В маленький учебный театр студентов, по частному приглашению так и не попал, за Невой на Малоохтинской улице, Новочеркасской.
Позвонил, сказали, что ждём, ещё на 5 мин задержат, значит, на три ряда зрителей, не больше, чем действующих лиц. И такое бывает в новоиспечённых театрах без своего дома, арендуют площадки, где придётся. Проехал по ошибке дальше на трамвае, время даром потерял.
Вернулся в город. Чистой воды авантюра, когда ищешь то, не зная, чего, и адрес записал неверный, повёлся на разговоре после студенческого спектакля "Сильвия" в ДК пед. университета.
Больше так не рисковать, как раньше, спонтанно лихорадочно (скоро начало пьесы, концерта, мероприятия) носился сломя голову в поисках правильного адреса. Сначала надо определить место, протоптать дорожку, а потом ходить по ней. Прибежишь, язык на плечо, а там цена за вход запредельная для твоего бюджета.
**
В библиотеке на Невском - фото-выставка, феминистки собрались, их клуб, собрание устроили своё интимное, мужчин с улицы не пускают, закрытое сборище. А девки все как на подбор (с ними дядька Черномор, правда, в женских брюках), прогонистые, высокие, фигуристые, мускулинные, в теле. И старшая у них - на барышню не похожа, мужик в юбке, видать по поведению плохо скрываемой неприязни к противоположному полу.
**
В Консерватории слушаю и смотрю - опера "Орфей", Глюк, в обработке Берлиоза, на французском языке. Божественная музыка. Если бы ещё не скрипели деревянные кресла, не вжикали замки на сумках, шуршание фольги и телефонные звонка. Куда катится культура поведения на концерте?
С каждым годом всё разнузданней народ становится, немного холоднее, на других наплевать, лишь бы ему было удобно и хорошо. Может, проверить, что можно сделать с креслами, они сбиты вместе в ряд, смазать маслом соединения примыкания, закрепить накрепко? Кому это надо, тебе надо - вот и крепи и смазывай, скажут.
**
"Белые лебеди", сказка - постановка в учебном театре на Моховой посмотрел вначале днём. Понравилась. Надо ещё сходить в ТЮЗ на Пионерской 1. Может, там найду детскую мечту, что в раннем отрочестве на острове не вкусил визуально, а только читал. Какое счастье для нынешних детей; могут вживую участвовать в зрительных представлениях, не только книжки смотреть с картинками и воображать.
Больше благ стало, чем в нашем далёком скромно воображаемом детстве, и возможностей для развития талантов. А то раньше отворачивался от детских пьес. Ошибочное мнение имел, пребывал в тёмном заблуждении ума и сердца недоразвитого. Обратить внимание. Как надо писать пьесы, целая наука, и для кого. Выбрать интересные постановки. Тем более, что пишу тоже для детей - есть сказки, стихи. Свою детскую пьесу написать попробовать. Расширить сегмент творчества, реализации, а вдруг получится, почему нет.
Мое писательство в интимную тетрадь записей, дневных впечатлений по горячим следам, ночных кошмаров и захватывающих приключений, сдобренных окрылённых прихотливой фантазией - своего рода вид частной психотерапии.
Потребность вылить на бумагу, всё что творится в голове. И освобождённый мозг, правое полушарие и другое тоже, в том числе, от инфы, выхваченной налету или прицепившейся как вирус, споры сорных трав, к примеру, лечебного одуванчика, грибов галлюциногенных, прочего словесного мусора, вместе с досужими идеями и заблуждениями, ложными скоропалительными выводами - можно спокойно дальше жить как с белого листа.
Вид профилактики - легко вялотекущей шизофрении и прочей френи - хрени психосоматического свойства плана. Собрать излить проблемы и оставить во вне себя, освободиться - и ты здоров и чист, как в раннем детстве, и стал теперь Готов к труду и обороне.
Сочинить свою русскую народную сказку. Да, надо сходить на моноспектакль Ерофеева "Москва-Петушки". Страдания пьющего интеллигента. Хотя, и не люблю так называемый моно-театр одного актёра - скучновато нудно затянуто, экшн не хватает, динамики движения, интриги, столкновения интересов разнонаправленных мотиваций героев особей в общем пущей драмы.
Почему у нас так популярно всё заграничное? А своих нет? преклонение перед всем Западным. Таланта не хватает, неужели в самом деле? Екатерина приучила, нерусь, европейскую смуту ввела. Немецкие датские правители России прививку сделали на века.
**
В защиту живота своего, заступниче и покровитель. Избави, огради защити от злого супостата. Апостол. Первозванный. Первого позвали. Молитвы Ксении Блаженной. Пантелеймон. Николай Чудотворец. Александр Невский.
