Вагнер Федосеева Елена : другие произведения.

Роман Виктюк: Я не режиссер!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интервью со скандально известным режиссером Романом Виктюком, взятое у него во времена моего журналистского младенчества...которое, к сожалению, имело очень странное продолжение... необъяснимое ни с каких нормальных позиций...но надо учесть факт...РГВ - маг...и многие об этом знают... но ТОГДА в 2000 г я об ЭТОМ не имела ни малейшего представления... тайны...тайны...секреты...режиссера...который на деле оказался "рентгенологом человеческих душ"...

  Роман Виктюк: Я не режиссер!
  
  Елена Вагнер Федосеева
  
   Возможно, я ещё прокомментирую это событие почти 13-летней давности... о, Боже...это было...так давно...так недавно давно...я не знаю, почему я полезла в эти файловые папки...но вот попалась на крючок энергий...и не смогла пойти дальше...спать...в этот поздний час... в очередной раз понимаю, если что-то тебя по-настоящему заинтересовало, не отпустит, пока не отработаешь, пока не удовлетворишь свой интерес...своё любопытство...
  
  О, Боже... Боже... это любопытство, которое погубило многое...и инициировало события, которые как эхо, как гром, как тайфун, как ураган сметают твои представления о жизни...что я тогда знала о нем...да ничего...кроме известного из СМИ...я его не понимала, не видела, не чувствовала, но магическая привлекательнсть этого человека-мистика и творца очевидна...
  
  вот только заглянула за пределы сцены...и всё...и началось... и пошло...и поехало... и полетело... а ведь как долго я сидела на этом "наркотике"...и каждое появление этого невысокого рыжеволосого волшебника вызывало в моём организме почти священный трепет...я помню, как в "Современнике" отдавала ЕМУ готовый материал, кажется два журнала "Точка отсчета" ( Мск Английский клуб) и "Планета Красота"...
  
  Боже-Боже...как волновалась, как заплетался язык ( это у меня-то?), как забывала слова и свои крылатые выражения...
  
  ну вот...это самый полный текст интервтю с Романом Виктюком... кажется неправленный...просто распечатанный с магнитофонной ленты...
  
  Помню звонок главного редактора на мобильный... она торопилась опубликовать материал, а я "загорала" на сочинском побережье, бродила вдоль моря, вдыхала ароматы цветущей сочинской весны, солнце уже клонилось упасть в объятия моря... позвонила главред Светлана Михайлова...а интервью у меня было даже на распечатано...длинное-длинное...наушники, плеер и комп.... упоительный процесс распечатки затянулся почти на 2 (сик!) месяца...вот это рекорд медлительности...а потом переговоры, сокращения, и полный текст этого магического действа здесь, сейчас...перед Вами..
  
  ЕЛЕНА ВАГНЕР-ФЕДОСЕЕВА
  
  "Я - не режиссер!"
  (Тайны жизни и творчества Романа Виктюка: Великий Мистик и ...?)
  
  материал опубликован в журналах "Точка отсчета" ( журнал Мск Английского Клуба), Планета Красота, Самые красивые Женщины, Мужской взгляд, газета "Тверская 13"
  
  Магия общения с этим человеком началась уже с первых фраз его
  автоответчика. Бархатистый и одновременно отстраненный голос
  на другом конце провода декламировал: "Чтобы сохранить
  ангельский характер, нужно дьявольское терпение".
  ИГРОК,подумала я.
  МИСТИФИКАТОР,- подсказывало мое сердце.
  
  
  Так возникают или продолжаются гениально выстроенные легенды
  о жизни одаренных или "просто" гениальных людей, великих людей-
  режиссеров своей, да во многом и нашей судьбы .
  
  Шлейф неразгаданности и тайны
   сопровождает по жизни людей, которые, вероятно, сознательно не
   стремятся быть познанными и прочитанными до конца, оставляя
   возможность для самосовершенствования каждому из нас, не очень
   переживая, что человек видит только на уровне своих глаз,
  понимает только в зависимости от уровня своего интеллекта.
  Основание "айсберга" осознает не каждый. Поэтому и не утихают
   споры "Голый ли король?"
  
  Всё началось на юбилейном вечере балерины Нины Ананиашвили в Казино "Метелица". 22.04.2000.
  
  Роман Виктюк вещал в мой микрофон...было темно, шумно...как-то слишком суетно...но кое-что я смогла из него вытянуть...
  
  
  Виктюк: " Я родом из Львова, все это знают. К нам в город приехали те (коммунисты) , которые обучали нас, бендеровцев, основам нравственности и идеологии и культуры. На самом последнем этаже оперного театра был хореографический класс. Я был ребенком оперного театра, который сидел на всех балетных и оперных спектаклях от А до Я. Никто не понимал чей я сын. Я мог спокойно находиться за кулисами, в гримерке... Но самое примечательное было то, балерина, которая танцевала Эсмеральду, когда она выходила с бубном и козочкой, она мне доверяла держать бубен и когда она выбегала на сцену, она этот бубен брала с собой. В один прекрасный день она дала мне этот бубен с собой домой. Все вариации Эсмеральды я знал наизусть. В один прекрасный день я увидел, что дети поднимаются на самый последний этаж, я не знал, что это хореографическое училище. Но я понимал, что если идут дети туда, я тоже обязательно должен быть там. Я надел какие-то штанишки, клетчатую рубашечку и, не задумываясь, встал у станка первым, впереди всех учащихся хореографического училища.
  
