Отчего это? Кто виноват? Мы или правительство? Но правительство во всё время действовало без устали. Свидетельством тому целые томы постановлений, узаконений и учреждений, множество настроенных домов, множество изданных книг, множество заведённых заведений всякого рода: учебных, человеколюбивых, богоугодных и, словом, даже таких, каких нигде в других государствах не заводят правительства (особенно - детских домов -В.В.).
Сверху раздаются вопросы, ответы снизу. Сверху раздавались иногда такие вопросы, которые свидетельствуют о рыцарски-великодушном движенье многих государей, действовавших даже в ущерб собственным выгодам. А как было на это всё ответствовано снизу?... Указ, как бы он обдуман и определителен ни был, есть не более, как бланковый лист, если не будет снизу такого же чистого желанья применить его к делу той именно стороной, какой нужно, какой следует и какую может прозреть только тот, кто просветлён понятием о справеливости божеской, а не человеческой. Без того всё обратится во зло. Доказательство тому все наши тонкие плуты и взяточники, которые умеют обойти всякой указ, для которых новый указ есть только новая пожива, новое средство загромоздить большей сложностью всякое отправление дел, бросить новое бревно под ноги человеку. Словом -везде, куды ни обращусь, вижу, что виноват применитель, стало быть, наш же брат... у редкого из нас доставало столько любви к добру, чтобы он решился пожертвовать из-за него и честолюбьем, и самолюбьем, и всеми мелочами легко раздражающегося своего эгоизма и положил самому себе в непременный закон - служить земле своей, а не себе, помня ежеминутно, что взял он место для счастия других, а не для своего. Напротив, в последнее время, как бы ещё нарочно, старался русской человек выставить всем на вид свою щекотливость во всех родах и мелочь раздражительного самолюбия своего на всех путях
(то есть, в законе уголовном -со вчерашнего дня административном...- должна быть норма, по которой, если ваши претензии что вас якобы оскорбили не будут признаны, то с вас же взыщут раза в три больше за вашу вздорность и глупость чем с вашего якобы "оскорбителя", если бы он вас действительно оскорбил... Подумайте сами: вы кого-то оскорбите словами не ранее чем посчитаете, что вам причинён заметный ущерб на деле, а окоселый от наглости якобы истец за ваши словесные сотрясения воздуха потащит вас в суды... Например, гнусная отписка из Генеральной прокуратуры, где кормится уйма чьих-то родственниц на изготовлении 400 000 отписок ежегодно - это реальный ущерб для вас на деле? И после этого если один из этих 400000 назовёт в газете Генеральную прокуратуру бандитским сборищем - его потянут за некое оскорбление?! А если в наше время интернета в подобном случае Генеральная прокуратура получит от нас больше 50000 соответствующих заявлений в поддержку этого мнения - только тогда она нырнёт в болото своей окодлелой бандитской молчанки? Это ли законность, когда кроме Президента никто не может в любой день всунуть в Генеральную прокуратуру факел всеобщего возмущения их юридическим блудодёрством? И что такое Президент России, если он будет принимать меры не ранее, чем когда получит от нас этак 5 миллионов заявлений и жалоб на разбой нашей замечательной прокуратуры? Или сколько наших заявлений получить им там, в шабашнике кремлёвской канцелярии, надо, чтобы зашевелиться? У них в "регламенте" их деятельности указана какая-то конкретная величина наших заявлений на конкретную тему за год или пусть -три года, после которой нужно срочно вмешиваться в работу ведомства? Прокурорские отписульки -это торжество законности? Много бы у нас прокуроров в последние 15 лет отправилось в международные бега, если бы в отношении прокуроров не действовал мораторий на смертную казнь, и к стенке прокуроров ставили бы каждый год человек по 30 вообще по всем статьям, по которым дворникам или бандитам больше 4 лет давать не положено?!-В.В.)
... Не знаю, много ли из нас таких, которые сделали всё, что им следовало сделать, и которые могут сказать открыто перед целым светом, что их не может попрекнуть ни в чём Россия (для нас с вами - дворников и педагогов, шахтёров и трактористов, Россия - это люди, которые нас окружают и окружали, которые нас вспоминают с душевной теплотой или с глубочайшим равнодушием глубочайшего презрения к нашей тупой остолопности... Итак, кому из нас хватит наглости заявить, что мы о себе оставили добрую память среди тех, с кем работали больше полутора лет? Таких среди нас - два-три человека на тысячу, а остальные живут точно так же, как негодяи заехавшие на ярмарку?-В.В.)... В России теперь на всяком шагу можно сделаться богатырём. Всякое званье и место требует богатырств (души. -Чтобы остаться честным и стать думающим человеком...-В.В.). Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его слышал один только Пушкин. Он мне говорил всегда, что ещё ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем. Вот моё главное свойство, одному мне принадлежащее и которого, точно, нет у других писателей. (Прошло сто шестьдесят лет. Это кто же из русско- язычных писук, поработав за пятнадцать лет на трёх заводах и в двух конторах, написал томище в полторы тысячи страниц, который для нас зеркало советско-российской шкурности и обывательской паскудливости душонок, где или зудит жадность на деньги, или сияет образ бутылки с огненной водой? Среди писак на Руси в последние 80 лет порядочных людей раз в десять меньше, чем среди дворников и трактористов?-В.В.)
