|
|
||
Перевод информационного сообщения, направленного, в 1936 году, священником Новой Господней Церкви Теодором Питкерном в ежемесячное издание Церкви в Голландии "De Hemelsche Leer", в котором тогда публиковались доктринальные материалы, посвящённые текущему осмыслению и развитию Учения Новой Господней Церкви. Сообщение было посвящено истолкованию того места из Евангелия от Матфея, где Господь даёт ученикам своим заповедь: "слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе!". Опираясь на то место в латинском Слове, где сия евангельская заповедь была раскрыта из смысла духовного Божественного Слова, Теодор Питкерн даёт ей - в свете развивающегося учения Церкви, гораздо более внутреннее истолкование. Основанное на определённого рода просветлении в буквальностях смысла природного Латинского Слова. |
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. (Матф. 5; 33-37)
В этом месте (из Слова Нового Завета) под "Небом" разумеем внутренний смысл Слова из Божественного Истинного в Небе; под "землёю" здесь разумеем буквальный смысл Слова, пребывающий в Церкви; под "Иерусалимом" здесь разумеемо Учение в Церкви из Слова; под "головой" здесь означаема вера у человека; под "волосами" разумеемы истинности в человеке внешнем, (обретающиеся в его сознании) из Учения Церкви, которые он получает от других (в Церкви, посредством внешнего научения), но отнюдь не из (непосредственного) просветления от Господа.
Общее значение того наставления, которое пребывает в этом тексте заключается в том, что истинности (в сознании) должны быть подтверждаемы не от человека, но исключительно от Господа, что ясно видно в следующем месте из "Тайн Небесных", номер 9166:
"Клятва пред Иеговою да будет между обоими в том, что взявший не простер руки своей на собственность ближнего своего". То, что это здесь означает изыскания посредством истинностей из Слова - относительно как всякой по отдельности, так и всех оных предметностей совокупно, то это очевидно из значения "клятвы", как означающей подтверждение посредством истинностей (см. n. 2842, 3037, 3375), и - таким образом "Клятва пред Иеговою" означает (здесь) - посредством истинностей из Слова, ибо в Слове пребывают истинности от Иеговы (Сущего), или же - истинности Божественные; а также и из значения "между обоими", как означающем - относительно как всякого по отдельности, так и всего оного - совместно, ибо - в смысле внутреннем Слова, "между обоими" означает отнюдь не (что-либо) меж двумя личностями, но - как во всяком отдельно, так и - во всём совместно, ибо "два" означает соединение в единство (n. 1686, 3519, 5194, 8423), и, таким образом - что-либо пребывающее в ином, или же - как каждую (принадлежность единства), так и всё там совместно.
То, что именно это постигаемо в небе из "двух" (в смысле постижения природном сознания), то это потому так, что когда ангелы общаются (меж собою) относительно (каких-либо) двух истинностей, которые не согласуемы меж собою, то ниже (или же - в мире духов) представительствуемы два дискуссирующих меж собою духа, которые (каждый по отдельности) являются (при этом) субъектами множества разнообразных (духовных) сообществ. И тогда с одним духом являемо - как совместно, так и - по отдельности всё, относящееся к одной из истинностей, а с другим - как совместно, так и - по отдельности всё, относящееся к другой истинности; и подобным способом (ангелами тогда) постигаемо, каким образом данные истинности могут быть соединяемы (меж собою). ... Отсюда также следует, что "двумя" также обозначаема и полнота чего-либо (n. 9103).
Причина, по которой нации Израильской и Иудейской было позволяемо клясться Иеговой (Сущим) заключалась в том, что они были людьми не внутренними, а исключительно внешними; и когда они пребывали в Богопоклонении, то они тогда обретались во внешнем, совершенно отделенном от внутреннего. (То, что таковой была их природа - смотри n. 4281, 4293, 4429, 4433, 4680, 4844, 4847, 4865, 4903, 6304, 8588, 8788, 8806.)
Когда подтверждение истинного нисходит в человека внешнего, отделённого от внутреннего, то оное свершаемо посредством клятвы (устами). Но это совершенно иначе, когда оное (подтверждение) нисходит во внешнее (сознания) посредством внутреннего (состояния оного); ибо в человеке внутреннем истинное являемо в своём собственном свете, но во внешнем, отделённом от внутреннего человека, истинное являемо во тьме (сознания). Откуда и происходит, что ангелы небесного гения, пребывающие в высшем, или же третьем небе, обретаясь в высочайшем свете, никогда не подтверждают истинности посредством рассуждений, и менее того они спорят или же рассуждают относительно оных (истинностей), но они лишь произносят (при этом относительно оных) "Да", или же - "Нет". И это потому так, что они постигают и созерцают (в сознании своём) истинности непосредственно от Господа.
