Вахов Владимир Александрович : другие произведения.

Отпетые или пьеса, чтобы ее читали

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


"Отпетые"

или

"Пьеса,

чтобы ее читали"

  
   Место действия:
   Столица провинциальной губернии.
  
   Действующие лица:
   Дмитрий, молодой писатель
   Губернатор, управитель губернии
   Заместитель, его помощник
   Ксения, дочь губернатора
   Мэр, управитель столицы губернии
   Президент, управитель России
   Министр, министр культуры губернии
   Зритель, знаток местного театра
   Татьяна, актриса местного театра
   Актеры, несколько человек из пьесы
  
  
   Акт 1.
  
   Сцена 1. Кабинет министра.
  
   (За столом сидит Министр, входит Дмитрий)
   Министр:
   Мне сказали, что вы упорно требовали встречи со мной. Ладно, говорите быстрее - совершенно нет времени. Что там у вас?
  
   Дмитрий:
   Я вам приносил рукопись своей пьесы "Грызня". Помните?
  
   Министр:
   А-а-а! Так это вы. Да-да-да. Помню. Прочитал, да... Хм... А почему это вы ее мне принесли? Кто это вам посоветовал именно ко мне обратиться?
  
   Дмитрий:
   Да я уже все театры оббегал, все газеты, даже в литературные журналы отсылал - нигде не берут.
  
   Министр:
   Ясень день! Какой же дурак такое возьмется публиковать? Зачем вы в своей пьесе так нарочито откровенно изображаете наш город и наших мэра и главу губернии? Так сегодня не делают. Ну, если вам приспичило писать социальщину, то писали бы о веке эдак 19-ом. А еще лучше и выгоднее было бы сочинить заумь какую-нибудь о смысле жизни, о падении морали... Или вот - пошлятину. Каждый уважающий себя драматург сейчас пишет либо так, чтобы ничего нельзя было понять, либо так, чтобы удивляло, кричало, чтобы скандал, вы понимаете? Изобразите историю о том, как Гамлет топит в унитазе Офелию - и все, вас поставят где угодно. Но зачем же так явно, угадываемо, хотя и без имен, писать о конфликте двух столь высокопоставленных лиц? Подумать только - мэр и губернатор! Завтра, не дай бог, вам взбредет в голову кого повыше рангом описывать - тогда что?
  
   Дмитрий:
   Так разве я неправду написал? Разве же напраслину возвел на наших управленцев? Или пытался по-газетному их облить грязью? Я описал, что увидел. А без имен потому, что, уверен, не только у нас так, но и по всей России.
  
   Министр:
   Причем тут правда - неправда?! Правда! Правда вчера была красная, сегодня белая, а завтра еще какая-нибудь появится. Но вот как постановщику вашей пьесы потом в нашем городе жить и работать? Ведь всяко неудобно будет самоощущаться, не находите? Да и какой скандал выйдет, господи! Кому это надо? Царизма за окном нет, Сталин почил в бозе... Так пишите же, черт вас возьми, что хотите... но только не такое. Впрочем, я разговорился, а мне некогда! Все, молодой человек, до свидания. Напишите сценарий сериала для бабушек, тогда и приходите.
  
   Дмитрий:
   Постойте! Так нельзя. От ваших слов веет цензурой, только не грубой, не открытой... А... Даже не могу выразить какой. Видимо, какой-то продвинутой, более развитой. Это намного, намного хуже. Вы не запрещаете, о нет, вы просто не разрешаете. Это куда умнее и куда гнуснее! Извините за резкость, лично вы выражаетесь откровеннее, чем все, с кем я общался прежде. Я скорее обращаюсь к среднестатистическому такому, как вы, начальнику. В конце концов попробуйте рассудить это дело как человек искусства. Ведь мой сценарий достоин публикации, разве нет?
  
   Министр:
   Ну-у, эм...
  
   Дмитрий:
   Извините за пафос, но о чем тогда долго говорить, что же может быть важнее для искусства? Мы обсуждаем не качество текста, даже не то, разлагает ли он общество, глуп ли он, или там - пошлый ли. Нет! С каждым встречным начальником я беседую обстоятельно непонятно о чем, о каких-то мелочах. Например, говорят, что пьеса не формат. Как это, спрашиваю? "Нам такого рода политика не нужна. Лучше напишите о спивающейся русской нации". Все как-то разом стали аполитичны. Даже политики сегодня аполитичны. Мне говорят, не лезь в политику, грязное, дескать, дело. Но кто сказал, что, стоя в стороне от нее, останешься чистеньким? Еще больше можешь заляпаться, когда она рядом пронесется... Что может быть для писателя важнее, чем искать правду, пусть и недостижимую?
  
   Министр:
   Деньги, мой друг. Деньги могут быть важнее. Еще связи. Связи, дающие деньги. Деньги, дающие связи. До чего вы все-таки наивны, молодой человек. Вы мне нравитесь, но есть определенные рамки, с которыми нельзя не считаться, которые каждый, родившийся в этой стране, впитывает с молоком матери. Вы попробовали выйти за эти рамки. Это не принесло бы вам ничего хорошего. Поверьте, я делаю вам же лучше, что останавливаю вас.
  
   Дмитрий:
   В таком случае я покажу этот сценарий самому президенту! Я слышал, он приезжает на днях, так я выйду к нему из толпы и все расскажу: все, что в губернии происходит, - и заодно дам почитать свою рукопись! Он разберется, кто прав. В нашей стране даже ремонт канализации надо решать через президента. Здесь же больше, чем канализация.
  
