Аннотация: Как Горыныча сводили на пасхальную службу и что он из этого вынес
08.04.2007
Заметки
Заранее оговорюсь - я не верующий, РПЦ как организацию не люблю, хотя и уважаю отдельных её представителей, но блин, за культуру русскую обидно!
Из ученого любопытства и просто за кампанию пошел на пасхальную службу.
Откровенно говоря, пожалел. Причем не раз.
1. а) обратно домой меня буквально тащили. Потому что:
б) служба долгая, погода поганая, ревматизьм крючит, а присесть отдохнуть негде было даже куда более плохим бабулькам (к двоим даже приезжала скорая).
2. Люди в церкви и вокруг церкви.
БОЛЬШИНСТВО пришло не на духовный праздник, а на культурно массовое мероприятие типа пятничной дискотеки.
Отношение к происходящему соответствующее - "отпляшем и пойдем нажрёмся"
"Порадовали" многочисленные девочки в юбочках чуть ниже ягодиц, с не покрытыми головами и матом на устах, вместо молитв. Еще больше было дам промежуточных стадий одетости от описанной до пристойной (по уличным, а не церковным меркам). Про боевую Чтукатурку на мордах и говорить не надо. Как метко высказался мой товарищ - "как будто не на пасхе, а на шабаше у сатанистов".
Многие парни не сильно отставали от своих подружек. Отличаясь от них разве что наличием перегара, разной степени интенсивности (чем ближе к выходу, тем сильнее).
3. Люди не попавшие в описанные категории в массе своей - отстаивали с выражением "так положено" и "так принято". Ясное дело, что на обычных будничных службах в нашей церкви их не бывает. Там и простых богомольных старушек даже в воскресенье не шибко много.
4. Не многочисленные люди с печатью веры на лицах составляли явное меньшинство. Кучковались вокруг священников и в основном относились к их родне или близким друзьям.
Не раз замечал тоскливые взоры, бросаемые ими на остальных присутствующих.
5. Из числа 'истинно верующих' в очередной раз 'порадовали' добровольные помощницы из серии 'бабулька богомольная'. Из тех, что в молодости строили коммунизм, а под старость задумались о вечном... Конкретно эта, обходила с тазиком(!) присутствующих и требовала (!) 'добровольных пожертвований на храм'. Пристала и ко мне. Я вежливо сказал, что я не верующий, и пришел сюда из уважения к празднику и религиозным чувствам пригласивших меня друзей. И денег не дам. Старушка в ответ наорала в смысле 'не верующий? Чего тогда приперся? Вали отсюда'. При этом речь её изобиловала характерными паузами, в которые любой русский человек легко вставит известные 'неопределенные артикли' на б..., х... и другие буквы. Я заткнул ее высказыванием на тему, что она сама такая умная и напоминанием, что в божьем храме не пристало повышать голос и тем более смущать окружающих ссорами. И припечатал какой-то (не помню уже) цитатой из Евангелия на тему 'давайте жить дружно'.
Уже много раз становился свидетелем (и часто мне рассказывали), как какая-нибудь 'богобабулька' набрасывается на пришедших в церковь людей из-за их 'неподкованности' в вопросах веры и поведения в церкви. Представьте себе, у вашего друга/родственника в жизни возникает тяжелая ситуация и он впервые в жизни идет в церковь, надеясь найти там помощь. А там старая карга со свечками или тазиком или еще чем набрасывается на него с маловнятными воплями и гонит прочь. Какие чувства он будет испытывать потом к верующим и к церкви в целом? Кстати, подобные выходки совершают и некоторые священники. Вместо того чтобы проявить положенное им по сану участие и терпение. Таким образом, деятельность 'богобабулек' объективно мешает приобщению к церкви новых людей. Много раз после такого пострадавшие зарекались приходить в церковь второй раз. И становились жертвами сект... Или просто переживали тяжелейшие жизненные кризисы без помощи и поддержки окружающих.
6. Итоговая атмосфера отнюдь не духовная...
Одна моя знакомая даже призналась, что пребывание в церкви все больше её тяготит - потому что "церковь стала не такая как раньше".
Мысль дня:
Храм подобен фильтру, который должен очищать души людей от зла, или хотя бы снижать его концентрацию. Но любой фильтр имеет свойство забиваться, и требует регулярной чистки или замены. Особенно если через него пропускают МНОГО грязи. И храм не исключение...
По некоторому размышлению добавлю сюда еще и вот ЭТО:
29.08.2005
Ощущение.
'О Храме'
- На воровские деньги храм построен! Хоть и всем миром собирали, а воры все ж больше дали. Из разговора в городском транспорте.
В старых церквях, особенно в средневековых, даже не будучи верующим сознаешь, что находишься в месте святости. В месте Истории. Сотни лет люди молились средь древних камней, там отправлялись службы и очищались помыслы. Даже в павших от времени или человека руинах, с погибшими фресками, разбитыми алтарями и без святых образов ты чувствуешь... Сердцем чувствуешь значимость места, если, конечно, имеешь сердце. И не важно, какие мысли и чувства посещают тебя при этом. Главное - самые замшелые руины суть свидетельство бывшей в них жизни.
Этот же храм, отстроенный взамен взорванного, в прежней форме воплощает нечто иное. Первый храм был велик, но гармоничен с миром. Новый стал махиной продавливающей пространство. Он гирей из тысяч тонн стали, бетона и кирпича вминается в землю под глыбищей злаченого купола. Идешь мимо, не дом божий зришь - дом великана. А за порогом - глянцевые лики со стен прижимают к мраморным полам. Ощущение, будто место не приняло освящения или освящение не подействовало на место. И сколь бы ни витийствовали иерархи о возрождении веры, монументальность форм ничто, когда нет достойного содержания.
Муравьи сотворили гору, но обретут ли спасение на безжизненном камне?