Аннотация: Посты из моего блога, который находится на моем же сайте за период, указанный на обложке. Обложку любезно изготовил Павел Копченов, за что ему большое спасибо.
Небольшое предисловие.
Данный текст не является художественным произведением. Более того - по моему глубокому убеждению, он и большой художественной ценности не имеет, это без лишней скромности. Это не более чем "записки на манжетах", как и любой другой блог. Просто иногда чуть более развернутые тексты, чем посты отдельных граждан и гражданок, состоящие из пары слов вроде: "Кушала карбонару. Вкусно".
И сразу хочется предупредить потенциального читателя о следующем:
1. Данные посты сугубо субъективны. То есть - это только моя точка зрения, она может не совпадать с общепринятым взглядом на вещи.
2. Поскольку это именно записи из блога, то время от времени они привязаны к тем или иным событиям, которые натолкнули меня на написание постов. Даты, ассоциации, злоба дня. Следует это учитывать.
3. В тексте могут встречаться как орфографические ошибки, так и пунктуационные. Я его, разумеется, перед выкладкой вычитал еще раз, но - может такое быть. Так как это не книга, а заметки на полях, ничего страшного я в этом не вижу. Если очень режет глаз - закройте файл. Или отредактируйте и вышлите мне, коли не лень.
4. В полемику типа "Блин, лучше бы книги писал, проды не дождешься" или "Скоро школьные сочинения будет выкладывать" я вступать не буду. Если не нравится - вон бог, вон порог. Каждый волен выбрать то, что ему по душе. Это свободная страна (с)
5. Ряд постов посвящен прошлому - 70-80 годам 20 века. Сразу предупреждаю - я не ставлю перед собой цель показать, как раньше было хорошо и как сейчас плохо. Плохого и хорошего времени не бывает, это все иллюзия. Просто в "тогда" было детство и юность, а вот они плохими не бывают по определению, есть только ты не совсем уж мизантроп. Поэтому "тогда" всегда окрашено теплыми и ламповыми красками. А что вы хотели? Тогда и небо было голубее, и трава зеленее, и мороженое вкуснее.
6. Еще один важный нюанс. Я сам родился в Москве, в ней живу и по сей день, потому посты ностальгического характера - это воспоминания московского мальчишки, а после подростка. Не в том смысле - что у нас все круче, а в том, что хоть страна была и одна, и "мы выросли все на одних букварях", но разница все-таки имеется, поскольку в каждом городе было что-то свое, несмотря на одно большое общее. Да что там - я в 12 лет сменил один район на другой, переехав от бабушки с дедушкой к родителям - и уже разница была. Одно дело чинный патриархальный центр, другое - веселый спальный район. А тут - города, не сказать - республики.
7. А в целом, если интересно, то лучше блог читать собственно на сайте https://litrpg.su/ Там все это еще и с иллюстрациями.
02.01.2017
Посленовогоднее
С Новым годом!!!!
Собственно - это было бы правильнее сказать еще вчера, но мне было так лень что-либо вообще писать, что я ограничился поздравлениями в социальных сетях.
Да и вообще - первое января в конкретной данной стране не предназначено для активных телодвижений, особенно мужской части населения, той, что перевалила за "тридцатник". Те, что моложе - им простительно, их черт гонит куда-то на куличики праздновать, но те, кто уже перебесился - они никуда не поедут, они эту жизнь уже повидали. Хотя - нет, есть какое-то число штрейбрехеров с шилом в попе, но это исключения, подтверждающие правила.
Это наш день! Это наш, может быть, единственный в году законный день для томной неги.
Мы медленно выплываем из сна в районе полудня и только жажда заставляет нас покинуть лежбище. Спуск ног с кровати надо сопровождать постаныванием, потягиванием и почесыванием. Что смешного? Это старинный мужской обряд, традиция. Традиции надо чтить.
Их вообще много - посленовогодних традиций. И главная из них - залезть в холодильник, для ревизии и последующего извлечения недоеденной вчера снеди.
Это вообще отдельное счастье - уплетать пустивший сок и особенно из-за этого вкусный салат, заедая его слегка закрутившейся на концах колбасой, чуть заветренной ветчиной, поблескивающей капельками жира семгой или форелью. И никто не посмеет сказать в это утро: "Что ты как варвар? Сел бы, поел как следует". Конкретно сегодня - только так и следует. И пусть потом будет изжога, черт с ней.
Поел - и ушли куранты из головы, теперь можно идти к телевизору. А потом снова поесть. Вот это - праздник! Елки, горки, теща - это все потом, праздники длинные. Сегодня же - блаженное ничего неделание!
Поверьте - я повидал Новые года со всех сторон, и могу смело заявить - праздновать дома лучше всего. И в первую очередь по той причине, что после праздничной ночи никуда ехать не надо.
Хотя, иногда эти утренние первоянварские поездки могут запомниться на всю жизнь. У меня была одна такая.
Встречал я тогда новый, 1998 год, в компании одногруппников. Я как раз получал второе образование, учился на вечернем, народ в группе подобрался разношерстный, разновозрастной, но внятный. Сумели сообразоваться, скинуться, найти пустую хату, все как полагается.
Мероприятие прошло отменно - гимн спели после курантов, поплясали, фейерверки позапускали, ну, и накушались соответственно. То есть - часам к четырем утра все были "в дрова".
А уже в семь утра меня разбудила Анька Славнова, которой надо было ехать домой. Чего именно меня - не знаю. Видимо, я либо не внушал ей опасений, либо, наоборот - внушал доверие.
Отдельно замечу - праздновали где-то на "Петровско-Разумовской", далековато и от ее Переделкина, и от моего Теплого Стана
В башке гудело, кишки сплелись в жгут, но - надо, значит надо, я же жжжук-джентельмен. Я безуспешно поискал пива, потом даже водки - но тщетно, все ночью выпили. Похмелиться было нечем.
Само собой, тот литр воды, который я влил в себя перед выходом, меня не спас и в районе "Чеховской" я понял - если не попить, то беда будет. Лопнет какой-нибудь сосудик - и привет. А если где это и делать - то только тут, поскольку если где и функционируют палатки - то здесь, под "Тверской".
Поясню. В те времена в подземном переходе под улицей "Тверской" был практически мегамолл. Там было гигантское количество палаток, и жизнь там не затихала никогда, народу вечно было как селедок в бочке, в любое время дня и ночи.
Но только не в это утро. Вот тут-то я и испытал истинный катарсис. Я много чего видел, но зрелище пустого, абсолютно безлюдного перехода под "Тверской", с забранными жалюзи палатками и газетой, которую ветер гонял по нему, меня шокировало до глубины души. А тут я еще вспомнил, что мы со Слоником ехали в абсолютно пустом вагоне метро, и мне даже жутковато стало. Может, пока мы Новый год встречали, человечество уже того? Может - случилось чего, а мы просто не в курсе?
