Украинский Александр Иванович : другие произведения.

Открытое письмо В.Третьякову ведущему программы "Что делать? Философские беседы" на телеканале "Россия-Культура"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО В. ТРЕТЬЯКОВУ ВЕДУЩЕМУ ПРОГРАММЫ "ЧТО ДЕЛАТЬ? ФИЛОСОФСКИЕ БЕСЕДЫ" НА ТЕЛЕКАНАЛЕ "РОССИЯ - КУЛЬТУРА"

  

Уважаемый Виталий Товиевич!

   В программе "Что делать? Философские беседы" на телеканале "Россия - Культура" (выпуск от 25 сентября 2019 года) при обсуждении темы "Почему и зачем существует зло?" Вы и Ваши собеседники, признав, что "...мы все находимся в христианской традиции", тем не менее неверно интерпретировали наказание как зло. Рискну Вас поправить.
   Наказание считается злом для наказуемых, потому что вызывает их с т р а д а н и е. Вот и во время Вашей программы была неоднократно высказана мысль, мол, тюрьма и даже палач хотя и нужны обществу, однако по отношению к преступникам, например, ворам, они есть зло.
   Но с точки зрения христианства, страдание - с п о с о б л е ч е н и я р а н, причиняемых природе человека грехами. Как болезненный укол или горькое лекарство. Самым убедительным доказательством справедливости данного утверждения является акт исцеления природы человеческой ипостаси Христа - восстановления её с о в е р ш е н н о г о состояния. Об этом сказано в "Послании к Евреям Святого Апостола Павла" (см. главу 2, стих 10):
   "Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого всё и от Которого всё, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания".
   Известный наш богослов, профессор Московской Духовной Академии А.И. Осипов следующим образом разъясняет приведённую цитату.
   Природа Христа-человека была, как у всех людей, падшей, т.е. повреждённой из-за грехопадения Адама и Евы: страстной (доступной страданиям), тленной (подверженной старению) и смертной. В результате же крестных страданий: распятия на кресте и смерти - природа человеческой ипостаси Спасителя вновь стала с о в е р ш е н н о й, какой она была у первых людей до их рокового проступка: бесстрастной, нетленной и бессмертной. За счёт этого Его умершее тело смогло воскреснуть. Излечил же природу Сына Человеческого Бог-Отец.
   Наказание преступника, например, заключение его в тюрьму, посредством с т р а д а н и й от лишения свободы и других строгостей тамошнего режима л е ч и т греховные раны осуждённого. Так что утверждению "Вор должен сидеть в тюрьме!", неоднократно повторённому во время Вашей программы, можно дать и другую - эквивалентную - формулировку: "Больной должен лежать в больнице!".
   А что такое смертная казнь в свете вышеприведённых представлений? Это избавление преступника от возможности продолжать наносить своей природе страшные раны. Вспомним одного из разбойников, распятых вместе с Христом. Он также умер, но в последнюю минуту успел покаяться, и его душа* сразу попала в рай, став там первым поселенцем. Для него казнь оказалась путём к спасению. Ведь не окажись он на кресте, то продолжил бы разбойничать, т.е. наносить раны самому себе.
   Поскольку, по христианским представлениям, по крайней мере православным, земная жизнь человека есть всего лишь период приуготовления к Жизни Вечной, то, чем менее израненной его душа явится в Мир иной, тем более радужные перспективы ждут её там. Конечно, лучше всего было бы не совершать грехов вообще, но такое не удавалось никому, даже праведникам. Остаётся одно, подвергаясь страданиям, залечивать нанесённые самому себе раны.
   Итак, наказание преступника, включая смертную казнь, в высшем смысле не зло, а благо, причём как для общества, так и для него самого.
   ______________
   * Хотя в Евангелии от Луки (см. главу 23, стих 43) Христос сказал этому разбойнику: "...Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю", - Он, конечно, имел в виду только душу. Тело разбойника осталось на земле, оно не могло воскреснуть, как тело Христа, т.к. его природа осталась падшей
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"