В последнее время все чаще приходится видеть на самиздате возгласы возмущения некоторых авторов по поводу пиратства и "воровства" их произведений всякими пиратскими сайтами-библиотеками. Что, по их мнению, снижает тиражи книг и привело к существующему издательскому кризису бумажной книги (не буду уточнять дату, ибо, по моему мнению, он последний и бессрочен).
Все это выглядит очень странно и, пожалуй, было бы забавно, если бы не было так печально. Особенно в свете портала самиздата. Люди, воспользовавшиеся интернетом, как средством свободного распространения информации между огромным количеством людей, с целью донести свое творчество и найти своего читателя, начинают возмущаться тому, что в интернете свободно распространяется информация среди огромного количества людей. Они недовольны тем, без чего о них никто и никогда не узнал бы.
Собственно конфликт пиратских интернет библиотек входит в гораздо более глобальный конфликт авторского права и свободного распространения информации в цифровую эру. Но именно на примере книгопечатания, насчитывающего сотни лет, можно проследить спираль истории развития технологий распространения информации. Ведь сегодняшний конфликт далеко не первый и совсем не уникальный.
А началось все в 1451 году, когда Иоганн Гутенберг отработал технику книгопечатания с использованием металлических наборных шрифтов и печатного пресса. Примерно в это же время из Китая была завезена технология изготовления бумаги, положившая конец необходимости использования сотен шкур скота на одну единственную книгу. Все это в совокупности снизило цену книги на несколько порядков и нанесло колоссальный урон монополии церкви на знания. Ведь до этого именно в монастырях вручную переписывались книги, за одно и цензурируя их содержание. Контроль распространения информации и огромные прибыли уходили из рук церкви.
Переход от рукописной книги к книгопечатанию был настоящей революцией. Возможность быстрого и недорогого распространения информации не подверженной цензуре церкви, переоценить подобное трудно и по значимости может быть приравнено к появлению интернета в новейшей истории, а возможно и превосходит.
Разумеется, подобное не могло остаться без внимания церкви и светских властей. Противодействие велось как по линии пропаганды, так и на законодательном уровне. Например, один из аргументов против книгопечатания звучал так: "Как теперь бедные монахи заработают на пропитание?". Ничего не напоминает?
Наиболее значимым законом против книгопечатания можно считать принятый 13 января 1535 года во Франции, под давление католиков, закон запрещающий книгопечатание под страхом смертной казни. К чему это привело? К тому, что вдоль границ Франции появилось большое количество пиратских типографий, а книги ввозились в страну контрабандой. Спрос рождает предложение. И снова, ничего это не напоминает?
Но прогресс не удержать, свободное распространение информации давало слишком большое преимущество. Книгопечатание окончательно вытеснило рукописные книги. Поняв что запретить не выйдет, его решили взять под контроль, обложив ограничивающими законами.
Например, в Англии 4 мая 1557 года был принят закон, передающий Лондонской компании книготорговцев монополию на книгопечатание. Единственная цель данного закона, ограничить распространение сначала протестантской, а потом католической литературы. А название сея монополия книгопечатников получила "копирайт". Победитель дракона сам стал драконом. Политика и деньги монополий. Спросите, а как же интересы авторов и читателей? А никак, копирайт не для того создавался.
Но одной монополии им показалось мало. Были попытки провести закон запрещающий передавать бумажную книгу для чтения тому, кто за нее не заплатил. И в который раз, ничего не напоминает?
Более того, попытка открытия публичной библиотеки встретило активное противодействие. Заявлялось, что подобное приведет к тому, что больше никто не будет покупать книг, ни один автор не сможет заработать на жизнь и не будет написано ни одной новой книги. Не знаю сколько раз я это уже спрашивал, но ничего не напоминает?
К счастью все эти доводы не смогли победить здравый разум и в 1850 году была открыта первая публичная библиотека. И да, с тех пор не была продана ни одна книга и авторы перевелись как класс :)
На этом история, разумеется, не закончилась, но дальнейшее не так важно в контексте данного текста. Заинтересовавшиеся могут почитать цикл статей Rick Falkvinge - A History of the Copyright Monopoly.
Как видим ничто не ново в этом мире, появляются новые технологии, а с ними приходят старые конфликты, как и сотни лет назад. Современная ситуация с распространением цифровых книг в точности повторяет историю книгопечатания, с поправками на современные реалии.