- Как-то мне не по себе - пробормотала Анхен и взяла меня под руку - Серьезно.
Я бы сказал, что и мне невесело, но из горла только сип выдавил - интоксикация меня дожимала.
Все обошлось - люди нашлись в близлежащем "МакДональдсе", где, кстати, я испытал второй катарсис за десять минут - это когда ледяная фанта мне в глотку полилась. Пузырьки резанули горло как нож, сердце выдало непристойно большое количество ударов, в висках неимоверно громко застучало. Будь я чутка постарше и позашарпаннее, то мог бы и коньки отбросить.
Но я был еще относительно молод, это меня спасло. Более того - мне стало очень хорошо и захотелось есть.
Так что - куда лучше сидеть дома в новогоднюю ночь, в тепле и семейном уюте. Мне лично - так точно.
04.01.2017
"Медляк"
Давеча выполз-таки на улицу, икая и морщась на дневной свет. Ей-ей, после трех новогодних дней ощущаю себя вампиром, серьезно. Рожа бледная, изжога от съеденного и от вышеупомянутого света глаза болят. И это ведь даже солнца нет.
Кто сказал, что праздники - это радость? К третьему дню они превращаются тяжелый и изнурительный труд. Столько всего надо съесть, выпить. А елки с чадом? Нелегко куда-то ехать, пусть даже и на машине. А там - шум, гвалт, все шумят, аттракционы эти...
Ну ладно, не суть. Речь о другом.
Так вот - выполз я на улицу, мусор выкинуть. У нас в доме мусоропровод по просьбам жильцов не активизировали, на предмет последующего отсутствия в нем тараканов, грызунов и запаха. Факт - ничего этого нет, но, если честно, зимней порой на улицу таскаться тоже радость невелика.
Выкидываю я, стало быть, мешок с мусором в бак, а мимо меня парочка тинэйджеров идет. Лет по четырнадцать-пятнадцать, все такие деловые, походка развинченная, с сигаретами в зубах. Вылитый я четверть века назад.
- И чо? - говорит один из них, с прыщами и в забавной шапке.
- Чо! - с гордостью отвечает другой, без шапки и с модно завязанным шарфом - Нормально все. А потом еще "медляк" был, ну, тут я её...
Что именно он её, я так и не узнал - не догонять же мне их? Но в принципе в этом и нужды не было, я такие байки знаю отлично, сам не дурак был их потравить в ту пору, когда еще в школе учился. Понятное дело, что ничего не было, но шарфоносец скажет, что было. Все равно не проверишь. Хотя - кто их, нынешних, знает. Может, и было чего?
Да и не в этом суть, пусть их, дело молодое и нехитрое. Порадовало слово "медляк". Надо же. Живо до сих пор, а я думал, что оно осталось где-то там, в прошлом веке.
"Медляк" - как много в этом слове слилось всего сразу. Полумрак класса или актового зала, предварительная договоренность с ди-джеем о том, что после семи ставить "медляки" "через три", а после восьми - "через два", то есть, после восьми будет идти две быстрых композиции, а потом "медляк". Если чего обломится, то успех надо закреплять, а в лихом ритме прыжков фиг ты это сделаешь.
"Медляки" делились на несколько групп. Во-первых - на "наши" и "не наши". "Наши" котировались ниже, поскольку толковые песни по пальцам можно было пересчитать. Тут ведь мало просто тоскливо ее провыть, тут важен внутренний драйв, а с этим у наших было хреново, причем у всех сразу. Либо "Не рубите мужики, не рубите", либо "Скажу я вам один секрет, сюрреализма больше нет". И как под такие тексты девушке романтическую лапшу на уши вешать? Не скажу за 90-е, поскольку после поступления в педагогический "медляки" потеряли для меня весь сакральный смысл, но в конце 80-х из "наших" в чести было только две композиции - "Зимний сад" Глызина и "Когда меня ты позовешь" Кузьмина. Последняя песня пользовалась огромной популярностью, но именно в исполнении Кузьмина, а не, приведи Господи, Пугачевой. Еще где-то в сторонке ошивались "Свечи" и "Зачем вам это знать" Шуфутинского, но это было не совсем то, это хорошо было для дня рождения с его интимностью и тапочками, но никак не для дискотеки. И совсем уж не понимал народ, когда в качестве "медляка" ставили "Кино" или "Браво". Это была другая музыка и для другой ситуации.
То ли дело - "не наши". Вот там да! Вот там что не песня - то хит. Причем пара композиций, насколько я понял, дотянула до наших дней и в том же качестве, в котором она служила нам, то есть - способ ловли доверчивых девичьих тел в похотливые юношеские лапы.
Первая из них, как по мне, хит на все времена - и это я не иронизирую. Не далее, как в прошлом году проходил мимо школы, там, судя по всему, было плановое мероприятие класса "дискотэка". Так вот играла именно эта композиция - "Still Loving You" группы "Scorpions". Я даже шаг замедлил, мне стало одновременно и грустно, и смешно. Больше грустно, почему-то я ощутил в этот момент, как далеко ушла от меня молодость.
Ладно, в сторону эти сопли. Итак - "Тайм". Ну да, так мы называли эту песню. Про то, что она "Still Loving You" мы узнали сильно позже. Ну, помните - "Тайм, та-да тайм, тада-та-да-да-да-тада". Раз первое слово "тайм" - значит, про время песня.
Не припоминаю ни одной дискотеки где-то до середины 90-х, чтобы на ней не было этой песни. Ее реально знали до ноты и перлись, когда вступали гитары и Клаус Майне с надрывом выдавал "Из стил лав ин ююююююю, аааааа". Это было круто.
Кстати, у "Скорпов" вообще было много хороших медляков, но до этого ни один не дотягивал. Совсем рядом стоял ""Holiday", но там был нюанс - где-то в средине песни выдавался гитарный риф и "медляк" на какое-то время прекращался, поскольку:
Longing for the sun you will come
To the island without name
Longing for the sun be welcome
On the island many miles away from home
А потом все опять было правильно - печально и с гитарным перебором.
Этот переход ломал атмосферу, потому доморощенные ди-джеи, не желавшие, чтобы такая славная композиция пропадала, вырезали его и гоняли пусть и откастрированный, но зато приемлемый вариант.
Вторым хитом, который умудрился дожить до дня сегодняшнего стала "Wonderful Life" группы "Black". Врать не стану - про то, что это именно "Black", я узнал куда позже. Мы тогда вообще не заморачивались названиями. Знаем его - хорошо. Нет - да и ладно, главное, песня хорошая.
Собственно, "Wonderful Life" и "Still Loving You" как раз являются яркими представителями градации "медляков". Роковые и попсовые. Мы больше уважали "роковые" - они длиннее и с гитарами. Девочки больше любили попсовые - они более мелодичные.
