Фатум Вальтер : другие произведения.

Дыхание легенды. История гибели одной команды

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   "6 февраля 1958 года, самолет, перевозивший игроков и персонал Манчестер Юнайтед, а также нескольких журналистов и болельщиков, разбился во время урагана после третьей неудачной попытки взлететь с мюнхенского аэродрома. Манчестер Юнайтед возвращался из Белграда, где Команда выиграла у Red Star Belgrade в Кубке Европейских Чемпионов. Самолет остановился на дозаправку в Мюнхене. Двадцать три из сорока трех пассажиров погибли"
  
   Так начинается вступительная статья на сайте, посвященном трагедии МЮ...
  
   Пятидесятые начались для МЮ, по сути в 1948, с победы в Кубке Англии - это был первый послевоенный турнир, в котором победили Красные дьяволы. Примерно тогда же новый тренер команды Мэтт Басби начал сколачивать новый, молодой коллектив, способный вести клуб к новым вершинам - побеждать, побеждать...
  
   Первыми покинули МЮ вчерашние звезды. Освободилось место в раздевалке, ранее принадлежащее Джонни Морису, ушедшему в Дерби. Ушел из команды и Чарли Миттен. Замечательный вингер улетел в Колумбию...
   Многие опасались, что команда не переживет потери своих, пусть и вчерашних, но все же лидеров.
  
   Однако грандиозный план шотландского тренера уже начал осуществляться, и по всей Британии начали рыскать скауты в поисках молодежи, способной не просто играть - а громить каждого соперника на своем пути.
   Джеки Бленчфлауер и Роджер Бирн стали первыми ласточками, вернее, "малышами" Басби, как их ласково прозвала пресса, стали Джеки Бленчфлауэр и Роджер Бирн. Их дебютном сезоне - 1951/1952 - МЮ впервые с 1911 выиграл золото национального первенства.
   21-летний Бирн сыграл выдающуюся роль в той победе: он принял участие в 24 матчах чемпионата, в том числе и в последних шести, в которых он, играя на фланге, наколотил семь голов. Чуть позже он вернулся на свой родной левый край и в течении четырех сезонов, начиная с 1954 неизменно капитанил.
  
   Он был признан лучшим игроком МЮ первой половины пятидесятых, но не одним им исчерпывалась та команда. Эдди Колмен. Марк Джонс, Девид Пегг еще в 1953 выиграли молодежный кубок Англии и теперь составляли основу команды.
  
   Естественно, помимо своей молодежи Басби весьма успешно проворачивал трансферы, приобретая именно тех игроков, которые, по его мнению, смогут привнести новую мощь в игру. Одним из таких игроков стал замечательный форвард Томми Тейлор. Нападающий от бога, который моментально принялся забивать за новую команду (а еще он регулярно отмечался в составе сборной Англии), перешел из Барнсли за рекордные на то время 30 тысяч фунтов.
  
   Другим денежным переходом стал трансфер из Донкастера Харри Грегга, который своим 27 тысячами тоже поставил рекорд - в цене за вратаря. И ведь не скажешь, что деньги были выброшены на ветер. И в Манчестре, и в своей сборной - Северной Ирландии - он был безусловным первым номером.
  
   По моему глубокому убеждению, самым талантливым из той команды был Данкан Эдвардс. Может, это и спорная точка зрения, но позволю себе допустить, что не только в МЮ, но и во всей сборной Англии не было более талантливого и гениального футболиста за всю их историю...
  
   Настолько мощным, талантливым был этот паренек из Дадли, что Басби просто не мог не допустить его к первой команде, и уже в апреле 1953 в возрасте 16 лет и 185 дней, будучи самым юным на тот момент английским футболистом, когда либо игравшим в высшем дивизионе, сделал свой дебют во взрослом футболе.
  
