|
|
||
Текст проповеди, прочитанной в общине Новой Церкви города Львова на Рождество 2007 года. Посвящена рассмотрению процесса обращения Учения Нового Иерусалима в Новое Господне Слово |
Когда труд этот окончен был, то Господь созвал двенадцать Своих учеников, воспоследовавших Ему в мiре; а днём позже Он послал их проповедовать всему духовному мiру Евангелие о том, что Господь Бог Иисус Христос царствует отныне, и что царствие Его - во веки вечные. (Сведенборг "Истинная Христианская Религия" 791)
По прочтении этих строк, у читающего может возникнуть здесь вопрос, и некоторое недоумение. А именно - почему апостолы были собраны и высланы Господом проповедовать Новое Благовестие всей общности духовного мира так поздно, а именно лишь по завершении книги "Истинная Христианская Религия".
Из книг Учения мы знаем, что начиная от момента своего призвания, сам Сведенборг неустанно занимался проповедью Истин Учения среди обитателей и нашего, и того мира. Там он ходил от общества к обществу, беседуя со множеством самых различных духов, и неся им свет Нового Откровения. Он разговаривал с Лютером, Меланхтоном, Кальвином, с различного рода бывшими Первосвященниками, епископами, простыми клириками, горожанами и даже обитателями иных миров во вселенной, да, собственно, и с самими апостолами, и всё это время Господь не являлся им, не созывал их, и не направлял в сотрудники к Сведенборгу, дабы также проповедовать это Своё Новое Откровение.
Сведенборг, собственно, проповедовал, и в том, и в этом мире, практически то же самое, что посланы были проповедовать когда-то Господом и апостолы, а именно: "покаяние и веру в Господа Бога Спасителя". (Сведенборг "Истинная Христианская Религия" 4) Из чего следует, что Сведенборг всё это время исполнял именно служение апостольское, и подчас страдал за это ничуть не менее, чем, в своё время, пострадали в служении своём и апостолы. В подтверждение достаточно привести следующую достопамятность из книги "Апокалипсис Открытый":
Внезапно меня сразила почти смертельная болезнь. Голова моя отяжелела. Вышли отравляющие испарения из Иерусалима, называемого Содомом и Египтом (Откр. 11:8 ). Полумертвый, с жестокою болью, ожидая конца, я пролежал в постели три с половиной дня. Эти муки я испытывал моим духом и потому телом. При этом я слышал вокруг себя голоса, говорившие: "Смотрите, вон лежит мертвым на улице нашего города тот, кто проповедовал покаяние для прощения грехов, и одного Человека Христа!" И они спросили кого-то из духовенства, достоин ли он погребения. Те отвечали: "Нет, пусть лежит, чтоб все видели". Они то уходили, то возвращались, насмехаясь. Это действительно случилось со мной, когда я писал объяснение этой главы Откровения. Затем я слышал от этих насмешников издевательства. ... Толпа, стоявшая вокруг, рукоплескала. Я слышал все это, но не мог возразить, так как лежал при смерти. Однако, по прошествии трех с половиной дней, мой дух окреп, и я отправился в духе с улицы в город, вновь говоря: "Покайтесь и веруйте в Христа, и ваши грехи будут прощены, и вы будете спасены; а иначе - погибнете". ... Но они сказали: "Что за бессмыслицу ты говоришь? Разве Сын не совершил искупления, и Отец не вменил его нам? Он оправдывает нас, верующих в это. Посему нас ведет дух благодати. Какой же грех в нас? И что сделает нам смерть? Ты, проповедник греха и покаяния, понимаешь ли сию Благую Весть?" Тогда с небес раздался голос: "Что есть вера нераскаявшегося человека, если не мертвая вера? Конец пришел, конец пришел всем вам, беспечным, безупречным в собственных глазах, оправданным собственной верой дьяволам". При этом вдруг посреди города разверзлась пропасть. Она все расширялась и расширялась, поглощая падавшие в нее один за другим дома; и тут же из этой бездны хлынули потоки воды, затопившие пустошь. (Сведенборг "Апокалипсис Открытый" 531)
Как видим, здесь Сведенборг буквально воплощает пророчество о свидетелях из Откровения Иоанна Богослова, но несёт это служение совершенно один. Никто из духов, кроме ангелов Господних, и, разумеется, незримо с ним постоянно присутствующего Господа, ему не помогает, с ним не следует, и не разделяет его апостольского служения.