Кстати, странно, но мимо нас почему-то тогда прошел великий Леонард Коэн, уж не знаю почему. Вот у кого "медляки" так "медляки" - минут по восемь каждая песня. Ноги устанут, а она все никак не кончится.
Впрочем, его с успехом замещал Фрэнк Дюваль, была у него одна композиция на 12 минут, ее всегда в самом конце дискотеки ставили.
Самый же короткий "медляк" из тех, что я знаю, принадлежит Джейсону Доновану, называется он "Sealed with a kiss" и длится 2-32. Песня хорошая, но ни к селу, ни к городу.
Возвращаясь к началу. Услышав этот маленький фрагмент разговора двух, по сути, еще мальчишек, я как-то приободрился, и даже изжога прошла. Почему? Да я сам не знаю. Наверное, потому что жизнь - она продолжается.
05.01.2017
Новогоднее телевидение.
Сразу - это недовольное брюзжание мужчины средних лет, уже слишком ленивого, чтобы тащиться куда-то в новогоднюю ночь и предпочитающего веселому "э-ге-гей" на улице, тихое семейное сидение за столом под телевизор. Нет, может мы с женой и сходили бы после курантов куда-то, но как подумаешь, что чадо надо сначала одеть, потом раздеть...
Так что - давай, телевидение(с)
Увы, увы, но с каждым годом качество новогодних программ становится все хуже и хуже. К факту того, что по всем кнопкам в собственно новогоднюю ночь везде одни и те же лица россияне привыкли. Тем более, что и в не новогодние дни от них тоже никуда не денешься. Перечислять их не буду, сами всех поименно знаете.
Беда в другом. То ли финансовый кризис каналы подкосил так серьезно, то ли креатив нафиг кончился, но скука почти на всех кнопках смертная. Особенно на "Первой", хотя вроде бы все должно быть наоборот. Еще несколько лет назад они забабахивали на самом деле красивые и забавные программы, вроде "Первый дома" или "Первый скорый". Ну да, там были все те же ГалкиныПугачевыКиркоровыРотару и вся их остальная гоп-компания. Но все это было красиво подано - костюмно, жанрово, с шутками-прибаутками, с перепевками старых добрых хитов, притом неплохими. И где все это теперь? Скромненькая сцена, набившие оскомину за год песни и посиделки за столом - Нагиев натужно шутит, Галкин белозубо улыбается, Малышева напоминает о том, что печень - она не вечная. Еще и Пугачеву притащили, видимо, чтобы народу окончательно после Малышевой аппетит отбить.
До чего дошло - даже пираты на трекера это дело выкладывать не стали. Ниже пасть уже нельзя, как по мне.
Про "Россию" и прочих даже говорить не буду, там все еще хуже. Точнее - как всегда в последние годы. То есть - никак.
А ведь какие шоу с Авериным лет пять назад "НТВ" делал. А "Неголубой огонек" "Рен-ТВ"? Это классика была, я его потом еще раз пять пересматривал.
В результате знаете, какой канал народ смотрел больше всего? Ну, по моему личному опросу, я с десяток знакомых поспрошал.
Все смотрели "Звезду".
Казалось бы - там-то что быть может? Танковый биатлон? Показательные стрельбы Таманской дивизии?
Не-а. Не угадали. Они показывали "Старые песни о главном", все три части, одну за другой. Они так уже второй год делают, и, судя по всему, небезуспешно. Народу - нравится. Я сам их, сидя за столом смотрел. Потому как в новогоднюю ночь хочется ламповости, и ее дают старые добрые песни в соответствующих декорациях. Русские - они все подвержены напасти по имени "ностальгия", им в этот праздник, домашний и добрый, не надо новых песен Ротару и Аллегровой. А вот "Червону руту" и "Суженого-ряженого" - надо. Ибо - слова все знают, подпеть могут. У нас караоке после пятой рюмки и без микрофона бывает.
Так что в эту новогоднюю ночь "Звезда", сдается мне, сделала всех.
Кстати - удивил "Камеди клаб". Они тоже всегда симпатичные программы делали на Новый год, а тут что-то прямо... Как все, короче.
Да и последующие дни не сильно порадовали. Нет, в принципе - предсказуемо, год из года идет одно и то же. Но иногда бывают какие-то проблески.
Рекордсмен в этом году "Карнавальная ночь", ее показали раз десять, наверное. Бывает такое - как все каналы начнут почти одновременно один и тот же фильм крутить. Помню, года четыре назад "Чародеев" за 9 дней раз пятнадцать показали.
Хотя, если пощелкать, то можно найти что-то интересное. Например, с удовольствием посмотрел "Тайны дворцовых переворотов". Разнообразие, как не крути.
Но это уже так, с жиру бешусь. Да и времени не так и много - то елки, то горки... Погода наладилась, чего дома-то сидеть?
08.01.2017
Раздел "Кино"
"Гардемарины, вперед"
Неожиданно для себя самого с удовольствием посмотрел по "Культуре" "Гардемаринов". Все-таки правильная раньше была традиция показывать по серии в день, так оно смотрится лучше. Сейчас-то каналы как сразу все запустят - хоть четыре серии, хоть пятнадцать, и даже с гордостью анонсируют "Все серии в один день". Много ли найдется людей, которые перед телевизором будут полдня сидеть? Не уверен.
Вот по серии в день - самое оно, особенно если фильм хороший и порядком подзабытый. Нет, показывают его часто, почитай каждые праздники - и на первомай, и на тот же Новый год, и бывает, что не по разу. Но вот как-то все у меня не складывалось его посмотреть, времени не было. А тут - эфир ближе к полуночи, и по одной серии, как и сказано выше. И чего-то так хорошо он у меня пошел! Не так, как в 1988 году, конечно, но тоже славно.
А в 1988 "Гаремарины" пошли у любезнейшей публики в "разрыв"! Народ в такой восторг пришел, что словами не опишешь. Оно и понятно - ничего подобного на нашем ТВ до этого не было. В смысле - чтобы и отечественная история, и отечественные герои, и при этом приключения полной ложкой, да с песнями, да с танцами.
Такое обычно показывали в декорациях средневековой Европы - "Три мушкетера", "Труфальдино", "Собака на сене". А у нас если и снимали про старое, сильно дореволюционное время и про родные просторы, то в основном без песен и с героическими свершениями предков - "Россия молодая", "Михайло Ломоносов", "Русь изначальная". Авантюризм в подобных картинах не приветствовался, не говоря про сомнительные во всех отношениях любовные линии. Ну, или клепался откровенный мюзикл, вроде "Табачного капитана" или "Сватовства гусара". Последнее сняла, к слову, Светлана Дружинина. Я так думаю, это было что-то вроде разминки перед "Гардемаринами", которые она же и поставила несколькими годами позже.