   Почему именно он? Быть может, будь я далек от футбола, его истории, от самого МЮ, я бы сказал, что дело тут в том, что Эдвардс умер молодым. Все мы склонны к тому, чтобы преувеличивать достоинства умерших молодыми...Нет, дело тут в другом.
   Он был феноменом, каких мало. Блестящая техника работы с мячом, хорошие физически данные, скорость - вот рецепт игрока, который на веки вечные должен стать предметом для подражания. Данкан имел все эти данные ещё в школе, где его часто привлекали во всякие соревнования. В одном из них, на молодого паренька и положил глаз "МЮ". Сама его история появления в Манчестере довольно любимая фанатам "МЮ". На талантливого юношу посматривал не один Басби, а ещё парочку тренеров из грандов. Услышав такие новости, Басби не стал рвать на себе волосы, а отправил Берта Уолли в Дадли. Тот продежурил всю ночь с 30 сентября на 1 октябре ( канун дня рождения Эдвардса) и лишь только взошло солнце, стал стучать в его дом, говоря его родителям "Вашему сыну уже 16! Он может заключить контракт".
   Эдвардс стал идеальным дополнением "Малышей Басби". Он стал её символом. Команда росла и крепла прямо на глазах! Было выиграно два чемпионских титула и был полуфинал КЕЧа. Все шло прекрасно. Стали приглашать и в национальную сборную. Дебютный гол он забил сборной ФРГ, на глазах у 95 тысяч зрителей! Удар получился сильным с 25 метров. Прозвище "Бум-Бум" так и прилипло к нему.
   Свой последний гол забил он "Арсеналу" 1 февраля 1958 года. Легендарный матч, который закончился со счетом 5-4 в пользу "МЮ", стал последним в карьере Эдгардаса, но он об этом ещё не ведал. Как и не ведали остальные "Малыши"...
   20 феврали Эдвардс пришел в сознание. " В сколько мы сегодня играем?" - это был его первый вопрос. " В два тридцать" - машинально ответил ему Мёрфи, который сидел у его постели. " Что ж, вперед парни" - сказал он и его глаза закрылись. Навсегда.
   Можно спрашивать себя - что же он сделал такого, за что мы его помним до сих пор? Не уж то причиной всему - ранняя смерть, из-за которой сколько преувеличений.
   За несколько лет своей карьеры он наработал на личный музей, к 21 году он успело сыграть 18 матчей, что даже по нынешним временам очень много, а уж тособенно в те годы, когда команда проводила по 6-7 матчей за год! Пять голов...
   Терри Венейблс сказал " Представьте себе футболиста, который мог сыграть центрального защитника, как Йаап Стам, на фланге, как Паоло Мальдини, в центре поля, как Рой Кин, и центрфорварда, как Ален Ширер. И тогда вы, быть может, получите некоторое представление о том, каков был Данкан Эдвардс". Это был гений, который умер раньше, чем началась его настоящая жизнь. Он - воплощение несправедливости господней. За свои шесть сезонов в "МЮ", он заслужил такую всепоглощающую любовь фанатов красных дьяволов, что они до сих пор его помнят. Каждый, кто зачисляет себя в ряды болельщиков "МЮ", проезжая через Дадли, всегда посещают городское кладбище, где спит их "малыш". Они тихо подходят к памятнику и кладут у его подножия скромные букеты. Кто-то даже заплачет. А это же фанаты "МЮ", отличающиеся яростным нравом и какой-то ненормальность. Но они любят свой клуб и понят тех, кто творил историю этого клуба. И мы помним, а потому каждого 21 февраля, в тихом кругу, состоящем из болельщиков в который раз пересказываем друг другу историю Данкана Эдвардса и зажигаем свечу, которая потом горит всю длинную ночь, разгоняя мрак и холод. А в его родном городке идут в церковь святого Фрэнсиса, смотрят на витраж, на котором изображен юный футболист и повторяют фразу, написанную на этом витраже "God is with us for our Captain".
   "Он, бесспорно, должен был стать величайшим игроком, которого знала Англия. Был на голову выше своих соперников по уровню мышления на поле... " - сказал о нем Бобби Чарльтон, когда составлял свою версию величайших футболистов всех времен.
  
