Элементы неоготики в архитектуре Ростова на рубеже 19-20вв.
Неоготика- одно из самых распространенных направлений в архитектуре эпохи эклектики или историзма, возрождавшего формы и конструктивные особенности стилей былых времен, в данном случае- средневековой готики.
Родиной неоготики как направления в архитектуре является Англия(40 годы 18века) о чем свидетельствует скопление архитектурных построек, выполненных в данном стиле, на территории страны.
Востребованность неоготики была замечена по всему миру. В ней выполнены католические соборы Нью-Йорка и Мельбурна, Сан-Паулу, Калькутте и Киеве.
Сущность понятия неоготики как возрождение средневековой готики заключается не в доскональном копировании стиля, а в некой его модернизации, усовершенствовании не только с учетом новых веяний в строительстве, но и неоднозначном использовании "новых" элементов, чужеродных "классической" готике. Сейчас этот уход от "истоков" воспринимается не как "ошибка" архитекторов, а как необходимость, которая и ведет человечество вперед.
В неоготике смешивались разные стили и направления, разные эпохи и страны, приемы строительства соборов и замков, что, в свою очередь, было недопустимо в первоначальном виде самой готики. Однако со временем архитекторами были созданы каноны, которые и упорядочили эту разношерстность.
Основная особенность неоготической архитектуры- использование в качестве конструктивного элемента каркасного свода. Так же сюда можно отнести и наличие витражей, лепнины, высоких вытянутых фронтонов, стрельчатых арок, башен, внутренних колонн, узких окон и геральдических мотивов.
Что касается Ростова, то полного следования канонам неоготики в этом городе нет, но, не смотря на это данный стиль в архитектуре города присутствует. Это можно узреть на фасадах зданий, декор которых и связывает Ростовское строительство с западными течениями.
Одним из известнейших примеров неоготики в городе Ростов-на-Дону является здание доходного дома К.М. Чернова. Но дело в том, что и этот пример неоднозначен, так как анализируемый стиль представлен всего лишь деталями, что не удивительно, ведь как говорилось ранее, Ростов обделен обилием сего стиля. Здание было построено в конце 19 века. Его парадные фасады выходят на Большую Садовую улицу и Ворошиловский проспект, это в свою очередь, гарантировало ему своего рода известность, обусловленную географическими особенностями. Архитектурно-художественный облик фасадов имеет раскреповки, расположенные по всей высоте здания и сливающиеся на последнем этаже воедино сдвоенными пилястрами. Также они довольно-таки богато украшены лепниной и декоративной штукатуркой, геральдическими щитами, гремами, наличниками, подоконными вставками, представленными в виде венков, гирляндами и львиными масками. Композиционный центр здания - угловая полукруглая часть, выходящая на перекресток. Все это гармонично переплетается между собой, создавая образ некой помпезности и вычурности, при этом, совершенно не портя общий вид здания.
Дом был построен по заказу купца Карапета Чернова. Об этом деянии было сложено немало "местных легенд", повествующих о далеких для нас временах. Здание реставрировалось и конструкторски модернизировалось таким инженерами и архитекторами как Г.Г. Чорчопьян и Ф.С. Ясинский. Последний был довольно-таки известным представителем инженерного дела. Основная область его деятельности - железнодорожное строительство, однако, не смотря на это, его труд был востребован и в городской инженерии.
Сейчас доходный дом имеет статус объекта культурного наследия.
Большое скопление неоготических элементов было замечено на фасадах зданий, расположенных на улице Советской. Такие декоративные элементы стиля как зубчатые стены, лепнина, стрельчатые арки, узкие окна и геральдические мотивы мало того, что друг друга дополняют, так они еще и создают облик города, наполняя его изысканностью и утонченностью.
Одним из величайших архитекторов Ростова является Василий Васильевич Попов, его художественно-инженерная мысль подарила Ростовской области немало чудеснейших зданий, до сих пор украшающих город. Именно он в ограниченном нами временном отрезке вел активную архитектурно-строительную деятельность. Его работы имели оттенок разных стилей.. Неудивительно, что и неоготика не была обделена вниманием.
Родился будущий зодчий в 1884 году в станице Мигулинской в небогатой казачьей семье. В 1900-х годах он впервые побывал в Ростове, и это не прошло бесследно... После окончания института Попов по протекции Красовского занял должность градостроителя г. Ростов-на-Дону. Делом рук Попова стали реконструкция дома Мелконова-Езекова, строительство частной женской гимназии, электростанция "Артем" и здание градоначальства.
Не смотря на то, что в архитектуре Ростова неоготики катастрофически мало, это совершенно не мешает постичь ее в относительно полной мере, чего не скажешь о других редких для России направлениях. Неоготика позволила создать некое своеобразие в архитектуре города, добавить изюминку, ставшую характерной черной для области в целом.
Вернуться к истокам, привлечь историческую самобытность стилей и попытаться претворить в жизнь - это была одна из лучших идей архитекторов города на рубеже 19-20вв. Идея, реализацию которой можем лицезреть и по сей день...