Стилизации
1
Прибытие Вождя
Эй, воины, довольно суеты,
Довольно спать весь день, как мухи в дождь
И быть рабами огненной воды
И брюхо набивать. К нам прибыл Вождь.
Пылает гордый взор Его огнем,
Он краснокож, как сын Арауканы,
Вершитель нашей славы. И на Нем
Следы былых боев - рубцы и шрамы.
Вот Он предстал пред нашими очами
Под звон фанфар и грохот колесниц,
Овеян солнца первыми лучами.
К нам прибыл Вождь. Долой сомненья.
Ниц.
2
Ясновидец
Нам не стучать костями у крыльца -
сданы в утиль пижамы и панамы:
теперь у нас под маскою лица
былые затаились ураганы.
Как ни крути, а сразу не поймешь
(у всех такие ясные глазищи),-
один с тобой действительно хорош,
а у другого нож за голенищем.
Заприте рот и душу на засов,
глаза очками скройте - все едино,-
я счет веду по линии носов:
один лишь взгляд - и мне ясна картина.
Поднаторел, и в этом вижу цель,
и в этом вижу радости познанья:
ведь, даже в маске, на любом лице
носы подобны знакам препинанья.
Увы, я видел всякие носы:
с горбинкой, без, орлины и курносы,
чтоб задирать при встрече, для красы,
чтоб сунуть нос и не остаться с носом.
Вот хищных крыльев алчущий разлет,
вон тот, с кольцом, - типичная скотина,
вот этот - сразу видно - недалек,
а этому, видать, не в тягость вина,
здесь отражен страстей крутой замес,
там - проходимцам явная отрада,
а вот еще один - сплошная спесь:
с большим разрезом,- и прыщей рассада.
Напрасный труд - меня водить за нос,
пытаться сбить - я знаю их без счета:
по линиям, по кустикам волос -
я и в седьмом колене вижу черта.
Насчет примет природа не слаба:
Гомера смех и ироничность Франса,
апофеоз сократовского лба
и мрачное величье Корсиканца.
Да что считать! - здесь целый вернисаж
построить в ряд - от нас до Алабамы...
(Но вот на днях мне сделали массаж
два дюжих лба с сократовскими лбами.)
Пора давно поставить мой вопрос
(там позабыли, здесь попридержали):
ведь у меня ж как у Сократа нос,
и - нету сил - охота на скрижали.
Любому ясно: это ж феномЕн,
пусть даже в маске - трудно не заметить:
вот новый путь, и мне не страшен тлен -
я вижу все, плетите ваши сети,
загадки ставьте - я их перерос,
решу шутя, неуязвим как крепость...
Но как-то раз мне повстречался нос -
я не заметил всю его нелепость.
3
Высучить нить, силы набраться,
соединить время с пространством
и поселить в мелочи быта
множество лиц, тем и событий,
мысли извне, гимны святыням
(нынче во сне, встарь - на латыни).
Что до святых - место не пусто:
нынешний стих - месса о чувствах.
Чувства - у всех. Чувства - движенье.
Плачи и смех - чувств выраженье
(в муках рожать - счастье и горечь).
Чтоб выражать чувства - глаголы.
Чтоб отражать - сказки и были
(сказано - жги - некогда было).
С ликом мессий, с четкостью миссий
глину месить бескомпромиссно,
жечь по сердцам, чтобы им биться,
жечь до конца: кончить - добиться.
Сказано - жги? Как это делать?
Жечь? И с руки ль прямо и смело,
взглядом в упор, руки на плечи?
Стоп. Перебор. Гибче и легче.
Все на учет (поступью лани),
каждый просчет - вскрытую рану
разбередить солью насмешки.
(Жертва ферзя - выигрыш пешки.
Властности цен можно ль поддаться? -
жертвовать всем и проиграться.)
Но животом чувствуешь: жутко.
Строгий ваш тон - это ведь шутка?
В шутке - вся соль. Ну а в награду
что там? Изволь: пресная правда.
Нет уж, пардон. На неудачу
этакий тон. Надо иначе
(гибок напор) страсти умерив,
шаг - разговор, пядь - за неделю
(но не ослаб). Силы удвоив,
камень точить мутной водою,
сети плести, ставить тенета.
Множить пути? - тоже работа.
Скрытен прицел - взгляд из-за ставен.
Видимость - цель? - вывод неявен.
Темп обрести через посредство
видимости - это лишь средство.
Средства - ключи: кайла ли, лиры ль
(камень точить - труд ювелира).
На кон мечи щедро, не глядя:
темп получить - нужно семь пядей,
семижды семь. С каждою пядью
близится цель (вышивка гладью -
только игра детям на радость).
Взмахом пера силу и слабость
уравновесь (камень в оправе),
правду и лесть (блеск каждой грани -
каторжный труд), мягкость и строгость
(там воздадут легкости слога),
все на учет: каждый эпитет.
Ну а исход как же? Увидим.