   Министр:
   Что?! Да ты с ума сошел! Чего вздумал! Нельзя!
  
   Дмитрий:
   Всего доброго!
  
   (Дмитрий уходит)
   Министр:
   Вот те на. Не было печали. А вдруг и вправду дорвется до президента? И чего это я так с ним разболтался? Сказал бы просто, что пьеса написана неталантливо и все - гуляй молодой неудачник. Хотя написано, надо признаться, хорошо... Теперь даже вот как-то страшно! Вдруг президент его всерьез воспримет? Наш президент, он же такой: иногда вдруг приспичит остановиться и слушать кого-нибудь, всякого даже дурака. А этот-то не дурак, он как расскажет, что ему кислород перекрывают, как приплетет меня к этому делу, так потом не привычное "я больше не буду" придется подписывать, а заявление об уходе.
   Нет, надо бы меры предпринять. Позвоню-ка я губернатору, озадачу его. Пусть думает, пусть справляется с бедой. Тоже, небось, не горит желанием возвращать премьеру ручку. А потом и мэру звякну. Никогда не угадаешь, кто из них победит. Лишь бы самому не проиграть.
  
  
   Сцена 2. В доме у губернатора. Роскошно.
  
   (Стоит Заместитель, к нему подходит Губернатор)
   Губернатор:
   Черт возьми, черт возьми, черт возьми! Как же хочется материться! До чего же неблагодарные твари эти обыватели. Я им магазины строю, к каждой зиме еще с осени готовлюсь, телевизионный канал даже свой открыл... Я ведь за инвесторами, как охотник, гоняюсь! Вот взять этот форум последний, как его бишь?
  
   Заместитель:
   По нанотехнологиям.
  
   Губернатор:
   Да! Ведь я на этом форуме подписал с японцами договор о намерениях построить нанозавод, который будет производить нанороботов, способных искать в стране все лампочки Ильича, бить эти лампочки, и вставлять новые - энергосберегающие. Ведь сколько денег под это дело удалось выбить! Хотя и глупость, конечно, а по форме никак и не придерешься. В нашей стране нынче ой как важно соблюдать форму и изображать бурную деятельность! Ведь виноваты все равно потом окажутся эти, как их, (поднимает палец) чи-нов-ни-ки. В общем, скоро в каждом доме будут правильные лампочки. Во всяком случае по бумагам точно будут... Казалось бы, каждому жителю надо жить и радоваться в предвкушении счастья экономии, так нет же - найдется писака, который захочет все испортить!
  
   Заместитель:
   Договор прекрасен. У вас определенно талант такие подписывать. Но какой еще писака вам что-то может испортить, о чем вы?
  
   Губернатор:
   Мне только что звонил министр культуры и рассказал, что в губернии нашелся умник, сочинивший сатирическую пьесу о нашем с мэром противостоянии. Обо мне написаны всякие гадости, правда, что радует, и о нем тоже. Так вот автор пьесы хочет показать ее самому президенту, который, как ты знаешь, на днях приезжает.
  
   Заместитель:
   Так разве какой-то графоман для нас может быть проблемой? Давайте я сейчас же поеду к нему и объясню, так сказать, в чем суть нынешнего бы-ития.
  
   Губернатор:
   Нет-нет, нельзя. Министр, конечно же, настучал о пьесе и мэру. Тот теперь только и ждет нашей ошибки. Представь себе, как я подставлюсь накануне приезда самого президента, если пойдет информация, что я давлю на писателя! "Как можно! Правдорубов обижают!" Да и вроде как считается, что времена таких методов уже прошли...
  
   Заместитель:
   Времена, может, и прошли, но мы-то остались... Хорошо, способов в нашем арсенале много, давайте будем вежливы. Как известно, не продается вдохновенье, но можно рукопись продать.
  
   Губернатор:
   Это лучше. А еще лучше знаешь что? Попросим его переписать пьесу так, чтобы на меня всего этого поклепа не было, а о мэре пусть все оставит - все ведь правда написана! Я даже помогу кое-что добавить. Заодно зови писателя ко мне в гости. Так мы сможем от любых обвинений отбиться. Скажу в случае чего, что критику драматурга выслушал, ошибки осознал и обязательно исправлюсь.
  
   Заместитель:
   Отлично придумано. Пойду выполнять.
  
   Губернатор:
   Поторопись, мэр ведь тоже не такой дурак, как мне бы хотелось.
  
   (Заместитель уходит, входит Ксения)
   Ксения:
   Доброе утро, папа.
  
   Губернатор:
   Доброе утро, доченька. Как дела? Как вчера сходила в театр?
  
   Ксения:
   Плохо, папа. Театр у вас отвратительный. Какой-то уж специально провинциальный.
  
   Губернатор:
   Ну, дочка, ты, конечно, пока столько лет в Англии училась, насмотрелась на лондонские театры. А куда нашим тягаться с ними? Российская провинция в принципе не в состоянии переплюнуть эти их Глобусы. Если хочешь, слетай в Москву, я тебе куплю билет в Малый. Посмотришь настоящий русский театр.
  
   Ксения:
   Хорошо бы. Я слышала, что там сейчас "Ревизор" идет.
  
   Губернатор:
   Тем более. Очень хорошая пьеса. На все времена. Главное ведь, что особенно замечательно, о царской России идет речь, когда еще было крепостное право. Я так думаю, почему бы и сейчас не писать о том времени? Или совсем бы прекрасно - пьесу о Сталине? Каждый же знает, что Сталин - злое-презлое зло. Эх, все б было лучше, нас только зачем трогать?
  