Так проходят годы, десятилетия. Совершается в мире духов Последний Суд. Причём все события Суда этого были прямым следствием того Посещения, которое Господь совершал тогда именно через, и посредством проповеди истин Небесного Учения, которые проповедует, как в том, так и в этом мире один единственный человек - Эммануил Сведенборг. Всё, что там происходит, все эти массовые битвы, потрясения, разорения, уничтожение и нарождение духовных обществ, низвержение одних в ад, и вознесение других в небеса, всё это происходит именно после того, как какое-либо место посещает скромный странник, в цивильной одежде не весьма знатного дворянина шведской короны, и произносит там вдохновлённое ему свыше Благовестие. Благовестие это судит сердца и потрясает основы, меняет навсегда судьбы и реальности того мира, но все эти мириады духов этого совершенно не замечают, и никак обрушивающиеся на них ужасы, преобразования и благодеяния с этим скромным проповедником, и с интеллектуальными истинами проповедываемого им Небесного Учения не связывают.
Кто-то его слушает более внимательно, кто-то менее, кто-то отвергает, и даже стремится покарать его за проповедь, но ряды его сторонников, как в том, так и в этом мире, практически не увеличиваются. Как он сам говорил в одной частной беседе, их в нашем мире можно было пересчитать на пальцах, и в ином их также было не больше. Общая реакция на его Благовестие, что в том, что в этом мирах совершенно одинакова, и даже в том, где последствия его проповеди могут быть, внимательным наблюдателем, выявлены гораздо более явно и наочно, отношение к нему совершенно таково же, как и в этом мире - или как к врагу веры, или как к курьёзному собеседнику, или, в лучшем случае, как к просветлённому богослову - но не более того. Даже те немногие, кто провидят в нём пророка Господнего, и начинают, тем или иным образом, распространять истины его проповеди среди людей, не видят в нём, однако же, того, что видели когда-то в человеке Иисусе Христе воспоследовавшие за ним апостолы, а именно - непосредственного Божественного Присутствия.
Разумеется, Сведенборг - как личность, от Иисуса Христа принципиально отличался тем, что дух его был не Божественен сам в себе, и он отнюдь не был, как Господь в мире, Богочеловеком. И, тем не менее, именно в нём и с ним в тот момент присутствовало Божественное Человеческое Господне, которым Господь исполнял рассудочную часть его сознания, и которая присутствовала, посредством соответствий, даже в его рациональном мышлении.
Именно поэтому Сведенборг и имел полное право утверждать: "свидетельствую, что от первого дня моего призвания я не получил ничего, относящегося к учению этой Церкви, ни от какого ангела, но лишь от Господа Единого, в процессе чтения Слова." (Сведенборг "Истинная Христианская Религия" 779)
Процесс чтения Слова Ветхого и Нового Заветов здесь являлся, понятно, необходимым условием, но получить таким образом хоть что-либо от Самого Господа можно было лишь обретаясь сознанием своим в Святом Духе Его, или же через Его непосредственное в сознании Сведенборга присутствие. Причём - присутствие именно в Полноте Господнего Человеческого.
Но даже от принявших в этот период истины Учения, непосредственное Господне Присутствие в Сведенборге было совершенно сокрыто. Всё это время Сведенборг продолжал оставаться единственным апостолом этого Божественного Присутствия, ясно осознающим подлинное значение совершаемого им служения. То есть, того, что это не просто какая-то новая просветлённая доктрина христианства, призванная очистить и восстановить современную ему христианскую церковь, но что это именно Благовестие Нового Господнего Пришествия, предсказанного в Слове, как Второе Господне Пришествие, и что он является апостолом, пророком, и воплощением, в человеческих формах своего сознания, этого самого Второго Господнего Пришествия.
