С темной стороны воды послышались тревожные вибрации.
Из глинистой взвеси показалась блестящая голова преподавателя глубинного подсознания Парадигмия Вольтериановича Пескарского. Стайка мальков прекратила возню и быстро рассыпалась по местам.
Парадигмий Вольтерианович оглядел учеников выпученными глазами, сухо откашлялся и начал тихим трескучим голосом:
- Сегодня мы поговорим об ответственном выборе, его последствиях и роли в дальнейшем перемещении по социальной лестнице. Едва покинув икринку, каждый из вас сталкивается с проблемой выбора. Плыть или оставаться неподвижным? Если плыть - то куда? В темную сторону воды - к питательным илистым отложениям, или в светлую сторону - к сочным зарослям прибрежной ряски? Ответственность состоит в том, что любой выбор приводит к результату. Результат влечет последствия, а череда последствий неизбежно перемещает выбирающего по социальной лестнице. Движущая сила... Записываем! - Пескарский перешел на монотонный ритм, а мальки дружно заскрипели иголками морского ежа, - ...обусловленная совокупностью выборов и способная изменить социальный статус, называется социальным лифтом. Рассмотрим пример.
Откуда-то сверху на тонких нитях спустились две крупные, черные с зеленоватым отливом мухи.
- Перед вами два экземпляра Musca domestica.
Предлагаемый объект #1 приятен на вид, упруг на ощупь, имеет яркий цвет и аппетитный запах, тогда как объект #2 кажется бывшим в употреблении. В области подкрылков отчетливо просматриваются механические повреждения и следы укусов.
Однако! Внешняя привлекательность играет в процессе ответственного выбора второстепенную роль, ибо может являться продуктом системы искусственного стимулирования и таить скрытую угрозу. На ведущие роли в принятии решения выходят опыт и знания, которые вы получаете здесь и продолжите получать всю долгую счастливую жизнь за границами омута. Если, конечно же, будете хорошо учиться.
Малек Валек нетерпеливо затрепыхал плавничками.
- Парадигмий Вольтерьяныч! А если предлагаемые объекты или обстоятельства, в которых объекты предложены, ранее не встречались и не имеют аналогов среди изученных. Как поступать в таком случае?
Учитель медленно проплыл по проходу, остановился около малька Валька и ласково посмотрел на него.
- В таких случаях, юноша, надо полагаться на интуитивные посылы, исходящие из глубин подсознания. Пронаблюдайте за моими действиями. Постарайтесь уловить их смысл и понять причинно-следственные связи событий!
Он погладил Валька по голове и направился обратно к наглядным пособиям. Между объектами ?1 и ?2 Парадигмий Вольтерианович закатил глаза и протяжно выдохнул:
- Оммммм....
Затем широко раскрыл пасть и впился зубами в невзрачную покусанную Musca domestica. Внезапно невидимая сила подхватила Пескарского и резко потянула в светлую сторону воды. Распространив по классу вибрации испуга, тело преподавателя глубинного подсознания сделало кульбит и стремительно провалилось в глинистую взвесь.
Ошеломленные мальки замерли, уставившись в точку исчезновения. Тишину прервал возмущенный голос директора школы:
- Почему не занимаемся?! Где Парадигмий Вольтерианович?
- Уехал на социальном лифте, -ответил малек Валек и мечтательно улыбнулся.