Васильев Леонид : другие произведения.

Воспоминания Леонида Васильева)Часть 13.“учиться,учиться и еще раз учиться”

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Воспоминания Леонида Васильева)Часть 13."Учиться,учиться и еще раз учиться".
  
  "Учиться,учиться и еще раз учиться".Нам говорили,что В.И.Ленин оставил такой наказ всем ученикам Советского Союза и мы должны выполнять его неукоснительно. Каждый из нас выполнял наказ вождя по своему.Претенденты на медали действительно отдавали учебе почти все свое время.Кто-то делил свое время поровну между учебой и развлечениями,а кое-кто и вообще ограничивался набором знаний едва достаточным для окончания школы.Но бывали ситуации,когда и двоечники и отличники резвились с одинаковым усердием,особенно на уроках по предметам не входившим в перечень аттестата зрелости.Заводилой обычно выступал будущий заслуженный артист страны Миша Волков.Миша серьезно "заболел" театром еще в школе.Он участвовал в драмкружке студии при Киевском Дворце пионеров , дружил с учеником нашей же школы Робертом Виккерсом,будущим писателем , и разнообразил театральным действом наши скучные школьные будни.Он мог вместо стандартного ответа на вопрос,вдруг прочесть монолог из какого ни-будь спектакля.Учителем черчения у нас был некий Муркин(а может и Чуркин).Этому бедняге доставалось от Миши больше всех.Предмет был неинтересный,сам по себе,да и излагал его учитель скучно, неумело и очень невнятно..Когда весь класс начинал храпеть под его заунывное бормотание,вдруг мог подняться Миша и указывая на учителя величественным жестом,громко сказать:
  --"Вот вы".
   Предчуствуя недоброе,учитель сразу срывался в крик:
  ---"Сидеть.На место.Я не разрешаю."
  Но Миша величественно и пафосно декламировал:
  --- "Вы бы могли в бобровой шкурке,изобразить моржа на льду.На эту роль,товарищ Муркин,я буду вас иметь в виду."
  Класс выпадал в осадок.Не знаю из какого спектакля была эта фраза,но дело в том,что учитель ходил в какой-то нелепой куртке,которая как он гордо пояснял,была сшита из моржовых шкурок.Мишу выгоняли из класса,но этим дело и ограничивалось.Несмотря на все его проказы, директор ценил его,как руководителя и организатора нашей школьной самодеятельности.Но,однажды, дело чуть не кончилось печально.К нам пришел новый учитель,сейчас уж не помню и какого предмета.Это была какая-то очередная марксистская дисциплина.Новый препод излагал ее с неистовой страстью и вдохновением.В тот день он рассказывал нам о встрече писателя Герберта Уэллса с В.И.Лениным.Упиваясь собственным красноречием он говорил,нет слово говорил здесь неуместно,он выпевал нам в лицах эту беседу:
  ---Как же вы можете построить социализм,если ваша страна в разрухе,--спрашивает Уэллс.А Ленин ему отвечает.
  ---Да,да.Наша страна в разрухе,поэтому мы и должны построить в ней социализм.
  ---Но ведь у вас нет никаких ресурсов,говорит Уэллс,--а Ленин отвечает ему
  ---Да,да.Именно поэтому сейчас построение социализма и есть наша главная задача--.Тогда Уэллс спрашивает
  ---Но как же вы все это собираетесь осуществить?-И тут наш препод,возведя очи к небу и воздев туда же руки,торжественно риторически спросил,приготовившись завершить финальным аккордом свою патетическую симфонию
  ---И знаете что ему ответил гениальный вождь пролетариата всего мира,великий Ленин?-Он набрал побольше воздуху и закрыв в экстазе глаза,открыл уже рот,чтобы осчастливить нас мудростью великого вождя,когда вдруг с места раздался спокойный Мишкин голос
  ---А че тут думать.Небось опять так и сказал сказал
  -Да,да.
  Весь класс грохнул,а несчастный марксист побагровел и не говоря ни слова, схватил Мишку за шиворот, и подтащив к двери,собственноручно вышиб из класса.
  --Нет,вы только подумайте,какой негодяй,--отдышавшись сказал он.
  Но в этот момент дверь отворилась и на пороге появился Мишка.Приняв театральную позу он грозно сказал
  --Это произвол и я подам жалобу губернатору.