Впрочем, был еще "Эскадрон гусар летучих", но он скорее подтверждал правило, чем его опровергал.
Так вот - "Гардемарины" - это была бомба. Те, кто пропустил первую серию, рвали на себе волосы и матерились в голос - повторов не было, новогодние праздники же.
Четыре дня мы жили от вечера до вечера, ожидая продолжения приключений лихих героев и невообразимо прекрасных героинь. Нет, мы точно знали, что все кончится хорошо, но - мало ли? А если убьют кого?
Наши девочки-одноклассницы после того, как мы вышли в школу, просто бредили этой троицей, изрисовывая обложки тетрадей их профилями. Предприимчивые старшеклассники продавали фотки, снятые с экрана телевизора по рублю - и имели неплохой гешефт.
Популярность сериала была невероятной, про него написал "МК" и другие газеты, а в мае случилось небывалое - ЦТ повторило все четыре серии. Всего-то через какие-то пять месяцев. Поверьте, по тем временам это очень быстро.
Второй просмотр был похож на визит к холодильнику утром первого января (см. пост выше). Мы смаковали каждый кадр, мы получали невероятное удовольствие от происходящего.
Одна моя знакомая, которая реально повернулась на Алеше Корсаке, записала все четыре серии на кассеты. Не видео! Аудио!!!! Она реально их потом слушала день за днем. Видаки в то время были редкостью просто, а без голосов любимых героев ей жизнь была не мила.
Как по мне - перебор. Но это отлично характеризует популярность сериала.
Песня гардемаринов, та, которая "не вешать нос", не звучала в 1988 году разве что только из утюгов. "Маяк" гонял ее постоянно, во всех программах. Впрочем, песни были славные и не раздражали совершенно. Мне вот песня про дорогу нравится до сих пор, про ту, где "семь загибов на версту".
Любопытно - хоровые партии в этих песнях исполнила группа "Доктор Ватсон". Неисповедимы пути господни.
Относительно озвучки - я вот совсем недавно только узнал, что оказывается Жигунова, который играет Александра Белова, озвучивал Олег Меньшиков. В жизни бы не подумал, так голос на персонажа лег. Штука в том, что именно Меньшиков должен был играть Белова, но - не сложилось. Интересно было бы посмотреть, что из этого вышло. Сдается мне - это было бы немного другое кино.
Вот ведь, хотел в один пост уложиться, но не сложилось. А что сказать, еще есть. Продолжу завтра.
09.01.2017
Раздел "Кино"
"Гардемарины, вперед" (окончание)
Так что "Гардемарины" - это был прорыв. Вот такое громкое слово, но вполне оправданное. Не скажу, что именно из них потом выросли все исторические российские сериалы, но кое-какие камушки в основу этого величественного здания они заложили.
Еще можно смело сказать, что "Гардемарины" были кузницей кадров. Все молодые актеры, кроме Лютаевой ("Анастасия, звезда моя!") до того засветились в фильмах, многие даже не в одном, причем на главных ролях (тот же Харатьян отлично сыграл в "Зеленом фургоне"), но статус всенародных любимцев им дал именно этот сериал. И, что примечательно, они, в отличии от нынешних звезд, которые зажигаются только на то время, пока сериал идет в эфир (вспомните "Не родись красивой", казалось бы,... И где они все?) сохранили этот статус до сих пор. Ну, в большей или меньшей мере - но их помнят.
А вот книга, по которой сняли фильм, как-то бестселлером не стала. Многие даже не знают, что он вообще снят по роману писательницы Нины Соротокиной, точнее - по первой части ее романа, которая называлась "Трое из навигацкой школы". Там и продолжение было, романа два или три, но я их прочесть не смог, если честно. Тот случай, когда фильм лучшее и живее, чем книга, по моему личному мнению. Тот же Брильи в романе выведен как достаточно душный и нудный тип. А в фильме? Масса энергии, страсти, романтизма. Кое-кто из моих одноклассниц сильно не одобрял Ягужинскую, что та связалась с Беловым и не слиняла в Париж с Брильи. Как они говорили:
- Он хоть и немолодой уже, зато мужчина очень интересный. А этот красавчик, конечно, да только у него шило в одном месте. И чего? Ей сидеть, его ждать всю дорогу?
Они уже тогда были практичны, мои одноклассницы.
Сам Боярский говорил, что по большому счету он играл постаревшего Д"Артаньяна.
Потом еще были продолжения, даже целых два, но, увы, успеха в массах они не снискали. Вроде и режиссер тот же, и часть актеров перекочевала из одного фильма в другой, и антураж есть, а не взлетело.
Как мне думается, Дружинина сделала неверный ход, поставив на кинопрокат и на кинокартину, а не на сериал. В результате неплохой замысел, который можно было красиво развить, она ужала до полутора часов экранного времени, убрав приятственную неспешность повествования, лирические отступления, антуражность эпохи и часть персонажей, оставив только рваную канву сюжета, гонки на лошадях и перестрелки в снегах России. Сами же гардемарины стали больше мушкетерами, которые просто добираются из точки "а" в точку "б", выпаливая натужные шутки и задорно бренча шпагами. Этого добра у нас и до этого хватало, мы-то хотели другого?
Например, лично мне не хватило Лядащева, доброго человека из Тайной канцелярии. Чертовски красивый персонаж, глубокий, великолепно сыгранный Абдуловым. Это был такой гвоздь в сюжете, без которого здание второго фильма изрядно накренилось.
Так и вышло - тут персонаж не попал во второй фильм, там персонаж тоже исчез в никуда - и что на выходе?
В первых "Гардемаринах" была история молодых людей, попавших в жернова политики и не сдающихся обстоятельствам, им можно было сопереживать. Во втором фильме всего этого не оказалось, зато появились герои со шпагами наголо, которые в сочувствии не нуждались.
Вердикт был единый - "не то". До конца второй фильм я досмотрел, но третью часть оставил за бортом. А смысл? Говорят, что она еще хуже второй.
Мало того. Сейчас вроде как четвертую снимают. Я посмотрел кастинг лист - только головой покрутил. Семенович, Орбакайте, Навка, Пресняков, Билан... Жесть... То ли фильм, то ли новогодний мюзикл. Еще Гальцева сюда надо, Ани Лорак и "новых русских бабок". И Урганта, на конферанс.
Наверное, можно было бы еще упомянуть о куче исторических несоответствий в этом сериале, их там в самом деле вагон и маленькая тележка, но делать я этого не буду. А зачем? Светлана Дружинина снимала хороший фильм о дружбе и любви - это у нее получилось превосходно. Историческая достоверность тут вторична. И отдельно замечу - позже она поставила "Тайны дворцовых переворотов", уже именно что историческую картину о веке 18, великолепном и страшном - и сделала это превосходно. По крайней мере - первые шесть фильмов, я уже про это писал. Кто не видел - непременно посмотрите, оно того стоит.