   Ксения:
   Я тебя не понимаю, папа. Ты о чем-то своем? Знаешь, мне так понравилась одна картина... "Все холера виновата!" называется. Это такая прелесть!
  
   Губернатор:
   У тебя, милая, скоро день рождения. Так я тебе эту картину и подарю, хочешь?
  
   Ксения:
   Она дорогая, наверное.
  
   Губернатор:
   Так и я, душа моя, не дешевый! Ой, не дешевый!
  
   Ксения:
   Папа! Я снова не понимаю твоих намеков!
  
   Губернатор:
   Все, доченька, все. Мне сейчас некогда. Поговорим потом.
  
  
   Сцена 3. Небольшая квартира Дмитрия.
  
   (Дмитрий открывает дверь, входит Мэр)
   Мэр:
   Добрый день, это вы - Дмитрий?
  
   Дмитрий:
   Я самый. Мэр, это вы!? Чем обязан такой честью?
  
   Мэр:
   Как же. Я, как мэр, постоянно интересуюсь жизнью своих горожан. Каждого из них. Очень. Люблю, знаете ли, походить, посмотреть, как там живет простой человек. Чем дышит, о чем мечтает? Главное - все ли в порядке у него, не мешает ли ему кто-нибудь или что-нибудь реализовывать его данный богом потенциал. Очень все это люблю. А вы не знали?
  
   Дмитрий:
   Где-то в глубине души догадывался. Ведь не может же быть, чтобы мэр города ни разу не подумал о том, хорошо ли живется его горожанам?
  
   Мэр:
   Вот-вот. Ведь у меня работа такая неблагодарная! Очень. Вкалываю как проклятый последние годы, а народ-то не знает. Народу-то не сказали! А почему не сказали? Почему не знает? Почему довели до того, что люди заблуждаются на мой счет? А я вам скажу почему. Тут заговор. Умелый заговор завистников, стремящихся меня оболгать в глазах избирателей. Знаете, сегодня столько людей встают на пути планомерного развития России! Взять хотя бы этих, как их... Предпринимателей... ничего не принимающих... Н-нет... Принимателей не предпринимающих...
  
   Дмитрий:
   Предпринимателей. Не предпринимающих.
  
   Мэр:
   Точно! Не предпринимающих предпринимателей. Это еще что! Есть люди пострашнее. Очень. Я вас уверяю. Есть в нашей губернии люди, которые в душе против того, чтобы слезть с нефтяной иглы, против нашего плана стабильности. Они в душе ненавидят нанотехнологии и дома специально жгут стоваттные лампочки!
  
   Дмитрий:
   Вы команду губернатора имеете в виду?
  
   Мэр:
   Вот! Вот оно! Я знал, я был уверен, что моих любимых горожан не проведешь вокруг пальца, что они прекрасно знают тех, кто мешает мне трудиться ради процветания города. И не только мне, всей партии... (доверительно) Я ведь в партии.
  
   Дмитрий:
   В какой партии?
  
   Мэр:
   Как это в какой?! Голубчик, побойтесь бога! У нас одна партия.
  
   Дмитрий:
   Действительно, я глупость сморозил. Продолжайте.
  
   Мэр:
   О чем я говорил? Ах, да. Тем более от такого проницательного человека, как вы, ни за что не смогли бы эти люди, мешающие строить новую Россию, утаить правду. Посмотрите, вот он я весь перед вами, ничего не скрываю. Я всей душой с Россией...
  
   Дмитрий:
   Вы зачем пришли-то?
  
   Мэр:
   Как вы сразу-то... Хех. Прагматично. По-новому, по-молодежному. И правильно. Очень. Для молодежи везде у нас дорога. Так и надо, молодец... Какая у вас маленькая квартира! Нет, нельзя, чтобы такой талантливый писатель, великий наш современник, жил в такой квартире. Я вам подберу в центре города какую-нибудь. Трехкомнатная подойдет?
  
   Дмитрий:
   Кому бы не подошла?.. Постойте. Зачем это?
  
   Мэр:
   Да-да, вы правы. 4-хкомнатную, конечно, 4-хкомнатную. А машина у вас есть?
  
   Дмитрий:
   Вот вы куда клоните. Не надо мне от вас никаких подарков!
  
   Мэр (резко изменившись, буравя):
   Так чего же тогда надо?
  
   Дмитрий:
   Да ничего, собственно.
  
   Мэр:
   А если ничего, то зачем буянишь?
  
   Дмитрий (потерялся):
   Как это? То есть... Вы о чем?
  
   Мэр:
   Или тебя уже тот перекупил, а?
  
   Дмитрий:
   Оставьте свои мерзкие намеки. Я не продаюсь. Мне деньги ваши не нужны. А хотите помочь - помогите поставить мою пьесу.
  
   Мэр:
   Ты еще смеяться надо мной вздумал, мальчишка! Я тебе кое-чего кое-куда сейчас поставлю!
  
   (входит Заместитель)
   Заместитель:
   Интересно было бы посмотреть на это зрелище, уважаемый мэр. Я бы даже с удовольствием принес камеру, чтобы запечатлеть акт проявления любви к вашему электорату.
  
   Мэр:
   Уже прибежал! Чего тебе?
  
   Заместитель:
   Я, собственно, не к вам, я к, так сказать, инженеру человеческих душ пришел.
  
   Мэр:
   Я так и знал. Ну и черт с тобой, писака! И на тебя управа найдется!
  
