Васильева Светлана Викторовна : другие произведения.

Русский Гамлет

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

 [Васильева С.В.]
  
   Почитала я редкую книжечку о политических взглядах древних греков и призадумалась. Не по вкусу мне тоталитаризм, но демократка из меня тоже никудышная, олигархия мне совсем не нравится, а уж монархия - тем более. Почему же личность Павла I всегда привлекала моё внимание, несмотря на стойкое раздражение, которое вызывали во мне Романовы?
   Да, судьба у Павла I была - врагу не пожелаешь. Сын мужеубийцы, к тому же нелюбимый сын. Государыня-матушка Екатерина II похоже сама слух пустила, что он вовсе даже не сын убиенного ею мужа, желая отстранить неугодного сына от престола, но вовремя одумалась. Поговаривали даже, что Павел вовсе не её сын, уж очень была Государыня неосторожна. На троне-то она сама сидела крепко, а вод под её потомками с такими-то речами он мог и пошатнуться. Лукавила Государыня, Павел похож был на папеньку, чем, видать, и прогневал её сверх меры. Не красив был сын, мал ростом, всего-то 166 сантиметров, заносчив, высокомерен, импульсивен, но не глуп, он обладал острым умом и прекрасной памятью. Это потом, по политическим мотивам, современники постарались выставить Павла полусумасшедшим идиотом. Павел знал языки, был хорошо образован. Учитель его - Н. И. Панин был одним из самых просвещённых людей своего времени. Кстати, он покровительствовал Фонфизину, в то время без покровителя о писательской и карьере и мечтать было нечего. Фонвизин долгое время служил у Н. И.Панина секретарём.
   Павел искренне полюбил свою первую красавицу-жену Вильгельмину Гессен-Дармштадтскую, но и здесь судьба нанесла удар. Жена была неверна и умерла, не сумев родить ребёнка, как полагают, от любовника Андрея Кирилловича Разумовского, который был лучшим другом Павла I. Умом Наталья Алексеевна не блистала, качествами необходимыми для будущей жены императора не обладала. Павел переживал сильно. Государыня-матушка отреагировала жёстко, сказала, что он страдает дольше, чем это положено рогоносцу. Стала ли Екатерина Великая причиной преждевременной смерти первой жены наследника престола доподлинно неизвестно, но об этом поговаривали, уж очень вовремя она скончалась, а если учитывать то, что она интриговала против свекрови, то и показаниям комиссии из 13 врачей, созванных ею для опровержения слухов, поверить трудно. Кесарево сечение умирающей роженице по каким-то непонятным причинам сделано не было.
   Второй женой будущего императора стала племян?ница короля Фридриха II - София-Доротея Вюртем-бургская. Фридрих II на счёт Павла Петровича, как будущего императора, был мнения невысокого, предрёк ему недолгое царствование. На этот раз Екатерина II подошла к выбору невестки куда основательней. Однако, всё равно осталась недовольна. Считала вторую жену сына обывательницей, курицей, но всё же признавала за ней одно хорошее качество - "детей исправно рожает", у супругов было четыре сына и шесть дочерей. После постигшей Екатерину неудачи, у любимого внука, будущего императора Александра I было только две дочери, да и те скончались во младенчестве, это было большим достижением. Екатерина II торопилась, внука женила в пятнадцать лет, невесте было четырнадцать. Нужны ей был наследники в обход Павла, ох как нужны, а тут такая незадача.
   Государыня, занимаясь делами государственными, о себе любимой не забывала. Любвеобильной она была дамой. Меняла в постели "мальчиков", не жалея государственной казны. Чем старше становилась она, тем моложе и многочисленнее были любовники. Влюбчива была Екатерина II. Осыпала подарками "мальчиков" без меры, вход шли земли, имения, рабы крепостные, не говоря уже о таких мелочах, как кольца, табакерки и прочие ценности. Ладно бы ценности, были ещё и должности. Иногда честолюбивые, дико невежественные юноши, такие, как Платоша Зубов, вмешивались в дела государственные, поощряемые влюблённой Государыней. Знал, конечно, Павел о грешках своей матери, знал. Да и скрывать хоть что-нибудь никто и не собирался. Что чувствовал сын, глядя на императрицу, тут и гадать нечего. Русским Гамлетом называли Павла I за границей. Но этому "Гамлету" повезло ещё меньше, чем принцу датскому. Уж если берётся судьба преследовать кого-либо, то она не отцепится, на достигнутом не остановится. Была, правда, у него отдушина - Екатерина Ивановна Нелидова. Мария Фёдоровна, жена наследника престола получила это имя после крещения, ревновала, пробовала удалить её от мужа, однако, хитрая Екатерина II не согласилась. Благотворно влияла на наследника Нелидова, умна была и образована.
