|
|
||
В этой статье, основанной на тексте проповеди, прочитанной в городе С.-Петербурге (Россия), и посвящённой празднованию даты Девятнадцатого Июня, и являющейся, определённым образом, дополнением к проповеди, прочитанной двумя неделями ранее в г. Львове, посвящённой этой же дате, приводится более детальное обоснование и разъяснение того положения из оной проповеди, где было описываемо, каким именно образом Господь собрал, в мире духовном, двенадцать своих учеников (воспоследовавших ему в мире) - по завершении Своего Второго Пришествия, дабы выслать их, для новой проповеди, всем - в мире духовном обретавшимся, да и поныне - обретающихся. |
1. Когда мы читаем, в книге Латинского Слова "Истинная Христианская Религия", о том, что "Господь созвал двенадцать Своих учеников, воспоследовавших Ему в мiре", то чтение это, первоначально, порождает, в наших представлениях, совершенно однозначный чувственный образ - вроде того, скажем, что Господь, явившись лично, в телесном образе - совершенно подобно тому, как Он, в теле Своём природном, общался с Апостолами и в мире, созывает Двенадцать Своих учеников где-либо в мире духов.
2. Но если мы попробуем внимательнее проанализировать сказанное здесь, интерпретируя оное исключительно в духе тех мест, где Латинское Слово описывает явление Господа на небесах, и в духовном восприятии - после Его Вознесения, перед духовными взорами апостолов, на самой завершающей стадии Его Прославления, когда Он "вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. (Лук. 24:50-53) И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога". (Марк 16:19-20) То вот, если мы внимательно рассмотрим, что именно нам говорит об этом Латинское Слово в других своих местах, то мы сможем понять тогда, скажем, что Его природное, поскольку оно, после Прославления, не материально, а субстанционально, Божественно, и - поэтому, вечно и бесконечно, отнюдь не может пребывать ни в каких таких конечных пространствах, временах, или даже - в каком-либо конечном сознании, непосредственно, а лишь - опосредованно, то есть, приспособлено к восприятию этого самого ограниченного сознания.
3. Ибо - после Своего Вознесения, когда Он, согласно буквальностям Слова Нового Завета - "воссел одесную Бога", Он пребывает - в целых Небесах, как дух в Своём теле - согласно соответствующим определениям Латинского Слова. Божественный дух целого неба - это Его Божественное Сущее. Но и Его пребывание в Небе так сказать - "телесное", или же его явление видимостями КАК БЫ внешнего существования там - это вовсе не что-либо ограниченное, из свойственного ангелам. Ибо Он пребывает в ангелах и людях, Духом Своим Святым, в Своих Полноте, Вечности, и Бесконечности, но - в ПРИСПОСОБЛЕННЫХ к их восприятию. И поэтому, в их восприятии, представляющихся КАК БЫ ограниченными видимостями временного, пространственного и личностного в этих реальных видимостях их чувственного восприятия. Поэтому в небесном небе Он пребывает своим Божественным небесным, в духовном небе - своим Божественным духовным, а среди людей в мире - Своим Божественным природным. Которое стало актуальным лишь после Его Прославления, и - именно в Творении.
4. Его пребывание в сознании человеческом называемо в Слове тем Духом Святым, которым Он исполняет сознания человеческие. А "Святой Дух есть Божественное исходящее Господа, и Господь непрестанно присущ у всякого человека, у злого равно с добрым. Ибо без Его присутствия никто не смог бы жить; и Господь постоянно действует, побуждает и борется, дабы быть воспринятым; откуда следует что присутствие Святого Духа непрестанно." (Inv. To the new Church). И этот самый "Дух Святой, или же Божественное исходящее, никогда не присвояется человеку, но есть всегда принадлежностью Господней в нём". (Canons 36)
5. То есть - Дух Святой в каждом сознании природном человеческом и есть собственно то самое Божественное Человеческое в своей Природной степени, которое и составляет Тело Господне в последней, или же природной степени Творения, или же Его Святую Церковь в природной степени сознания. И этот самый Дух Святой в человеческом сознании есть собственно Божественным истинным, приспособленным к восприятию в этом конечном сознании. Ибо:
Божественное (сущее) предельно превыше небес, так как в себе оное бесконечно, и Бесконечное не может быть соединяемо с конечностями, и, следовательно, с ангелами, если только оное не совершаемо посредством облачения в какое-либо конечное (состояние сознания), и, таким образом, посредством приспособления (Себя) к восприятию. (A. C., n. 8760)
Сам Господь (пребывает) над небесами, и хотя Он есть Солнцем неба, но, тем не менее, его присутствие (присуще) небесам, и оное (Его присутствие) там таково, словно бы Он Сам пребывает там. (Таким образом) Он сам (присутствует) в небесах, а именно - Его Божественное Доброе, и Его Божественное Истинное там может быть представительствуемо (определённого рода соответствиями), но отнюдь не Его (Собственно) Божественное (Сущее), которое (пребывает) над небесами, по той причине, что оное (Божественное Сущее) не может быть постигаемо человеческими сознаниями, ни даже сознаниями ангельскими, ибо оное (Божественное Сущее) бесконечно. Но вот Божественное (Сущее) в небесах, происходящее от оного (Божественного Сущего над небесами) - оное приспособлено к восприятию. (A. C., n. 9946)
6. Отсюда и видно, что Дух Святой есть Божественным Добрым, и Божественным Истинным, приспособленным к восприятию в конечном сознании - в Своей небесной степени среди ангелов небесных, в Своей духовной степени - среди ангелов духовных, и - в Своей природной степени среди человеков в природной степени сознания.