Ибо, в своих первоначалах, Второе Господне Пришествие, как на облаках буквального смысла Слова, так и во Славе его смысла духовного, было ничем иным, как определёнными органическими формами сознания старого шведского натурфилософа, которые в нём, в философе этом, принадлежали, однако же, не ему, а Единому Господу.
Из Слова известно, что в каждом человеке духовная и небесная степень принадлежат исключительно Единому Господу, и что это относится именно к органическим духовным субстанциям сознания в человеке. Но в отличие от других людей у Сведенборга и та часть сознания его степени природной, которая относилась к истинам Учения, а также и к действиям, как в том, так и в этом мире, из истин этих проистекающим, она также принадлежала в нём исключительно Единому Господу.
Из чего следует, что в данном случае мы также имеем пример определённого рода "богочеловечности", соотносимой с той Богочеловечностью, которой в мире, во время Первого Пришествия, обладал Иисус Христос.
Но при всей схожести этих двух "богочеловечностей", которая именно и позволяет говорить здесь о Втором Господнем Пришествии, в его соотношении с Пришествием Первым, или же Боговоплощением в мире, между этими двумя богочеловечностями есть и принципиальная разница.
Как говорит нам Слово, в Господе Иисусе Христе, до Его Прославления было две природы, Божественная от Отца, или же Иеговы от вечности, и человеческая от матери. При этом, Божественная природа была определяющей, доминантной, или собственно сущностью Его личности, человеческая же природа была присочтена к его этой внутренней сущности, и составляла лишь как бы оболочку её, посредством которого формировалась природная степень Его Человечности в творении. Что важно - не ИЗ, а именно ПОСРЕДСТВОМ, т.е. после Прославления эта природа была Им полностью совлечена, и Природная степень Его Божественности была приведена Им в существование из Своего же Бытия от Вечности.
В Сведенборге же, совсем иначе, определяющей, доминантной, или собственно сущностью его была обычная человеческая природа, полученная им от родителей. Божественное же Человеческое Господне было присоединено к его простой человечности. И хотя Божественное Человеческое в нём и составляло часть его природы, но, в отличие от Господней Богочеловечности, оно составляло не сущность его личности, а определённые аспекты его существования, относящиеся к проповеди и воздействиям Небесного Учения.
В обоих случаях две природы никогда не смешивались между собою - как об этом говорит Евангелие от Иоанна: "и свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Иоанн 1:5), но если в Иисусе Христе ВСЕ аспекты и проявления его существования в мире были Божественны по существу, пусть и не всегда божественны по внешним формам, то вот у Сведенборга лишь те аспекты его существования, которые относились к Деяниям Второго Господнего Пришествия, включая сюда и Истины Небесного Учения, были, по внутренней сущности, божественны. По внешним же проявлениям, особенно в степени природной, эти формы не были непосредственно божественны, а соотносились с внутренними божественными формами лишь через соответствия.
И здесь лежит другое существенное подобие Второго Господнего Пришествия с Его Пришествием Первым.
Как мы знаем из Слова, до Господнего Прославления, Его присутствие в природной степени вселенной не было совершенно Божественным, и Его Человеческое не было совершенно Божественным, но Богочеловеческим, хоть сущность этой Богочеловечности, или же её внутренние степени были совершенно божественны. Именно по этой причине мы и говорим, что Иисус Христос до Прославления был Богочеловеком, или же что его Человечность не была полностью божественной, и лишь начиная с момента Прославления Он, по праву, уже называется, и подлинно есть нашим Единственным Господом и Богом. Богом даже в своей природной степени.
