Украинский Александр Иванович : другие произведения.

К вопросу о высшем образовании

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


К ВОПРОСУ О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ1

   Мы все учились понемногу
   Чему-нибудь и как-нибудь...
   (А.С. Пушкин)
  
   В советское время среди студентов ходила такая байка. Молодым специалистам, т.е. новоиспечённым инженерам, пришедшим на производство, говорили: "Забудьте, чему вас учили в институте, и начинайте осваивать настоящее дело". Впрочем эта инструкция была излишней. Ребята и так мало что помнили из прочитанных им курсов, особенно тех, что пришлись на первые семестры. Говорю не понаслышке, а знаю по себе. Скажем, высшую математику и физику, в технических ВУЗах читаемых на первом и втором курсах, уже на третьем я помнил лишь на уровне названий теорем и законов. Да, были теорема Коши и второе начало термодинамики, но даже их формулировки стёрлись в памяти. О том же, чтобы взять интеграл или решить дифференциальное уравнение, просто речи быть не могло, хотя раньше я "щёлкал" их на раз.
   Удивляться тут нечему. И дело не только в короткой памяти, но в её нещадной эксплуатации, когда постоянно требуется запоминать всё новые и новые вещи, а также в невостребованности полученных знаний уже на следующий день после сдачи экзамена. В отсутствии их з а к р е п л е н и я, хотя бы в форме повторения, которое, как известно, мать учения. Почему мы навсегда запомнили таблицу умножения? Конечно, она проще теорем математического анализа, однако это не главная причина. Таблицу умножения мы з а т в е р д и л и2 и пользуемся ею постоянно. А вот изучение чего-либо впрок, про запас, бессмысленно. Знания не могут долго храниться без употребления. Наш мозг, к сожалению, не обладает свойствами флэшки или оптического диска.
   Удивительно, но такой очевидный факт не учитывается существующей системой высшего образования. По крайней мере нашей отечественной, как прежней советской, так и сегодняшней российской. Институтские преподаватели не озабочены р е а л ь н ы м конечным итогом своих трудов, удовлетворяясь положительными оценками студентов на экзаменах, считая эти оценки достаточным доказательством собственной добросовестной работы.
   Устранить указанный далеко не безвредный абсурд можно очень просто. Выпускники школ, решившие продолжить своё образование, должны поступать не в ВУЗы, а устраиваться на работу на предприятия по выбранной ими профессии. Только проработав там год и убедившись в правильности своего выбора, они получают право поступить в профильный институт. Опять же говорю на основании собственного опыта, что в течение года после окончания школы школьные знания, меньшие по объёму, чем институтские и получаемые не в таком интенсивном режиме, ещё не успевают выветриться. Да и готовиться к экзаменам в ВУЗ, повторять школьную программу никто ведь не запрещает.
   Успешно выдержавшие вступительные экзамены и ставшие студентами продолжают работать на своих предприятиях. Однако не так, как нынешние вечерники или заочники,3 но с сокращённым рабочим днём и двумя днями в неделю полностью свободными от работы для занятий в институте.4 Сама же работа должна иметь главной целью не на хлеб зарабатывать, а закреплять полученные в институтских аудиториях и лабораториях знания. Этот порядок следует оформить законодательно, чтобы руководители (хозяева) предприятий не чинили своим работникам препятствий в получении образования--деле государственной важности.5 И законом должен быть запрещён отказ в приёме на работу выпускников школ, заявивших о желании поступить в ВУЗ.
   Учебный процесс в институтах тоже необходимо изменить. Перечень обязательных изучаемых курсов должен определяться индивидуально для каждого студента и с учётом рекомендаций его работодателя. При этом во всех ВУЗах и на протяжении всего времени обучения обязательным курсом должен стать русский язык с регулярными диктантами и сочинениями. Конечно, по своему желанию студенты должны иметь возможность изучать дополнительные курсы из читаемых в их институте. Но уже только в свободное от работы и основной учёбы время, т.е. на правах вечерников.