   Харри Грегг вспоминает о трагедии:
   (взято на одном из фановских сайтов МЮ в России)
  
   Мы приземлились в Мюнхене, чтобы дозаправить самолет. Шел небольшой снег, и наши ноги оставляли заметный след, пока мы шли от трапа к зданию аэропорта. Вскоре нас попросили вновь занять свои места, и мы расселись, ожидая взлета. Ничто не предвещало беды.
   С моего места было хорошо видно одно из шасси, когда мы пошли на взлет. Самолет немного повело, и я увидел, как колеса то отрываются от земли, то вновь касаются поверхности. Затем самолет остановился, и нам сказали, что мы попытаемся взлететь еще раз. "Наверное, техническая неполадка" - подумал я.
  
   Мы снова начали взлетать, и на этот раз разгон был несколько длиннее. Снегу навалило изрядно, и мы были похожи на катер, несущийся по морской глади. Самолет снова остановился, и это уже было немного тревожно. Нам сказали, что, похоже, придется выйти из самолета и переждать в здании аэропорта. Но не прошло и пяти минут после того, как мы покинули борт, как нас вновь попросили занять свои места. Я обратил внимание, что стюард пристегнулся ремнем безопасности, - похоже, все обстояло серьезнее, чем я предполагал. Так что я уселся поудобнее, расстегнул ворот и ослабил узел галстука, а также положил ноги на противоположное кресло.
  
   Я продолжал наблюдать за шасси, и в этот раз мне показалось, что мы точно взлетим, так как за окошком стали проноситься места, которых я еще не видел. По-моему, мы уже оторвались от земли, и в этот момент раздался ужасающий грохот. Всё встало с ног на голову, только что было светло, и в тот же момент кромешная тьма, и только страшный скрежет, треск, запах дыма и сполохи пламени...
   В момент крушения я получил сильный удар по затылку - я чувствовал, как что-то течет у меня из носа, и никак не мог понять, что произошло. Я не так давно присоединился к МЮ, у меня была жена и ребенок, и в тот момент - впервые в жизни - я подумал, что больше никогда не увижу своих родных. Кроме того, я почему-то подумал, что так и не выучил немецкого. Всё происходило, как в замедленной съемке.
   Внезапно все прекратилось. Было так темно, что я подумал - вот я и в аду. Некоторое время я просто лежал, чувствуя, как по лицу стекает кровь, и мне было страшно узнать, что произошло. Потом глаза немного привыкли к темноте, и я подумал, что не умер - вокруг что-то полыхало, и искрили провода. Чуть правее надо мной я увидел дыру, сквозь которую пробивался дневной свет. Я пополз по направлению к ней, наткнувшись по пути на одно или два тела. Выглянув из дыры, я увидел прямо под собой Берта Уолли - одного из тренеров команды - одетого в синий летный костюм. Его глаза были широко распахнуты, и он был мертв.
  
   Сквозь дыру мне удалось вылезти из самолета, и я упал рядом с Бертом. По снегу к нам бежали 5 человек, они кричали, чтобы мы убегали как можно скорее, поскольку самолет может в любой момент взорваться. Но страх куда-то делся, и я просто стоял рядом с самолетом. Из-за обломков кокпита выбежал один из пилотов - капитан Тэйн - и тоже начал кричать: "Сматывайтесь, тупицы, сейчас взорвется!". После этого пилот скрылся среди обломков самолета. В этот момент я услышал детский крик и понял, что внутри самолета еще могли оставаться люди. Я залез внутрь, заранее каменея от того, что я мог там обнаружить. Я нашел ребенка под грудой обломков и вытащил его наружу. Передав ребенка связисту, который тоже занимался поиском уцелевших, я вновь полез в самолет и отыскал мать ребенка. Она была в шоковом состоянии, поэтому мне пришлось просто выпихнуть ее наружу сквозь дыру. Я нашел Рэя Вуда, он, как мне показалось, был мертв, и я не смог его вытащить. Альберт Скэнлон выглядел еще хуже, у него застряла нога, и мне также пришлось его оставить. Я вылез из самолета и, обойдя его с задней стороны, наткнулся на Бобби Чарльтона и Денниса Вайолетта - они висели, наполовину высунувшись из обрубка самолета. Я кое как вытащил их и отволок ярдов на 15.
   Я обошел самолет с другой стороны и только там понял, насколько серьезно пострадал самолет - повсюду валялись обломки корпуса, а топливные баки были в огне.
  