   (Мэр уходит)
  
   Заместитель:
   Тяжелая работа у мэров. Не сдержан. А как можно быть несдержанным на таком ответственном посту? Как, я вас спрашиваю? Так ведь можно стрессами себя довести до серьезных болезней еще до пенсионного возраста, затем вынужденно уйти в отставку и оставшуюся часть жизни проходить по больницам и аптекам. Тяжело, что ни говори, управлять городом.
  
   Дмитрий:
   Кто вы и зачем пришли?
  
   Заместитель:
   Я помощник губернатора. В меру своих скромных сил помогаю ему управляться с нашей забюрократизированной губернией. Пришел же я по поручению, чтобы передать приглашение в гости и деньги.
  
   Дмитрий:
   Снова деньги суют! Я популярен - редко какому начинающему драматургу платят еще до опубликования его пьесы. Денег не возьму!
  
   Заместитель:
   Да постойте вы, голубчик, горячиться. Эк вас этот психопат разозлил. Я же не за просто так вам деньги предлагаю, не, упаси господь! взятку же какую-нибудь, за которую сейчас модно сажать. Даже, случается, что и в тюрьмы. Я деньги вам даю за рукопись. Да-да, друг мой. Не коммунизм же на дворе, а капитализм. Самый что ни на есть развитой. Вы написали - мы заплатим. Ведь за каждую рукопись надобно платить. Иначе как же писателю жить, не так ли?
  
   Дмитрий:
   Так, но... Я теперь вас понимаю. Да и не велика хитрость. Вы хотите ее купить, чтобы сжечь!
  
   Заместитель:
   Друг мой, вам ли не знать, что рукописи не горят. Хотя некоторые, бывает, и не тонут.
  
   Дмитрий:
   Так зачем вам пьеса?
  
   Заместитель:
   Как же зачем! Чтобы поставить ее в театре. Дочь губернатора весьма образованная девушка. Много лет училась в Англии. Так вот, вчера сопровождал я ее в театр, а она на выходе и говорит: "Всем досталось. А больше всего мне, потому что терпеть не могу пошлость". Каково? Любит, знаете ли, театр. Так губернатор и подумал: почему бы не поставить хорошую, острую пьесу и в нашей губернии? Ведь ужас наших провинциальных театров обычно в том, что они ставят такую неактуальную тоску, что иначе, как насильно приводя учащихся, никаких денег вообще не заработаешь. А тут вы. И так свежо, так ловко пишите!
  
   Дмитрий:
   Постойте. Да не может этого быть. Что вы мне голову морочите. Губернатор не мог не заметить, что я в пьесе его жестоко осмеял.
  
   Заместитель:
   Ну, правильнее сказать, указали на недочеты. Так ведь все мы не без греха. Губернаторы тоже люди. Вот он и приглашает вас к себе, чтобы услышать от вас лично беспощадную критику дел его. Ведь иначе как двигаться дальше? Только через критику! Прислушиваться к мнению оппозиции - это истинный путь развития. Жаль, не припомню на каком съезде партии это было сказано... На втором?
  
   Дмитрий:
   Какой именно партии?
  
   Заместитель:
   Что-что?
  
   Дмитрий:
   Так, шутка. Не обращайте внимания. Я, как писатель, наивен и доверчив, но знайте все равно: я чувствую и уверен, что где-то здесь ловушка.
  
   Заместитель:
   Да какая ловушка, бросьте. Пойдемте же, невежливо отказываться от приглашения. Оно вас никак не скомпрометирует, даю слово. К тому же, не ровен час, вернется мэр со своими амбалами...
  
   Дмитрий:
   Амбалами?
  
   Заместитель:
   Да-да, мой друг. Люди, в прошлом известные под кличками Кривой и Битый, - его правая и левая руки. А что путного можно сделать с такими руками? Только беспутства. Ах, бедный наш город, кто им управляет! Так идем?
  
   Дмитрий:
   Пожалуй, пойдем. Я не боюсь ни вас, ни мэра, мне просто интересно, действительно ли губернатор так самокритичен, что готов поставить мою пьесу.
  
   Заместитель:
   Вот и славно. Вот и увидите все своими глазами, узнаете, какой хороший человек наш губернатор. Вам мэр, наверное, говорил про него всякие гадости? Не верьте, все ложь подлых завистников. (уводя, держа под руку Дмитрия) Здесь ведь заговор...
  
  
   Сцена 4. У губернатора.
  
   (Сидит губернатор. Входят Заместитель и Дмитрий)
   Губернатор:
   Кого я вижу! Это же тот самый великий драматург, я прав? Знакомь же нас скорее!
  
   Заместитель:
   Вы, как всегда, правы, губернатор. Это Дмитрий. Дмитрий, познакомьтесь, это губернатор. Впрочем, кто же не знает губернатора?
  
   Дмитрий:
   Да, пословица о той власти, которую не замечаешь, не про вас. Здравствуйте, губернатор.
  
   Губернатор:
   Ха-ха-ха! Люблю остроумных людей. Да, молодой человек, в нашей стране, к сожалению, если ты не говоришь громко и на каждом углу о том, что ты что-то сделал, то считается, что ты ничего и не делал.
  
   Дмитрий:
   Поэтому-то некоторые предпочитают только говорить, не теряя времени на то, чтобы что-то делать.
  
   Заместитель:
   Метко и как точно ложится на образ нашего мэра!
  
   Губернатор:
   Я же говорю, что он невероятно остроумен!
  