И именно поэтому-то Господь и сказал относительно клятв:
"Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого!" (Матф. 5; 33-37)
Оные слова заключают в себе то, что истинности Божественные должны быть подтверждаемы (в сознании) исключительно от Единого Господа, но отнюдь не от человека, что происходит лишь в том случае, если (постигающие оные истинности) люди - внутренни, а - не внешни; ибо человек внешний подтверждает истинности клятвой (уст своих, или же - историчностями веры), а человек внутренний - посредством рассуждений (аналитических). Те же, кто и ещё более внутренни, те вообще не занимаются подтверждениями (оных истинностей посредством аналитических размышлений); но лишь говорят (в себе) что это так, или же - что это не так. Люди внешние - это те, которые называемы человеком природным; люди же внутренние - это те, которые называемы человеком духовным; те же, кто и ещё более внутренни, те называемы человеком гения небесного. (То, что эти люди небесного гения постигают от Господа то, что что-либо есть истинным, или же нет, об этом смотри n. 2708, 2715, 2718, 3246, 4448, 7877.)
Изо всего этого совершенно очевидно, что именно заключает в себе Господне выражение "не клянись вовсе" и "да будет слово ваше: да, да; нет, нет". Но также здесь необходимо объяснить и то, почему Он также сказал, что не должно клясться ни небом, ни землёю, ни Иерусалимом, ни головою, и что любое слово, отличающееся от "да, да", или же - "нет, нет", происходит от лукавого.
"Клясться небом" означает (подтверждать истинное в сознании) посредством Божественного истинного, и - таким образом, (посредством) Господа в небе; ибо небо не есть небом по ангелам, взятым самим по себе, но - (становится небом исключительно) от Божественного истинного, исходящего (в сознании у ангелов) от Господа, и - таким образом, (есть небом) от Господа, в них (пребывающего); ибо именно Божественное (начало) в них и есть тем самым, что служит причиною их существования, и называния оных ангелами небесными. Именно по этой-то причине пребывающие в небе и называемы "сущими в Господе"; а также и то, что Господь есть всем во всём неба; а также и то, что ангелы есть (как бы вотелесненными) истинностями Божественными, ибо они являются восприемниками истинного Божественного от Господа. (То, что небо есть, и - называемо небом исключительно из Божественного Господнего (там), см. n. 552, 3038, 3700; а то, что ангелы есть истинным Божественным (как бы вотелесненным) - n. 4295, 4402, 7268, 7873, 8301; а также и то, что всякое, (сущее) от Господа, разумеемо в Слове под "ангелом" - n. 1925, 2821, 3039, 4085, 4295, 6280). И именно по той причине, что небо есть Господом относительно Божественного истинного, и сказано было, что "не клянись небом, потому что оно престол Божий", ибо "престол Божий" означает то Божественное истинное которое исходит (непосредственно) от Господа (смотри n. 5313, 6397, 9039).
Но вот "клясться землею" (здесь) означает (подтверждать истинное в сознании) Церковью, и - таким образом, Божественным истинным там; ибо - как небо есть Господом от того Божественного истинного, которое исходит от Него (в сознаниях ангельских), то - точно таким же образом, и Церковь также, ибо Церковь есть небом Господним, или же - Его Царством на земле (то, что "земля" в Слове означает Церковь - см. n. 662, 1066, 1262, 1733, 1850, 2117, 2118, 2928, 3355, 4535, 4447, 5577, 8011, 8732). И так как "земля" означает Церковь, в которой обретается Божественное Господа под небом, то поэтому здесь и сказано было - "не клянись землею, потому что она подножие ног Его". "Подножие ног" означает (здесь) истинное Божественное под небом, таковое, каковым оное (истинное) пребывает в Слове, в его смысле буквальном, ибо на этом смысле покоится, и - как бы стоит (при этом) истинное Божественное в небе, которое и есть Слово в его смысле внутреннем. Это истинное (посему и) означаемо под "подножием" в псалмах Давидовых (см. Пс. 99:5; 132:7); а также и у Исайи (60:13); и - в "Плаче Иеремии" (2:1).
"Клясться Иерусалимом" означает (подтверждать истинное в сознании) посредством учения истинного из Слова, ибо "Иерусалим" - в смысле общем, означает Церковь (n. 2117, 3654). Но если (при этом) упоминаема "земля", (сама по себе тут уже) означающая Церковь, и - лишь после этого "Иерусалим", то тогда под "Иерусалимом" означаемо учение Церкви, а именно - учение истинного Божественного из Слова. Именно поэтому он и называем (здесь) "городом великого Царя", ибо под "городом" в Слове - в смысле внутреннем, означаемо учение истинного (см. n. 402, 2449, 2943, 3216, 4478, 4492, 4493).
"Клясться своей головою" означает (подтверждать истинное в сознании) посредством того истинного, в которое человек верит - как в истинное, сам по себе, и из которого он образует свою веру (в собственном сознании), ибо оное и составляет у человека голову (его духовного тела) и также и означаемо "головою" у Исайи 15:2; 29:10; у Изкииля 7:18; 13:18; 16:12; 29:18; у Матфея 6:17; и во многих иных местах (в Слове Ветхого и Нового Заветов).