Точно также и в случае Второго Пришествия. До момента окончания процесса или же завершения Пришествия, что в мире природном корреспондировалось завершением комплекса книг Учения, богочеловечность, присутствовавшая в аспектах существования Сведенборга, связанных с Пришествием и Откровением, не была окончательно Божественной. Человеческое и Божественное всё ещё были неразрывно связаны в личности Сведенборга, хоть и не смешивались там. Божественное действовало в человеческом, и через человеческое, а не в совершенном Своём Божественном Присутствии. Божественный Дух действовал соответствиями, приуготовляя для себя тело Нового Своего Слова, во всех его степенях - духовной, в мире духов, и природной, в мире человеческом, которое Он, затем, по завершении формирования сосуда, мог бы исполнить и оживотворить уже в Своём подлинном Божественном Совершенстве.
До этого, и это важно понимать, Божественное Человеческое Господа хоть и исполняло собою внутренне всё совершаемое, и всё описываемое Сведенборгом, в обоих мирах, но оно во всём этом не присутствовало во всей полноте своей. В отношении Учения, то до этого момента оно было хоть и Божественной, хоть и из Слова, но всё же Доктриной, или же Небесным Учением, и ничем более. Полнота, в которой оно обратиться в подлинное Божественное Латинское Слово, или же в Третий Господень Завет для нашего человечества, ещё не была достигнута. Точно также, по аналогии с пришествием Первым, Божественная полнота Человечности Господней не могла быть достигнута прежде Его окончательного Прославления.
И момент полноты этой этот наступает именно тогда, когда последнее звено труда этого, или же книга "Истинная Христианская Религия" в мире, и связанные с нею по соответствиям сообщества на небесах, в мире духовном, достигают своего окончания и завершения.
Именно с этого момента Господь нисходит в свои новосформированные Небеса, исполняя их Собою вплоть до самой их последней степени, или же степени природной Своего Нового, Латинского Слова. Именно в этот момент происходит отделение органических форм Господнего присутствия в личности Сведенборга, и начинается процесс их окончательного разделения, когда доктринальные писания Сведенборга уже более не принадлежат ему самому ни в малейшей степени, а становятся основанием (Basis), содержащим (Continens) и опорой (Firmamentum) духовного и небесного Смыслов Нового Божественного Слова.
И именно в этот момент Господь является в Своих новосформированных небесах уже не под вуалью Своего Богочеловечества в личности Эммануила Сведенборга, но в полноте Своего Божественного Человеческого Образа, среди ангелов этих Небес. Где, как ангелы, отныне присутствуют все праведники Старой Церкви Христианской, навсегда освобождённые от гнёта лжесвятых, в том числе и двенадцать апостолов. Сам Сведенборг, уже в своей отделённой, простой ангельской природе войдёт в эти небеса несколько позднее, когда окончательно совлечёт с себя своё земное тело.
Но он, впрочем, по милости Господней, уже и до этого может присутствовать там, в качестве свидетеля, и описать, присоединяя к Божественному Слову, свидетельство того, как Господь, воцарившись в Силе и Славе своей навечно, высылает апостолов проповедовать всей общности мира духовного Новое Евангелие из своего Нового Божественного Слова, которое отныне присутствует в трёх языках - Еврейском, Греческом и Латинском.
Ибо ученики эти, так же как и раньше, в мире природном, теперь будут представлять и соответствовать, в проповеди своей всей общности мира духовного, совокупность веры от блага в истинах этого Нового Господнего Слова. И вера эта, проповедуемая отныне апостолами, не будет иметь ничего общего с верой церкви старой. Точно также как и Слово это теперь не будет иметь ничего общего, во внутренних, и во внешних своих основаниях, со Святыми Писаниями ни церкви постиудейской, ни церкви постхристианской. Потому что они, в этом своём новом Благовестии, будут представительствовать именно Новую Господню Церковь, и никакую иную, ибо:
Под двенадцатью учениками Его разумеется Церковь, в отношении ко всему истинному и доброму, которое имеет она от Господа посредством Слова. (Сведенборг "О Священном Писании" 51)
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"