   Дмитрий:
   Обычно я не так хорошо говорю, как пишу. Знаете, у писателей бывает такой изъян.
  
   Заместитель:
   Что ж, оставлю вас обсуждать взаимные изъяны, а мне надо идти. Еще увидимся, уважаемый Дмитрий.
  
   (Заместитель уходит)
  
   Дмитрий:
   Ваш помощник - вот кто невероятно остроумен. В нем пропадает талант писателя.
  
   Губернатор:
   Почему же? Он писатель, только пишет роман своей жизни. И пока что выходит удачно.
  
   Дмитрий:
   Только я бы себе этот роман не купил... Он сказал, что вы хотите поставить мою пьесу, это правда?
  
   Губернатор:
   Совершенно верно. Обязательно нужно ее поставить. Всю и целиком. Вот только...
  
   Дмитрий:
   Что только?
  
   Губернатор:
   Только бы несколько поправочек... Право, всего несколько! Вы меня плохо знаете и потому не всегда угадываете причину моих поступков, которые были продиктованы исключительно заботой о несчастном...
  
   Дмитрий:
   Причины отсутствия ваших поступков - будет вернее сказать. Я не собираюсь менять рукопись, и оставьте этот показушный тон для публики.
  
   Губернатор:
   Ладно, ладно. Отложим этот разговор, бог с ним. Лучше я вам расскажу, как...
  
   (входит Ксения)
   Ксения:
   Добрый день. У нас гости, папа?
  
   Губернатор:
   Да, дочка. Познакомься, знаменитый драматург - Дмитрий!
  
   Дмитрий:
   Ну, так уж прямо и знаменитый... Смею надеяться, что я не настолько плохо пишу, чтобы быть знаменитым.
  
   Губернатор:
   Будет вам острить. У вас большое будущее, я вас уверяю.
  
   (входит Заместитель)
   Заместитель:
   Губернатор, беда! Мэр придумал новую гадость. Даже удивительно, откуда в этом недалеком человеке что берется, когда припечет. Пойдемте скорее!
  
   Губернатор:
   Простите, молодежь, но нас ждут великие дела.
  
   (Заместитель и Губернатор уходят)
  
   Ксения:
   У него постоянно какие-нибудь проблемы.
  
   Дмитрий:
   Что ж, свои проблемы решать приятнее, чем народные.
  
   Ксения:
   О чем это вы? Хотя нет. Расскажите лучше, что вы написали?
  
   Дмитрий:
   Социальную пьесу о том, как ваш папенька борется с мэром, а губерния в это время отмирает. Жаль, я раньше не подумал о приезде президента, а-то пьеса увеличилась бы вдвое благодаря описанию подготовки к его встрече. Я даже хочу показать ее президенту.
  
   Ксения:
   Значит сатира? Весьма интересно. Что же папа?
  
   Дмитрий:
   А что папа? Папа пытается меня подкупить или подружить, чтобы только обезопасить себя от скандала, а по возможности и нагадить лишний раз мэру.
  
   Ксения:
   Как вы все-таки грубо выражаетесь! Ведь он же мой отец, между прочим.
  
   Дмитрий:
   Извините. Такова моя насмешливая натура. В родной крови труднее замечать недостатки, так как кровь обычно похожа. Нет, правда, кроме шуток, я понимаю вас.
  
   Ксения:
   Если вы покажете пьесу президенту, то... Что тогда?
  
   Дмитрий:
   Как повезет. Может, президент все сведет в шутку, а, может, и поднимет меня на щит. Пути его неисповедимы.
  
   Ксения:
   Значит, мой отец из-за вас может лишиться своего поста?
  
   Дмитрий:
   В принципе да. А вы этого боитесь?
  
   Ксения:
   Да нет. Вообще-то, мне кажется, мы смогли бы прожить без его губернаторской зарплаты и льгот.
  
   Дмитрий:
   Ха-ха-ха!
  
   Ксения:
   Почему вы смеетесь?
  
   Дмитрий:
   Мне нравится ваша наивность. Разве что вы меня разыгрываете и тоже, как они, хотите обмануть?
  
   Ксения:
   Нет, не обижайте меня так. Я не лгу. А наивность моя больше оттого, что я безумно долго не жила в России. Я отвыкла от ее языка и реалий. Россию я знаю скорее по книгам. Знаете, в Англии все по-другому!
  
   Дмитрий:
   Охотно верю. Где-то же должно быть все по-другому. Почему бы этим местом не оказаться Англии?
  
  
   АКТ 2.
  
   Сцена 1. У губернатора.
  
   (стоят Ксения и Дмитрий, входит Губернатор)
   Губернатор:
   Я вижу, вы уже подружились! Вот и славно. Умной молодежи сегодня так трудно найти друг друга!
  
   Дмитрий:
   Должно быть, оттого, что государство усиленно помогает той ее части, которая и сама бы пробилась.
  
   Губернатор (Ксении):
   Милая, отвлеки его, уведи куда-нибудь. Я не знаю, хоть в театр. Иначе я пропал. Президент приехал!
  
   Ксения:
   Отец! Как ты можешь предлагать мне такое? Отвлекать? Притворяться и обманывать?
  
   Губернатор:
   Доченька! Если этот юнец доберется до президента, то ты на день рождения не картину получишь, а мои зарисовки тюремного быта. Не "Ревизоров" в Малом тогда будешь смотреть, а папу в выпусках новостей.
  
   Ксения:
   Неужели все так плохо?
  