Именно поэтому здесь также и было сказано, что "не можешь ни одного волоса сделать белым или черным", ибо "волосы" означают истинное внешнего, или же - природного человека (n. 3301), такого рода, каковой свойственен пребывающим в вере от истинного отнюдь не по той причине, что оные постигают (внутренне в сознании своём) истинность этого, а лишь потому, что так наставляет учение Церкви. И поскольку они не ведают (истинного) ни из какого иного источника, то поэтому (тут) и сказано было, что они "не должны клясться этим, потому, что не могут ни одного волоса сделать белым или черным". Ибо "делать волосы белыми" означает провозглашение того, что истинное есть истинное исключительно от себя же самого; а "делать волосы чёрными" - означает провозглашение того, что ложно есть ложное также исключительно от себя же самого; ибо "белое" (в Слове) относимо к истинному (n. 3301, 3993, 4007, 5319), и (посему) - "чёрное" относимо (там) к ложному.
Из этого совершенно очевидно, что означаемо (здесь) под "не клянись ни небом, ни землею, ни Иерусалимом, ни головою твоею", а именно - что истинное Божественное (в сознании) не должно быть подтверждаемо ни от чего собственно человеческого, но исключительно - от Господнего в человеке. И по сей-то причине, в конце концов, здесь и было сказано "Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого!" Ибо - постигающие и провидящие истинное от Господа, не подтверждают оное (в себе) никоим иным образом; как это и обстоит у ангелов в самом высшем, или же - третьем небе, которые называемы ангелами небесными, и о которых здесь уже говорилось выше. И причиною тому, что говорение, превышающее оное, происходит от злого является то, что всё, превышающее оное (говорение, или же - подтверждение истинного в сознании таким простым образом) происходит отнюдь не от Господа, но - исключительно от соби человеческой, и - таким образом, от злого, ибо собь человеческая (в себе) есть ничем иным, как лишь единым злом(n. 210, 215, 874-876, 987, 1023, 1044, 1047, 3812, 4328, 5660, 8941, 8944).
Из этого также можно совершенно ясно заключить, каким именно образом Господь говорил (пребывая в мире), а именно - что во всём и в каждом (сказанном Им) пребывал смысл духовный, ибо Он говорил из Божественного (сущего в Себе), и - таким образом, (говорил) одновременно как для ангелов, так и для людей, ибо ангелы постигают Слово (исключительно) соответственно его смыслу внутреннему. (AC 9166)
Оное учение Господне (здесь) значит, что не нужно ставить никаких внешних границ (в своём сознании) ни смыслу внутреннему Слова, ни его смыслу буквальному, ни Учению в Церкви, ни тому, что (человек) видит от себя самого.
Человек природный создаёт для себя границы внешние для подобного рода вещей, посредством которых он (само) понуждаем, и посредством которых он пробует понуждать других; но поскольку у такого человека напрочь отсутствует хоть какое-либо внутренне постижение (истинного), то совершенно ничего из всего этого в нём не подлинно, или же - оные в нём не имеют в себе ничего Господнего, но - исключительно свойственное (его) соби, хотя (при этом) - в себе самих, все оные принадлежности и могут быть действительно правильными, и - (заимствовать изначальное происхождение своё) от Господа.
Люди внутренние отнюдь не понуждаемы такого рода узами внешними (в своём сознании), и - при этом, им дозволяемо использовать всё оное для утверждения (в постижении истинного) и себя самих, и - других (людей). Люди и ещё более внутренние не подтверждают (в себе) истинное ни посредством смысла Слова внутреннего, ни посредством смысла Слова буквального, ни - посредством Учения Церкви, ни - посредством своего собственного разумения; ибо люди такого рода совершенно свободны (в своём постижении истинного), и та (внутренняя) свобода (постижения истинного) , в которой они пребывают, есть свободной Господней в них. Именно о таковых и было сказано (в Благовестии от Иоанна): "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа". (Иоан. 3; 8)
Учение относительно исключительности и единственности Господнего авторитета (во всём, относящемся к предметам истинного и веры у человека, и - в Церкви), а также и авторитета Учения (Церкви), хотя - в себе самом, и подлинное, у многих (тем не менее) является (именно) теми самыми узами внешними, которыми они сковываемы, и посредством которых они стремятся сковывать и всех остальных - ибо они "клянутся оным". У других - это внутренние узы совести, посредством которых они (внутренне) утверждают (в истинностях веры) и себя самих, и других.
Но приходит время, когда люди войдут в подлинную свободу, и - в подлинное рассудочное, которые (в сознании у человека) полностью Господни; и тогда узы эти спадут, и тогда исполнится пророчество, (прореченное в книге Ветхого Завета) у Иеремии: "И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Иегову", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более." (Иер. 31; 34))
Theodore Pitcairn. "De Hemelsche Leer" (extracts from the issue for June 1936)
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"