  
  Учительница Васина пришла в класс и увидела, что стоит новый ребенок, но ее никто об этом не предупреждал. Ну, все началось: батман, плие, все балетные движения и т.д. Я все делал по-своему. Я считал, что она учит неправильно. У меня позиция рук, ног, была совершенно другая. Она очень терпеливо спросила меня как мое имя, я ответил. Она сказала: "Деточка, посмотри, как делаю я". Она показала. Я сказал: "А я делаю так" . Она терпеливо сказала: "Хорошо, покажи, что ты еще делаешь как ты?" Я показал, она не выдержала, взяла линейку и больно ударила меня по ноге. Это был священный удар, потому что я ушел гордый навсегда. И вся моя жизнь потом - это как бы ответ Васиной, что я в хореографии что-то понимаю. И нельзя было меня выгонять. И когда Наташа Макарова - первая балерина мира сыграла в моем драматическом спектакле, она мне сказала: "У меня в Лондоне есть один номер, нужно сделать выход Кшесинской с царем. Давай поставь." Я сказал: "Натуля, я бы с радостью, но я к этому не имею не малейшего отношения". Она настаивала.
  
  Короче, я ей все рассказал. И в этом моем рисунке она станцевала в Лондоне и сказала, что имела успех. Так что рикошетом, начиная от Львова, от тех, кто нас освободил до сегодняшнего вечера, это самое краткое расстояние. Потому что если поверить такой притче, что перед тем, как мы появляемся на свет, в утробе мамы к нам прилетает ангел, целует нас в темечко, остается ямка и все, что мы знали до нашего появления в этот мир, мы забываем навсегда. Потом появляясь на этом свете, Истина, Добро и Красота - это наш поиск. И я думаю, что великое счастье у тех людей, которые поняли, что Истина, Красота и Добро - это балет. Ниночка, я за воплощение, за соединение этих трех Великих истин в тебе одной...
  
   ......В тот вечер РГВ велел позвонить мне на следующий день в 11. Я по-честному набирала его номер в 11 утра...но автоответчик был неумолим...дозвонилась лишь через сутки...он удивился и сказал, что в 11 вечера, но никак не утра он ждал моего звонка... тут удивилась я... как девочка воспитанная в лучших традициях диппротокола, я прекрасно знала, что звонить людям позже 21 часа не полагается... Встреча была назначена на 29 апреля в 18-00 в театре Н. Сац.
  
  Я на удивление пришла почти вовремя...меня встретил какой-то мужчина...служебный вход...и РГВ велел проводить меня в уютный зал на втором этаже... я сидела на пуфике в коридорах театрального закулисья...я помню приставания кого-то из артистов...кажется это был Е.Атарик, который настойчиво добивался моего номера телефона...да-да..вспомнила, это был действительно он...в обмен на мою визитку он подарил мне маленькую книжечку со всеми номерами телефонов всех спец.служб театра, артистов и самого РГВ... ха-ха...ценность, конечно, для журналиста... несомненная ценность...но рамки и понятия...того времени...
  
  Я долго ждала...помню жуткую неловкость, когда мимо меня пробегали полуголые мужчины-артисты, разукрашенные ярким гримом...это было почти страшно...и, конечно, волнение от предстоящего общения с Маэстро...сквозь призму легкого головокружения я различила почти что звериное дыхание...шумно вдыхая и выдыхая воздух, шелестя юбками мимо промчался кто-то, лицо которого я не успела различить...только поток энергии...вжиххххх!!!! И вспышка мысли...нет...не моей...его... РАВНАЯ!!!...поток огненной энергии пролетел мимо...выжег всё пространство на своём пути...и продолжал гореть уже где-то там...вдалеке... уж потом, сопоставляя факты, я догадалась, что это была Царевна Саломея...собственной персоной...спектакль я посмотрела после несколько раз...образы ворожили...в Лувре я постоянно натыкалась на изображения библейских сюжетов...и Иоанна...и Ирода ...и Саломеи...в Уфицци во Флоренции есть один из лучших, на мой взгляд, "портретов" Царевны...с отрубленной головой под мышкой... в Д'Орсе есть любопытный мраморный вариант девицы, целующей мертвую голову возлюбленного...я воображала-воображала и наконец родился "шедевр" в моем переосмыслении происходившего не сцене в трактовке Романа Виктюка... Это вылилось почти в мини-поэму... здесь:
  http://www.proza.ru/2011/12/25/1795,
  Потом перечитала "Тюремную исповедь" Оскара Уайльда, "Саломею, "Дориана Грея ( почти с детства люблю... люблю - конечно, громко...читаю с трепетом и ужасом)...конечно и пр. и пр.
  а потом "Пер Лашез в Париже стал объектом моих постоянных посещений...помедитировать, стихи пописать, поразмышлять... пообщаться...да-да... для мистиков это не неожиданность...и вот родился цикл "посланий" от Оскара Уайльда, верее цикл текстов, посвященных ему и его творчеству...как я поняла в июле 2008 г. на Пер Лашез...ну не нравится ирландцу российская трактовка его произведения... ну "переворачивает" дух Оскара от вольных трактовок и от вульгарной формы подачи материала...ну уж очень у него с Бози было всё хрупко и изысканно...и больно...для Оскара, конечно...
  и всё это выразилось в следующих формах:
  1. http://stihi.ru/2011/04/05/1463
  
   2. http://stihi.ru/2011/04/05/1469
  
   3.http://stihi.ru/2011/04/05/1493
  
   4. http://stihi.ru/2011/04/05/1546
  
   5. http://stihi.ru/2011/04/01/7994
  
  
   6. http://stihi.ru/2012/11/03/10496
  
  но тогда 29 апреля в 18-00 2000 г. об этом ещё не было и речи...
  
  тогда я ждала Виктюка в уютном зальчике т-ра Н. Сац...сидя на пуфике...с диктофоном, готовым запечатлеть откровения МАГИСТРА тайного Ордена магического театрального действа......и он появился...появился вскоре после этого огненного "прохода" Царевны Саломеи...
  
  РГВ выплыл откуда-то из этого огненного потока собственной персоной...я уже отчаялась его ждать... но он был мил, мягок...и даже как-то по-детски скромен..
  
  Роман Григорьевич сел напротив, вздохнул...и сказал что-то типа... "ННННу...давайте!"
  Я включила диктофон, раскрыла свою кожаную папку, одним глазком подсмотрела на запланированный мною ход беседы...и процесс пошёл!
  