   Неподалеку я нашел Босса - он сидел на земле, опершись на локти, обхватив руками грудь, и страшно стонал. У него была ужасная рана за ухом, и одна нога была явно сломана, но в целом он выглядел лучше, чем те ребята, которых я уже вытащил, так что я решил, что могу оставить его. Я уложил его, подсунув что-то под спину, и сказал: "Босс, вы в порядке".
   Еще через 20 ярдов я нашел Джеки Блэнчфлауэра - он кричал, что сломал позвоночник, и его парализовало. Приглядевшись, я увидел, что Джеки придавлен телом Роджера Бирна, но он, думаю, этого не понимал.
   Роджер не подавал признаков жизни. Он был красивым парнем - красивым при жизни и красивым после смерти. Правая рука Блэнчи была почти оторвана, и я хотел закрепить ее своим галстуком, но дернул его с такой силой, что галстук порвался. Я огляделся и увидел поблизости одну из стюардесс. Я попросил ее помочь мне перевязать руку, но бедная девочка была в шоке, и мне пришлось воспользоваться тем, что осталось от моего галстука.
   По летному полю к нам бежали какие-то люди - совершенно обычные, не спасатели. Потом подъехал бензовоз Фольксваген. Джеки погрузили в кабину, туда же положили еще одного игрока, которого я опознал лишь по бейджу - это был Джонни Берри. Я, Билли Фоулкс и Деннис Вайолетт также сели в машину, и нас повезли в больницу.
  
   Помню, я не выдержал и разрыдался, когда мы приехали и увидели Бобби Чарльтона, Питера Ховарда, Теда Эллиярда) и большого югослава (видимо, имеется в виду пассажир рейса Н. Томашевич) - такое было облегчение узнать, что кто-то еще остался жив. Некоторых из нас попросили опознать людей, которым оказывалась помощь. Рэй Вуд лежал на полу, и врачи колдовали над его глазом.
   Нам принесли по тарелке супа, и тут югослава попросту покинули силы, и он сполз по стене. Оказалось, что у него сломана нога.
   После того, как нам сделали уколы, меня, Билли Фоулкса, Теда и Питера повезли в отель. Бобби был совсем слаб, поэтому ему пришлось остаться в больнице.
   На следующий день внезапно приехал Джимми Мерфи, с ним были Джин Басби, Сэнди Басби, Гладстон - отец Данкана, Джимми Пэйн - лучший друг Данкана, отец Джеки и некоторые жены - такие как Джин Блэнчфлауэр. О Джин Басби хочу сказать особо. Она заботилась о каждом больном и подбадривала жен футболистов, в то время как ее собственный муж боролся со смертью. Она была сильной, очень сильной.
  
   На следующий день мне пришлось вернуться в больницу из-за ужасных болей в спине. Мне сделали несколько уколов, но это было еще хуже. По просьбе Джимми Мерфи я остался на несколько дней в больнице и в отсутствие информации не мог осознать всего масштаба катастрофы.
   Однажды профессор Мауэр взял меня, Билла и Джимми на обход больных - мы останавливались у каждой койки, и профессор сообщал нам - каковы шансы на спасение того или иного пациента. Босс - фифти-фифти, только благодаря его силе духа. Джеки Блэнчфлауэр - в порядке, Данкан - фифти-фифти. Но когда мы подошли к кровати малыша Джонни Берри, врач прошептал - "нет, нет, я не Господь Бог...". Джонни в итоге выжил, но, к сожалению, умер довольно рано - в середине 90-х.
  