7. Как говорит об этом Латинское Слово в книге "Апокалипсис Истолкованный":
Если известно, что именно означает, относительно человека, "дух", то отсюда может быть известно также, что оное означает, когда относимо к Иегове (Сущему), или же Господу, к которому относимо всё то, чем человек обладает, а именно - лицо, глаза, уши, руки, кисти, а также сердце и сознание, как также и дух, который в Слове называем "Духом Божьим", "Духом Иеговы", "Духом Его ноздрей", "Духом Его уст", "Духом истины", "Духом Святости", а также и "Святым Духом".
Дух означает Божественное истинное, исходящее от Господа ... Божественное истинное исходящее от Господа есть "Дух Божий", потому что от него люди обретают всё их жизни; и те, кто обретают это Божественное истинное в веру и в жизнь, те обретают жизнь небесную. ...
То, что Святой Дух есть Божественное Истинное, исходящее от Господа, это можно увидеть в Евангелии от Иоанна: "Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. ... Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, потому что от Моего возьмет и возвестит вам". (Иоан. 16:7, 13, 14).
То, что "Утешитель (Параклете на греческом)" здесь есть Божественное истинное, исходящее от Господа, то это совершенно очевидно, ибо сказано было, что Господь говорил им всякую "истину", и что, когда Он должен будет уйти, то Он пошлёт им Утешителя, или же "Духа Истины", который "наставит их на всякую истину", и что он "не от Себя говорить будет" но от Господа. Тут сказано "от Моего возьмет", ибо Божественное истинное исходит от Господа, и то, что исходит (от Него) называемо "Ему принадлежащим", ибо Господь Сам есть Божественной Любовью, и исходящее от него есть Божественным Истинным, то есть "Его принадлежностью". ... "Быть посылаемым" и "посылать" означает исхождение, и продвижение вперёд. То же самое здесь означаемо под "пошлю Его к вам". То, что "Утешитель" есть Святой Дух, то это очевидно из (Евангелия) от Иоанна: "Утешитель же, Дух Святый, ... научит вас всему" . (Иоан. 14:26). ...
Отсюда очевидно, что Святой Дух есть Божественное истинное, исходящее от Господа, которое втекает в человека, как непосредственно от Самого Господа, так и опосредованно, через ангелов и духов; ... и так как Божественное истинное исходит от прославленного Человеческого Господнего, а отнюдь не непосредственно от Собственно Божественного, ибо оное (Человеческое) было прославлено в Себе от вечности, то поэтому тут и сказано, что "ибо еще не было Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен". "Прославить" - означает соделать Божественным, и Господь полностью прославил Своё Человеческое, то есть соделал Его Божественным посредством Своего последнего искушения, и победы на кресте. ...
Отсюда же можно увидеть, что означают следующие слова Господа Своим Ученикам: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Матф. 28:19). Здесь "Отец" есть Собственно Божественное, "Сын" есть Божественное Человеческое, и "Дух Святой" - исходящее Божественное, которым есть Божественное истинное; и таким образом существует единственное Божественное, и, всё же, есть также и троичность. То, что это так, этому Господь учит у Иоанна: "И отныне знаете Отца и видели Его. Видевший Меня видел Отца Я в Отце и Отец во Мне" (Иоан. 14:7, 9-10). (AE 183).
8. Именно поэтому, когда Господь предстал, в духе, перед Иоанном Богословом, то Иоанн созерцал Его исключительно представительностями по соответствиям различного рода Божественного Истинного, а не таким, так сказать - Телесным, ВПЛОТЬ ДО ОСЯЗАНИЯ, образом, каким Он являлся Апостолам ДО Своего Вознесения. Как говорит об этом Латинское Слово:
В первой главе Откровения (Иоанна Богослова) Господь, Относительно Своего Божественного (Сущего), описываем посредством представительствующих образностей, (таких, как Семь звёзд в правой руке у Сына Человеческого, посредством двустороннего острого меча, посредством глаз Его, сверкающих огнём, а также и его ступней, как бы из чистой меди) каковые представительности были видимы Иоанном, и причиною этому было то, дабы из этих (описаний) могло бы быть извлекаемо затем то, что могло бы быть отнесено к описанию всякой Церкви, для свидетельства и в память того, что всё, относящееся к Церкви, принадлежит Единому Господу, а именно - Его Божественному Человеческому; ибо из оного (Единственного) исходит всякое доброе любви, и всякое истинное веры, и оные-то и составляют Церковь. Ибо то, что непосредственно исходит из Собственно Его Божественного, то не достигает человека, ибо Его собственно Божественное (духовно) не постигаемо, и, таким образом, будучи непостижимым, непостигаемо (конечным) помышлением, а то, что не входит в помышление, то и не может быть предметом веры, ибо истинное должно быть осмысляемо, дабы могло быть веруемо. (AE 96)
9. И поскольку Господь, по Вознесении Своём, "воссел одесную Бога", то есть - Его прославленное Божественное Человеческое в Творении Стало Божественным во всех своих степенях - или же в небесной, духовной, и даже - природной, а "то, что непосредственно исходит из Собственно Его Божественного, то не достигает человека", то посему Господь, после Своего Вознесения, и является во всяком ограниченном сознании лишь приспособлено к Восприятию этого сознания - то есть Божественным истинным и добрым приспособленными. В той степени - в которой это сознание и обретается.
