Трофимова-Рихтер Валерия : другие произведения.

Фрагменты души

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Я сидела в кресле и неспешно потягивала сок из соломинки. Мои мысли с трудом обретали форму и роились возле одной-единственной личности. И, благодаря мистическому союзу, та самая личность услышала мой зов. Он пришел, и вот он стоит напротив меня.
  -Вальтер, что-то ты рано сегодня. Приходить рано - не в твоем стиле.
  -Рано, поздно... Вечность таких слов не знает.
  -И с каких это пор мы так заговорили, мой дорогой друг?
  -Это всегда было у меня внутри, - задумчиво произнес Вальтер и рассыпался на сотни кусочков.
  Прежде, чем я успела поистине ужаснуться, предо мной снова появился Вальтер, совсем как новенький. Словно и не рассыпался.
  -Майн Гот, Вальтер! Не надо так больше! Думаешь, мне приятно всякий раз созерцать твое расщепление?
  -У меня снова экзистенциальный кризис, прости. Просто, представь, что я распадаюсь на мерцающие точки, и как скользят они по темному полотну, объединяясь в созвездия - некие фрагменты одного целого, затем полотно оживает и обтекает их, создавая другую личность.
  -Прости, но ты недостоин такой эстетики. Ты слишком прост, замкнут и печален, запутан в своих же желаниях. И хватит распадаться, всякий раз получается все более жалкая партия твоих личностных фигур. Ты плохо играешь и мало смеешься. Ты готов умереть за политическую идеологию, хотя ничего еще не дал этому миру. Когда осознаешь, ты захочешь умереть во имя чего-то совершенно другого.
  -Да, ты права, ты снова читаешь меня, как книгу. Мне нужна твоя помощь. Ты сама заметила, однако, что пришел я сегодня раньше.
  Я засмеялась жестко и холодно. Вальтера это несколько смутило.
  -И не смей удивляться, Вальтер. Я давно подаю тебе руку помощи, но ты предпочитаешь самостоятельно катиться в пропасть...
  -Нет, сегодня я решил взлететь вместе с тобой.
  -Хочешь приблизиться к идеалу?..
  - К тому идеалу, что в твоей голове.
  Мне снова стало неимоверно смешно. На какой-то миг мне показалось, а точнее, навязалось, что мыслящий идеал Вальтера в моей голове существует на самом деле. Он прекрасно мыслит, следовательно, существует. Приходит же бред какой-то в голову...
  -Тебе никогда не стать таким, Вальтер! Нет в мире ничего идеального, и быть не может. Все идеализации - суть плоды мечтательных созерцаний.
  -Но приблизиться ведь - можно!
  -Все субъективно. Мы можем говорить лишь о своих ощущениях, о своей собственной рефлексии. Тотальный субъективизм, мой дорогой. Я могу предоставить тебе лишь шахматную доску, партию играть ты будешь сам. Разборки всегда индивидуальны.
  С этими словами я поднялась из кресла и уже готова была уйти, но Вальтер снова меня остановил.
  -А что, если черные снова одержат вверх?..
  -У тебя сегодня день абсолютизации и идеализма? Хотя, я б назвала это не чем иным, как идиотизмом.
  -Легко тебе рассуждать, тебе проще. В детстве ты купалась в лучах родительской любви, в отличие от меня. Сама же твердишь, что все - родом из детства, все тянется именно оттуда, бесконечным шлейфом...
  -Мне? Легко? А когда ко мне обращаются такие, как ты? Каково это, быть эмпатом, словно проживать фрагменты чужой жизни? Неведомо это твоей черствой, нарциссичной натуре.
  -Это тоже затрагивает твои фигуры?
  -Да, я все чаще сижу подолгу и все тщательней обдумываю свои ходы. Иногда, признаюсь, хочется раскидать все фигуры и разбить доску вдребезги. Со-переживание отнимает много жизненных сил. Максимально абстрагироваться от чужой действительности невозможно - она все время норовит наложиться на твою.
  -Тогда поговорим о совершенстве сегодня, раз все нити к этому ведут?.. Быть может, сегодняшний разговор повлияет на мои дальнейшие партии.
  -Значит, перейдем к эстетике?
  -Как тебе угодно. Но ты же знаешь, что я смеюсь над пафосом.
