Украинский Александр Иванович : другие произведения.

Что имел в виду Христос, говоря о вере?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:


ЧТО ИМЕЛ В ВИДУ ХРИСТОС, ГОВОРЯ О ВЕРЕ?

(попытка толкования Евангелия от Матфея, 14, 28-31; 17, 20)

  
   "...Если вы будете иметь веру с зерно горчичное и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас...".1
   "...Выйдя из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! Зачем ты усомнился?".2
   Смысл этих двух мест Евангелия оказывается разным, если рассматривать их по отдельности или вместе.
   В первом случае горчичное зерно можно считать символом бесконечно малой величины. И тогда смысл слов Христа состоит в том, что ВЕРА, какой бы малой она ни была, обладает чудодейственной силой в полной мере.
   О возможности человека, имеющего ВЕРУ, передвигать горы мнения даже деятелей церкви не совпадают. Нынешний Патриарх Кирилл, в бытность митрополитом назвал это метафорой.3 Иоанн Златоуст4 считал иначе:
   "Скажешь: где они (апостолы - А.У.) сдвинули с места гору? Я скажу, что они сделали гораздо более, воскресивши тысячи мертвых. Поистине, не столько потребно силы передвинуть гору, сколько выгнать из тела смерть. Говорят, впрочем, что святые, после них жившие и их гораздо меньшие, передвигали и горы, когда требовала того нужда. Отсюда очевидно, что и апостолы могли бы сдвинуть, если бы только нужно было, но так как тогда не было нужды, то не следует и обвинять их. Да и Господь не сказал: передвинете непременно, номожете передвинуть. А если они не переставляли гор, то не потому, что не могли (иначе как же могли они совершать более важные чудеса), но потому, что не хотели; а не хотели потому, что не было нужды; а может быть, это и случалось, но нигде не упоминается, так как не все чудеса описаны".5
   А о том, что являет собой ВЕРА, высказался Иоанн Кронштадтский:6
   "О, божественная сила веры! Господь уверяет, что, если мы имеем хотя небольшую веру в Господа как всемогущего и всеблагого Творца мира видимого и невидимого, и тогда мы можем делать при ее посредстве чрезвычайные дела, например, переставлять горы с места на место. В самом деле, что стоит это для всемогущества Божия? Если земля, которой тяжесть по причине огромного количества весу почти невозможно исчислить, держится в пустом пространстве мира, ничем не поддерживаемая, если бесчисленные миры, большая часть которых превосходит величиною нашу землю, также вращаются, подобно легким мячам, в пространствах неба силою притяжения и отталкивания, - то не пойдет ли со своего места по слову разумной твари (выделено мной - А.У.), преданной своему Творцу и верующей в Его бесконечное могущество, какая-нибудь земная гора, какая-нибудь масса земного вещества? Духу естественно повелевать вещественною природою: он бесконечно выше, благороднее и могущественнее ее, по крайней мере таким он создан и таким быть должен".7
   В истории с апостолом Петром под ВЕРОЙ вроде бы тоже можно понимать веру в Господа. Но тогда получается, что апостол недостаточно верил в Спасителя, в чём Тот его и обличил.
   Совсем иным оказывается смысл приведённых цитат, если рассматривать их совокупно.
   Слово "маловерный", употреблённое Иисусом, говорит о том, что не всякое количество ВЕРЫ наделяет её обладателя способностью к чудесным действиям. В таком случае не объём ли (масса, вес) горчичного зерна есть тот минимум, который необходим? Это же слово Христа позволяет не согласиться с толкованием Иоанна Кронштадтского о ВЕРЕ как вере в Господа. Если Пётр сомневался в Христе, как он мог просить Его о спасении?
   Из сказанного следует, что Христос, назвав Петра маловерным, имел в виду не веру в Него, Господа, а нечто другое. Дабы разобраться с этим, обратимся к тексту Евангелия от Матфея, предшествующему вышеприведённой цитате:
   "...Понудил Иисус учеников своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону... Он взошёл на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и её било волнами, потому что ветер был противный. В четвёртую же стражу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю".8
   Если бы Христос шёл по воде, как посуху, благодаря Своей божественной природе, ничего чудесного в этом быть не могло: Бог всемогущ по определению. Хождение по воде могло стать чудом, только если таким свойством обладала Его ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ природа, что подтверждается и мнением того же Иоанна Кронштадтского (см. выше выделенные слова цитаты). Но рискнём поправить святого праведника. Он утверждает:
   "Только по грехам нашим вещественная природа вышла из-под нашего подчинения, не слушает нас, иногда даже враждует против нас".9
   При боговоплощении10 Бог-Сын воспринял ПАДШУЮ после грехопадения Адама и Евы человеческую природу - такую же, как у всех людей: страстную (доступную страданиям), тленную (подверженную болезням, старению) и смертную (подверженную смерти). Тем не менее она сохранила свойство чудодействия, правда, при условии наличия ВЕРЫ в эту способность.