  
  
   ЕВФ - Как все началось? Помните ли Вы свое детство?
   РГВ- Все началось в утробе моей мамы. Когда мама была на седьмом месяце беременности, она пошла на "Травиату" в львовский Оперный театр. При первых же волшебных звуках "вердиевской" увертюры, я начинал биться так, что до начала самой оперы мама не могла досидеть и уходила. Так было дважды. Я охотно в это верю. Более того, я воспринимаю это как своеобразный призыв Верди для входа меня в жизнь. Надо знать свой первый крик. Или это крик радости, или ужаса. Мама уверяет, что в моем голосе она почувствовала счастье, поскольку мною была взята высокая нота, совпадающая с нотой начала увертюры к "Травиате". Все предопределено и случайностей не бывает.
  - ЕВФ В какие игры Вы играли в детстве?
  РГВ - Во Львове на центральной площади находится здание рынка. На третьем этаже есть громадный коридор. Именно там мы ставили наши детские спектакли. Я запоминал до мелочей взрослые спектакли, помнил наизусть мизансцены, напевал мелодии и реанимировал их в наших детских постановках. Мы приносили разные тряпки и бывшие в употреблении костюмы. Я ставил Сильву, Марицу, "Коварство и любовь", "Пиковую даму" Чайковского. Когда мне было тринадцать лет, цыганка нагадала мне, что я буду дирижером. Однако мама сказала: "Это невозможно, он без слуха". Но глаза той цыганки преследуют меня всю жизнь, в них была такая истовая убежденность.
   ЕВФ - Цыганка ошиблась?
  РГВ - Поступая в ГИТИС, я понимал, что не зная нотной грамоты, не умея играть ни на одном музыкальном инструменте, не умея дирижировать, я не могу претендовать на дирижерский факультет. Но в моем сознании навсегда запечатлелись глаза той цыганки, ее убежденная энергетическая вибрация того, что я должен быть именно дирижером. В первый же день пребывания в ГИТИСЕ я услышал магические звуки рояля, доносившиеся из аудитории N 1. Студенты пели, входили, выходили. На протяжении всего дня в этой аудитории происходило таинство, которое для меня было невероятно притягательным. Галина Петровна Рождественская - святой человек, не выдержала и попросила Любовь Сергеевну, которая с ней работала: "Любочка, пойдите и спросите, что хочет этот молодой человек с горящими глазами". Я сказал, что хочу быть дирижером. Она объяснила, что занимается вокалом и не сможет уделить мне внимание. Я сказал "спасибо" и опять продолжал стоять под дверью.
  
  ЕВФ - Чем же закончилась эта история?
  РГВ- На десятый или двенадцатый день сердце Галины Петровны дрогнуло. И она сказала: "Сыграй что-нибудь". Естественно, я ничего играть не мог. Она предложила спеть гаммы. Когда я начал петь, конечно, кто-нибудь другой отправил бы меня из класса ВОН! Но мы с ней начали терпеливо заниматься нотной грамотой.
  
  ЕВФ - Удалось ли Вам овладеть фортепианной техникой?
  РГВ - Через четыре года мы с Галиной Петровной могли играть ночи напролет. В общежитии стояло пианино, я мог играть в любое время. Однокурсники привыкли к моим ночным фортепианным импровизациям, только вывешивали плакат: "Ромка, не играй так громко!". Для меня никогда не существовало никаких препятствий и сомнений, что я не могу чего-то преодолеть. Даже когда я ехал в поезде во Львов, я рисовал на бумаге. Играя, я слышал ноты, которые должны звучать и таким образом разучивал то или иное музыкальное произведение.
  
  ЕВФ - Какое значение имеет музыка в Вашей жизни и творчестве?
  РГВ - Для меня ноты - это тот магический шифр, то колдовство, которое помогает понять и озвучить гармонию Вселенной. Я могу часами сидеть в нотной библиотеке. До сих пор у меня хранятся переписанные мною полностью от руки Первый Концерт Чайковского, прелюдии и вальсы Шопена, Листа, Бетховена. Все произведения, которые я хотел бы сыграть, я переписывал. И переписав, верил, что магический шифр уже вошел в меня, я им овладел. Музыка - это самое высокое и самое абстрактное искусство. Это высота недосягаемая. Как режиссер я занимаюсь тем, что пытаюсь привнести этот дух вечности, заключенный в музыке, в театральное искусство.
  
  ЕВФ - Значит занятия музыкой помогают Вам в режиссуре?
  РГВ - В этом то и заключается моя загадка. Всю режиссуру я выучил на репетициях дирижеров. В Москву приезжало много замечательных оркестров из всех стран мира. Было фантастически интересно. У меня до сих пор вызывает дрожь умение дирижера слышать весь оркестр и узнавать любую фальшивую ноту. Мне это не дано. Я им немного завидую... Хотя когда на сцене много людей, как режиссер я вижу каждое их фальшивое поведение, действие, реплику, голос...
  
  ЕВФ - Неужели Вы хотите сказать, что Вы способны испытывать зависть?
  РГВ - Будучи тринадцатилетним подростком, я испытывал зависть к учащимся хореографической школы львовского Театра Оперы и Балета. В один прекрасный день я не выдержал и, надев сатиновые трусики, рубашку из шотландки, чешки, самостоятельно пришел в балетный класс и встал к станку. Я настолько своеобразно выполнял упражнения, что педагог-хореограф Васина, выпускница Ленинградского училища, очень терпеливо сделала мне несколько замечаний. Однако я был абсолютно уверен, что именно мой вариант упражнений является единственно верным. Васина не выдержала и ударила меня линейкой по щиколотке. Это был священный удар, потому что в этот класс я больше никогда не вернулся. И всю жизнь я как бы пытался доказать моей Васиной, что не надо было меня ударять, надо было иметь больше терпения.
  