   Если бы Павел I не был так честолюбив, если бы Государыне удалось отстранить его от престола, то Павел, скорей всего, прожил бы долгую жизнь. Екатерина II знала - властвовать в Росси сложно. Это не Дания и не Швеция. Огромное государство, насквозь пропитанное рабством, страхом, интригами, с немыслимым расслоением населения мало подходило для слабохарактерного, эмоционального Императора. Поговаривали о том, что у него мания преследования. Всю жизнь Павел боялся, что его устранят, как устранили его несчастного отца Петра III. Екатерина Великая долго не сомневалась, с лёгкостью расправилась и с несчастным узником, законным наследником престола Иваном VI. Двадцать три года было ему тогда. Боялся Павел матери, боялся друзей и врагов. Государыня кровожадной и мстительной не была, просто так кровь не проливала, делала это только при реальной угрозе её самовластию, все остальные грешки легко прощала. И всё же Павел Петрович боялся не зря. Преданный ближайшим окружением, женой и сыном, он был зверски убит после недолгого царствования. Какая уж там мания!
   Почему же мне близок и дорог этот несчастный царь. Есть причина. Павла I можно считать не только Русским Гамлетом, но и Русским Людвигом II. Людвиг II Баварский истратил всю казну на дворцы, которые сейчас служат украшение Германии, был признан сумасшедшим и убит. Версия о том, что он вместе с врачом покончил жизнь самоубийством, звучит неубедительно. Обладая прекрасным вкусом, великолепно образованный Павел тоже оставил после себя величайшие памятники архитектуры. Мать слишком долго не допускала его к власти, и сын нашел для себя занятие.
   Павловск - великолепный образец садово-паркового искусства, классически-строгий, романтически-прекрасный ансамбль. Матушка-государыня была неравнодушна к искусствам. Покупая произведения великих мастеров, не скупилась, Скупала крупнейшие коллекции по всему миру. Именно ей мы обязаны тем, что можем часами бродить по Эрмитажу. Всё же были у Павла с матерью общие интересы. Только вкусы у них были разные. Екатерининский парк больше похож на Диснейленд восемнадцатого века: тут тебе и елизаветинское барокко, и классицизм, и псевдоготика, и мавританская баня, и китайская пагода, даже целая китайская деревня за каналом имеется, и руины есть, и что-то вроде египетской пирамиды стоит - надгробие для любимой собачки. Хорош Екатерининский парк, но "иконой стиля" его не назовёшь. Павловск иной, он как будто создан на одном дыхании. Пейзажный парк, а в нём на самом высоком месте - дворец, похожий на усадебный дом. Напротив его фасада колоннада Аполлона. Она не была задумана, как руина, но во время грозы произошло частичное обрушение, получилось очень удачно. Сама природа вмешалась и сделала её ещё прекрасней. А Двенадцать дорожек! Таким потрясающим решением мог бы гордиться любой художник. Скульптура и окружающий лес превратились в ансамбль таинственный и притягательный в своей жестокости и красоте. Аполлон, окружённый музами, расстреливает бронзовых Ниобид, умирающих в глубине сумрачных дорожек.
   Пейзажи Пьетро Гонзаго поражают своим совершенством. Бывший театральный художник, ставший садовником, превратил парк в череду удивительных, живых декораций. Декорации сменяют друг друга, открываются сцены для роскошного действа природы. Одна сцена, другая... А дальше Белая берёза. Огромные пространства полей и островов леса радуют посетителей, а потом опять смена декораций, хоровод берёз с разбегающимися от него дорожками. А дальше романтически-запущенная, похожая на лес Новая Сильвия и долина реки Славянки. Там, в долине, мостики, Пиль башня, Баня и храм Дружбы, посвящённый Екатерине II. Павел с женой пытались таки наладить отношения с Государыней. Красив классически стройный храм, построенный Камероном, но дружбе с государыней он не посодействовал.
   Есть ещё странный уголок в Старой Сильвии. Это уже Мария Федоровна постаралась. Вьётся тропа, а вдоль неё памятники её родственникам. Далеко их настоящие могилы, а тут всё рядом. Есть куда придти и вспомнить. В Новой Сильвии, в самом сумрачном месте стоит тяжёлый мавзолей для "любимого" супруга. Не был там похоронен Павел I, видно, чувство вины не давало покоя пусть и невольной, но всё же мужеубийце. Хотела Мария Федоровна править Россией, как её предшественница, потому и молчала, зная о заговоре, а тут ещё Нелидова... Только, вот беда, на её притязания никто и внимания не обратил. Всерьез "курицу" не воспринимали.
