Аннотация: Главная проблема здесь заключается в том, что под этим словом прячутся два, как бы, взаимоисключающих понятия.
Главная проблема здесь заключается в том, что под этим словом прячутся два, как бы, взаимоисключающих понятия.
1. Философское - внутренняя, необходимая, устойчивая и существенная связь, обусловливающая упорядоченность бытия и его изменений.
2. Юридическое - нормативный акт, который регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер принуждения.
Попробуем разглядеть реальность скрывающуюся за этим формулировками.
Бог творит мир вне себя. Создавая пространство, время, материю. С одной стороны исполняя мир благодатью Святого Духа, дабы мир имел способность отзываться на творческий призыв, и с другой посылая в мир эти самые творческие призывы - слова, логосы. Потому и говориться, что Словом сотворены земля и небо, по гречески - Логосом. В этом Логосе мы наблюдаем Премудрость с которой Господь всё устраивает, выражаясь философски - внутреннюю, необходимую, устойчивую и существенную связь, обусловливающую упорядоченность бытия и его изменений. То есть мы видим, что философское понимание закона соответствует Логосу бытия изначально содержащемуся в замысле Божием.
Вот процесс творения завершен: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. (Книга Бытие 1:31). Наступает день седьмой, когда структурных изменений в мире больше не происходит. Всё устроено по воле Творца в соответствии с Логосом/Законом рождённым в Премудрости Бога. Но в картине бытия мира появляется персонаж имеющий свою волю, наделённый образом Творца. Жизнь и деятельность этого персонажа, после отступления от замысла (грехопадения), начинает нести в себе серьёзные диссонансы со всем остальным творением и самое главное в мире появляется социальная (общественная) плоскость бытия. Грубо говоря - персонаж идёт вразнос ... и как результат - начинают появляться конфликтные ситуации. Акцентируем - в Логосе, рождённом в Премудрости Творца, конфликтов нет. Конфликты есть следствия нарушения Закона после грехопадения, повреждения Логоса в результате жизнедеятельности человека в падшем состоянии.
Разрешение конфликтов возможно двумя путями:
1 - работа по восстановлению изначального и выход в бесконфликтное состояние
2 - введение внешних нормативных актов, которые регулируют определённые общественные отношения и обеспечиваются возможностью применения мер принуждения. То есть грубо говоря, чтобы зверь не кусался его надо посадить на цепь а лучше запереть в клетке. Зверем он и останется но хоть безобразничать не будет.
История показывает, что до второго пункта люди додумались (см. законы Хаммурапи вплоть до Римского права). Но! Вводя эти нормативные акты почему то получалось, что тому кто вводил от этого было хорошо, а кому вводили - не очень. Да и результат последующего применения законов сильно зависит от того в чьих руках находится исполнение мер принуждения. Поэтому когда человек дошёл до самого днища в своём озверении то, чтобы оттуда его приподнять, Господь даёт именно сборник законов через Моисея и пророков. Используя внешние нормы и правила хоть как-то привести человека к осознанию необходимости восстановления внутреннего закона/логоса. В этом свете интересно звучат слова Христа: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. (Св. Евангелие от Матфея 5:17). То есть грубо говоря - восстановить истинный Логос при котором уже не нужны будут внешние нормы и правила.
Попробуем подвести итог - необходимость в юридических законах возникает в двух случаях:
1 - педагогические меры для того чтобы не нанести вред себе и окружающим и подвести к необходимости восстановления внутреннего закона/логоса, почему апостол и называет Ветхий Завет - детоводителем (по гречески - педагогом) ко Христу
2 - инструмент порабощения одних людей другими
Первое мы наблюдаем в Ветхом завете, второе в неистощимом человеческом законотворчестве, которое очень похоже на богоборчество (мы сейчас напишем законов и без Тебя тут неплохо устроимся). Для человека живущего в Воле Божией внешний закон не нужен. Он никогда не попадёт в поле его действия. Такой закон нужен для зверей потерявших человеческое обличье в надежде что они придут в разум. А про инструмент порабощения сказано: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. (Св. Евангелие от Матфея 22:21) пока кесарево не претендует на Божие ...
Есть законы писанные, да их холопья выдумали
;А Господни заповеди, кровью замалёваны ...
(Алексей Романов "Москва")
Новосибирск, пятница, 29 сентября 2017 г