  ЕВФ - Эта обида осталась у Вас на всю жизнь? Знает ли Ваша "обидчица" о Ваших успехах?
  РГВ - Когда я уже поставил свои спектакли и на Украине был уже как бы национальный герой, снимался на ТВ, я пришел к моей Васиной с громадным букетом роз. К тому времени она была уже очень старенькая. Я положил к ее ногам цветы. Она сказала, что это она должна дарить мне цветы. Я напомнил ей случай, как она меня ударила по щиколотке линейкой? Она сказала, что этого не могло быть, поскольку гения она сразу бы отличила. Но вот она ошиблась и поэтому не отличила. Этот удар оказался благословенным.
  
  ЕВФ - Что Вы имеете в виду?
  РГВ - Когда я рискнул делать спектакль "Двое на качелях" с первой балериной мира Наташей Макаровой, я в силу своего нахальства или скромности, а может быть в дань памяти моему несостоявшемуся экзерсису у станка, который Васина остановила, я поставил именно ту комбинацию движений, которые я хотел. Пластическая партитура этого спектакля - это своеобразная благодарность тому удару, который я получил. Память запечатлела то количество, гармонию и перетекание движений, которые мне хотелось выразить тогда, но я не сумел. Оказалось, что в исполнении Наташи Макаровой, это было правильно.
  
  ЕВФ - Выходит память чувств, тела и души помогают в творчестве. И верно, что все мы родом из далекого-близкого детства? Связь времен и событий у Вас работает ГЕНИАЛЬНО. Так Вы еще и хореограф?
  РГВ - Я не считаю себя хореографом. Но я был счастлив, когда на фотографии, подаренной мне не память, Наташа Макарова написала, что работала со всеми великими хореографами XX века, но только один человек ее понял. Эти слова потрясли меня. Что-то удивительное произошло между нами во время репетиций. Я иду по жизни путем музыки и балета. Это - две дороги, которые ведут меня в режиссуру.
  
  ЕВФ - ..........?????????????
  РГВ - Я - не режиссер. Есть некая потребность реализовать данную мне свыше благодать. Может быть я для того и отправлен сюда, чтобы соединить балет, музыку, драму и слово. Портал сцены - это окно в Вечность. И в музыке, и в балете имеет решающее значение какой свет приходит в зрительный зал через эту "раму" из второй реальности. Если происходящее на сцене не освещено светом абсолюта, если нет идеального качества, которое есть высоко над нами, то все не имеет смысла. И музыка, и свет, который мы пропускаем через себя идут сверху. Через избранных проговариваются те сущности, которые находятся на тонком плане, которые, собственно, и являются носителями высшего, что пробивается на землю с таким трудом. Этот свет ощущают только те, кто не замутнен ни экономикой, ни политикой, ни завистью, ни злостью. Такие люди прозрачны, не зашлакованы, абсолютно прозрачны, как на рентгене. Все, что я делаю, не ради утверждения себя. Не ради утверждения в карьере и в званиях. Я являюсь тем инструментом, ничтожным инструментом, который я должен постоянно совершенствовать, чтобы моя связь с Вечностью не исчезла. Очень легко загрязнить все каналы, которые имеют выход в эту удивительную Вечность. Единственную Вечность.
  
  ЕВФ - То, что Вы сказали звучит фантастически. В Вашем голосе чувствуется удивительная искренность. Но Вас часто называют театральным персонажем. Вам приписывают роль Гения нежного, ранимого, несколько застенчивого...
  РГВ - Пусть придумывают что хотят. Это не имеет значения. Быть искренним - это самая великая роскошь в наши дни. Со мной работали все первые артисты страны. Те, которые ОПРЕДЕЛИЛИ вторую половину двадцатого века: М.Терехова, А.Фрейндлих, А.Роговцева, В.Гафт, А.Калягин, А. Демидова, Л.Ахеджакова, Л.Максакова, В.Талызина, и первая балерина мира - Наташа Макарова, и первая певица мира - Елена Образцова, и первая драматическая актриса - Алиса Фрейндлих. С ними нельзя играть. С ними нельзя быть человеком, который вокруг себя выстраивает строительные леса и не впускает к себе вовнутрь. Это как в любви. Важно прикоснуться к тайне другого человека. Если есть потребление, то ты занимаешься только внешней оболочкой, словоблудием. Когда я приоткрываю свою тайну и сидящий напротив тебя человек не стесняется своей тайны, то тогда происходит как бы слияние двух организмов. Взаимопроникновение. В химии это называется диффузией. Ты позволяешь партнеру проникнуть в тебя и тогда что-то происходит, появляется нечто, что часто называют синергизмом.
  
  ЕВФ - Вы мистик?
  РГВ - Не только. Я обладаю даром предвидения. Марчелло Мастрояни не довелось поработать, хотя он согласился работать бесплатно. Предвидение, когда вошел в здание театра в Риге (Таллине), это он увидел в детском сне. Общение с духами писателей, которые смотрят через оконца и буквально диктуют вновь прочесть недописанное, недопонятое современниками произведение, ведь общение может происходить не только посредством слов, Вы же знаете. Информация бывает разная, в виде чувст, например, знаков. Часто души писателей прилетают по ночам. Так было с Анной Карениной. Писатели "Серебряного века" также не дают расслабляться. Даже во время спектакля рзвоплощенные сущности витают над сценой. На сцене происходит не воплощение образов, а развоплощение, полнейшая реализация.
  
  
  ЕВФ - Вас называют экзальтированным до невменяемости...
  РГВ - Это не так.
  
  ЕВФ - А как же Ваша работа в "Заводном апельсине"?
  РГВ - Это тот транс, в который ты входишь. Это коридор, в который ты должен нырнуть всем своим организмом. И в тьму, и в свет. Все зависит от того, что ты оттуда вынесешь, в какие "закоулки" попытаешься проникнуть и что ты там ощутил. Артисты так и существуют. Другого ничего нет. Все артисты играют на предельной ноте. Дальше лопается кожа и организм не выдерживает напора энергетики, вибраций. Они, к счастью, подлинные. Дима Бозин в этом отношении уникален. Он "улавливает" такие состояния как очень точный сейсмограф. У него совершенно удивительный организм.
  