   Идея присоединения учебного заведения к соответствующим предприятиям не нова, и вдобавок она много лет успешно используется. Например, в известных театральных ВУЗах.6 А в советское время (не знаю, как сейчас) существовали институты (ВТУЗы7) и при некоторых крупных заводах. Эту практику следует возродить и расширить. Думаю, что ВУЗы можно создавать также при крупных строительных компаниях, банках, юридических фирмах, медиахолдингах и т.п., либо при нескольких некрупных предприятиях и организациях, необязательно однопрофильных, скооперировавшихся для решения задачи обеспечения себя кадрами. Такой симбиоз позволяет получить двойную выгоду: во-первых, специалистов именно с нужной подготовкой, и, во-вторых, ровно столько, сколько их требуется, что автоматически решает проблему трудоустройства выпускников, исключая возможность перепроизводства.8
   Новые ВУЗы должны финансироваться совместно базовыми предприятиями (организациями) и напрямую из госбюджета, что позволит выпускникам избежать частной и ведомственной "крепостной" зависимости за пределами срока установленной, скажем, в течение тех же трёх лет, как было в советское время, отработки. Кроме того, государству надлежит осуществлять неформальный, всеобъемлющий и строгий контроль деятельности этих учебных заведений, так чтобы важное дело подготовки квалифицированных кадров приносило пользу не только корпорациям, но и обществу в целом. Отдавать высшее образование на откуп, т.е. в полное распоряжение, бизнесу нельзя.9
   Непременным и важным моментом предлагаемых реформ высшего образования должно стать существенное повышение требований к поступающим в ВУЗы. Неспособные должны отсеиваться, и этот отсев следует преподносить как удачу, только иного рода, чем поступление. Удача поступивших--в том, что они н а ш л и своё дело, а удача не поступивших--в том, что н е в з я л и с ь не за своё дело. Вступительные экзамены давно пора перестать считать судьбоносным10 событием в жизни, но лишь тем, чем они по сути и являются--проверкой пригодности к определённой профессии. Нужно понять также, что учёба в ВУЗе, тем более последующая работа по специальности требуют не только старания. Тащить лодку посуху--незавидная судьба, да и пользы от этого мучения нет. К тому же, такого числа специалистов с высшим образованием, какое готовили ВУЗы в советское время и готовят теперь, стране не нужно.
   А ещё необходимо повысить ответственность людей за предоставленную им возможность учиться в ВУЗах и за полученное высшее образование, на которое общество тратит немалые средства. Чтобы отбить охоту получать его ради допуска к лёгкой (чистой) высокооплачиваемой работе, нужно создать условия, заставляющие научных работников, инженеров, конструкторов, технологов и прочих "спецов" постоянно проявлять те самые способности, которые позволили им поступить в ВУЗы. Причём проявлять неформально, не в виде пресловутых публикаций. Далеко не всё опубликованное хоть кем-то читается, не говоря уже об использовании. Специалистов, не подтверждающих своих званий настоящим реальным делом из-за профессиональной непригодности или лени, следует лишать должностей и дипломов. Должности--не кормушки, а дипломы--не бесплатные талоны на обед. Но, конечно, эти люди после столь серьёзной перемены в жизни не должны предоставляться самим себе. И потому необходимо создать особую систему их реабилитации и трудоустройства. Очевидно, что подобные и даже, может быть, более строгие меры должны быть приняты в отношении специалистов высшей квалификации--кандидатов и докторов наук. Нельзя допускать их холостой работы под лозунгом "Учёным можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан".
   Может возникнуть вопрос: если предлагаемая идея не нова, проста и привлекательна, почему же она до сих пор не получила должного воплощения? Думаю, дело тут в инерции, а также в противодействии, возможно, скрытом, вузовской профессуры, из-за элементарного эгоизма нежелающей расставаться со своим академизмом.11