   Мы с Биллом вернулись домой, а потом на 10 дней в моем доме исчезли все газеты. Сначала я не мог понять, что происходит, но потом сообразил, что от меня что-то скрывают. Правда оказалась слишком страшной - большой Данкан умер. Я с трудом оправился от этого известия. Да, такой вот Мюнхен...
  
   Многие поражаются - откуда Мэтт Басби нашел в себе силы вернуться в футбол и начать все с чистого листа? Я встретился с Боссом вскоре после его возвращения в Англию - он выглядел ужасно постаревшим. Босс сказал мне, что самым страшным эпизодом после катастрофы была фраза Джонни Берри - он зашел в палату Басби и сказал: "Томми Тейлор, вообще-то, мой друг, но он даже не удосужился придти навестить меня!". Джонни не знал, чем закончилась катастрофа для его друга, и Мэтт не знал, как ему ответить. "Сынок, - рассказывал мне Босс, - когда врачи пытались вернуть мою ногу на место, они не могли вколоть мне анестезию из-за повреждений грудной клетки. Поэтому они работали по-живому, день за днем. Это была ужасная боль. Но эта боль - ничто по сравнению с той, которую я испытывал, когда Джонни Бери приходил ко мне и говорил, что Томми Тэйлор плохой друг".
  
   Джимми Мерфи очень тяжело переживал трагедию. К тому же, ему надо было взять все хлопоты на себя. Помню, я поднимался в свою комнату в мюнхенской гостинице, и, когда мне оставалось преодолеть один пролет, я услышал рыдания. Сначала я не понял, откуда идет звук, но, подойдя чуть ближе, увидел Джимми, одиноко сидящего в темноте лестничной клетки. Я развернулся и тихонько ушел...
  
   Центральный защитник Джеки Блэнчфлауер и вингер Джонни Берри после аварии не могли больше играть. Для них это тоже было равносильно смерти.
   Голкипер Харри Грегг проявил настоящий героизм. Полностью изможденный он неутомимо вытаскивал всех уцелевших на заснеженную взлетную полосу. Он вытащил Бобби Чарльтона, Дэнниса Вайолетта и маленькую девочку из этой мясорубки. Режиссер ленты отыскал ее в Югославии.
  
   Также нашлась и ее мать, которая рассказала о том, что пришла в сознание лишь в больнице. У нее была сломана челюсть. "Я не могла вспомнить как меня зовут. Я даже забыла про свою дочь Весну, не помнила и о том, что я была беременна в тот момент. Потом, после того как я увидела медсестер, склонившихся надо мной и говоривших по-немецки, я решила, что война вновь началась".
  
   Карл-Хайнц Зэффер, авиамеханик, считает, что именно неисправность крыльев, а не их обморожение, стала причиной катастрофы. Он показывает фотографии, на которых он стоит на серебристых крыльях Elizabethan... "Это было бы невозможно сделать, если бы на них был лед".
  
   Такое количество трупов поставило пожарного аэропорта перед чудовищным фактом. У него просто не было столько мешков для тел. Менеджер аэропорта сказал им снять чехлы с V.I.P. автомобилей и использовать их в качестве временных мешков.
  
   "Это было ужасно", - говорит один из членов дежурившей в тот день бригады. "Особенно в тот момент, когда мы вернулись из морга, и тот же человек приказал нам пойти обратно и принести чехлы для автомобилей".
  
   Дома в Манчестере полицейский из Стретфорда провел ночь, охраняя тела погибших. Впоследствии он вспоминает запах, с которым у него ассоциируется катастрофа: "Это аромат свежего лака, которым были покрыты гробы. Я не в состоянии его забыть".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"