  ЕВФ - Как Вы решились в "Апельсине" разрушить имидж Д.Бозина ? Конечно, в спектакле порой он по-прежнему бывает сексуален и привлекателен, но временами просто жалок и отвратителен.
  РГВ - Какое это имеет значение? Он сам себя не знает. В нем столько намешано.
  
  ЕВФ - Как Вы позволяете Д. Бозину так рисковать в "Апельсине", заставляя его находиться на огромной высоте без страховки?
  РГВ - А чем он рискует, когда он счастлив? Это энергия в искусстве вырабатывает адреналин, а не наоборот. Это процесс творчества и воображения. Это же не значит, что артист выволакивает наружу все, что в нем есть плохого и этим утешается. Все плохое он выбрасывает и этим очищается. Это же молитва. Вы же можете придти на исповедь и свой грех, свои комплексы доверить священнику. В этом и есть величайшее назначение искусства. Мы даже смерть побеждаем. Искусство родилось из того, что мы хотим обмануть, перехитрить смерть. Ведь сцена - это единственное место на земном шаре, где артист сразу после гибели встает на поклон и радуется тому, что смерти нет. Только в театре можно сыграть любовь как смерть.
  
  ЕВФ - А Тайна?
  РГВ - В каждом человеке есть удивительная тайна. Это величайшее чудо. Мы не верим, что приходим на землю как гениальные индивидуумы. Но если найдется человек, способный почувствовать это, или кому ты добровольно открываешь или доверяешь свою тайну, как в любви, то происходит самораскрытие. Человек реализуется как уникальная личность. Это диалог невероятной нежности и обожания. Если этого нет, как в семье, ничего не происходит. Семья "разлетается" моментально. Театр тоже должен иметь семейную структуру.
  
  ЕВФ - Но бывают и "нелюбимые театральные дети"?
  РГВ - Если появляется организм, не понимающий "семейной тайны", он сам изчезает, сам уходит. Я никогда не увольняю артистов. Они как бабочки сами летят на свет. Многие обжигаются. Кто-то приходит с корыстными целями, кто-то хочет заработать денег, а кто-то славы. Такие моментально "улетают". Нет ответа их амбициям, нет взаимопонимания, взаимо чувствования. Я могу с вами здесь сидеть, но знаю, что в этот момент происходит на сцене.
  
  ЕВФ - Вы чувствуете. Мне кажется Вы здесь и там одновременно...
  РГВ- А как же? Я могу рассказать Вам, как и что артисты сейчас играют на сцене.
  
  ЕВФ - Мысли читаете?
  РГВ- Почти в совершенстве. И меня понимают без слов. Например, Сережа Маковецкий, репетируя, вдруг останавливается и говорит: " Зачем я это делаю, Вы мне так не говорили?" А я отправил ему мысль действенную. Он ее ощущает и реализует. Для меня это нормально. В этом нет никаких аномалий. Наоборот, это удивительно совершенно. Это должно быть так.
  
  ЕВФ - Жизнь - театр, а жизнь в театре - дважды театр, артисты в нем - куклы ...Не страшно вам за "веревочки" дергать?
  РГВ - Если бы это были "веревочки", было бы очень просто. Срабатывал бы ум, расчет и хитрость. Как Вас дергать, если Вы открыты? У Вас нет "веревочек", которые Вы прячете. У Вас весь организм - одна "веревочка". И это невидимая "веревочка" - как нерв в зубе.
  
  ЕВФ - Но Вы "управляете" артистами по своему усмотрению...
  РГВ - Это взаимопроникновение, диффузия. Один "парфюм" проникает в другой: "Красная Москва" в "Шанель" и наоборот. Одна душа разрешает другой быть взаимопроникновенной. Души не перевоплощаются на сцене, а развоплощаются. Развоплощают себя до такой степени, какая им дана свыше. А там глубина невероятная. Это тайна. Чем ближе подходишь, тем глубже она увлекает.
  
  ЕВФ - Мне кажется Вы присваиваете себе функции Бога...
  РГВ - В театре я, к сожалению, должен быть Демиургом. И каждый из актеров должен быть таким же. Нет зависимости раба и направляющего. Существует вера в абсолют и в божеское, а не в тварное назначение человека.
  
  
  ЕВФ - Вы хотите сказать, что помогаете актерам раскрепоститься, а не лепите из них самого себя по своему усмотрению?
  РГВ- Боже упаси. Они как и я "створки" их собственной души.
  
  ЕВФ - Елена Образцова в Ваших спектаклях, учитывая "Антонио фон Эльба" и "Венеру в мехах" - просто "Елена наоборот". Вы сознательно разрушили имидж Оперной Примадонны или помогли ей как женщине стать самой собой и выйти за рамки наскучившей обыденности?
   РГВ - Какая разница? Она теперь не примадонна, а Человек с большой буквы. И женщина и человек. Человек - женщина. Она счастлива от этого. Если бы она мучалась... Недавно она пела в С-Петербурге. В ее репертуаре были произведения французских композиторов начала века. Фантастика. Она соединила то, что почувствовала в драматическом театре и привнесла это в оперное камерное искусство. Фе-но-ме-наль-ный был успех и сейчас мы на основе этих ее музыкальных открытий будем делать новый спектакль.
  
  
  ЕВФ - В Ваших спектаклях "Лолита", "М.Баттерфляй", "Рогатка", "Осенние скрипки", "Двое на качелях", не говоря уже о "Служанках" и "Саломее", в общем, решается вопрос о загнанной внутрь человека сексуальности. Критики утверждают, что Вы тиражировали самого себя. Удалось ли Вам сказать то, что Вы хотели сказать в Ваших спектаклях?
  РГВ - Категорически ДА.
  
