Название обзора, конечно, самое банальное, просто так сложилось, что первыми, при выборе по методу тыка, попались рассказы, в которых не было ничего из заявленного в конкурсе. Но название "Без веры и надежды" пришлось изменить - "небезнадежные" рассказы все-таки нашлись, несмотря на общемировой кризис оптимизма. Судить я буду по обычным критериям - насколько качественно и увлекательно, для меня лично, написана вещь - но и явственное присутствие хотя бы одного из слоганов конкурса считаю обязательным. Именно одного, поскольку все три сразу - это, имхо, перебор розовых очков. Ну, и выше всего буду ценить надежду - без веры и любви выжить можно, без надежды никак. Оценки буду ставить от 5 до 10 - все-таки рассказы финалисты, и начну обзор традиционно с самых понравившихся, пусть, может быть, и не в прямом порядке лидерства.
Ink V. Берри Бон
Интересный рассказ. Необычный антураж, оригинальный мир, безрадостный, населенный убийцами и их пособниками, загадочная Хмарь и центральный образ худшего из убийц, живущего надеждой на встречу с кем-то, кто придаст смысл его жизни. Не сбылось. Что ж, несбывшаяся надежда - все равно надежда. Красиво, понравилось. Оценка высокая.
Богданов Б.Г. Третий вопрос
Начало немного схематичное, но идея хорошая - иногда важнее не надеяться самому, а дарить надежду другим, хотя далеко не всем дано читать знаки бездны. Почему-то повеяло отголосками не то Адамса, не то Пратчетта. Веры и любви в рассказе явно не хватает, но зато надежды вполне достаточно для высокой оценки.
Славная Е. Переправа
В отличие от предыдущего рассказа в рассказе доминирует вера. Как иначе можно назвать чувства ребенка, который вопреки всему, после дня каторжного труда, верит в то, что, очевидно, не сбудется. Есть в этом рассказе подкупающая достоверность чувств - верю, так бывает. Не типично, но бывает. Оценка однозначно выше среднего.
Пожалуй, и этот рассказ понравился, при всей своей недостоверности и буржуазной красивости. Легкий, ностальгический - вернуться в детство, вдохнуть аромат надежды на пару недель, а потом опять превратиться в робота, живущего по правилам. И, в общем-то, не важно, кто тебя в этом детстве встретит. Чуть выше среднего.
Прудков В. Эвридика из Парабели
Очень неоднозначный рассказ. Не могу сказать, что меня увлекают истории о трагедии роковых красавиц, пошедших по дурному пути, и их внезапном и счастливом возвращении к праведной жизни. Однако написано неплохо. Характер главного героя, несмотря на временное грехопадение - а как же, роковая ведь красавица - внушает некоторые надежды, несмотря на окружающий красавицу мрак, а недостаточная правдоподобность хэппи-энда скрашивается немудреной шуткой - уж, конечно, в Парабели, рядом со всемогущим охотником-старателем, самое подходящее место для Эвридики. Оценка выше среднего.
Бел Д. Люди, что держатся за нити
Удивила пометка "мистика" - рассказ не показался мистическим, скорее аллегорическим. Достаточно немудреная история о мужичке, который, имея красивую, верную и добрую жену, поддерживающую в его жизни Порядок, поддался чарам молодости и влюбился в хищную стерву, показательно нежную и трепетную. ГГ, поверив иллюзии истинной любви, позабыл о том, что всего 10 лет назад он испытывал такую же искреннюю любовь к будущей жене. Любовь присутствует, даже в избытке, надежды и веры нет. Что ж, история банальна, но образность, метафорическая картина очень неплоха - действительно, есть чувства, которые, как нити, удерживают нас от бездны. И стоит их оборвать, и нам уже не за что держаться. Далеко не всегда такие истории заводят нас так далеко, как главного героя, но этому вот не повезло. За исполнение, пожалуй, выше среднего.
Бородкин А.П. Чужие и близкие
В этом рассказе понравился гуманистический посыл и неожиданный фантастический элемент, но есть ощущение некоторой разорванности сюжета - начало, грубовато реалистическое, совершенно не вяжется с основным содержанием, а финал, неожиданно цепочечный, не оставляет особых надежд. А вот вера в рассказе не спасает, и, несмотря на всю фантастику, оптимизма не прибавляет. Не верю. Средне.
Андреев А. Терра Нова
Еще один неоднозначный "секст". Постапок, читается, в целом, неплохо. Финал улыбнул - какая уж тут любовь! Четкое ощущение того, что ГГ нравится его образ жизни и золото, которое он, чувствуя себя высокоморальным благодетелем, отдает подобранным девицам. И это объясняет то, что он так легко жертвует местом в новой жизни - его и старая вполне устраивает. Средне.
Дворкович А. Верь, надейся, люби...