   Губернатор:
   Да ведь кто знает нашего президента. Может, просто посмеется и скажет, что работать надо лучше, еще усерднее и к народу надо прислушиваться. А может и прокурора натравит. От настроения зависит.
  
   Ксения:
   Это все как-то низко! Но... Я, в конце концов, должна же помочь родному отцу в тяжелую минуту?
  
   Губернатор:
   Вот-вот. Ты же грамотная. Как там... "Ну как не порадеть родному человечку?"
  
   Ксения:
   Папа!
  
   Губернатор:
   Все-все. Молчу. Поехали, подыгрывай. (Дмитрию) Голубчик! А не хотите ли вы посетить наш театр?
  
   Дмитрий:
   Театр? С чего бы это мне вдруг захотелось посетить наш театр? Может, там теперь устраивают гладиаторские бои?
  
   Ксения:
   Вы же не в Москве собираетесь ставить свою пьесу! Присмотритесь к актерам, к их игре. Я тоже пойду, составлю вам компанию.
  
   Дмитрий:
   Актеров там действительно можно найти неплохих, если постараться. Хорошо, пойдемте, мне некуда торопиться.
  
   Губернатор:
   До свидания, молодежь. Развлекитесь там, как следует.
  
   (Дмитрий и Ксения уходят, входит Заместитель)
   Заместитель:
   Мы пропали. Мэр на удивление для своих мозгов умно договорился с президентом о переносе приезда на более ранний срок, якобы из-за террористов. Сейчас президент уже окучен мэром и поехал смотреть его потемкинское агрохозяйство. Нужно перехватывать инициативу.
  
   Губернатор:
   Да, обязательно. Кто знает, что задумал наш дорогой мэр. Едем немедленно следом за президентом и действуем по обстоятельствам.
  
  
   Сцена 2. В театре.
  
   (В одном ряду сидят: Ксения слева, затем Дмитрий, справа Зритель)
   Ксения:
   До начала еще есть время. Я отойду, мне нужно поговорить по телефону.
  
   Дмитрий:
   Конечно.
  
   (Ксения уходит)
   Зритель:
   Прекрасная пьеса! Я уже не помню, сколько раз ее смотрел.
  
   Дмитрий:
   Вот как? И вам нравится?
  
   Зритель:
   А как же! Это такая прелесть - все любят! Какая игра актеров, какая великолепная режиссерская работа. Уверен, что даже в Москве такой спектакль показать было бы нестыдно. Да что там в Москве!..
  
   Дмитрий:
   О чем же он? Я, если честно, из брошюры не до конца понял содержания пьесы...
  
   Зритель:
   О-о-о! Ну, как вам объяснить. Знаете, постановка исполнена исключительно в лучших традициях современного искусства: пересказывать дело неблагодарное - это надо видеть! Здесь главное ведь даже не сюжет или характеры, здесь куда важнее отрицание. Как я люблю постмодернизм, вы не представляете. Отрицание, да. Отрицание всего. Отрицание актерства, режиссерства, искусства, наконец! Важнее чувства, чем форма...
  
   Дмитрий:
   Но в брошюре написано, что все-таки об Отелло идет речь.
  
   Зритель:
   Да-да, о нем самом. Какой здесь Отелло! Его играет сам Клюйкин. Это актер от бога. Умение держаться, умение говорить... О, как он говорит! Это песня! Не как-нибудь там, знаете, по-обычному, не по-простому, о нет! Нет в нем этой деревенщины. Говорит же с манерой и вроде как задушевно, будто он ваш друг детства. Порой сидишь и ждешь, что вот сейчас сойдет он со сцены, хлопнет тебя по плечу и заорет: "Эх, Никитка, что ж ты, щучий сын, не наливаешь, а сидишь, уставился на меня, как на бабу! Выпьем за березки!" Говорят, даже было как-то раз нечто в этом роде. Сам не видел, но охотно верю.
  
   Дмитрий:
   Так все же, о чем эта пьеса?
  
   Зритель:
   Далось вам содержание! Режиссер Покрышкин - это не какой-нибудь старорежимный Шекспир, это - новое слово в театральном искусстве. Но если вам так хочется... Отелло приезжает в Россию, проигрывается в рулетку и бежит от кредиторов в провинцию. Здесь он встречает Ленского и его сестру - Татьяну. В этом моменте очень интересный любовный треугольник! Ленский влюблен в Татьяну, Татьяна в Отелло, а Отелло, конечно же, в Ленского. Из ревности Татьяна на дуэли убивает Ленского. О, какой это многоплановый эпизод! В образе сестры, убивающей брата, из-за своей любви к чужаку, к мавру, явно просматривается вся наша многострадальная Россия... Которой тоже взаимности трудно дождаться. Далее история закручивается еще более лихо, не буду вам рассказывать, чтобы не портить наслаждения от просмотра. Заканчивается же... Тут я не удержусь, расскажу. Заканчивается тем, что Отелло душит Татьяну, а та достает кольт и стреляет в душегубца в упор. Кровь по всей сцене! Каково? А? Сколько подтекстов, сколько смысла. Ах, нет слов, просто гениально!
  
   Дмитрий:
   Воистину, гениальность в наши дни зависит от ее оценщика.
  
   Зритель:
   Сейчас выйдут! Вы с ума сойдете от их одежды. Все одеты в костюмы петрушки! Каков ход, а?
  
   (входит Ксения)
   Ксения:
   Я уже здесь. Вы не скучали?
  