  ЕВФ - Не Ваша ли это собственная сублимация?
  РГВ- Нет. Это, прежде всего, автор, артисты, а затем уже только я. Начинается с автора. Что мне от этой сублимации, если в меня должен входить весь мир в его многообразии. Я самоутверждаюсь или наоборот, я самоосвобождаюсь. У меня и не то и не другое. В меня посредством воображения входит энергетика, которая остается от автора литературного произведения, то что он не "договорил". И я должен это услышать. Булгаков говорит, что "рукописи не горят". Это же не в буквальном смысле. Это энергетика идей автора. Рано или поздно она вернется на землю. У Гамлета, Мейерхольда, ее ищут в бумагах. Конечно, в бумагах ее может и не быть. Но она в действии. Молодые души должны ее воспринять. Сейчас я преподаю на курсах молодых режиссеров. Я Вам клянусь, я говорю им именно эти вещи. Я не учу их ни системе Вахтангова, ни Мейерхольда, ни Станиславского. В своих режиссерских работах они реализуют через себя пропущенные идеи уже ушедших душ.
  
  - ЕВФ- Это какая то мистика...
  РГВ- Это портясающе. Я им сказал, что я должен сидеть там, где сидят ученики, а они на месте профессора. Они подумали, что это шутка. Но это так и есть. Я учусь у них, а они у меня. Я не читаю им теорию. Сейчас они занимаются "серебряным веком", символизмом, Гумилевым, Цветаевой, тем, что я уже никогда не поставлю.
  
   ЕВФ - Почему?
   РГВ - Времени нет уже. Они берутся за то, что еще не реализовано. Ведь никогда не ставили ни Гумилева, ни Цветаеву, ни Сологуба, ни Блока. Это самый высокий поэтический театр начала века в России. Он не имеет равных в мире. И через души молодых режиссеров проговариваются эти Великие по высоте сущности.
  
  ЕВФ -У Вас много учеников?
  РГВ - В моей группе 10 совершенно разных , но обожающих друг друга личностей. Среди них нет зависти и желания выделиться. Они все "отличники". Я не ставлю троек и пятерок. Они все одинаково слышат, одинаково раскрепощены и открыты Тайне. Я учился режиссуре на основе музыки и хореографии. Поэтому как педагог, я иду довольно странным путем, когда тело - это память. Пальцы пианиста - тоже память. Это не проявление логики, мысли, выучки.
  
  ЕВФ - Кто ваш идеальный зритель, для кого Вы работаете?
  РГВ - Только для тех, кто любит и способен любить. В наше время это редкость. Это эмоциональное меньшинство на планете. Оно определяет пути эволюции и спасает планету. Мы гастролировали на разных континентах, и в разных частях России, где нищета, голод и трудности. Публика совершенно одинаковая. Это эмоционально чувствующее меньшинство - счастливые люди. Иногда после спектаклей я выхожу и разговариваю со зрителями. Они не отпускают, задают вопросы, они знают ВСЕ! И ВРАТЬ НЕЛЬЗЯ!*******************
  
  ЕВФ - А у Вас есть рамки дозволенного? Вы себя чем то ограничиваете?
  РГВ - А чем можно себя ограничивать? Если Вы за собой чувствуете какую-то вину или беду, я не знаю что нужно скрывать. А что надо скрывать то? Если человек ЗНАЕТ ВСЕ, ЗАЧЕМ ЕМУ СПРАШИВАТЬ? Ему незачем спрашивать. Конечно, мне завидуют, я это знаю, ощущаю каждый раз. Я это понимаю, но они все обезоружены. Человека, который открыт, схватить нельзя.
  
  ЕВФ - Он как воздух.
  РГВ - Да. Все попытки терпят неудачу. В пьесе Служанки, когда два плебея хотят постичь дух Мадам. Они не могут, а в рабстве любить нельзя. И они пожирают друг друга. Третьего пути им не дано. Это наша сегодняшняя жизнь.**********************
  
  ЕВФ - Каков возраст Вашей души? Как Вы себя ощущаете?
  РГВ - Девятнадцать. Земное тело - это бестактность природы. Она перед нами не извиняется. У каждой грандиозной индивидуальности есть только юный возраст. Алисе Фрейндлих - 12 лет. Она в возрасте Джульетты. Она хочет любить. Марине Нееловой - столько же. 19 - это когда все начинаешь сначала. Когда я начинаю работать над новым спектаклем, у меня такое ощущение, что я никогда ничего не ставил. Я забываю все.
  
  ЕВФ - Атмосфера прежних спектаклей в большинстве своем томная, пряная, гаремная. "Заводной апельсин" - просто клоака человеческих пороков. Почему произошла смена настроения?
  РГВ - Да это так. Выйдите на улицу, прислушайтесь. Что происходит в мире? Для цивилизации человек - не цель, а средство в машинных достижениях. Молодежь пытаются автоматизировать, чтобы ею легче было управлять, превратить в массу. Государство не заинтересовано в личностях. Проще, когда люди - это автоматы, машины, механизмы. И легко скрежет сталкивающихся друг с другом машин принимать за звук любви. Глядя на эту молодежь, мне становится грустно. Среди них есть совершенно потрясающие личности, а опыта борьбы с автоматизацией души у них нет. Кто должен им помочь?
  
  ЕВФ -У Вас есть нереализованные мечты?
  РГВ - Конечно. Мое сознание будоражат толпы литературных духов. То "Пиранделло" ,то "Горные великаны"... Фантастическая пьеса XX века мимо которой прошел русский театр. Нужно осторожно "спеть" эти вещи. Гумилева нужно поставить. Это тоже основополагающий взлет человеческого духа в России начала XX века.
  
  ЕВФ -С кем из звезд еще бы хотелось поработать?
  РГВ-Со всеми, с кем я хочу, я со всеми работаю.
  
  ЕВФ -С кем приятнее было работать?
  РГВ - Нет вопроса с кем приятнее? С кем летишь? Это - ДА.
  