  -Но пафос не всегда проявление совершенства. Тут много иных факторов. Я поведаю тебе свою теорию совершенства, свои субъективные переживания. То есть, расскажу о своих Фрагментах Души. Это слишком личное - но я тебе доверяю, а после - выслушаю и тебя, непременно.
  - Полностью согласен. Так начни же свое повествование.
  ... - Как говорится, и не устану повторять - нет в мире ничего совершенного. Но можно стать причастным ему, максимально приблизиться, как мы говорили выше. Понятие Совершенства дарит мне особый ассоциативный ряд, а именно, целиком и полностью - чисто эстетического характера.
  И да, Вальтер - не стоит морщить нос - не дано тебе знать, что является предтечей истинного Вдохновения.
  Думаю, что причастность Совершенству лишает страха смерти. Осознание Совершенства позволяет прикоснуться к вечности.
  Каково это, мечтательному актеру сыграть роль, которую он так долго ждал? Выложиться целиком и полностью, ибо эта роль, в какой-то степени, одна из аспектов многоаспектной личности актера. Прожить на сцене такую родную и близкую, но все же не свою жизнь, и под аплодисменты и рев публики умереть на сцене. И последними словами актера будут слова о Совершенстве: "Вот оно, Совершенство, я его познал; теперь можно спокойно умереть..."
  Подобное чувство может возникнуть и у балерины, у гимнастки или даже у простой танцовщицы - исполнить любимый танец или пируэт, исполнить так прекрасно, как никогда. Вибрации восхищения всех зрителей в зале гармонично совпадут, сольются с трепетом вдохновения танцовщицы. И она поймет, что наиболее лучшего и трепетного момента в ее жизни не будет - ибо только лишь раз можно прикоснуться к Совершенству; все остальное - лишь простое, приятное, но эфемерное, и не обладает оно такой смысловой нагруженностью.
  А художник, скульптор, или писатель?.. Ведь творят многие для того, чтобы прикоснуться к Совершенству, ибо каждый фрагмент творческой души жаждет этого.
  А каково мистику, достигнуть значительных успехов в медитации, мистическом созерцании?.. Это полное растворение человеческого естества в божественной энергии мира, полное слияние личности с умозрительно обожаемым. Иными словами, духовно-экстатическое состояние.
  Если тебе угодно, Вальтер, то могу продолжить. Подобное чувство Совершенства может испытать и археолог, волею Судьбы нашедший то, что давно искал; ученый, сделав весомое для науки открытие. Их жизнь перестанет быть наполненной смыслом - она станет переполненной смысла. Вот что влечет за собой переживание Совершенства - после неимоверной эйфории наступает ощущение пустоты, поэтому, в самом начале своего рассуждения я отметила, что после испытания такого чувства можно спокойно умереть. И то будет лучший финал, эпичное и достойное завершение всей земной жизни. Фрагменты Души перегруппируются в одно целое, и завершится партия.
  -Ты закончила?
  -Пожалуй, да. Теперь я готова выслушать о том, что волнует тебя, а именно, о том, что отражает твою сущность.
  ...- Что ж её отражать может? Тебе бы все публичность, смысл жизни твой заложен в творчестве. Быть может, даже не в творчестве как таковом - а в общественном признании. В каждом твоем примере сквозит намек на публичность; что до меня же - то ты знаешь меня, мизантропа. К чему стремятся Фрагменты моей Души?.. Наверное, искренне стараются забыть о некоторых моментах из прошлого, ибо слишком увлечен я своей натурой, и многого, увы, просто так забыть не могу. Ты стремишься лишь вперед; но консерватизм моих фрагментов гораздо сильнее меня - мои фигуры всегда похожи, всегда твердят одно и то же. Порой, где-то далеко и совсем не оформлено, возникают у меня мысли о Совершенстве, но их тут же подавляет масса цинизма. Зачем? Зачем же так волноваться, стремиться прикоснуться к Совершенству? А если тебе этого вообще не дано? Все предопределено ведь.
  -Фатализм парализует действия! - вскрикнула я, не выдержав.