И еще. Если в следующие новогодние снова покажут "Гардемаринов" (а их покажут) - непременно гляну. Раньше вряд ли, а вот через годик - само то. Больно они в эти праздничные дни хорошо пошли.
10.01.2017
Постновогоднее
История о первом корпоративе.
Тут глаз на моем сайте зацепился за одну из моих же новогодних заметок, ту, что о корпоративах, и я вспомнил, что еще до НГ хотел написать о парочке мероприятий, на которых побывал в свою бытность банковского служащего. Мне подумалось, что это может немного повеселить любезную публику, а в первые дни после длинных праздников любая улыбка - она на вес золота))) Ну, надеюсь, что повеселю, а там - как пойдет.
Первое из них случилось совсем уже давно, в самом начале этого века. Я тогда служил в банке "Первое ОВК". Если не ошибаюсь, был замом управляющего дополнительного офиса. Или нет? Ну, неважно. Там весь ДО состоял из трех человек, сидящих на 20 кв.м., так что кем бы ты там не был, все одно заслуга невелика.
Так вот - в тот год банк решил провести "корпорат" незадолго до НГ, что вполне объяснимо. Необъяснимо было другое - с чего-то он решил, что больше всех это мероприятие нужно сотрудникам, что те без него ни кушать, ни спать не могут. А поскольку это нужно сотрудникам, то и платить за это мероприятие тоже должны они. Сразу оговорюсь - ни до, ни после я такого не видал. Как вообще звучит-то - корпоративное мероприятие за собственный счет!
Поскольку народ в отделе по борьбе с персоналом сидел прошаренный, матерый, он сразу понял - сотрудники доброй волей денег на это дело не сдадут. Оно им надо? Потому в ближайшую выплату потребную сумму автоматически удержали из зарплаты, так сказав, отрезав пути к отступлению. Если уплачено, то надо идти. Не пропадать же деньгам?
И, тем не менее, накануне мероприятия, я практически передумал в данном шабаше участвовать, да и не я один. Все просто - место для действа было выбрано вот просто максимально удаленное от Смоленской площади, на которой я тогда работал. Да, ради правды, оно было максимально удаленное практически отовсюду, откуда можно. Павильон "Рыбоводство" на ВВЦ - как вам? Крепко подозреваю, что даже жители Москвы, которые бывали на ВВЦ и то так сразу не скажут, где такой там есть-то. Я бы, если не описываемые события, тоже про него не знал. Это за самолетом, то есть - за последней населенной аллеей. Точнее - там потом еще конюшни, потом еще что-то и вот за этим "чем-то" стоит вышеупомянутый павильон. Чтобы было понятно всем - сначала пешком, потом на оленях и последние пять километров ползком. На дворе, напомню, промозглая, как это у нас бывает перед Новым годом, зима.
- Будем считать, что мы на корпоратив не скинулись, а от него откупились - привычно рассудительно сказал мой друг и напарник Петрович - За все надо платить, за свободу - тоже.
И все бы ничего, но в этот момент зазвонил телефон, как в плохом кино. Мы, как положено, тревожно переглянулись, предчувствуя беду. Знаете, у вроде бы стандартного звонка обычного офисного телефона есть определенные тональности, которые матерый клерк шестым чувством различает. Откуда-то изнутри (или свыше) приходит понимание того, что это не клиент звонит, что за снятием трубки точно грядут какие-то неприятности.
Как в воду глядели. Звонила Ленка Добрынина (извиняюсь, конечно не Ленка. Елена Павловна) управляющая кустом "Садовое кольцо". Московская структура банка "Первое ОВК" делилась на "кусты", по территориальному признаку. В ведении Добрыниной было шесть или семь отделений, расположенных в окрестностях Арбата - от метро "Парк Культуры" до метро "Кропоткинская". Логики - ноль, но назывался куст именно так.
Человек Добрынина была занятой, потому коротко и ясно сказала, чтобы я даже не думал не пойти на мероприятие. Явка в моем случае обязательна. На резонный вопрос: "А чего я-то именно?" было сказано, что для меня, как для бывшего "квнщика", будет маленькое, но, понимаешь, ответственное поручение.
Вот тут я совсем приуныл. Тащиться в четверг, куда-то ко всем рыбам на куличики, мне жутко не хотелось. Да еще и поручение, от которого ждать ничего хорошего не приходилось.
Про то, как мы с Петровичем добирались до этого "Рыбоводства" даже рассказывать, не буду, скажу только, что в паре мест отдельные лужи мы просто-таки форсировали, чуть ли не вброд. Не знаю, как сейчас, но тогда, на заре века, на ВВЦ чистили только центральные аллеи, здраво рассуждая, что в дебри, подобные тем, куда мы направлялись, разумные люди не пойдут.
Окончательно меня добило то самое поручение (опять же - чуйку не обманешь). Оказывается, мне, в компании еще нескольких бедолаг, предстояло на сцене исполнять гимн банка. Возражения, вроде: "Да я петь не умею" не принимались, как и факт того, что никто из нас не знал слов сей величественной песни. Да что слов! Никто из нас не знал даже, что у "Первого ОВК" гимн есть, мы о нем вообще впервые слышали.
Распорядитель-организатор-конферансье (кстати, тоже "квнщик", из именитых, из "Эскадрона гусар") сказал, что тут мы можем не волноваться. Нам их знать и не обязательно, все равно мы будем просто открывать рот под фонограмму.
И для подтверждения своих слов включил данное произведение. Увы, воспроизвести простые, но вместе с тем великие слова сего творения я не могу, поскольку я их тогда не знал, и сейчас не помню. Но было что-то феерическое, вызывающее чувства, противоположные тем, что надо бы. Вместо корпоративного трепета нас на сцене согнуло от смеха.
Нет-нет, не над текстом. Просто штука была в том, что фонограмму напевали наши же коллеги, тоже сотрудники банка. Точнее - сотрудницы, мужские голоса там были почти неразличимы. Между тем на сцене в настоящий момент стояло восемь человек, среди которых было только две девушки. Со стороны, скорее всего, это смотрелось убийственно - и мы это понимали.
- Фигня - сказал бравый "гусар" - К тому времени, как вам петь пора придет, народ уже "остограммится", а "старшаки" ваши будут в своем кругу квасить и рассказывать друг другу, какой у вас великий банк. Так что им не до того будет.
Матерый профи оказался прав. На несоответствие звука и картинки никто внимания и в самом деле не обратил, хотя ощущение было все равно... Ну, как пенопластом по стеклу. Кому приятно дураком себя ощущать?
Кстати - после над этим гимном народ еще долго стебался. Над текстом, естественно.
