитика05/04/2024...)
29 Михаил Веллер - русский писатель (см. "Веллер, Михаил Иосифович - Википедия")