   Дмитрий:
   Что вы, я только что узнал, что сейчас покажут шедевр, а, значит, счастлив, и главное - знаю, как реагировать на увиденное. Что может быть лучше, чем сложившееся общественное мнение?
  
   Ксения:
   Вы, кажется, не можете не говорить насмешками.
  
   Дмитрий:
   Кажется, мне уже не хватает слов прозы, чтобы их выражать. Оцените стихотворный экспромт:
   Погромче имена, погромче мысли.
   Кто ищет, тот найдет и в этом смыслы.
  
  
   Сцена 3. На ферме. Трактор, рядом куча кизяка.
  
   (входят Мэр и Президент)
   Президент:
   Эх, воздух-то какой! Как дышать легко! Нет, это не то, что в Кремле. В Кремле дышать тесновато. Здесь, вдали от Москвы, могу вздохнуть полной грудью. Главный я, в конце концов, или не главный в стране?! А?!
  
   Мэр:
   Что вы, господин президент, конечно, главный! Я, только между нами, считаю, что ваше руководство гораздо лучше, чем прошлое, ну, то... Ну, вы понимаете.
  
   Президент:
   Правда?
  
   Мэр:
   Конечно. Посмотрите на страну. Вся разом преобразилась и обновилась. Развиваются новые направления в науке; казино, важного врага, вон победили; выяснили, что бюрократия с коррупцией в стране процветают, и объявили им бой. А все благодаря кому?
  
   Президент:
   Да, верно говоришь. А знал бы ты, скольких трудов мне это стоило, сколько бессонных ночей провел я, размышляя о том, как по всей стране заменить лампочки Ильича на энергосберегающие. Ничего, вот задушим гидру расточительного энергопотребления, тогда так заживем, что там Европа!
  
   Мэр:
   Непременно, непременно. Я всегда говорил, что все зло в нашей стране от этих лампочек. Так что же вы думаете? Не слушали!
  
   Президент:
   Как? и тебя не слушали? Хм, а ты славный малый. Ладно, давай, что тут у тебя? Ух, ты! Новенький трактор! По лизингу получили?
  
   Мэр:
   Ох, и по большому лизингу...
  
   Президент:
   Ну-ка я его...
  
   Мэр:
   Куда? Да зачем же вы...
  
   (Президент забирается в трактор)
  
   Президент:
   Как настоящий, как тракторист! Ха-ха! Ну как, похож ведь я на тракториста?
  
   Мэр (в сторону):
   Что ответить? Скажу, похож, так рассердится еще, что я его с трактористом каким-то равняю. И не согласиться тоже боязно, решит, не дай бог, что я неподатливый и начальству перечить могу. (вслух) Где мне найти такого тракториста, который бы так же великолепно выполнял свою работу, как вы свою на посту президента!
  
   (Президент выскакивает из трактора, смотрит вокруг)
  
   Президент:
   Ну-ну, не пересахари. Есть у тебя еще что-нибудь, чем бы порулить?.. Эх, не ползи в душу тоска! в следующий раз порулить удастся лет через 12... (молчит некоторое время) Задумался я. О чем говорили? А! Самолет там, например, есть у тебя, чтобы на нем полетать? Нет, самолет не пойдет - было. Вертолет! Вертолет есть? Нет, тоже не то. Наверняка он и на вертолете летал... Что же такое придумать. Во! Воздушный шар!
  
   Мэр:
   Как воздушный шар? Нет, простите, нет такого. Да и опасно.
  
   Президент:
   Эх, ладно, а это что за куча?
  
   Мэр:
   Это... Это, эм... (в сторону) Какой же дурак оставил его здесь? (вслух) Это кизяк...
  
   Президент:
   Что такое кизяк?
  
   Мэр:
   Ах, вы не знаете! Очень хорошо, я сейчас вам все подробно расскажу. Это, понимаете, новейшие научные разработки, самые настоящие отечественные нанотехнологии в области энергетики. Я вам ручаюсь, невероятно экологичное и, что важно, доступное топливо. Такого топлива в Европе нет, и вряд ли скоро будет! А у нас уже изобрели наши же, местные, ученые. Кизяком дома обогреваем - лучше ничего не придумаешь.
  
   Президент:
   Да вы что! Замечательно. Ведь главное помнить, что за нанотехнологиями будущее. Наша страна в скором времени должна диверсифицировать направления... Ой, чего это я? Здесь же только ты. Бывает так, знаешь, включается иногда, будто записал кто во мне. Ну-ка, дай-ка я его... Пощупаю...
  
   Мэр:
   Н-нет!
  
   Президент:
   Что такое?
  
   Мэр:
   Не надо. Лучше не...
  
   (входят Губернатор и Заместитель)
   Губернатор:
   Дорогой господин президент, ну как же вы приехали в мою губернию и до сих пор меня не навестили! Я так давно не слушал ваших дивных речей. Кстати, передавайте привет премьеру. Он тоже просто Цицерон! Так и передайте. Особенно его выступление на последнем послании... О-о-о, я, клянусь, сидел и конспектировал, как студент. Как же не записать такие умные слова. Коррупционеров надо сажать, бизнес развивать, пенсионерам помогать. Как все метко, как свежо и метко!
  
   Президент (холодно):
   Вы, я вижу, пленены обаянием нашего многоуважаемого премьера...
  
   Заместитель (тихо):
   Не тому льстите.
  
   Губернатор (тихо):
   Ты прав, и что это меня понесло расхваливать папу перед сыном папы. (громко) Я попал под его обаяние, не скрою, но боюсь, что не смогу даже подобрать такие слова, чтобы выразить все свое восхищение вашим талантом руководителя.
  