  ЕВФ - С кем летишь?
  РГВ - Со всеми. Поэтому Я называю их "небесными невестами". А я у них "небесный жених". Не плоть управляет всеми этими зигзагами, а что-то помимо этого. Можно сказать, что это сумасшествие. НЕТ, это правда. Им по тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, мне - девятнадцать. Как этот процесс можно остановить, не разрушив творчество. А там, где в искусстве кончается ощущение детства, кончается творец. Потому что это первородное "первое, детское ощущение мира, вера в мечту, умение мечтать и оторваться от грешной земли, от суеты сует - это самое главное. Кто сумел это сохранить - они счастливые люди.
  
  ЕВФ -А как Вы ощущаете возраст Елены Образцовой?
  РГВ - Это проявляется в том, как она беспомощна, как она слаба. Все думают, что она сильный человек, что у нее есть средства защиты. У нее этого ничего нет, она невероятно ранимый человек. Я ее называю жрицей любви, которая до последнего вздоха должна кричать... (внезапно совсем другим голосом Виктюк кричит:"Принесли уже ВАМ? Он мгновенно вышел из роли ВЕЛИКОГО и ПРЕКРАСНОГО и из обитателя богемных далей превратился в обычного, немного надменного барина. Мгновенно изменился и его голос. А мне вжруг стало немного обидно и ревностно, что спустившись с высот, где мы только что находились практически тет-а-тет, он покинул меня. Хотя трудно сказать, где еще этот человек находился одновременно, может быть на сцене, где в этот момент шла "Соломея" )
  
  ЕВФ - Вам интересно экспериментировать самому с собой?
  РГВ - Никакого эксперимента нет, Боже, она не слышит меня. Ренген - какой тут эксперимент? Тебя просвечивают насквозь.
  ЕВФ -Это сложно.
  РГВ - Ничего не сложно. Люди боятся идти на ренген, потому что там можно обнаружить что-нибудь нехорошее.
  
  ЕВФ -А Вы не боитесь?
  РГВ - А зачем? Чего я должен бояться, если я сам "ренгенирую" людей? Я же РЕНГЕНОЛОГ еще, КОЛДУН, МАГ. ( И правда, часть вопросов не была мною задана, он отвечал на них, сканируя их на тонком уровне в точности с составленным мною списком).
  
  ЕВФ - От Бога у Вас такие способности или от дьявола?
  РГВ - Совру, если скажу, что или от одного, или от другого. В разные периоды жизни, творец дает нам возможность заглянуть за пределы добра и зла. Есть стихии, которые над нами и творец обращается к нам через них. Дьявольские стихии так научились обманывать нас и принимать лики гармонии, эти источники, потоки, идущие из них настолько умеют замутнить собой нашу жизнь и наше творчество, что иногда принимаешь то, что кажется тебе чистым, а там уже есть этот яд соблазна и тления. Поэтому мы периодически подвержены воздействию то божественной энергии, то дьявольской энергетике. Это зависит от того, насколько ты защищен. Если черные силы атакуют вас, начинается борьба добра, которое есть в Вас и зла. Зло отбивается моментально и уходит. Но то, что мы, артисты связаны и стем, и с другим - это факт. Поэтому церковь и не принимала профессию актерства и считала, что это за гранью церкви, правда? Поэтому, конечно, мы принимаем на себя удар. В этом бесстрашии и есть наша гибель. Мы идем на жертву, на заклание. А как? И Ты должен это все принимать. Естественно. А как? Почему же тогда в мире по краткости жизни режиссеры на третьем месте после летчиков и испытателей?
  
  ЕВФ -Не страшно?
  РГВ - Страшно, конечно. От этого спастись-то нельзя.
  
  ЕВФ - А потом в рай или в ад?
  РГВ - Куда отправят.
  
  ЕВФ - Великий Посвященный Э. Сведенборг утверждает, что светлые сущности могут спускаться в ад, а затем с трудом, но все же вернуться, выполнив свою миссия или удовлетворив свое любопытство, вернее получив ответы на вопросы...
  РГВ - Может быть в какой-либо инкарнации, возможно, и вернешься... Кто-то должен искупить твою лицедейскую сторону, может быть...
  
  ЕВФ -Вы Гений?
  РГВ - Как же можно быть Гением, если через тебя говорят? Господи, опять она не слышит! Но ты же не реализовываешь себя! Тогда нет этих градаций! Они не имеют значение совершенно! Ты радуйся, что тебе это дано! Разве Ван-Гог понимал? Он ЗНАЛ, что он слышит! Правда?
  
  ЕВФ - Это уже определенная степень совершенства. А как оставаться незамутненным, кристально чистым, чтобы пропускать через себя только светлые, гармоничные потоки?
  РГВ- Из 120 спектаклей, которые я сделал, я не поставил ни одного спектакля для НИХ (черных сил - прим. Авт. коммунистов), не обслуживая СИСТЕМУ. При Советской Власти это было практически невозможно, но я сумел сохранить свое мироощущение. А я был главным режиссером и никогда не был в партии и мне не надо сжигать прилюдно по ТВ партбилет и доказывать, что я демократ. И когда началась пересторойка и мне позвонила Галина Волчек и сказала: подумай месяц, что бы ты хотел поставить? Я сказал, что могу сказать сию минуту. Она спросила: ЧТО? Я ответил: Сологуб "Мелкий бес" - это то, что нельзя было никлгда поставить в СССР, потому что Надя Крупская, когда была начальником по просвещению, эта книжка стояла на первом месте вместе с книжками, которые нужно сжечь и из библиотек изъять. Я просто знал, что я должен поставить эту вещь. И не было сомнений. Я тут же ее поставил.
  
