Аннотация: Киноразбор N1. Диалог пастора Шлага и политика Краузе о политике и природе власти.
В 11-й серии "17 мгновений весны" есть одна из очень важных смысловых сцен. Начинается примерно со второй минуты, в Швейцарии. Нужно понимать, что весь фильм снят на одну тему - борьбы властных группировок за ресурс власти. А не о разведке. И эта сцена - о политике и природе власти, является одной из ключевых.
Между пастором Шлагом и бывшим министром Краузе происходит диалог о политике и власти. Это один из ключевых диалогов фильма, на который мало кто обращает внимания, а между тем там каждая фраза о политике и власти - на вес золота.
"Человек, который отсутствует, всегда неправ".
"Никто так быстро не теряет профессионализма, как политик, лишенный власти"
<Считаются только с тем>, кто обладает реальной властью. И так далее. В этом диалоге сильнейший концентрат смыслов, очень большая смысловая нагрузка и настоящий "реал-политик", пропущенный сквозь призму думающего человека и писателя (Юлиана Семёнова), который действительно глубоко понял природу и метафизику власти. В одном этом диалоге, если правильно его осмыслить, уже можно найти множество ответов о природе власти.
В этой сцене, которую всем имеет смысл пересмотреть, есть 3 момента, на которые стоит обратить внимание, перед пересмотром всего этого диалога:
1) Язык тела Краузе и прежде всего его активная жестикуляция. Можно сказать, что "руки Краузе" в этом диалоге - это третий персонаж в кадре, настолько они выразительны. Каждый свой тезис он, как профессиональный политик, подкрепляет жестом. Каждый! Пересмотрите внимательно, чтобы убедиться. Пастор вообще не жестикулирует, статичен. Поведение Краузе, как политика - это школа выразительности. Он очень _вы-ра-зи-тель-ный_ и потому запоминающийся. Это пример для любого, кто хочет состояться в политике, на сцене, во власти.
2) Краузе постоянно в движении, он как юла, почти мечется по комнате, показывая высокую витальность - тоже признак деятельного политика, пусть и давно в отставке. Движение помогает ему мыслить. Пастор Шлаг почти не движется, минимум мимики и экспрессии. Если сравнивать их "гравитационно", то именно Краузе является центром притяжения, пастор фактически движется за ним. Это создаёт динамику сцены - в ней есть два "полюса".
3) Цветы и внимание к цветам. Сцена беседы пастора и Краузе неслучайно _начинается_ с роз крупным планом (привет социал-демократам, "изменник Краузе" (как его называли в Рейхе) и другие политэмигранты были, как правило, социал-демократами. Роза - символ социал-демократии).
Возделывание и поливание цветов несёт здесь сильную символическую нагрузку. Об этом можно было бы написать еще, как минимум, на несколько страниц, но мне хотелось бы, чтобы вы подумали об этом самостоятельно.
Диалог ниже по ссылке (выставил время на его начало).
P.S. Давно хотел вести "киноклуб", чтобы разбирать художественный язык кинофильмов и семиотику того или иного кино, но никому нафиг это не надо. "Дайте большую колу и попкорн, и еще я ненавижу думать".