Аннотация: В традиционном понимании священник, это жрец получивший через посвящение доступ к сакральным знаниям, священным предметам и обученный ими священнодействовать для совершения ритуалов, обслуживая религиозные нужды населения.
В традиционном понимании священник, это жрец получивший через посвящение доступ к сакральным знаниям, священным предметам и обученный ими священнодействовать для совершения ритуалов, обслуживая религиозные нужды населения.
Такую картину мы видим и в Ветхом завете: жрецы Израиля отличаются от всех остальных всего лишь тем, что служат изначальному Богу сотворившему всё, а не карнавалу мафиозных языческих божеств со свойственных им перверзиями, вплоть до человеческих жертвоприношений. Закон четко фиксирует количество и качество ритуалов создавая прообразы будущих деяний и проводя в обыденную жизнь идеи чистоты моральной и физической, но технически служение мало чем отличается от всех остальных - храм, жертвенник, алтарь.
Но в Новом Завете появляются новые мысли:
19. Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20. который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
21. и имея великого Священника над домом Божиим...
(Послание к Евреям 10:19-21)
... вы - род избранный, царственное священство...
(Первое послание Петра 2:9)
Более того, если в старом законе мы видим установление жречества и ритуала, четкую модель храма (скинии) и набор предметов, то в новом этого нет. Есть установление общей трапезы, которая может проходить в любом месте, где собрались последователи Христа, со временем она получила название - литургия (общее дело, общественные работы). Есть предстоятель, для произнесения благодарения от лица всех собравшихся к трапезе. В апостольский век предстоятельство было исключительно первенством чести, но никак не должности. Такую должность придумают люди, позже.
Попробуем разобраться в чем суть того что происходит в последние времена, объявленные нам Благой Вестью.
Откровение довольно четко рисует нам две картины: Начала и Конца. В начале Бог творит мир вне себя, украшает его и вводит в него человека давая ему определённое задание (заповеди). В конце мы видим, что мир будет усвоен Богу, как сейчас усвоена в воскресении телесность Иисуса Христа обретённая Им от Девы Марии. После несложных размышлений можно сделать вывод, что человек должен был исполняя заповеди привести Творение вот к такому Концу, когда мир будет существовать не сам по себе а Господь будет в нём. Это и есть священнодействие, Адам должен был стать священником. Как мы знаем, всё пошло не так и вступил в силу план Б. Но суть процесса осталась прежней: человек приносит часть преображенного им мира (хлеб и вино) которая Духом Святым претворяется в вещество будущего века, когда времени уже не будет, чтобы и самому причаститься к вечности вкушая его. По сути это то, что мы и должны были сделать изначально, но только теперь вернулись на этот путь, проложенный уже самим Богом.
Но вот вопрос который меня волнует с самого начала: ограничивается ли наша литургия участием в общей трапезе? Не должен ли каждый христианин так относиться к каждому мигу своей жизни? К делу, которым он занимается? К отношениям с ближними и дальними? Преображая в творческом действии всё до чего он может дотянуться в приношение для освящения Духом Святым, как приготовляем мы хлеб и вино. Должна ли наша литургия оставаться в пределах помещения общей трапезы или мы должны вынести её в мир, освящая его в Храм, а каждого христианина в священника на своём месте? Не должно ли каждое наше действие стать священнодействием от сознания нашего священства?
... каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
(Первое послание к Коринфянам 3:13)