10. Обычное присутствие Господа в сознании - это как бы "откровение жизни". Которое в таком ограниченном сознании не воспринимаемо как некое "внешнее истинное", но воспринимаемо непрерывным потоком КАК БЫ своего собственного бытия, и - проистекающего из этого бытия своего собственного непосредственного существования. Где его конечное бытие проистекает от Божественного доброго, приспособленного к его конечностям, а его конечное существование происходит от Божественного истинного, также приспособленного к этим конечностям. Каковые Божественные доброе и истинное, в Себе самих, бесконечны и вечны, но в своём приспособлении воспринимаются, в сознании этом, побуждениями и формами конечными. В чём собственно и заключается этого рода приспособление. И это "откровение жизнью" происходит у всякого без исключения, ибо "Господь непрестанно присущ у всякого человека, у злого равно с добрым. Ибо без Его присутствия никто не смог бы жить".
11. Но вот когда Господу бывает нужно совершить Своё Посещение, Божественным Истинным, не индивидуальным "откровением жизни", а откровением как бы ИЗВНЕ, то есть Истинным Своего Божественного Слова в его внешних началах, вот тогда-то неспешное течение этого самого "индивидуального откровения жизни" в сознании какого-либо духа вдруг превращается в необоримый водопад Божественного Истечения и непосредственного Господнего Присутствия, полностью поглощающий всякую индивидуальность самоощущения этого духа. И тогда "дух, которого Господь исполнил (Своим Божественным Присутствием), убежден, что он сам есть Господь, и что все слова его Божественны, и это продолжается, покуда он не выскажет всего, что ему следует сказать; после же того он замечает и сознает, что он дух и что он говорил не от себя, а от Господа". (HH 254)
12. Именно таким вот образом Господь исполнил Собою того Ангела, который явился Иоанну Богослову Сыном Человеческим, при написании им "Откровения". Именно таким же образом Господь исполнил и сознание Эммануила Сведенборга, по завершении книги "Истинная Христианская Религия", созвав, таким образом, "двенадцать Своих учеников, воспоследовавших Ему в мiре". Дабы - "днём позже", выслать их "проповедовать всему духовному мiру" Своё Вечное Царствие.
13. И именно таким же образом Господь исполняет и сознание какого-либо ассоциированного доброго духа и в сознании всякого человека Церкви, когда тот получает от Господа просветление, и - подлинное, духовное Учение истинного из научностей Слова в памяти своей природной, которое тогда обретает в нём небесное происхождение. И это случается у человека тогда, когда Господь, в нём, созывает все те принадлежности Церкви, или же "всё, относящееся к благолюбию, а также и к происходящей оттуда вере, принадлежащими Царствию Господню" (AC 3239), что случается в его сознании тогда, когда там, внутри этого сознания, наступает его внутреннее, духовное Девятнадцатое Июня, которое символизируется, и - представительствуется по соответствиям нашим внешним, сугубо плотским празднованием этой ежегодной даты в ходе круга церковных богослужений.
14. После чего, в сознании у такого члена Церкви, "Господь Бог Иисус Христос царствует отныне, и царствие Его - во веки вечные". Царствует же Он посредством этого самого Духовного Учения, небесного происхождения, которое человек тогда, из этого внутреннего откровения, в себе и для себя обретает. Ибо:
Господь и есть собственно Учением, относительно истинного и доброго, и, таким образом, Он и есть Тем, к кому Учение взирает, и этому Он (Сам) научает у Иоанна: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Иоан. 14:6, 7); где "путь" есть собственно Учение, "истина" - всё, что относится к Учению, а "жизнь" - это собственно то доброе, которое есть жизнью истинного (из этого Учения).
Тому же, что любовь к Нему, или же вера в Него и есть тем, что обретает (всё это), он также учит у Иоанна: "Свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились". (Иоан. 1:11-13). (AC 2531)
Аминь
Текст проповеди, прочитанной в г. С.-Петербурге, Россия,
Пастором общины Господней Новой Церкви, или же Нового Иерусалима,
г. Львова, Украина
Васильевым А.В.
7 июля 2019 года
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"