Что до меня - дальше все было просто. Я пообщался с коллегами по цеху - ну, не зря же приехал? Он как бывает - если ты работаешь в большом банке или компании больше четырех лет, то ты обрастаешь огромным количеством знакомств, чаще всего - телефонных. Ты можешь годами общаться с человеком, даже сдружиться с ним, но при этом его вообще ни разу не видеть. Специфика большого города. Так что корпоратив - это возможность хоть повидать того, с кем столько говорил.
Плюс - просто знакомые, с кем когда-то работал бок о бок, но потом ротация развела вас в разные стороны. Так-то, по жизни, мы друг о друге вспоминаем только по необходимости, как правило - служебной, но на корпоративе пообниматься и похлопать друг друга по спине - это святое.
Ну, и самое главное - торт. Что-что в "корпоратах" "Первого ОВК" было здорово - так это он. Это даже был не торт, а тортище, килограмм на 70-90, если не больше. Серьезно - с меня ростом, там слоев 40 было, наверное.
И вкусный, собака такая! Причем куски на бумажные тарелки шлепали такие, не маленькие, в две ладони шириной, то есть - от души.
Шустрый Петрович, пока я где-то бегал, успел к раздаче первым (это он умел), отоварился сразу за нас обоих и даже умял половину своего куска.
Собственно, на этом все и закончилось, поскольку, доев торт, мы мероприятие покинули, как и многие другие. А что там было еще делать? Опять же - а ну как подгулявшее руководство еще разок захочет послушать гимн?
Вот такая история случилась со мной на заре века. Потом, года через четыре, был у меня еще один забавный "корпорат", но о нем в другой раз.
12.01.2017
История о втором корпоративе.
Завершая новогоднюю тему расскажу о еще одном памятном мне новогоднем корпоративе.
Случилось это через несколько лет после описываемых в предыдущем посте событий. Я к тому времени давно уже как ушел из "Первого ОВК" и в какой-то момент осел в качестве начальника клиентского управления в "КБР Банке".
За свою жизнь я сменил не одно место работы, но о каждом из них у меня остались хоть какие-то добрые воспоминания. Память человеческая на наше счастье избирательна, со временем она отсеивает негатив и оставляет только светлые моменты - каких-то хороших людей, неплохую столовую, красивую грудь кассирши Аллы. Если бы человеческий мозг не обладал способностью забывать все плохое, мы бы все с ума посходили.
В случае с "КБР" это не работает. Там реально не было ничего не хорошего. Вот - вообще. Я в этом банке провел девять месяцев и, когда наконец уволился, понял, что испытывает заключенный, выходя на волю. Это когда вдохнешь воздух полной грудью и осознаешь, что всюду жизнь, и ты в нее вернулся.
Так вот - там было кисло все, ну, кроме, может, жалования, которое, собственно и было главным сдерживающим меня фактором.
Из всех этих бед отдельно выделялась фигура председателя правления. Это был реально тяжелый в общении человек, в котором сплелось воедино все самое неприятное, что только может быть в предправе. Его определил на это место папа, он думал, что отлично разбирается в банкинге, успел поработать делопроизводителем и неслабо бухал. То есть - шеф из категории "хуже некуда".
Если я когда-нибудь дозрею до написания "Эскалатора", то непременно расскажу обо всем поподробнее, а пока - ближе к теме поста.
До Нового года оставалась уже всего пара дней, а предправ так и не определился - делать "корпорат" или нет. Утром он был против ненужных трат, вечером менял свою точку зрения на противоположную, потому народ даже и не знал, чего ждать. С пофигизмом к этому относилось только несколько человек, которым данное мероприятие было по барабану, в том числе и я.
Пока происходили эти душевные метания, естественно все хоть сколько-то приличные места даже на "Варшавской", где находился офис банка, были заняты. Времена тогда были тучные, а подобные мероприятия как раз вошли в моду.
В результате, когда предправ таки дозрел до окончательного "да", ни одного незанятого кабака поблизости не нашлось.
Тогда стали искать не поблизости - и нашли. Кабы я про это знал, то все-таки попробовал отвертеться, но - увы. Что дело неладно, я понял тогда, когда коллектив банка погрузили в автобус, но из него было уже не выбраться.
Нас везли минут сорок и в результате сгрузили посреди снежной пустыни, на берегу намертво замерзшей реки, рядом с почтенного вида баржой, украшенной гирляндами. Это и было то место, где мы должны были весело-весело встретить Новый Год.
- А мы хоть где? - пробежал шепоток среди персонала банка, сбившегося в кучку.
- Здесь - расплывчато ответил Сережа Лебедев, бывший главный бухгалтер банка, а ныне - завхоз (да, вот такие в КБР случались метаморфозы) - Внутрь идите, чего мерзнуть.
Внутри было тесно и душно, что не добавило веселья. Кроме шуток - я хорошо знаю родной город, но при этом в данный момент я даже не представлял, где нахожусь - стекла в автобусе были замерзшие, а навигаторов в телефонах еще не было. Это сейчас все просто, а тогда...
Про само мероприятие рассказывать не буду, хоть там и случилась пара интересных моментов. Просто чтобы осветить их, сначала надо рассказать о том, что им предшествовало, здесь для этого не время и не место.
Короче - где-то через полтора часа я все-таки слинял с борта корабля, так сказать - в развалочку сошел на берег. За это время еще и пурга началась, что меня совершенно уже опечалило.
Добрый морячок-официант любезно помахал мне рукой, сообщив:
- Прямо иди, там остановка есть,
И я пошел прямо, в пургу, в которой вообще ничего видно не было.
Представьте себе бредовость ситуации - снежная пустыня а-ля Джек Лондон, пурга и где-то под боком мегаполис, в наличии которого здесь и сейчас начинаешь сомневаться. Короче - кругом пятьсот.
Тем не менее, морячок не соврал - минут через семь-десять я вышел к остановке, перекошенной и скособоченной, с выбитыми стеклами. Возникало ощущение, что ее как немецкий танк в 1941 году задел бортом, так она тут и стоит.
И самое главное - узкая дорога рядом с ней была пустынна. В обе стороны. Минут пять кряду - ни одной машины, вообще. Да что машины - даже людей нет вокруг, ни одного прохожего. Только где-то совсем далеко сквозь снег просматриваются очертания каких-то высотных домов, практические без единого огонька в окнах. И темные тени рядом с ними - то ли кто-то от кого-то убегает, то ли кто-то кого-то догоняет.
Человек я неунывающий, по крайней мере о себе так думаю. Но тут - загрустил. Понятно, что где-то есть более оживленная трасса, возможно даже совсем недалеко, но вот только где? Слева или справа? В какую сторону надо двигаться, чтобы выйти к людям?
А к домам мне идти совсем уж не хотелось.
Я выкурил пару сигарет и, было, решил все-таки пойти направо, как дорожно-снежную муть прямо как в кино разрезал свет фар.