  Окончательно утративший над собой контроль учитель схватил первый попавшийся под руку тяжелый предпет и бросился за Мишкой.Конечно,он его не догнал,но накатал письменную жалобу директору.Запахло политикой,а это могло кончится плохо.Понятно,что весь клаасс встал на сторону нашего общего любимца и,в конце концов, это дело кое как замяли.а марксист вообще ушел из нашей школы,где с таким невниманием воспринимали великие марксистские истины.Все встречавшиеся мне позднее профессиональные вещатели,на тему марксизма-ленинизма,истории коммунистической партии и прочих революционных наук были очень похожи на этого первого моего учителя.Зазубрившие наизусть учебники и боявшиеся отступить от текста даже в мелочах,они становились догматиками,потерявшими способность к самостоятельной оценке,да и просто боялись любых отступлений от заученного текста.Уже в институте у нас был доцент,который пафосно начинал каждую свою лекцию с заявления,что Иосиф Виссарионович Сталин является великим продолжателем дела Маркса-Энгельса-Ленина -Сталина.Как мы не пытались ему втолковать,что Сталин не может быть продолжателем дела самого Сталина,он только приходил в ярость и требовал точного повторения своей формулировки.Мы смеялись над ним,но каждое свое выступление тоже начинали с этой ритуальной фразы,которая гарантировала нам хорошую оценку,что бы мы не плели дальше.И вообще,в те сталинские годы,марксистко-ленинская теория главенствовала во всем,от биологической науки до математики.На уроках биологии,мы не столько изучали саму биологию,сколько теории Т.Д.Лысенко,который разгромил сельхозакадемию наук СССР. изгнал из нее последователей учения Вейсмана-Моргана-Менделя и объявил науку генетику продажной девкой капитализма.Потом такие же партийные ученые-марксисты объявляли кибернетику капиталистической лже-наукой,громили писателей из журналов "Звезда" и "Ленинград" и клеймили "безродных космополитов".И каждая такая новая кампания в обязательном порядке включалась в программу обучения в школах и ВУЗах.Мы даже "прорабатывали" на уроках появившуюся в 1947 году в печати брошюру "Фальсификаторы истории".В этой брошюре клеймились позором происки империалистов,утверждавших что у Сталина были какие-то договоренности с Гитлером,по разделу Европы.Естественно,что именно утверждали империалисты нам было знать не положено но их происки мы клеймили усердно и регулярно.Я продолжал учиться в той же 91 школе и попрежнему мой ежедневный маршрут в школу проходил по ул.Ленина,потом через проходной двор и велотрек на ул.Чапаева, и мимо здания штаба КВО на угол Чеховского пер. и ул.Чкалова,где и находилась наша школа.В плохую погоду я входил в здание Управления ЮЗЖД на ул.Лысенко,поднимался на 2-й этаж, проходил через галерею соединяющую два корпуса и оказывался в здании,откуда был выход во двор по ул.И.Франко,напротив ул.Чапаева.
   Тем временем подошло окончание учебы в 10 выпускном классе и вместе с ним окончане школы.
  Отмечалось это событие торжественно.Родительский комитет и дирекция школы организовали все по высшему разряду.Но в 1950 году высший разряд был лишь в скромных пределах возможностей того времени.Было общее собрание,с вручением медалей и аттестатов.Может быть вы встречали среди бумаг ваших бабушек или дедушек такие аттестаты,на гербовой бумаге,с большим гербом УССР посредине и с двумя одинаковыми текстами с двух сторон,--на украинском и на русском языках.Называлась эта бумага "Аттестат Зрелости" и свидетельствовала она о том,что поступив в 1944 году в среднюю школу Љ91 Сталинского р-на г.Киева,я окончил 10 классов данной школы с соответствующими оценками,и теперь созрел для самостоятельной жизни.Для работы,для службы в армии,для учебы в вузе.Я выбрал последнее,но несколько позднее.А в тот знаменательный день мы посмотрели концерт нашей самодеятельности,чинно посидели за столами со сладкими закусками и приступили к неофициальной части программы.Началась, эта неофициальная часть, еще в помещении школы,а потом перешла на новую площадку.Этой площадкой нам послужил скверик расположенный на скрещении ул.Чкалова,Чеховского пер.,ул.Чапаева и ул.Коцюбинского.Давненько не был я в этом районе,но полагаю,что и ныне этот скверик там же,где и был раньше,--прямо напротив здания,которое занимал тогда штаб Киевского военного округа.То,что мы уже "зрелые",мы поняли давно,но получив официальную бумагу с подтверждением,мы почуствовали необходимость окончательно самоутвердиться.В общем,вы наверное поняли уже, о чем идет речь. Заранее припасенные бутылки с вином и водкой были открыты, и избавившись от учительского и родительского надзора,мы приобщились к миру взрослых людей. Наши умельцы притащили из школы радиолу с пластинками,подключили ее к проводам на столбе и начались танцы прямо в неработающем фонтане посреди сквера.Девушек мы пригласили из соседней женской школы,а кое-кто уже пришел со своей подругой.Веселье продолжалось до глубокой ночи,а потом мы все вместе отправились по пути протоптанному нашими предшественниками-на Владимирскую горку встречать рассвет.Такая традиция уже успела прочно укорениться в Киеве.Было еще одно непременное условие,которого мы тоже придерживались неукоснительно.Все мусорные урны,попадавшиеся на нашем пути, должны были быть опрокинуты.Зачем?Не знаю.Но такова была традиция, а против традиции не попрешь.Тут произошел один казус,о котором мы узнали лишь позднее.Когда мы танцевали в фонтане,одному из наших ребят,под влиянием изрядной дозы спиртного, пришла в голову "гениальная идея" открыть кран и пустить в фонтан воду.Эту операцию он решил преподнести в виде сюрприза для танцующих.Поэтому никому ничего не сказав,он сдвинул чугунную крышку люка колодца,где находился вентиль,забрался туда и попытался вентиль открыть. То-ли вентиль заржавел,то-ли у него окончательно иссякли силы,но дело кончилось тем,что он просто заснул в этом колодце.Когда мы покидали сквер,кто-то заметив непорядок,подвинул на место крышку,не заметив спящего товарища.Проспал он там до средины следующего дня и проснувшись испытал массу незабываемых впечатлений от пробуждения в колодце.Хорошо еще,что колодец был неглубокий и он выбрался без особых усилий.
