Васильев Илья Владимирович : другие произведения.

Рикки-Тикки-Тави как Альтерэго Киплинга

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Постмодернистский стёб. Наука "сварнетика" позаимствована из рассказа Станислава Лема. Этот рассказ, стилизованный под статью, был написан в 2000-м году, в Тарту, специально для моего сайта Sensational News, который уже давно почил в бозе. Некоторые имена намеренно приводятся с искажениями (Эльис вместо Эллис) и в тексте много постмодернистской иронии по поводу целого ряда постструктуралистких и деконструктивистских авторов.

  Рикки-Тикки-Тави как АльтерЭго Киплинга.
  
  У Рики-Тики-Тави был прототип?
  
  Одним из неразрешенных (и наиболее волнующих) вопросов в современном английском литературоведении был и остается вопрос о прототипе главного героя "Рикки-тикки-тави", написанном Редьярдом Киплингом в конце 19-го века. Существует несколько теорий, но, до сих пор, ни одна из них не является доминирующей как среди ученых, так и среди обычных читателей. Вот что говорит по этому поводу профессор Николас Бэббидж (Nickolas Babbidge), читающий курс по английской литературе в Оксфорде: "Да, Рикки это настоящая загадка! Вы найдете это произведение в любой хрестоматии, в любой детской книге, Рикки - это один из самых известных персонажей в мировой детской, да и вообще в мировой литературе. О нем знают все, но практически никто не задумывается над тем, что же подтолкнуло в конце концов Киплинга на создание столь необычной сказки. С момента написания прошло уже больше века, но мы все еще бьемся над загадкой главного персонажа, можете ли вы себе это представить!"(1). На первый взгляд кажется, что проблема преувеличена и вообще не стоит такого детального рассмотрения, но, как утверждают исследователи, именно в ней лежит ключ к разгадке всего творчества английского писателя. На самом деле, утверждают они, фигура отважного мангуста, смело борющегося за свое место под солнцем с гигантской змеей, живущей в земляной норе по соседству, это не просто аллегория борьбы Британской и Российской империи за колониальные владения на Востоке, как (банально) думают некоторые, а целое зашифрованное послание потомкам, и для того, чтобы раскрыть его потаенный смысл нужно обладать недюжинной интуицией и широкими познаниями в оккультизме. В настоящее время в Лондоне силами нескольких энтузиастов, создан так называемый "Институт Киплинга", занимающийся исследованиями наследства писателя. В него входят представители нескольких научных течений, трактующих произведения Р.Киплинга с совершенно различных позиций, но сходящихся в том, что мы имеем дело с рядом зашифрованных оккультных посланий неизвестному адресату. Говорит Роберт Спиллер-младший (Robert Spiller jr.), президент "Института": " Нет ни малейшнго сомнения в том, что все творчество Киплинга мы должны рассматривать именно в таком контексте. Более того, результаты текстологического анализа абсолютно всех писем и дневников Киплинга, которые он писал в своей неподражаемой манере скорописи, указывают на то, что мы имеем дело с изощреннейшей системой кода, разгадать которую пока не под силам ни нашим криптографам, ни даже профессионалам из Ми-6, поскольку сами принципы этого кода являются совершенно отличными от тех, которыми пользуются в наше время. Но работа, шаг за шагом, продвигается вперед, и я смело могу заявить, что загадка этих сообщений будет раскрыта в течении ближайших десяти-пятнадцати лет. Так говорят наши математики, а они-то знают толк в своем деле". Но даже эти научные открытия не смогут раскрыть до конца загадку самого Рики-Тики-Тави, поскольку становится очевидным, что его образ был, по всей видимости, собирательным и автор вкладывал в него нечто такое, что позволяет этому образу до сих пор находиться в нашем сознании и, возможно, определенным образом манипулировать им. Тут нам на помощь должны придти как оккультные науки, (не их ритуалы, конечно, а только сведения о них), так и совершенно новая отрасль в гуманитарных науках - сварнетика (но об этом - позже).
  
  Редьярд Киплинг, был, как известно, масоном. Причем особенного секрета из этого он и не делал. Общеизвестны его увлеченность теософией и особенно загадочными "Письмами Махатм". Но в последние годы в прессу просочились откуда-то сведения о принадлежности писателя к какому-то тайному рыцарскому ордену. "Именно здесь, - утверждает Джордж Макфадден (George McFadden), - нужно искать корни происхождения Рикки-Тикки-Тави. Это не просто некоторый образ, списанный с некоторых Киплинговских близких друзей, причем пока еще нельзя достоверно говорить о том, с каких именно, нет - эту фигуру мы можем понять только окунувшись в атмосферу рыцарских мистерий раннего Средневековья. Поймите, это не просто пересказ каких-то основных христианских и других жизненно важных принципов детям, это целое послание, должное оставить в вашей душе след. Все это выглядит ( по крайней мере внешне) как бы приземленно, причем как буквально так и образно, но на самом деле это история о космической битве между неким рыцарем света с космическим злом, олицетворяемом драконом-змеей (и, в конечном счете, сатаной). Подобный сюжет является архетипом практически во всех мировых культурах, вспомните хотя бы легеду о святом Георгии. Но Киплинг, вместе с тем, вносит в сюжет, если позволите так сказать, совершенно определенную политическую реальность и совершенно видоизменяет в нем роль Мирового древа - другого архетипического сюжета в мировой космогонии. Не случаен и даже не второстепенен такой персонаж, как трусливая мокрая крыса Чучундра. Кстати уже само отнесение ее имени к разряду "индийски - звучащих" имен тоже не случайно. Ее предназначение и бытие - это бытие шудры, должной работать на своего господина. Это очевидно даже детям, да, и кстати, помимо прочего, то есть закрепления в сознании расового и метафизического аспектов, имеет еще и, если можно так выразиться, дополнительный социально-воспитательный эффект. Имя же самого Рикки-Тикки-Тави трактуется по-разному и мне не хотелось бы давать каких-либо преждевременных ответов, хотя уже и так ясно, что оно несет в себе очень мощный смысловой пласт и сам Киплинг, безусловно, рассчитывал на его оккультное воздействие на своих читателей, вне зависимости от их возраста. Могу сказать только, что мы проводили ряд исследований в этой области, привлекая, в том числе, и настоящих специалистов. Не буду вдаваться также в подробности относительно той роли Мирового древа, под которым живет змей, поскольку некоторые недобросовестные исследователи имеют наглость утверждать, будто бы Киплинг извратил и вывернул наизнанку с не совсем понятными целями саму суть легенды о Мировом древе. Если их послушать, то речь идет чуть ли не о каком-то сатанинском культе. Это просто смешно".
  