Александро-Невская Лавра. Собрались казаки всех мастей и родов войск с кортиками, саблями. Не надо было сразу уходить, а разузнать, что и, как и почему? Такого количества и разнообразия вояк в церкви не видел. А там ящик стоит закрытый с телом, будет отпевание. Откуда их столько взялось в одном месте? И как они собрались, созвонились, списались по интернету? И как они сохранились, 70 лет гонений большевиков.
От хворей скорбей и телесных язв, душевных болезней избави мя Боже, раба твоего. От неправедных поступков отринь, отговори, предупреди заранее. Просвети и укажи дорогу в царствие твоё небесное, покровитель и защитник слабых духом.
Утверди на праведном пути, наставь на путь истины. Научи благочестию святому поклонению образу твоему. Огради грешного от помыслов греховных, от чар прелестей змей подколодных пришлых чужеродных, наваждений происков врагов сатанинских от лукавого. не погуби неразумного, спаси и сохрани для потомков. Стяжал свой путь к тебе. Спаси от безумия, мнимого и явного.
666 слов за утро написано без этих. Наука нумерология - влияние цифр на человека.
1 марта воскресенье.
Удельный рынок с утра. Развлечение, музей барахла под открытым небом в первый день весны. Домашнюю утварь и прочие невообразимые вещи. Есть всё, да не всё, то что нужно не найдёшь. А нужна дудка флейта. Зачем? сам не знаю. Такая блажь нашла в голову. Попался горн пионерский за 2,5 тыс. дороговато что-то будет. 12 р сов цена сохранилась на корпусе как память.
Блюдце, позолоченное всё, с крышкой, фарфор, праздничный нарядный прибор, маслёнка - хороший подарок женщине к 8 марта, продавец уговорила. - не уговорила, а предложила. За 100 р соблазнился - красивая привлекательная золотом вещь, как туземец пришлый на заграничном рынке народных промыслов и рукотворных ценностей.
Губная гармошка пластик, Китай, сказали, сделано в Германии (обрати внимание) про Китай мелким шрифтом уже дома прочитал, пригодится в походе, лёгкая не разобьётся, скрашивать дорогу и досуг на природе. Пускай птицы, и мелкие звери слушают новоявленного Орфея местного разлива и значения. Им будет в диковинку, привлекутся на звук - мышки-норушки полёвки, дятел прилетит - что за чудо-юдо появилось в нашем лесу?
Перепёлки, лисы, соболи организуются мирно в кружок. Чем ещё им заниматься долгими зимними вечерами? Только спать или кому промышлять хлеб насущный. Не хлебом единым жив зимний лес. А музыка не каждый год бывает.
Самогонный аппарат из нержавейки - самоделка, ручная сварка, всего - за 5 тыс., потом цену скинул - за 3,5 тыс. бери, не дорого.
-Далеко везти. - Куда? он, например, Тверской.
Кофе-мельница деревянная без ручки, бери не дорого отдам всего - за 50 р. А в магазине такая 1,3 тыс. р стоит. - Куда мне? - в чемодан не поместится всё дешёвое барахло, не резиновый.
**
Ничтожество, мучимое обидой за свое ничтожное бессилие, никчемное существование, старается в отместку сделать плевок в великого человека, найти и выставить напоказ низменное запретное табу, негативные стороны его личности. - смотрите, такой же, как мы и даже хуже. - Это его ложное величие.
Пример, в пьесе "Сильвия" студенческого театра. Мимоходом опошлили Марселя Пруста. Это было в тексте? Что якобы, будучи молодым, он любил подглядывать за мальчиками, как они ложатся спать. А Рильке оскорбили, походя, и назвали Рейнер.
Мораль рабов, как сказал Бердяев. "Рабы носят в душе обиду, а свободные испытывают вину". Чувство вины за всех и за себя, - что не успели или сделали не так. Раскаяние.
После просмотра спектакля "Наш городок" - сюжет: действие происходит на северо-востоке штата в Америке на самой границе с Канадой. Автор - американский писатель и драматург Торнтон Уайлдер. Знаком, читал в 80-х, увлекался. Получил самую престижную Пулитцеровскую премию в Америке.
Население в городке - всего 2364 человек жителей. Все друг друга знают. Молочник развозит молоко, почтальон газеты, каждого знают по именам. Дети учатся в школе, занимаются бейсболом. Женятся, живут и умирают. Экзистенциональная мысль. Символично для любых маленьких городков в разных странах.
Общемировые маленькие частные проблемы вырастают до всеобщих масштабов. Всем понятные простые вещи, быт. И постепенно переходят на погост, на вечный покой. Там они весело дружно встречают новоприбывших, делятся новостями. Живые приходят с цветами и вспоминают счастливые мгновения, когда были вместе, ещё не разлучены. Символические сцены хорошо придуманы, продуманы, вставлены разыграны.