  ЕВФ -Потрясающе.
   РГВ - Оно так и есть. Я же не вру. Это же документы. И когда до этого я не мог поставить "Мелкого беса" в Москве, я поставил это в Таллине Меня приглашали в ЦК партии Эстонии. Я пришел в комитет ко второму секретарю, который занимался культурой и принес ему экземпляр пьесы "Мелкий бес". Он сказал со своим милым акцентом:"Может это было бы хорошо, если бы это поставили у нас в Эстонии?" Я сказал: "Зачем же чтобы эстонцы коверкали эту русскую душу? Пусть русские о себе говорят, они лучше о себе знают". Он сказал: "Вы умно рассуждаете и написал резолюцию, что он разрешает" . Но когда мы приехали в сентябре репетировать, он с семьей остался во Франции навсегда. Понимаете? И он очень хорошо на меня смотрел, с жалостью невероятной. Но в Эстонии у нас был фантастический успех "Мелкого беса" в Русском театре, когда эстонцы ходили на этот спектакль, они проявляли такой бешеный темперамент, что я это до сегодняшнего дня вспоминаю с невероятной нежностью и с радостью всегда приезжаю на гастроли в Эстонию. Тайна... "Мастера и Маргариту" еще, извините, до Таганки, я поставил и в Таллине, и в Вильнюсе. Видите, авторы собираются какие хорошие и когда меня пригласили в Афины, в главный театр, я тут же сказал, только одно: Достоевский "Братья Карамазовы" или в шведском театре я сказал: "Анна Каренина" Толстой. В Америке я понимал, что я должен поставить "Рогатку", тогда здесь она еще не была поставлена. Сначала я ее поставил в Америке, в Италии, только затем в Москве с Сережей Маковецким и тем же Димой Бозиным. Все это так просто...
  
  ЕВФ - Вы говорите на иностранных языках?
  
  РГВ- Я даже не знаю как будет здравствуйте по-шведски. Я репетировал без текста, без всего и не сделал ни одной ошибки, останавливая артистов и рассказывая. И также с американцами, я не знаю ни чего, кроме чилдрен, ай лав ю. Все что я выучил
  
   ЕВФ - Самое главное.
  РГВ - Когда артисты, а это были звездные ребята, взбунтовались против переводчицы, что она не так переводит, что они считывают, то что идет от меня гораздо больше, чем они переводят. Они кричали, что девки не знают языка, девки знали язык идеально. Они сказали. Что они не будут с ними работать. Чтобы я репетировал без переводчицы. Я 10 дней репетировал без переводчиков. По 9 часов в день, и они меня понимали. Фантастически. Мне все время звонят в Москву. Они кричат мне в трубку ай лав ю. Я им кричу ай лав ю. Чилден доляре, что нейтрально. И они кричат снова ай лав ю и вот весь наш диалог. Когда я приезжаю в Нью-Йорк, мы целыми днями шастаем по улицам и мы разговариваем, я на своем языке, они на своем. И я их понимаю совершенно идеально. А с греками как я могу разговаривать? Тоже не понимаю ни черта. Барьеров в языке каких-то тонких - нет. Вот, это даже не искусство. Это какие-то тонкие материи (ЕВФ - может быть это язык чувств?)
  Я не знаю этого слова. Как в любви можно сказать, что такое любовь? Нет этих слов и объяснить это невозможно. То, что после музыки, и перед тишиной. Что там происходит, в эту непонятную йоту? Что в этих буквах? И не надо пытаться словами выразить это. Это тайна. И когда меня иногда спрашивают на телевидении: в чем ходят на ваши спектакли, когда вы приезжаете в Ленинград? А народу 2400, 2500. В Перу - 3000. В Америке у нас было по 4 тысячи зрителей в зале, в частности в Нью-Йорке. Замечательно! Почему? И если бы я знал ответ, я бы с Вами здесь не сидел.
  
  
  пс. Возможно, я ещё допишу свои впечатления об этой встрече...но почему-то вспоминается наша маленькая тусовка в одном австрийском городке... сначала я гуляла по гостиничному садику среди мини-фонтанчиков в ожидании вечеринки...но думала почему-то о РГВ, о некоторых пассажах его интервью, где он довольно откровенно приоткрыл тайны своего творчества...но ведь кто их услышит...а потом, позже взахлеб рассказывала, вернее, пересказывала друзьям какие-то отдельные части интервью, цитировала его слова...кажется что-то про великую диффузию... бокалы с австрийским вином тянулись ко мне...а я что-то всё говорила и говорила...
  
  а потом, во время другой поездки по Италии и Франции мы остановились на отдых в одном курортном итальянском городке...кажется в Сан Марино, на границе Италии и Франции... после Монблана, после Шамони вечером мы с одной моей приятельницей по путешествиям под шум морского прибоя при свете луны говорили...
  
  о ком?
  Да, конечно о нем...о Маэстро магии и театрального колдовства Виктюке... Марина ( так звали мою приятельницу...она банкирша) была в восторге от Главного Героя виктюковских шедевров... от Димы Бозина... она взахлеб рассказывала мне о спектаклях, о подвигах ДБ...спрашивала меня о моем впечатлении от его игры... ну в тему, конечно...поскольку у меня был заказ от нескольких журналов на Бозина...и я потихоньку собирала впечатления...
  однажды мой приятель журналист Андрей буквально под дулом пистолета затащил меня в закулисье "Таганки"...кажется, шел спектакль "Апельсин"...я помню полумрак какого-то очень тесного пространства...Елену Образцову, сидящую в углу на диване с огромной охапкой цветов...красных или бордовых роз... все толкались...Андрей с кем-то меня знакомил... он дёрнул Д. Бозина за рукав и просто так сказал: "Дима, познакомься, это Елена Вагнер.. она журналист..." ДБ оказался весьма галантен...он тут же припал к моей руке...но почему-то чисто инстинктивно я руку очень быстро отдернула... ну вот об этом случае и о моих впечатлениях о РГВ я честно и рассказала Марине и картинно вытянула изящную гибкую кисть по направлению к луне...как бы призывая её быть свидетельницей происходившего...волшебный вечер...если учесть, что за нашей встречей наблюдал из открытого гостиничного окна один типус, который нам обеим тогда был "оченно даже" нравился...и, кажется, не безответно... ( отрывок)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"