  Ряд других исследователей делают акцент на изучении психологии героев. Предоставим слово Ричарду Макси ( Richard Macksey) д-ру психологии Колледжа Святого Давида (Лэмпетер, Уэльс): "Взгляните на эту проблему шире и все сразу встанет на свои места. Современная психология и, в частности, современный психоанализ, обеспечивают именно тот необходимый уровень подхода к тексту, которого не достает у более узкоспециализированных областей. Ну, вот, о чем они говорят, эти авторы? Что Рики-Тики-Тави не нужно воспринимать как героя детской литературы, что его образ является собирательным, что, ну и так далее, можно перечислять бесконечно. Но цель как была, так и остается недостигнутой. Мы и по сей день не можем ответить на вопрос, что же в действительности значил Рики-Тики-Тави для Киплинга. Значит нужны иные подходы и иные методы. И здесь намечается определеный прогресс. В течении последних трех лет мы регулярно проводим очень плодотворные семинары на темы литературы, где на обсуждение, среди прочих тем выносится, естественно, и творчество Редьярда Киплинга. Для психоанализа, например, в этом отношении уже с 60-х годов существует только одна и неизменная позиция, согласно которой Рики - это Alter Ego Киплинга. Здесь существует определенная дискуссия, в частности неофрейдисты не совсем согласны с таким подходом, им ближе точка зрения таких авторов как Блюм или Эдсон, согласно которой мы не можем говорить о сознательно конструируемом AlterEgo, хотя на самом деле это вопрос отношения, что считать сознательным, а что нет и в какой степени".
  
  И, наконец, третий (хотя, разумеется, не последний) подход, к наследию Киплинга не так давно озвучила знаменитая Эколь Леттрель. Общеизвестен постмодернистский подход к концепции авторства, вкратце которую сформулировать можно так: "Лев Толстой, когда он пишет "Войну и мир" и гопник, царапающий на стене свое сакраментальное матерное слово, по большому счету, равнозначны. Поскольку и тот и другой делают одно и тоже - совершают акт культурной самоидентификации, выписывают себя вовне"(2). Правда, как подчеркивает Джон Эльис (John Elljis), при таком подходе очень удобно быть гопником, но в ответ ему авторы пишущие на "пост-"темы, не так давно ответили шутливым манифестом, в котором отметили, что подобные высказывания выставляют его не в самом лучшем свете, характеризуя скорее как поборника тотальных режимов (и письма), а также носителя обветшавших идеалов лого- и фаллоцентризма. Жан-Люк Нансьи, например, в своем последнем (пожизненном, как было написано в аннотации) интервью так ответил на вопрос об отношении к Киплингу: "Подобное письмо, правильное как тотальные(ая) практика(ки) - есть не более чем. Такие всегда востребованы, будь-то Райх или Британия Черчилля. Текст - как средство террора. Боремся с этим мы". И, помолчав, добавил: "Ваш Киплинг - фашист" (3).
  
  Другие постмодернистские авторы, как правило, вообще обходят молчанием эту тему, запутавшись в теме собственного авторства, но тем не менее, господствующее (!) мнение в их среде признает Киплинга как автора, впервые обратившегося к маргинальным странам и сюжетам, что, конечно же, еще не снимает его вины.
  
  Так или иначе, но вопрос о прототипе Рики-Тики-Тави так и не снят с повестки дня. Кто-то усматривает в нем черты самого Р.Киплинга, кто-то говорит о лирическом герое и недопустимости смешения реалий и литературной действительности. Но и Рики-Тики-Тави, воин божественного света, и сам Редьярд Киплинг с его кодом, остаются по сей день неразрешимой загадкой.
  
  Таково, вкратце, положение дел в изучении творческого наследия Р.Киплинга. Текст к опубликованию готовил Илья Васильев. При его составлении я пользовался следующими источниками (не считая перечисленных в сносках): Жюль Верн "Мореплаватели XVII века", The United Kingdom: 100 questions answered, Полное собрание сочинений Редьярда Киплинга ( в 15-ти тт.), с приложениями, комментариями и картами.
  
  Илья Васильев,"Sensational News", 2000
  
  1) Цит. по "The Enigma of Kipling: Who Was Riki?" by Nicholas Babbidge, Oxford University Press, 1986, p.68
  
  2) См. "Ра-зрыв. Смерть, окоп, препятствие" М., 1995, С.127.
  
  3) См. "Деконструкция Себя. Опыт вскрытия брюшной полости. Самурай-здесь" М., 1997, С. 24.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"