  На Владимирской горке мы встретили рассвет,завершив таким образом наш последний совместный школьный день.Дальше наши пути разошлись и в прямом и переносном смысле.Мы встречались,конечно,но все реже и реже,а потом вообще потерялми многих из виду. К выпускному вечеру мама купила мне черный костюм из так называемого "бельского",в рубчик, материала,чтобы было "как у людей".На новый костюм мы денег не наскребли,пришлось довольствоваться купленным в комиссионке с чужого плеча.Дядя по этому же поводу сделал мне презент в виде наручных часов.Сейчас,когда китайские электронные часы стоят копейки,вы даже не можете себе представить,как высоко ценились часы в то время.Они стоили невероятные,по сравнению с зарплатой,деньги и являлись предметом особого престижа и роскоши.Часы были швейцарские,очень красивые и даже показывали время.Правда недолго.Вскоре они испортились и запчастей для них в мастерских не нашлось.Следующие собственные часы появились у меня только через 5 лет,когда я начал работать после окончания Киевского Автодорожного института(КАДИ),куда я поступил на дорожно-строительный факультет.В то время факультетов было только два-дорожный и механический.Дорожный готовил специалистов по строительству и эксплуатации дорог,мостов и тоннелей,механический-специалистов по эксплуатации автотранспорта.Нас ждало великое будущее.Так,по крайней мере,уверяли нас наши преподаватели.Один из них,крупный специалист и большой энтузиаст,своей профессии,говорил нам:
  --Я вам завидую, ребята.Вас ждет большое будущее.Вы станете участниками
   Великого Дорожного Строительства в нашей стране.Дороги-это кровеносные
   артерии государства. Ни одна страна не может стать могущественной и великой
   без развитой современной сети автодорог.
   В нашей стране намечены грандиозные планы индустриального развития.И для
   их осуществления невозможно будет обойтись без развитой сети автодорог.
   Они верили в наше великое будущее и заражали нас своей верой. Мы им верили.Верили и готовились принять участие в том,что они называли Великим Дорожным Строительством .Прошло много лет.Все мои однокашники давным давно уже на пенсии,а многие и далее.Но жить в эпоху Великого Дорожного Строительства нам так и не довелось.Хочется надеяться,что нынешнему поколению повезет больше.
  Институт наш, среди других ВУЗов Киева, выделялся своими непропорционально высокими достижениями в спорте.Зав.кафедрой физкультуры и спорта буквально за руку приводил в наш вуз выдающихся спотсменов.Институт даже в шутку называли автомобильно-спортивным.Волейбольная команда была сильнейшей в городе,среди вузовских команд.Двое из ее игроков-Юрий Сайко и Юрий Савченко входили в сборную Киева и Украины по волейболу,которую тогда возглавлял выдающийся спортсмен Михаил Пименов.Много было известных спортсменов союзного и даже мирового уровня.Метатель Жора Дыбенко был участником и призером летних XV Олимпийских игр в Хельсинки.Был у нас и рекордсмен мира по штанге в найлегчайшем весе,фамилию которого я уже не помню.Находился наш институт,а точнее наш маленький институтик,в доме Љ 1 по ул.Суворова,напротив Аносовского сквера,впоследствии превращенного в городской парк Славы.Туда перенесли все захоронения и мемориальные плиты,ранее разбросанные по всему городу.Работы по перенесению производили по ночам.Отец моего знакомого заведывал коммунальным хозяйством города в первые послевоенные годы,но потом ушел на другую работу.Однажды,посреди ночи его подняли с постели и привезли на площадь Ленинского Комсомола.Там был похоронен танкист, первым ворвавшийся в Киев, и был установлен обелиск в его честь.Но при раскопках,ни в этом месте,ни поблизости,могилы героя не обнаружили.Поэтому -то и привезли среди ночи бывшего зав.коммунхозом,чтобы он показал точное место захоронения.Но и он не смог ничего внятно объяснить.
