|
|
||
Текст изначально был написан для "внутреннего употребления", но коллеги из других изданий также проявили к нему интерес. В результате было решено выставить эти "полезные советы" на всеобщее обозрение. И ещё: я писал для IT-журналистов, но в принципе эти "советы" универсальны. |
Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что приведённый ниже текст вовсе не является откровением. Всё это давно и хорошо известно. Однако длительные наблюдения за отечественной компьютерной прессой и собственный редакторский опыт убедили меня в том, что на свете есть ещё очень много авторов, упорно наступающих на одни и те же старые грабли. Поскольку я человеколюбив, мне в голову пришла мысль (возможно, дурацкая) перечислить наиболее распространённые ошибки с тем, чтобы IT-журналистам было легче их избегать.
Disclaimer: если вы, подобно гордым детям прерий, не нуждаетесь в чужих советах, то можете не читать дальше. Но не удивляйтесь, если грабли будут бить вас по лбу чаще, чем вам этого хотелось бы.
Итак...
НЕ ПИШИТЕ О ТОМ, ЧЕГО НЕ ЗНАЕТЕ
Если редактор предлагает вам написать статью о последнем концерте Ивана Манигетти, а вы разбираетесь в классической музыке как свинья в апельсинах, откажитесь от заказа. Иначе велика вероятность того, что вы родите что-нибудь шедевральное, например:
Под термином "цифровой канал" понимается канал, заканчивающийся с обеих сторон цифровым окончанием. (Цитата из журнала "Интернет-лоцман", N 9/2005, стр. 19.)
Шила в мешке не утаишь: готовый текст в любом случае выдаст вашу некомпетентность и сделает автора (т. е. вас) мишенью для насмешек со стороны понимающих людей.
НЕ ПИШИТЕ В ПОСЛЕДНЮЮ НОЧЬ
Никогда не откладывайте написание статьи на последнюю ночь. Это худшее, что вы можете сделать. Конечно, есть люди, способные сесть и написать идеальный текст в один присест, но вы к их числу не принадлежите. Опытному редактору достаточно одного взгляда, чтобы отличить качественный вылизанный текст от сляпанной наспех поделки. Я думаю, излишне говорить, что каждая халтурно написанная статья уменьшает ваши шансы на получение заказов в будущем.
ПРОЯВЛЯЙТЕ ИНИЦИАТИВУ Редактор тоже человек. Он может иметь семь пядей во лбу, заднице и прочих местах, но он в принципе не может знать всё и помнить обо всём. Если у вас есть потенциально "горячая" тема или вы слышали о каком-то интересном событии, сообщите об этом редактору. Он оценит.
"ПЛЕЗИОЗАВРЫ НАРОДУ НЕ НУЖНЫ!"
Читатель - существо примитивное. Длинные мысли - и уж тем более длинные тексты - попросту не помещаются у него в голове. Разбивайте свою писанину на отдельные фрагменты, давая каждому из них яркий подзаголовок. Ничто не может быть хуже, чем большая статья, состоящая из одного монолитного текст<ового блока.
ВЫЖИМАЙТЕ ТЕКСТЫ НАСУХО
Когда мне понадобится вода, я пойду в ближайший ларёк и куплю себе бутылку "Аквы минерале". Читатели думают точно так же. Им нужны факты, логически обоснованные выводы и другие полезные сведения. Чем меньше в ваших текстах пустых слов, тем лучше вы будете выглядеть в глазах потребителя и - что гораздо более важно - редактора.
ИЩИТЕ ЧЕЛОВЕКА
Я понимаю, что это звучит неприятно, но вы лично не являетесь авторитетом для читателя. Поэтому, когда пишете текст, заранее думайте, к кому из уважаемых независимых экспертов можно обратиться за комментариями.
О ВЕСЕЛЫХ КАРТИНКАХ
В процессе написания статьи подумайте и об иллюстрациях. Этим вы заслужите уважение со стороны редактора. Перефразируя высказывание кэрролловской Алисы, можно сказать: "Что это за издание, если в нём нет ни картинок, ни разговоров?"
ЧАЩЕ ШУТИТЕ
Хорошая шутка ещё никому никогда не мешала. Когда автор проявляет здоровое чувство юмора, это только украшает текст. Если наша газета будет вызывать у читателей улыбки и положительные эмоции, они будут возвращаться к ней снова и снова.
БУДЬТЕ ПРОЩЕ, И ЛЮДИ К ВАМ ПОТЯНУТСЯ
Некоторые авторы в тщетном стремлении выглядеть умнее, чем они есть на самом деле, строят фразы таким образом, что добраться до сути текста может только мастер-дешифратор. Оцените, например, такой фрагмент:
Система работы строится в тесном взаимодействии с образовательными учреждениями на основе деятельности городского методического объединения учителей информатики и руководителей кружков.
Этот пример взят из реального текста, который чуть было не ушёл в печать. В будущем за такое я буду убивать на месте. Из рогатки. Запомните раз и навсегда: мы пишем для живых людей, а не для канцелярских роботов.
Объективных мнений не существует, тем более в журналистике. Редактор тоже необъективен, но у него есть одно важное преимущество: он местный царь и бог в одном флаконе. Он всегда прав, поэтому у вас есть только два варианта: или вы работаете на тех условиях, которые он вам ставит, или вы не работаете c возглавляемым им изданием вообще. Выбор за вами.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"