В этом и состоит полёт воображения - лучшие минуты, проведённые в театре. Когда зритель способен оторваться на мгновение от рутинной действительности, серой слишком реальной жёсткой повседневности, и вжиться в переживания героев, принять участие, как бы войти в общее действо на сцене. Быть с ними в одном кругу, как будто они твои новые старые знакомые.
Посмотрите на эти одухотворённые лица полного зала, испытавшие катарсис, пик душевных переживаний и вы поймете, что не зря актёры выкладывались по полной, видя в ответ благодарные просветленные лица. Потом они, выйдя из зала на улицу, снова наденут дорожную непроницаемую маску в открытом незащищённом пространстве до самого дома.
Ради этого они сюда и приходят - снять ненавистную маску, сковывающую их, получить заряд положительной энергии, новые мысли, обновление чувств, окунуться в свою собственную память. И всё это даёт им театр. Хороший театр, правильный умный и мудрый.
**
Из театра в театр переходят счёты бухгалтерские с костяшками - ретро в качестве музыкального инструмента для импровизации, аккомпанировать залихвацкую песню в "Квартирнике" на Литейном, посвященную "Хвосту" - Хвостенко. А днём раньше в Балтийском Доме в "Мастере и Маргарите" Кот Бегемон играет с этими же счётами. Знают, чем зацепить зрителя. Популярный беспроигрышный ход - финт, остроумная фишка, впервые введена в сценический обиход лет 10 назад - неизменно вызывающий милую улыбку у зрителя.
- Прикинь, на счётах играют, неплохо, умно придумали. Ай да молодцы! - Кто у кого слямзил, уже не разберёшь. Все поголовно.
Как в прошлый сезон популярны были - офицерские ремни, солдатские фляжки в театре "Суббота" на Звенигородской. И на Литейном тоже самое находил. А чемоданы - это неизменная атрибутика любой поголовно сцены, как будто они, все театралы сговорились. Ретро привлекает милые сердцу воспоминания.
Аналогии нахожу. Что далеко ходить. Мне из Германии предложили издать книгу под названием моего рассказа - "Архив из чемодана". Всё надо делать вовремя, не затягивать и тем более не откладывать на потом, которого либо не будет, либо другие темы будут занимать, а эта отпадёт как ненужная отжившая шелуха, потерявшая пользу и актуальность.
**
В ТЮЗ сходить на Пушкинской 1, ни разу не был. Открыть новые площадки смотровые, расширить кругозор.
По выставкам пройтись. Дорогу запоминать, правильно выбирать маршрут, а то поначалу пришлось накручивать давать кругаля. Как из Технологического на Фантанку - переходил широкий Московский проспект, назад пришлось сдавать обратно, лишние сотни метров до км задаром, а ноги не казённые.
**
2 марта, понедельник.
Прогулка на Васильевский. Театр нашёл, еще ни разу не ходил, смотрю репертуар. Премьера "Одинокие" немецкого драматурга Кауфман, другая премьера "Сэлфи" - современный молодёжный музыка-рок.
Суета вокруг метро: народ толкается, толпится на входе пробка, обратно доехал на материк на автобусе ? 6 до Мариинского театра на Театральной площади. В Консерватории - 5 марта идёт "Царская невеста" Римского-Корсакова. На новой сцене опера на немецком "Зигфрид", билет 700 р льготный без места входной, а длится долго аж 5 часов с 6 вечера - не успею на последнюю электричку.
- "Опять от меня сбежала последняя электричка...
И я по шпалам, опять по шпалам иду домой по привычке!" - Как в песне поётся далёких счастливых мятежных 70-х.
В концертном зале идёт опера-буфф Моцарта "Женитьба Фигаро. Билеты есть с местом. Пока отказался. Поехал на Владимирский, успел в театр Ленсовета, "Заповедник" Довлатова, - пошёл. Хороший спектакль, но устарел морально - всё-таки, как ни крути, с 2009 года, показывают на люди. Сколько раз они, трудяги артисты эти шутки заученные апробировали на слух доверчивых зрителях! Остроумная игра.
Эпоха застойных 80-х. когда в конце всем желающим разрешили уезжать за кордон на историческую родину.
Знакомый театрал с прошлого года - художник Геннадий Иванович (как наш Невельской)
- невысокий шустрый пенсионер, как губка всё знает, везде побывает, где можно, где интересно, и найдёт лазейку, но таких мест, признаётся, стало всё меньше, где есть свободный вход. Которая священна.
Стал как профессиональный зритель-участник в курсе всего - на выбор премьеры, открытия, презентации, где в конце наливают вино из тетра-пакетов и мандаринки чистят на лёгкий закусь, хорошо, когда есть пирожки бутерброды и крепкие напитки. Тогда день удался и получил вдобавок эстетическое удовольствие от просмотра выставки. Два зайца в кармане подшитого нитками пиджака.