  -Я выслушал твой поток пафоса, так выслушай и ты меня до конца. Ты движима благими помыслами; но, в то же время, в силу своей творческой натуры не всегда знаешь, чего действительно хочешь. Но общественного признания ты действительно хочешь - правда, боишься себе в этом признаться.
  Ну да ладно, вернемся к моей скучной натуре. Зато моя скучная натура почти всегда избегает разочарований. Пусть пессимизм - но это плюс, ведь в любой сложной ситуации я уже готов к худшему.
  Моя душа тянется лишь к животным - ибо это единственные существа, искренние с тобой. Что же я еще могу сказать? По-моему, стремление к простоте - вот самое главное, вот что отчасти Совершенно. Простое - Совершенно.
  Ах да, и еще - идеи, великие идеи могут быть Совершенны! Они могут утешить в трудную минуту, они придают мне силы. Пожалуй, идеи - смысл моего существования, хоть они и абстрактны.
  - Как же ты напоминаешь мне Понтия Пилата! Одиночка, мизантроп, любящий лишь свою собаку, пессимист до мозга костей. Так же любишь копаться в прошлом, хотя его следовало бы оставить давно; и часто считаешь себя виноватым. В начале нашего сегодняшнего разговора ты говорил, что хотел бы взлететь со мной? Так вот, отпусти сначала свое прошлое, иначе никогда не взлетишь.
  За твоим нордическим холодом кроется некая зона теплоты, и она безумно жаждет внимания, понимания и комфорта. А также вынашивает сложные идеи политического духа. Ты крайне противоречив.
  Совершенное суть простое, - говоришь ты. А разве просты абстрактные идеи, коим ты служишь? Хотя, давай лучше начнем с другого - могут ли они вообще быть причастными Совершенству?.. Ведь все общественные идеологии вырастают из элемента удвоения, повторения мысли. В идеологиях 20-го века нашла свое новое рождение мифология милленаризма. Идеология - как и вера в пророчества, самый что ни на есть миф, обещание народу. Ну да ладно, не буду я вдаваться в перечисления, думаю, суть ты уловил. Повторение мыслей... Разве подражание может быть причастным Совершенству?
  А вот простота по-своему притягательна. Минимализм - скупая логика истины. Отсутствие лишнего роднит предмет с проявлениями Совершенства. Пожалуй, это все.
  -И каков вывод? Думаешь, я проникнусь твоей эстетикой, а ты станешь воспевать минимализм после этой беседы? - ухмыльнулся Вальтер.
  -Не это ли главная цель всех диалогов - понять и принять друг друга?..
  -Нужен я тебе со своим цинизмом и прочими прелестями...
  -Я извлекаю из твоих рассуждений много интересного, так или иначе. К тому же, анализируя твою личность, всякий раз сталкиваюсь с чем-то новым. С новым не потому, что ты и вправду изменился, а потому, что раньше я не смотрела так хорошо. Практика всегда полезна.
  -Думаю, что наш разговор будет еще продолжен.
  -Но на сегодня, безусловно, хватит. Главное, не рассыпайся больше. Поставь себе основную цель, вокруг которой будут вращаться все твои фигуры. Но какова твоя цель, то есть, какую ты выберешь ось для себя - зависит лишь только от тебя. Я лишь привношу немного свежести в твою жизнь - чтоб не казалось тебе все одинаковым и серым.
  -Философский пафосный душ? Да, неплохо. В таком случае, я согласен иногда его принимать; но не слишком уж часто.
  -Согласна. И у меня не хватит времени на частые встречи.
  
  Вальтер ушел. Я отодвинула от себя пустой стакан. За окном разбросало утреннее солнце розовые пятна зари. Светало. С солнечным светом заструилось и тепло в комнату. А Вальтер ушел, все такой же холодный, спокойный, с легкой красивой печальной улыбкой. Напряженная внутренняя борьба никак не отражается на его лице. Пожалуй, есть в этом особый шарм. Но почему всегда после разговоров с ним я чувствую себя немного сложно и тоскливо, почему остается чувство того, что я не могу помочь, целиком и полностью донести до него свои мысли? Почему он кажется таким далеким?.. Между нами пропасть непонимания; хоть мы, с другой стороны, довольно близкие друзья. Быть может, следующие встречи сократят эту пропасть между циником и эстетом-романтиком, хоть на немного?..
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"