Мертвые души не потому так испугали Россию и произвели такой шум внутри её, чтобы они раскрыли какие-нибудь её раны или внутренние болезни, и не потому также, чтобы представили потрясающие картины торжествующего зла и страждущей невинности. Ничуть не бывало. Герои мои вовсе не злодеи; прибавь я только одну добрую черту любому из них, читатель помирился бы с ними всеми. Но пошлость всего вместе испугала читателей. Испугало их то, что один за другим следуют у меня герои один пошлее другого, что нет ни одного утешительного явления, что негде даже и приотдохнуть или перевести дух бедному читателю, и что, по прочтеньи всей книги, кажется, как бы точно вышел из какого-то душного погреба на божий свет. Мне бы скорей простили, если бы я выставил картинных извергов; но пошлости не простили мне. Русского человека испугала его ничтожность более, чем все его пороки и недостатки... Явленье замечательное! Испуг прекрасный! В ком такое сильное отвращенье от ничтожного, в том, верно, заключено всё то, что противуположно ничтожному (Гоголь явно не понимал глубину лицемерия и величину индюшиной надутости самомнения у своих современников...-В.В.)
Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильного порока, который бы высунулся видней всех моих прочих пороков, всё равно, как не было также никакой картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность; но зато, вместо того, во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я ещё не встречал доселе ни в одном человеке... (лично меня это словоизвержение Гоголя привело в раздражение. Не сомневаюсь, что если бы он, как я, учился бы в 6 разных советских школах в 50х годах 20 века, -он бы имел более здравое понятие что такое "всякие гадости", и что ни в каком человеке не может собраться "множество гадостей", и что гадостный человек на всю жизнь остаётся в детском или дурачьем непонимании что на свете имеются людишки гадостные. Очевидно, что это высказывание Гоголя о себе отражает его попытку "христианского самоуничижения" в самом карикатурном виде (читайте И.Ильина "Аксиомы религиозного опыта"...) -В.В.).
Бог дал мне многостороннюю природу. Он поселил мне также в душу, уже от рожденья моего, несколько хороших свойств; но лучшее из них, за которое не умею, как возблагодарить Его, было желанье быть лучшим. (Сменил я 20 мест работы, в том числе в 4 конторах отработал лет 8... Интересно мне, найдётся ли на Руси Вася Простодушный, который меня начнёт расспрашивать, сколько по местам работ я увидел людей имевших желание "быть лучше"? А по местам работ я насмотрелся на примерно 980 девок и баб и 2200 парней и мужиков. Россияне мало что быдло без признаков совести, они ещё и дикие ордынцы. Россиянки до 25 лет -стада мартышек, а после 35 лет -почти гориллы... Как вы думаете, среди наших баб типа "пьяницам подстилки", какой процент составляют те, которые хотя бы раз в жизни имели шанс пойти замуж не за будущего пьянчугу? Примерно 60%! А 25% были такие счастливые, что имели два шанса на такое замужество! И как скотины втюхались замуж за будущего пьянюгу, который прежде всего был такой же скот, как они сами в их 17-27 лет... Кого вообще и чему учит российская школа?! Они шустро закудахчут что "любовь не разбирает...", не зная и не желая знать, как та же безразборчивая любовь проявляется у дурдомовок... И если обычная старуха Руси в 55 лет абсолютно похожа на свою ровесницу -тяжелую дурдомовку, то разве в 17 или 29 лет она ещё была "нормальная"?! -В.В.).
Я не любил никогда моих дурных качеств (а у россиян любимая песенка: "а мы средние люди, значит вполне хорошие люди..."-В.В.), . .. и если бы небесная любовь Божья не распорядилась так, чтобы они открывались передо мною... (а в самом деле, если Бог в этих делах ни при чём, то почему Иван и Марина беспокоятся о состоянии своей души, а весь остальной райцентр за 70 лет ни разу не подумал даже?!-В.В.)