Его приятель, Александр умудрился попасть на спектакль за 100 р - группа ждала своих у входа, один не пришёл, ему продали свободный билет, повезло, подвернулся случай. Вот такие театралы не от хорошей пенсии идут во все тяжкие, пускаются в авантюру безобидную скромную. Довлатов остаётся остроумен, выразил своё время. А сейчас другое, уже поколение сменилось. Новое тебе надо писать с опережением, иначе снова неминуемо опоздаешь и безнадёжно устареешь.
А женщины, с которыми ехали в автобусе (стал их проводником до театра, - мы за вами побежим) нервничали, спешили, боялись, что не успеют, мучаясь морально, стоя в пробках - купили билеты по 1000 р, поближе выбрали 3 ряд. Были и дешевле, но дальше. За тысячу обидно опоздать, согласен. Такую муть смотреть за тыщу! - Ты не прав. Для них это откровение, праздник поход в театре как отметиться, провели культурное мероприятие.
Рассчитано на неискушённого зрителя, невзыскательную поверхностно образованную публику. А ты уже вкусил запретный плод познания. По западному образцу. Отечественная литература была скучно и нестерпимо. Как мхом поросло.
А для тебя уже по-другому разворачивается ситуация - ты стал другим по мере взросления как зритель, вкусивший накопления каждодневных просмотров - из года в год, правда с продолжительным антрактом, годовым перерывом, как в зоне побывал и вырвался на свободу, в культурное пространство. Ты - уже взыскательный зритель и видишь иначе по-своему - более детально и обобщенно, научился сравнивать с тем, что наблюдал просмотрел раньше, соотносить, анализировать.
Ты уже видишь огрехи, косяки-казусы, но и время быстро старит вчерашнее новое. С ним ничего не поделаешь, игра безупречная. Зал полный, поэтому выжимают до последнего. Вот на "Мастере" в Балтийском театре стало действительно скучно, затянуто, и Мастер чуть устарел, стал больше пенсионер, сгорбленный в халате на босу ногу с худыми узловатыми коленками, жалостливо смотреть, в сцене в психушке. Не вяжется роль ему эта уже. 10 лет назад ещё проходило.
Согласен, в 2009-м это была бомба - ну, такая меленькая, как откровение, полный аншлаг. Вот отсюда вывод: наше общество неоднородно и в массе своей консервативно. Чтобы его раскачать надо, чтобы минуло десятилетие, а потом новое приходит, но смотрят его единицы.
**
Уже стал экономно тратить энергию, лишний раз на автобусе проехать остановку, чем на ногах весь день пешком телепаться, её пробежать. Заметил, открытие для себя сделал: бабушку, плетущуюся обогнал, потом наблюдаешь с удивлением и одышкой, стоя на остановке, как она мирно стабильным коротким шагом шествует снова мимо тебя. Ну и кто кого обманул, кто сэкономил время?
Время летит, почти две недели прошло. Много не посмотрел ещё. Куда сегодня двигать?
Общение людей становится всё меньше. Не принято просто так разговаривать, все заняты. Влияние тлетворное запада. Жизнь дорожает, приходится крутиться, выживать, думать, как больше сэкономить. "Бедные выживают. Богатые - осваивают", -как сказал Довлатов 30 лет назад.
Одиночество в куче людей острее воспринимается. Никто никому не нужен. И меня не трогайте. Маску надевает - хмурое равнодушное агрессивное выражение неприступной крепости. Броня защита от психической атаки нищих и убогих просителей в метро, подземных переходах, коробейников, продавцов с рук, бездарных музыкантов, калек. Это бизнес особый.
Уловки на каждом шагу силки, заманихи, ямы, хитрость - выкроить крохи с прохожих. Реклама наглая, экскурсии в рупор - в самое ухо, мимо попался. Листовки в руки суют на пешеходных потоках. Как отвертеться и не попасть на крючок доверчивому простодушному гостю столицы. На рынке мачете видел, обратил внимание, ручной работы, Нижний Новгород за 3,5 тыс. - хорошая вещь, мастер делал, сам ковал. Вспомнил случайно.
**
Сходить в Академическую хоровую капеллу на Мойке 20. "Вита Нова" по пути, издательство книги рядом, дорогих подарочных изданий за 3 тыс. том.
Да, публика ходит изысканная в театры, такие женщины с тонкой талией, стройные тростинки. На улице их не увидишь - все в одежде. Парад невест на подиум на выбор, но они все заняты - и время твоё ушло как сквозь пальцы вода. Чем ты занимался, где ты раньше был? - целовался с кем, шашни крутил, вот и докрутился. Печальный вывод - вот итог твоих беспечных связей, бесконтрольных скитаний.