А вот не верю. И дело даже не в том, что герои слишком легко переходят от роли чистых и благородных душ к прямой противоположности и обратно. А скорее в том, что переходы эти ничем не оправданы. Далеко не каждая благородная мамаша, начав работать, превращается в завистницу и склочницу, разрушающую семью. И далеко не каждая Маша (образ - чистый картон), подобранная на вокзале, без документов и биографии, превращает жизнь разочарованного героя в райское блаженство. Да и скачки отношения к ней ГГ, от глухого раздражения в начале до безграничной любви в финале, делают хэппи энд, имхо, не слишком достоверным. Очень средне.
Ладыжец Е.А. Ключ от волшебной маски
Сказка, да. Но даже в сказке ребенок должен знать, что злой король не получает деньги за то, что он делает. Он их получает просто потому, что он король. Да и мысль с закатами и восходами уже неоднократно встречалась, вот только там речь шла о президенте. Знать об этом должен и автор, который самозабвенно защищает прав детей на самовыражение и самоопределение, забывая о том, что свобода - это не только выбор зеленого костюмчика вместо розового платьица, а правила и маски - это условие успешного сосуществования людей в цивилизованном обществе. Ребенок не обломится, если поможет неприятной тетке донести тяжелый груз, а промолчав в нужную минуту, спасет родителей от тюрьмы и сумы. Именно это позабыл показать ГГ добрый колдун. Увидев папу и маму умирающими на нарах из-за ее болтовни, девочка, наверняка, лишний раз задумалась бы о пользе маски и хорошего воспитания, которое приучает детей не болтать лишнего и не портить жизнь себе и другим. Пафос одобряю, рассказ слишком однозначный и прямолинейный, темы не вижу, оценка ниже среднего.
Секретная К. Эффект случайного попутчика
Ключевое слово здесь - случайность. Именно оно обесценивает слова и чувства героев. Девушка в поезде, ничем особо не интересная, кроме своей веры в то, что встретит единственного и любимого, выходит замуж за самодура и садиста, жизни с которым предпочитает смерть. Куда привели ее вера и надежда? К чему тогда были все слова о заветной любви? ГГ, только что обжегшийся на молоке и потому спокойно отвернувшийся от случайной попутчицы, влюбляется в нее из жалости, увидев вещий сон. Автор совсем не случайно избегает сакраментального вопроса "А что, если бы", потому что вся история счастливого воссоединения героев держится на честном слове автора и сомнительной вере в вещие сны. Наверное, и такое бывает: повезло, случайно. Средне.
Тихомирова А. Дорогой дневник
Рассказ, в котором ГГ сначала очень сильно не повезло, потом - очень сильно повезло. Изобилует штампами - причем, как в везении, так и в невезении: потеря работы, уход злой жены, мытарства с ребенком, подставы коллег, внезапная встреча со счастьем и т.п. Достаточно оригинальная форма - других дневников в финале не встретилось, хотя, помнится, на других конкурсах их был даже избыток. Вера и надежда в тексте присутствуют, подкупает стремление ГГ бороться до конца, хотя, увы, его обесценивает шаблонность и избыточная слащавость в финале. Средне.
Калинин А. Ромашка
Рассказ о любви, поразивший полным отсутствием логики в действиях персонажей. То есть, я понимаю, что автор пытался создать образную аллегорию, но смысл? Те мысли, которые приписываются взрослым и даже немолодым людям, достойны, имхо, только слабоумных подростков - не надо капризничать, не надо требовать от любимых слишком многого, больше того - не надо выполнять их требования вообще, лучше переждать - может, одумаются. И все это на фоне довольно-таки слащавых рассуждений о любви. А финал? ГГ рассказывает эту историю 42 внукам и 155 правнукам? Хорошая шутка, но в свете последних событий немного даже пугает. Оценка ниже средней.
Вейнгерова Е.Д. На пути в ад и обратно
Рассказ держится только на вере. Конечно, каждый спасается, как может. Похвально то, что героине удалось выкарабкаться, отказаться от мести и не сойти с ума. С другой - какой смысл в неоправданных самообвинениях, если мечты, от которых отрекается ГГ, свойственны, наверное, каждому нормальному человеку? Что касается божественного воздаяния, которое совершается в рассказе, то если бы оно было настолько неотвратимым, то половины человечества уже бы и след простыл бы. Да и в безоблачное счастье хэппи энда верится с трудом. Не мое. Оценка ниже среднего.
Антонов В.А. Семейный конфликт
Не знаю, как в финале оказался этот рассказ - в нем нет ни веры, ни любви, ни здравого смысла. Откуда у хлопца испанская страсть? С чего вдруг немолодой мужик, имея детей и внуков, да на трезвую голову, вдруг бросится убивать старуху-жену, застав ее с любовником? Это даже не выходит за рамки анекдота. И, главное, что этим хочет сказать автор? Что ГГ как был бандеровцем, так и остался? Т.с., генетическая порочность? Так он, вроде, искупил. Или же то, что герой психически болен, и его даже осуждать не за что? После прочтения главный вопрос - Ну и что? Рассказ из разряда "и такое бывает", которому толику достоверности придает некоторый мрачный псевдореализм. А только реализм - это типическое в типичных обстоятельствах, и здесь этим не пахнет. А для романтизма - слишком уныло. Оценка низкая.