Серьезно - я чуть не рванул этой машине наперерез, готовый заплатить сколько угодно, только бы попасть обратно к людям.
Так это еще и маршрутка оказалась. Совершенно пустая, если не считать золотозубого азербайджанца-водителя.
- Э, домой еду - сказал он мне, видимо сам недоумевая, зачем остановился - Извыны.
- К метро!!! - истово попросил его я - Пожалуйста!!!
- Можно - видимо что-то понял про меня водитель, повертев головой и оценив пейзаж - "Коломэнская" нормално?
- Да хоть какая! - обрадованно полез в теплый салон я - Хоть "Каширская".
- "Коломэнская" - на всякий случай еще раз уточнил водитель и мы тронулись.
Давно я так не радовался проезжающим мимо машинам и людям, спешащим домой. Добрый водитель, довезя меня до метро, видимо, уловил мое настроение, потому что не взял с меня денег, сказав только:
- Ара, зачэм? Мимо ехал! С наступающым!
Чудно - но настроение у меня почему-то здорово поднялось, и даже привычная метрошная суета и толчея не раздражала, а радовала.
А вот коллегам моим повезло куда меньше. Пьяненького предправа и шуструю главбухшу (редкостной изворотливости человека, она-то вышеупомянутого Лебедева в свое время и подсидела) увез персональный водитель, а остальным предстоял тот же путь, что и мне. Вот только случилось это сильно позже по времени и выбирались они из тех мест долго-долго, поминая добрым, тихим и незлобливым словом, как председателя правления, так и его маму. Да и остальных его родственников тоже. Так мне рассказали наутро.
Потом у меня были еще корпоративы, но забавнее двух вышеизложенных, пожалуй, не случалось.
13.01.2017
"Библиотека приключений-2"
Месяца полтора назад я написал пост о первом выпуске "Библиотеки приключений" в 20 томах. Надо закончить эту тему, негоже ее так оставлять.
Так вот - первый выпуск имел сумасшедший успех. Будь это в наши коммерчески-успешные времена, рынок завалили бы продолжениями, но тогда это было невозможно. Был план выпуска книг и ничего не могло его изменить, по крайней мере в центральных издательствах.
Но вода камень точит, и почти через десять лет, в 1965 году свет увидела еще одна серия "Библиотеки приключений", тоже в двадцати томах. В народе ее называют "вторая серия БП".
Не знаю, что было причиной - изменившиеся времена ("оттепель" уже кончилась), смена издателя - "Госиздат" сменила "Детская литература" или что-то еще, но вторая серия во всем уступала первой. И в качестве оформления (от первой серии осталась только надпись: "Библиотека приключений" на обложке и кое-какие мелочи в серийном оформлении), и в качестве бумаги, и в иллюстраторах, и, что самое главное, в подборе произведений.
Если в первой серии каждая книга в самом деле была образчиком приключенческой прозы, занявшим свое место в пантеоне славы, то здесь все было очень небесспорно.
Судите сами:
Том 1 Александр Грин "Алые паруса", "Бегущая по волнам", "Золотая цепь".
Том 2 Александр Дюма "Асканио".
Том 3 Александр Казанцев "Пылающий остров".
Том 4 Роберт Льюис Стивенсон "Похищенный", "Катриона".
Том 5 Станислав Лем "Магелланово облако".
Том 6 Георгий Тушкан "Джура".
Том 7 Эдгар По "Золотой жук"; Г. К. Честертон "Странные шаги".
Том 8 Леонид Платов "Секретный фарватер".
Том 9 Жюль Верн "Жангада", "Кораблекрушение "Джонатана"".
Том 10 Леонид Соболев "Зелёный луч"; Всеволод Воеводин, Евгений Рысс "Буря".
Том 11 Василий Ардаматский "Ответная операция"; Николай Томан "В погоне за призраком".
Том 12 Жорж Сименон "Первое дело Мегрэ".
Том 13 Герберт Уэллс "Первые люди на Луне", "Пища богов".
Том 14 А. Конан Дойл "Красным по белому".
Том 15 Георгий Брянцев "Конец осиного гнезда"; Дмитрий Медведев "Это было под Ровно".
Том 16 Артур Кларк "Лунная пыль"; А. Азимов "Я, робот", "Стальные пещеры".
Том 17 А. и Б. Стругацкие "Страна багровых туч"; А. Днепров "Глиняный бог".
Том 18 Рафаэль Сабатини "Одиссея капитана Блада", "Хроника капитана Блада".
Том 19 Иван Ефремов "Сердце Змеи".
Том 20 Генри Райдер Хаггард "Хозяйка Блосхолма"; Джеймс Кервуд "В дебрях севера".
Добрая половина произведений здесь не то, чтобы не к месту, но и классикой жанра ее не назовешь. Более того - сделан ощутимый упор на произведения с советской героической тематикой, преимущественно военной. Спора нет - никто не забыт и ничто не забыто, но перекос виден невооруженным взглядом. Как по мне - и Платов, и Томан, и Ардаматский, и Брянцев - это хорошие авторы, но если "Секретный фарватер" хотя бы по структуре можно назвать приключенческим романом, то "Это было под Ровно" кроме как документальной повестью считать нельзя.
Соболев же, Воеводин и Рысс в этой серии выглядят вообще инородным телом.
Совсем непонятно присутствие в одном томе с Стругацкими рассказов Днепрова. Если "Страна багровых туч" к тому времени стала уже классикой приключенческой фантастики (причем за каких-то пять-шесть лет), то Днепров... Как бы так сказать... Ну, вы поняли. Как по мне, тут больше к месту был бы тот же Александр Беляев. Вот по всем параметрам. Причем перед Стругацкими, а не после. Та же "Звезда КЭЦ" или "Остров погибших кораблей".
Да и подбор некоторых произведений иностранных авторов мне кажется странноватым. Например - Уэллс. Почему "Пища богов" и "Первые люди на Луне", то есть - не самые удачные его вещи? Почему не "Человек-невидимка" и "Война миров", которые столь любимы читателями? 20 том - Кервуд, не слишком известный в нашей стране. Почему было вместо него не вставить Джека Лондона, схожего по тематике и более любимого нашим читателем? Или, на худой конец, "Рольфа в лесах" Сетон-Томпсона.
Хотя были и очевидные тома-удачи. Например - Сабатини. Если не ошибаюсь, это первое издание "Одиссеи капитана Блада" и "Хроник капитана Блада" вместе. Причем только в этом издании можно увидеть "Хроники" с иллюстрациями В.Высоцкого (нет-нет, не Владимира Семеновича, тезки его). Потом я нигде их больше не встречал, разве что за последние лет двадцать их где опубликовали.
