Эй, мусульмане! Почему так устроена жизнь, что одни богаты, другие бедны, одни больны, другие здоровы, одни умны, другие глупы, одни предрасположены к добру, другие, наоборот, склонны к злодеяниям?
Когда вас спрашивают об этом, вы смиренно отвечаете, что такова, мол, воля всевышнего.
Но ведь мы с вами приняли иман и стали правоверными, веря в справедливость, непогрешимость и безупречность Аллаха! Как же так?
Какого-то клятвопреступника Аллах наделяет скотом, а честного, усердного в молитвах труженика ввергает в бездну нищеты, ни разу не предоставив ему радости увидеть плоды своего труда и возможности прокормить семью.
какому-то вору или мошеннику он даёт крепкое здоровье, а безвинного тихоню изводит тяжёлым недугом.
Из двоих детей одних и тех же родителей одного Аллах создаёт умным, а другого глупцом.
Он, казалось бы, предложил единственно верный путь, призвав всё человечество быть честным и справедливым: честных он обещал взять в рай, нечестных отправить в ад. Но только Аллах повелевает человеческой душой и, значит, он сам настраивает одних на добрые дела, а других толкает на грех.
Разве всё это говорит о непогрешимости, милосердии и справедливости Всевышнего?
И народ и имущество народа - всё в руках Аллаха. Что же он делает? Он распоряжается своим имуществом, как ему заблагорассудится. Поскольку всё от Аллаха, то что остаётся на земле простому смертному? Чего он сможет сам добиться? Значит нечего людям обижаться друг на друга, ибо и тот, кто совершает зло, и тот, кто творит добро, будут одинаково ссылаться на волю Аллаха. И если это нельзя назвать пороком, то не означает ли оно, что у Всевышнего всё же есть недостатки, о которых мы не осмеливаемся говорить?
творец считает необходимым, чтобы каждый разумный был благочестив и чтобы каждый благочестивый безропотно выполнял требования имана. Попробуем дать волю разуму: ведь ни одно правое дело не должно бояться испытания им. Но что тогда останется от требования Аллаха, чтобы каждый разумный был и благочестивым? куда денутся его слова: "Познать меня удастся лишь разумом". Когда в вере существует призрачность, некий обман, как заставишь себя не думать об этом?
Значит, религия возникла там, где когда-то остановился разум! И, значит, слепое повиновение ни к чему не приведёт, пока мы не доведём иман хотя бы до подобия совершенства. Но сейчас до этого немыслимо далеко, и остаётся верить в то, что ты, Аллах, создал плохое и хорошее, но не ты заставляешь людей совершать добро и зло; ты, Аллах, создал болезни, но не ты заставляешь людей мучиться ими; ты, Аллах, создал роскошь и нищету, но не ты превращаешь людей в богачей или бедняков.
Иначе невозможно тебя понять.
1895 год.
Перевод Сатимжана Санбаева. 1970-ый год.