Существует консервативный сегмент рынка, не желающий принимать новые правила игры и всячески препятствующий перераспределению сложившегося влияния. В принципе это нормально. Мы наблюдаем постепенную смерть и перерождение издательского бизнеса. Бумажной книге уготована та же судьба что и виниловым пластинкам, на полках странных людей со странными представлениями, далекими от реальности. Ну или просто ностальгирующих ретроградов.
Собственно цифровая дистрибуция уже давно завоевала рынок и книжный сегмент не исключение. К сожалению, наша страна, как обычно, безнадежно отстает от остального мира. Тот же Амазон давно и успешно торгует электронными книгами. Но не просто торгует, он создал полноценную инфраструктуру, предлагая удобную площадку продвижения и торговли, как для издателей, так и для самостоятельных авторов.
У нас подобного нет и в ближайшее время не предвидится. И не надо говорить, что дело в пиратах и менталитете халявщиков. Ничего подобного. Ярким примером тут является сервис Steam с продажами компьютерных игр. С его приходом в Россию уровень пиратства компьютерных игр резко упал. Россия по продажам в steam занимает второе место в мире, аккурат после штатов (http://steamspy.com/country/).
В 2011 году на выступлении в Вашингтонской Ассоциации Индустрии Технологий (Washington Technology Industry Association) Гейб Ньюэлл сказал: "Люди, которые говорят, будто русские всё пиратят, это те, кто по полгода тянет с локализацией своих продуктов в России", "Не так уж накладно предоставить качественный сервис, с которым пиратство перестанет быть проблемой".
То есть, российский потребитель готов платить за интеллектуальную собственность разумные деньги, если это удобно и без проблемно. Вопрос лишь в удобном сервисе, который почему то никто не спешит предоставить.
Издатели с удовольствием объединяются для борьбы с пиратством, тратя на это огромное количество времени и ресурсов. Но почему то не хотят создать удобный сервис. А какой результат? Все и так прекрасно видят. Подобно Франции 16 века с пиратскими типографиями, вопреки закону удовлетворяющими возникшую потребность на рынке, мы имеем огромное число пиратских сайтов-библиотек, в которых можно быстро и удобно найти любую книгу. И борьба тут бесполезна.
При этом, многие авторы в этом противостоянии встают на стороне ленивых издателей, противопоставляя себя своим читателям, видя в них своих врагов. Есть в этом что-то неправильное. И я говорю не о каких то абстрактных морали и правде, я про законы рынка. Читатель по сути своей есть потребитель, а тот кто становится врагом потребителя теряет его.
В конце концов кризис издателей начался не сегодня и даже не вчера. Именно в нем истоки того, что издатели, вынужденные конкурировать с интернетом, начали выплескивать на книжные полки огромное количество наименований крохотными тиражами. Что менеджеры стали рыскать по литературным сайтам выискивая новых авторов. А редакторы стали пропускать через себя огромное количество текста за копейки (ну да все лучше чем в макдаке). Логика проста: "если приходится конкурировать с интернетом из-за того, что люди читают ЭТО, то значит оно и для нас сгодится". И вот уже толпы, тех кого еще вчера называли графоманами, с гордостью могут именовать себя писателями, имея за плечами несколько изданных бумажных книжек, и уже строят планы на будущее, в котором они видят себя исключительно ТВОРЦАМИ. Но кризис набирает обороты, а значит слабейшие в конце концов останутся за бортом. И возмущения, с подсчитыванием количества скачиваний их произведений с пиратских сайтов и "упущенной" на этом прибыли, выглядят смешными.
Как там у классика? "Мир изменился. Я чувствую это в воде, чувствую это в земле, ощущаю в воздухе... Многое из того, что было -- ушло". И те кто не хочет меняться вместе с миром -- тоже должны уйти.
А все эти угрозы бросить писать, ну как говорили те же классики: "Если можешь не писать - не пиши". Ничего с литературой без вас не сделается, а с самиздатом тем более, графоманов всегда хватало. А по настоящему востребованные авторы найдут свой путь, каким бы тернистым он не был. Даже если порой приходится проделывать самостоятельно тот путь, который должны были сделать издатели. Интересным примером тут может служить Анджей Ясинский со своим сайтом, где он самостоятельно реализовал сервис платного раннего доступа. Разумеется на подобное способен далеко не каждый автор, и тем острее ощущается нехватка подобного сервиса. А до тех пор пиратство будет процветать.