Опять же - Жюль Верн, были изданы довольно редкие его романы, не вошедшие в канонический двенадцатитомник. К месту здесь Грин, Ефремов и Хаггард. Кстати - "Хозяйка Блосхолма" на мой взгляд лучший у последнего роман. Даже, может, лучше "Копей царя Соломона". Хотя - нет. "Копи" лучше. Но этот - второй по интересности.
С Конан-Дойлом же вообще все вышло замечательно - в совокупности с томом из первой серии владелец получал практически полное собрание приключений Шерлока Холмса.
Из отечественных авторов к месту был "Джура" Тушкана. Ну да, тоже не без агитпропа, но это был полноценный авантюрный роман со всеми прелестями жанра, включая азиатскую экзотику.
Были тут и раритеты новейшего времени. Сименон, набиравший популярность у советского читателя, Азимов и Кларк в одном томе, Лем, те же Стругацкие - именно эти тома стали самыми редкими, зачастую именно из-за них и покупали всю серию с рук. И никогда никому давали на вынос из дома - шанс возврата стремился к нулю.
Но в целом успех первого выпуска повторен не был. Нет, носом никто не крутил, и эта серия была дефицитом, но время расставило все по местам. Сейчас у букинистов она стоит куда дешевле первой и купить ее не очень большая проблема. Плюс - ее, в отличии от первой серии, позднее переиздавать не стали, не нашли в этом смысла.
А вот первую в 1985 году переиздали, преизряднейшим тиражом, причем почему-то в издательствах вроде "Машиностроение" или "Металлургия", то есть никак не профильных. И, признаться, не слишком удачно. Коленкоровые переплеты с золочением смотрелись очень выгодно, но вот только были они клееные, а не шитые, и потому истрепывались и разламывались книги просто моментально. У тех же букинистов второе издание первой серии ценится не очень высоко.
Ну, вроде все. Хотя - может потом еще расскажу о продолжателях этой серии в уже наше время. Вдруг кому-то будет интересно?
17.01.2017
Раздел "Веяния времени"
Начало 90-х.
Тут посмотрел передачу, там начало 90-х представляют уже чуть ли не романтическими временами. Легендарные благородные бандиты, эпоха равных возможностей, "юность новейшего времени".
Какая бесподобная чушь. До невозможности.
По существу - страшное это было время. Слом эпох всегда таков, и почти всегда он пахнет кровью и человеческой бедой.
За какие-то пять-семь лет жизнь человеческая, которая до того была высшей ценностью на протяжении десятилетий, обесценилась если не полностью, то почти до нуля. У нас, помню, было нечто вроде тотализатора - сколько "подснежников" по весне милиция найдет в Теплостановской лесополосе. При этом сама лесополоса была невелика - узкая полоска деревьев с оврагом посередине, тянущаяся от метро "Теплый Стан" где-то километра на два в глубь района. "Подснежником" при этом был не цветок, а промерзший намертво труп, как правило - безымянный, а то и просто догола раздетый. И вылезало таких из-под снега два-три десятка, а то и поболе.
Ночная стрельба на улице воспринималась как нечто нормальное, впрочем, и дневная тоже. Помню, чуть ли не на моих глазах посреди дня произошла перестрелка в ресторане "Старый замок", в которой покрошили кучу народа. Про нее потом в "МК" писали. Да и в какой-то сравнительно недавней программе вроде "Следствие вели..." упоминали.
Да и чего не пострелять? Оружие продавалось практически в открытую, я про это уже писал раньше и любой желающий при желании мог купить себе хоть танк - лишь бы деньги были. Опять же - Таманская дивизия с ушлыми прапорщиками под боком, так что танк - это не для красного словца. Армия в то время распадалась с невероятной скоростью, держась только на упорстве постоянно сокращаемого среднего комсостава. Потом пришел "Паша-Мерседес" и там все стало совсем плохо. Точнее - у генералов и прапоров все было хорошо. А так все было плохо. Армии по сути не стало.
И при этом оружие не просто покупалось и продавалось - оно шло в ход. Почти вся наша компания была свидетелями того, как в подъезде 23 дома, где мы обычно ошивались по холодному зимнему времени, трое ребят в кожаных куртках в упор расстреляли какого-то "коммерца". Они дождались, пока тот зайдет в лифт, достали "стволы" сделали по три-четыре выстрела каждый и ушли через постоянно открытую дверь черного хода.
Особо впечатляло то, что им было вообще наплевать на нас, которые все это видели. Нас как будто вообще не было, хотя компания была немаленькая - человек двенадцать-пятнадцать. И - пофиг. Они просто пошмаляли и ушли, плюнув на возможных свидетелей. Хотя, ради правды, никто из нас и с милицией откровенничать не стал. Мы даже не стали ее дожидаться. "Скорую" вызвали из "автомата" - и свалили. Возможно, сейчас это выглядит и не очень красиво, но в те времена... Сегодня ты показания дал, следствию помог, а завтра тебе бейсбольной битой позвоночник перебьют. А может и не завтра, а сразу же, у "ментовки". И это я не шучу - так и было бы. Следствие в те времена уликами и показаниями свидетелей охотно делилось как раз с теми, кто эти улики оставил. За соответствующую сумму. А честные следователи остались где-то там, в благополучном социалистическом недавнем прошлом, в фильмах вроде "Хозяин тайги" или "Чужие здесь не ходят". И нельзя их за это винить - жить хотелось всем. Или хотя бы выжить.
Что же до денег - это был особый парадокс. В 90-х, в обнищавшей стране их было на самом деле неприлично много, они фактически лежали под ногами. Другой вопрос, что, нагнувшись за ними, ты мог потерять все, включая жизнь - и очень быстро.
Я сам знал несколько человек, которые заработали астрономические суммы за считанные дни - кто на бирже "Алиса", кто торгуя "гуманитаркой". До времен относительной стабильности, то есть - до второй половины 90-х, не дожил ни один из них. Двое вышли из дома и пропали навсегда, третий все-таки был найден - с завязанными проволокой руками и ногами и неприятно оскаленным ртом. Сердце не выдержало - как мне рассказали потом. А четвертый повесился, не пережив того, что разорился. Через полгода разорился после того, как разбогател. Так его внезапное богатство торкнуло, что он возвращения к бедности не пережил. Мозги у бедолаги не сдюжили.
Тогда вообще было много самоубийств. Но чаще все-таки просто убивали. Да и как по-другому? Как только у тебя появлялись деньги, ты тут же становился кому-то что-то должен, даже если ты ничего ни у кого не занимал. Ты просто по жизни был должен, вот какая штука.
Отдельной статьей проходили появившиеся как из ниоткуда наркотики, про которые мы до этого и не слышали даже. Впрочем - не так уж и ниоткуда они появились, источник их был вполне себе известен. Не скажу за всю Москву, но к нам в Теплый Стан это дело ползло из "лумумбария", сиречь - РУДН имени Патриса Лумумбы.