Центр церковной жизни Московской патриархии в эти дни переместился в Ульяновск. Вместе с митрополитом Анастасием (Меткиным), переведенным туда "на понижение" из Казани. Анастасий - центральный персонаж "голубого скандала", раскрученного протодиаконом Андреем Кураевым в конце 2013 - начале 2014 года.
В день приезда Анастасия в Ульяновск, 20 июля, его встречали два священника и около 50 мирян, скандируя "Анаксиос!" ("Недостоин!").
Патриарх Кирилл осудил "восстание черни" и укрепился в своем намерении утвердить Анастасия на Симбирской митрополии любой ценой...
Анастасия назначил в Ульяновск Священный Синод на своем заседании 13 июля с.г. в Санкт-Петербурге. До этого, с 1988 года, Анастасий бессменно сидел на Казанской кафедре - гораздо более богатой и обустроенной, чем Симбирская. Вне всяких сомнений, его понижение по должности стало результатом "голубого скандала" с сильным криминальным оттенком, разразившегося в Казанской епархии, перекинувшегося на епархии-"побратимы" (в первую очередь Тверскую), затронувшего самого патриарха Кирилла (Гундяева) и грозившего расширяться и далее. Скандал вылился в десятки газетных публикаций, ни одна из которых не опровергнута.
А на этот случай в церковном праве Православной церкви есть особый канон, фактически объявляющий виновным и недостойным сана епископа, который в течение года не оправдался в выдвинутых против него обвинениях подобного свойства.
Этот канон - 90-е правило Карфагенского Собора (419 г.). Поскольку оно сыграет ключевую роль в нашем деле, прочитаем его внимательно:
"Когда на состоящих в клире бывает донос и объявляются некоторые обвинения, тогда... если желают, как и должно, защищать свое дело и позаботиться о доказательствах своей невинности, да учинят сие в течение года, в который должны быть вне общения. Если же в течение года вознерадят очистить свое дело, то после сего никакой глас от них да не приемлется".
Переведем на современный язык: если обвиняемый клирик в течение года не докажет свою невиновность в "некоторых обвинениях", то после этого никакие доводы в его защиту уже не принимаются, то есть он официально считается виновным. Обвинения против Анастасия выдвигались давно, но их пик пришелся на начало минувшего года. Значит, согласно действующему закону РПЦ МП, сейчас митрополит официально считается виновным в сексуальном сожительстве с лицами своего пола, в том числе несовершеннолетними, покрывании сексуального насилия со стороны руководства Казанской семинарии по отношению к ее воспитанникам, а также в безосновательных репрессиях в отношении пострадавших. Более мелкие обвинения (например, в принудительном выселении из Казани своего предшественника по кафедре архиепископа Пантелеимона) оставим за скобками.
Однако в случае с Анастасием гнев народный вызвала не столько его ориентация как таковая (этого в среде высшего духовенства более чем достаточно), сколько вовлечение в действия сексуального характера воспитанников семинарии - лиц, находящихся в заведомо зависимом положении, да еще и с использованием шантажа. В отличие от гомосексуализма самого по себе, такие действия квалифицируются российским Уголовным кодексом как преступление (ст. 133), и в правоохранительные органы Казани поступали соответствующие заявления, по которым даже проводились проверки. Но аппаратные возможности Анастасия всегда позволяли эти дела "загашать", а жалобщики, если это были семинаристы, изгонялись из учебного заведения.
Протодиакон Андрей Кураев - лицо, еще недавно особо приближенное к патриарху - опубликовал множество трагических историй семинаристов и других церковных юношей, подвергшихся сексуальному насилию.
Игумен Кирилл (Илюхин) - многолетний "сподвижник" митрополита Анастасия - лишь после ряда скандалов в прессе и после признания его виновным комиссией Учебного комитета Московской патриархии был уволен со своей должности и из Казанской епархии. Сейчас он благополучно подвизается в Тверской епархии, которую возглавляет коллега Анастасия по ориентации.
Симбирских православных, восставших против назначения им одиозного митрополита, сейчас критикуют с двух сторон. Официоз - за то, что они проявляют непослушание патриарху и Синоду, устраивают "майдан" (и это все пахнет административными, а то и уголовными - по провинциальному рвению - делами). Либеральная общественность - за то, что они гомофобы и отказывают своему новому владыке в праве иметь иную сексуальную ориентацию. Ну, с официозом все понятно, а вот либеральные оппоненты несколько передергивают.
Среди "голубого лобби" РПЦ МП есть "тихие" и "буйные" - про "тихих" многие знают, но стараются на них не обращать внимания (дескать, "личная жизнь", "сам ответит перед Богом"), а вот "буйные" своим демонстративным и криминальным поведением просто провоцируют гражданский протест. И этот протест не имеет ничего общего с "гомофобией".