  --Меня,в свое время,вызвали в горком КПУ,показали место и дали команду ставить памятник.Я распоряжение выполнил.А об остальном понятия не имею.--Так он объяснил ситуацию.
  Вполне возможно,что-то подобное могло произойти и с другими захоронениями.Ведь погибших хоронили наши военные,которые тут же покинули Киев,продолжая преследование отступающего противника.Так или иначе,но парк Славы был создан,а бывший Аносовский сквер,где мы готовились к зачетам и экзаменам,перестал существовать.Но совсем рядом от нашего КАДИ находились прекрасные зеленые склоны правого берега Днепра,где мы проходили геодезическую практику.Вооруженные теодолитами и нивелирами,мы составляли планы местности,окружающей Аскольдову могилу.Дело было летом,в жарком июле месяце.Солнце палило беспощадно.Обливаясь потом мы вырисовывали горизонтали на мензулах.А по ту сторону реки песчаные днепровские берега были битком забиты купающимися, загорающими,играющими в волейбол пляжниками.Выдержать такое было невозможно и очевидное решение было принято единогласно.Будем начинать работу с рассветом ,а днем,во время самой жары, отправляться на пляж.Потом,поближе к вечеру,возвращаться и продолжать работу дотемна.Но самая изюминка нашего мудрого решения заключалась в том,что ночевать мы решили тут же на склонах ,чтобы не тратить время на дорогу в драгоценные прохладные утренние часы.Притащили из дому одеяла,запаслись едой и приступили к выполнению нашего мудрого плана.Не все,конечно,захотели принять участие,но человек 15 набралось.Одни мальчики.Девочки все отказались,да их то и было на нашем курсе,по пальцам пересчитать.Первые наши неприятности начались в часов 12 ночи.Едва мы угомонились после вечерник прогулок по Петровской аллее,забрались пониже по склону в заросли и уснули,как нас разбудили.Трое милиционеров с двумя овчарками на поводках,освещали наш импровизированный лагерь яркими фонариками и осматривали внимательно каждого,пытаясь понять,чем мы здесь занимаемся в чисто мужской компании.Начались распросы,что как и почему.Проверка документов и выяснение обстоятельств.Оказывается такие бригады прочесывали по ночам склоны,отлавливая парочек занимавшихся любовью,бандитов подстерегавших в кустах поздних гуляк с целью ограбления, разных хулиганов и всяких бродяг.Хорошо еще,что в те времена,голубой цвет в умах людей ассоциировался только с цветом неба и воды, а не с гомосексуализмом,как теперь.Мы долго и нудно объясняли цель своего пребывания,показывали геодезические инструменты и журналы клялись,что больше не будем нарушать постановление Горсовета за номером таким-то, от такого-то числа и убедили молодых ребят милиционеров разрешить нам остаться здесь до утра. Долго обсуждали происшествие,смеялись и наконец уснули.Но едва мы проспали час-другой,как ситуация повторилась.Другой патруль набрел на нас и все началось с начала.Только к утру мы заснули чутким сном,готовые проснуться с первыми лучами солнца.И проснулись,но совсем по другой причине.Нас разбудил страшный грохот,от которого задрожала земля под нами.Мы разом вскочили.Совсем недалеко от нас,над дорогой проходившей вдоль реки,поднималось огромное облако белого цвета,напоминающее по форме ядерный взрыв.Тут же рванул второй взрыв,от которого мы моментально снова повалились на землю,а за ним и третий.События Хиросимы и Нагасаки еще были свежи в нашей памяти,а запугивание ядерной войной было одной из обязательных тем нашей военной подготовки.Поэтому ход мыслей у всех был примерно одинаковый- вот оно началось.Все оказалось гораздо прoще.На дороге вдоль Днепра стояла старинная башня и мешала расширению дороги в этом месте.Вот ее и решили устранить старым,испытанным уже на многих исторических памятниках Киева методом,-взорвать.Проделать это было решено на рассвете.Дорогу и набережную,в этом месте оцепили,а то,что в кустах могут ночевать какие-то ненормальные никому в голову не пришло.После этой попытки,желающих ночевать на склонах больше не нашлось.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"