   Президент:
   Правда? Да что это я! Какая там правда...
  
   Мэр:
   Господа, что же мы теряем время! Губернатору, должно быть, не терпится показать спортивный объект, на постройку которого было выделено столько денег из гос. бюджета.
  
   Губернатор (тихо):
   Шельма хочет меня подставить. Вместо спорткомплекса торчат ржавые качели и пара ворот!
  
   Заместитель (громко):
   Но сначала непременно нужно заехать посмотреть на то, как быстро и качественно идет реконструкция здания городской библиотеки! Мэр постарался на славу, господин президент. Недавно слышал его отчет о ходе работ, так был просто заворожен такой быстротой и качеством.
  
   Президент:
   Библиотека? Люблю библиотеки, там обычно много слушателей, которым можно рассказать, как нелегко быть президентом или как сделать страну богатой. Да и просто поговорить... За жизнь...
  
   Мэр:
   Э-э-э... Понимаете, библиотека еще на реконструкции, так что в ней никого нет. Выступать не перед кем. Строители люди темные. Очень. Слушать непривычные.
  
   Президент:
   Жаль. Тогда куда бы съездить, чтобы высказаться? Помню, недавно награждал орденами актеров, так они так живо реагировали, так неподдельно заинтересованно! Точно! Театр! У вас есть театр?
  
   Губернатор:
   Театр? Но...
  
   Мэр:
   Зачем в театр? У нас есть театр, но...
  
   Президент:
   Немедленно в театр! Едем!
  
   (идет к выходу)
  
   Губернатор (мэру):
   А все ты виноват, мелкий интриган. Знаешь ли, что наш писака сейчас в театре? Готовься, закончилось наше время зарабатывать деньги, оставшуюся часть жизни придется их тратить.
  
  
   Сцена 4. В театре.
  
   (Напротив сцены сидят Ксения, Дмитрий и Зритель)
   Ксения:
   Дима! Не спи!
  
   Дмитрий:
   Как тут уснешь, когда они на сцене так кричат.
  
   Зритель:
   Ах, божественно!
  
   Ксения:
   Прости, мне показалось, что ты...
  
   Дмитрий:
   Я пытаюсь не видеть этого ужаса и еле сдерживаюсь, чтобы не убежать.
  
   Ксения:
   Здесь хотя бы быстро развивается действие. Хуже, когда все то же, но с претензией на умность и потому затянуто.
  
   (включается свет, входит Президент)
  
   Президент:
   Простите, что помешал, но что, откровенно говоря, может быть для вас важнее, чем мой приход? (актерам) Как дела, как жизнь, хорошо работается? Платят нормально? С жильем проблем нет? Я тут составил программу, по которой к 2045 году, к столетию победы, каждый ветеран получит по лимузину. Кроме того, я подписал указ, чтобы пенсию увеличивать 5 раз в год. На полтора процента каждый раз. То есть это увеличивать от страховой части. Ну, вы понимаете. Не той, которой базовой, а той... В общем, там разобраться несложно. Вот так, хорошо всем будет, да. Счастливы, а?
  
   Дмитрий:
   Сама судьба привела его сюда! Небеса требуют от меня не мешкать и использовать такую возможность!
  
   Ксения:
   Умоляю, нет! Твой поступок не сделает никому лучше, а только хуже станет. Мне, например.
  
   Дмитрий:
   Да что ты так переживаешь! В конце концов, это просто пьеса.
  
   Ксения:
   Ах, но ведь всякое же может случиться! Зачем воду мутить? Прошу вас! Не будьте так жестоки, как коммунист. (плачет) Ах, вы Сталин. Вы настоящий товарищ Сталин.
  
   Дмитрий:
   (растерянно) Что? Сталин? Товарищ Сталин? Причем тут? Нет уж, я должен... Как там... Как надо... Да как же... Товарищ! Товарищ президент!
  
   Президент (холодно):
   Я вам не товарищ, а господин.
  
   Дмитрий:
   (еще более растерянно) Господин? М-да, действительно, что это я... Как это я забылся... Я дурак! Почему подумал только о тех, кто рядом, и ни разу не устремил мысль свою к тому, кто во главе? Кого это я пытаюсь высмеять, а главное - перед кем? Пистолет, дайте пистолет! Мое сердце готово разорваться от моря насмешек, в нем заключенного. Вся злая и глупая нелепость нашей жизни вызывала во мне сначала улыбку, потом иронию, наконец, яд сатиры, разъедающий меня изнутри ежесекундно. Я больше не в силах терпеть эту отраву, так как не могу придумать, как направить ее, чтобы хоть что-то вокруг исправить! Я хотел показать свою пьеску вам, президент, но кто вы по сути? То же самое, что и мои герои. Чего же ждать от вас? А от этих зрителей, что в зале, я не жду вообще ничего. Хотя писал для них. Они заплатили за билеты и обязательно досидят до финала, вмешиваться же в действие пьесы они не привыкли, всё боятся, как бы чего не вышло.
   Уйти бы от вас от всех. Совсем бы уйти и не видеть этого абсурда, не страдать от вас и за вас. Был бы пистолет у меня, я бы сейчас же застрелился. Да, пистолет! Как же жаль, что нет пистолета!
  
   (Татьяна подходит, вытаскивает из-за пояса кольт и протягивает Дмитрию)
   Татьяна:
   Ну, не переживай ты так, сердешный. Возьми, дарю.
  
   Занавес.
  
  

В. Вахов


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"