   Отечественное высшее образование нуждается в преобразовании. Оно должно, наконец, перестать быть просто "джентльменским набором", а быть свидетельством реальных возможностей и способностей его обладателей к определённой работе.
   ___________
   1 Здесь правильнее было бы говорить о среднем специальном и высшем образовании. Но в техникуме я не учился, тамошних правил не знаю и потому ограничусь только ВУЗами--А.У.
   2 Затвердить--повторять с целью заучить, запомнить (см. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова)
   3 По существу вечернее и заочное обучения представляют собой наиболее адекватные задаче высшего образования формы. Конечно, если студенты-вечерники или заочники работают по специальностям, имеющим прямое отношение к получаемым в ВУЗах профессиям. Но даже не недостаток, а п о р о к этих форм заключается в их удвоенной нагрузке на работающих студентов. Полноценно работать всю неделю и одновременно так же полноценно учиться невозможно, не говоря уже о том, что такое совмещение наносит вред здоровью. Указанные формы обучения применялись в Советском Союзе от бедности, оттого, что общество не имело возможности содержать студентов, так чтобы им не нужно было подрабатывать или быть на иждивении у родителей. Тогдашние стипендии не удовлетворяли даже самые насущные потребности.
   В настоящее время наше общество может достойно содержать студентов--людей, согласившихся "грызть гранит науки", что непросто и нелегко, в том числе и для его--общества--пользы. Уверенно говорю об этом, видя стада иномарок на городских улицах и (по телевизору) толпы соотечественников на курортах по всему миру. Подспорьем станет и собственная работа студентов три вышеупомянутых дня в неделю. Кроме того, и самих студентов, как было сказано, должно быть меньше
   4 Так было в советских средних школах в начале 60-х годов прошлого века. Мы, школьники, учились в классах только четыре дня в неделю. Остальные два дня были отданы производственной практике на базовых предприятиях. К примеру, я в автохозяйстве осваивал профессию шофёра-автослесаря. Аналогичная система всегда существовала в физтехе (МФТИ)
   5 Хочется обратить на это особое внимание. Человек учится, что очень нелегко, не только для себя и своей будущей семьи. В его образовании заинтересовано и общество
   6 Театральное училище им. М.С. Щепкина при Малом театре; Театральное училище им. Б.В. Щукина при Театре им. Евг. Вахтангова; Школа-студия им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова
   7 ВТУЗ (Высшее техническое учебное заведение, Завод-ВТУЗ)--Высшее учебное заведение, технический ВУЗ. Аббревиатура технических ВУЗов, существовавших в СССР. Первые ВТУЗы были созданы в СССР в 1930 году на базе крупных промышленных предприятий для подготовки инженеров из числа работников данного и других близких по профилю предприятий. Так, например, был создан "АМИ-АМО"--ВТУЗ при АМО (открылся 1 февраля 1931 года) как филиал вечернего автомеханического института. В 30-х годах ВТУЗы не получили развития, но были вновь организованы в 1960 году. В 1971 году в СССР было три самостоятельных Завода-ВТУЗа: при Ленинградском металлическом заводе им. 22-го съезда КПСС, Карагандинском металлургическом заводе и Московском автомобильном заводе им. И. А. Лихачева. В середине 1980-х годов в СССР были Заводы-ВТУЗы: при Ленинградском металлическом заводе им. 22-го съезда КПСС, Ростовском заводе сельскохозяйственного машиностроения "Ростсельмаш" и Московском автомобильном заводе им. И. А. Лихачева. Выпускники ВТУЗов, защитив дипломный проект, получали диплом единого для высшей школы образца (см. Википедию)
   8 Для справки: число студентов в театральных ВУЗах (см. сноску 6) не превышает двух сотен (см. "Краткую Российскую энциклопедию")
   9 Как показывает опыт (печальный! Например, в сфере ЖКХ), предоставление бизнесу полной свободы действий ни к чему хорошему не приводит
   10 Судьбоносный--очень важный для чего-либо, определяющий судьбу чего-либо (см. https://ru.wiktionary.org/wiki/% D1%81%D1%83%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BD% D1%8B%D0%B9)
   11 Академизм--соблюдение установившихся традиций (в науке, искусстве)--см. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"