Сразу после решения Синода, 13 июля, множество священников Симбирской митрополии высказали недовольство и даже готовность протестовать. Однако когда появилось Обращение клириков и мирян митрополии к ее бывшему уже главе митрополиту Феофану (Ашуркову), подписать его решились лишь два священника, активисты молодежного клуба "Епархиальный" и некоторые миряне.
== И некоторые миряне!!! Все остальные понимают, что не подписав они себя признали за людей сатанинского духа? Если мы остальных перешерстим, чтобы понять их умственное развитие и образование реальное, то найдём ли мы там людей приличных?...==
Днем 16 июля об этом Обращении узнали в Московской патриархии - и посыпались звонки оттуда в Ульяновск. С местным благочинным разговаривал сам патриарх Кирилл, который в чрезвычайно резкой форме требовал выявить "зачинщиков" Обращения, заверял, что никто Анастасия не уберет, и ставил ультиматум: "Если до завтрашнего дня конфликт не будет улажен, все священники, которые подписали бумажку, пойдут под запрет до конца жизни". Заметим, что Обращение носит вполне верноподданнический характер, цитирует 90-е правило Карфагенского собора и просит дать ответы на несколько вытекающих из него вопросов.
17 июля, во время крестного хода по центру города, посвященного дню Царственных мучеников, протоиерей Иоанн Косых и священник Георгий Рощупкин обратились к народу с проповедью, разъясняя, почему нельзя принимать Анастасия. Эта проповедь стала для них "точкой невозврата". Какие-либо попытки двух отцов вступить в контакт с местным церковным руководством 18 и 19 июля успехом не увенчались.
Наконец, 20 июля днем на роскошном внедорожнике в Ульяновск въехал главный герой нашей истории. За час до Всенощной у входа в Вознесенский кафедральный собор стали собираться недовольные миряне, тут же появились и ярко разодетые казаки с нагайками и саблями, а также неизвестные люди в камуфляжной форме - охранять нового митрополита от его новой паствы. Особо пикантным было положение казачков - любители погонять геев и ненавистники "Гейропы", на сей раз охотно сослужили службу главному герою казанского "гей-скандала".
При появлении Анастасия собравшиеся, к которым присоединились и два священника, стали скандировать литургический возглас "Анаксиос!". Это слово - напоминание о славных временах народовластия в христианской Церкви первых веков. Ведь тогда священников и епископов выбирала из своей среды сама община (этот порядок сохранен и в церковных канонах, однако патриарх с Синодом не хотят его исполнять).
Для рукоположения нового епископа в город, где ему предстояло служить, съезжались епископы соседних городов, которые и спрашивали местный народ: "Аксиос?" ("Достоин?") И народ, как правило, кричал в ответ: "Аксиос!" Если же по каким-то причинам раздавался хотя бы один возглас "Анаксиос!" ("Недостоин!"), рукоположение сразу же приостанавливалось (переносилось) и начинался судебно-канонический разбор: какие обвинения против кандидата имеет кричавший "Анаксиос".
В современных храмах при рукоположении тоже звучит "Аксиос", но поют его мелодично, в алтаре и на клиросе, а народ безмолвствует, не совсем понимая вообще, что это и к чему поется.
Анастасий-Анаксиос суетливо пробежал мимо кричащего народа, отгороженного казаками, прикрываясь иконой Божией Матери. Возможно, он ожидал, что в него полетят камни или, в крайнем случае, яйца. Но люди действовали цивилизованно - строго по канонам и по законам. Казачки пытались не пустить православных в храм, чтобы Анаксиос в уединении совершил там свою первую службу на новой кафедре. Но люди в храм вошли и еще несколько минут повторяли свое "Анаксиос!". Казачки и люди в камуфляже, не сняв головных уборов, суетились вокруг православных, порываясь, но не решаясь применить силу. Силу применил в конце концов один почтенный протоиерей, ударив по лицу православную мирянку (фото удара облетело интернет с подписью "Голубая империя наносит ответный удар". Между прочим, облачения духовенства в этот день, как нельзя кстати, были именно голубыми). Через несколько минут люди мирно покинули храм.
Напуганный Анастасий-Анаксиос, заикаясь, произнес свою первую на новом месте проповедь, дав оценку случившемуся. Из этой проповеди становится ясно, что его - ни больше ни меньше - хотели убить, но только Божия Матерь не допустила, а он все равно готов и мечтает погибнуть у престола в алтаре.
Протестовавшие миряне - это все "майдан", они проплачены, они обязательно попадут в ад после смерти, а на земле понесут суровое наказание от репрессивной машины. Самый гнусный "враг Церкви" - Кураев, само существование которого у митрополита вызывает "сожаление" (тут явный намек на то, что именно Кураев организовал проплату Госдепом ульяновского "майдана", и только из-за работы "пятой колонны" в ФСБ Кураев до сих пор не арестован как шпион и диверсант).