   В православной энциклопедии "Азбука веры" даны следующие определения веры:11
   "Существуют три уровня веры, три ступени духовного восхождения, основанные на трёх силах души (уме, чувствах и воле): вера как рассудочная уверенность, вера как доверие и вера как преданность, верность".
   "Вера как уверенность - это рассудочное признание какой-либо истины... То есть это просто признание своим умом факта существования Бога".
   ера как доверие... Человек доверяет Богу...".
   "Истинная вера (верность Богу - А.У.) - это... согласование своей воли с волей Божьей".
   Какое из перечисленных воплощений веры позволило Христу ходить по воде? Думаю, не подходит ни одно из них: верить в существование Бога-Отца и Самого Себя, доверять и быть верным Ему и Себе - это нелепо. А вот вера в способность Своего человеческого естества повелевать природой выглядит вполне правдоподобно. Именно о такой ВЕРЕ говорит, как мне кажется, и апостол Павел:12
   "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом".
   Но поскольку, повторим, человеческая природа Спасителя такая же, как у всех людей, то и они должны обладать указанной способностью. Зная это, Христос и позволил Петру выйти из лодки и ступить на воду. Однако, чтобы активировать чудесную способность, требовалась, повторим, ТА САМАЯ ВЕРА, причём в количестве, не меньшем объёма (массы, веса) горчичного зерна. У апостола её было достаточно, правда, она оказалась хрупкой и разрушилась от испуга. Потому, сделав всего несколько шагов по воде, Пётр стал тонуть.
   Не этот ли конфуз заставил Бога наделить апостолов способностью творить чудеса, "исполнив [их] Духа Святаго"? Видно, Создатель решил не полагаться на ВЕРУ в дарованную человеку при сотворении способность повелевать природой, коли её - ВЕРУ, - даже имея, можно легко утратить:13
   "При наступлении дня Пятидесятницы14 все они (апостолы - А.У.) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать".
   Раньше, перед Своим Вознесением на небеса, той же проблемой озаботился Христос, наделив способностью творить чудеса ЕГО ИМЕНЕМ истинно уверовавщих:15
   "И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и, если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы".
   Вместе с тем, по свидетельству Иоанна Златоуста (см. выше), у других святых, рангом даже ниже апостолов, но уверенных в своей способности повелевать природой, получалось творить чудеса без дополнительной помощи Святого Духа и Имени Христа. Именно благодаря их ВЕРЕ в изначальную наделённость человека чудесной способностью, данной ему Создателем (Богом-Отцом) при сотворении, достаточном её количестве и крепости.
   Так что мы можем передвигать горы в прямом, не переносном смысле. Нужно только искренне в это верить.
   ___________________
   1 См. Библия, Новый Завет, Евангелие от Матфея, 17, 20
   2 См. там же, 14, 28-31
   3 См. мои "Три статьи о Патриархе" - А.У.
   4 Иоанн Златоуст - архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом (см. "Иоанн Златоуст - Википедия")
   5 См. Толкования стиха Мф. 17:20 - Новый Завет - Синодальный...
   azbyka.ru Библия с толкованиями in/?Mt.17:20&r
   6 Иоанн Кронштадтский  - священник  Русской православной церкви, митрофорный  протоиерей; настоятель Андреевского собора в Кронштадте; член Святейшего правительствующего синода с 1906 года (от участия в заседаниях уклонился); "вдохновитель создания и почётный член" Союза русского народа. Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель  правоконсервативных  и  монархических  взглядов. Почётный член Императорского православного палестинского общества.
   Канонизирован в лике праведных Русской православной церковью за границей 19 октября (1 ноября) 1964 года; впоследствии, 8 июня 1990 года, - Русской православной церковью (святой праведный Иоанн Кронштадтский) - см. "Иоанн Кронштадский - Википедия"
   7 См. Дневник. Том I. 1856 - праведный Иоанн Кронштадтский
   azbyka.ru праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев) Дневник. Том I. 1856
   8 См. Библия, Новый Завет, Евангелие от Матфея, 14, 22-25
   9 См. сноску 7
   10 Боговоплощение - вочеловечивание  Сына Божьего, заключавшееся в восприятии в Его Божескую Ипостась человеческого естества, осуществлённое ради спасения человека (и мира).
   См. Боговоплощение - православная энциклопедия "Азбука веры"
   azbyka.ru Энциклопедия Б
   11 См. Вера - православная энциклопедия "Азбука веры"
   azbyka.ru Энциклопедия В
   12 См. Библия, Новый Завет, Послание к Евреям апостола Павла, 11, 1
   13 См. Библия, Новый Завет, Деяния святых апостолов, 2, 1-4
   14 Пятидесятница - в христианстве один из двунадесятых праздников, отмечается на 50-й день после Пасхи (см. "Краткую Российскую энциклопедию")
   15 См. Библия, Новый Завет, Евангелие от Марка, 16, 15-18
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"