   Павел вмешивался в работу архитекторов, руководил ими, сам вносил коррективы, но Павловский дворец, парк, и большая часть построек, находящихся в парке, в первую очередь были всё же творениями Чарльза Камерона, любимого архитектора Екатерины Великой. Неслучайно, сразу же после её смерти, Павел его уволил. Павловский дворец внутри классически строг и по-домашнему уютен. С наружи украшает его павильон Трёх граций и собственный садик Марии Фёдоровны. Винченцо Бренна пристроил к дворцу боковые флигеля, придал зданию подковообразную форму, сделал некоторые интерьеры более роскошными, к тому времени Павел уже стал императором. В Павловске работали Андрей Воронихин, Карл Росси, Джакомо Кваренги. Дворец и парк составляют одно целое. Здесь все продумано до мелочей, архитектура, интерьеры, и пейзажи сливаются в одну общую гармонию.
   И всё же о вкусах Павла I составить представление лучше в Гатчине. Гатчинский дворец напоминает средневековый замок. Таких дворцов в России больше нет.
   Протектор Мальтийского ордена, рыцарь - духа Павел I, кто же он такой, что за человек? Он отменил привилегии дворянства, издал "закон о престолонаследии" (передача престола только по мужской линии), запретил продажу дворовых людей и безземельных крестьян с молотка, издал "манифест о трехдневной барщине". Любовь к Императору простого люда приписывала ему чудесное избавление от смерти, остались свидетельства о чудесах и исцелениях, произошедших на его могиле. Святым почитали его крепостные рабы. Дворянам реформы царя не понравились.
   Над Гатчинским дворцом работали А. Ринальди, В. Бренна, А. Захаров, Н. Львов, А. Воронихин, А. Штакеншнейдер и Р. Кузьмин. К сожалению, об интерьерах дворца можно судить только по немногим отреставрированным залам, а также по довоенным фотографиям, тем не менее, тот эстетический эффект, которого удаётся достичь в других дворцах с помощью скульптуры, живописи и лепки, здесь достигается только благодаря архитектуре. Водят туристов теперь и по не отреставрированным залам. Мерцает поблёкшая позолота, радует сохранившаяся лепка. Печален и прекрасен Гатчинский дворец. Повезло ему меньше, чем прочим загородным императорским резиденциям. Позже других стал он музеем, позже других пришли туда реставраторы. Пудосский камень, израненные стены, озёра, когда-то чистейшие, павильоны и парк, не такой роскошный и большой, как в Павловске, но благодаря красоте озёр он тоже неповторим. Гатчинский дворец нечто особенное, загадочное. Павел был мистиком. Мистическим получился его дворец. Говорят, под землёй на многие километры тянутся лабиринты. Посетителей по подземному ходу водят к Серебряному озеру, сам же лабиринт закрыт, там можно заблудиться.
   Черное, Белое и Серебряное озёра связаны протоками, течёт вода времён по водным лабиринтам, шумит в плотинах. Многие постройки в Гатчинском парке сделаны из пудосского камня. Восхищает парк сдержанным великолепием и единством стиля. Берёзовый домик, павильон Венеры, а над ними, над парком и озёрами стоит замок последнего рыцаря России, хранит память о нём.
   Есть ещё один замок в Гатчинском парке - Приоратский дворец. Более десяти лет был он резиденцией мальтийского ордена. Это единственный земляной дворец в России. Сделан он по специальной технологии на болоте. Чтобы отвести воду архитектор Николай Александрович Львов построил 34 метровых канал. Именно благодаря нему появились слухи о подземном ходе, существовавшим между Приоратским и Большим Гатчинским дворцами. Да и как не поверить слухам, слишком много мистики, пророчеств и тайн связано с именем Павла I. Игрушечный замок, похожий на маленький монастырь, стоил казне удивительно дёшево. Львов мечтал о том, что крестьяне будут жить в больших, пожара безлопастных и доступных по цене домах. Не получилось. А дворец до сих пор поражает людей строгостью и красотой замысла.
   Наверно самой знаменитой постройкой Павла I был Михайловский замок или Инженерный замок. И тут опять мистика, опять пророчества, таинственная надпись и число лет прожитых императором, запечатлённых в ней над фасадом. Ансамбль Михайловского замка с двумя павильонами Кордегардий был выполнен архитекторами В. Бренна и В. Баженовым. Торопился Павел с его постройкой, здание было построено за три года. Однако успевал работать вместе с архитекторами над его фасадами. Павла тоже можно считать одним из архитекторов этой парадной резиденции. Все фасады здания разные, но оно выдержано в едином стиле. Каком? Выглядит эклектично, но это не эклектика. Михайловский замок - единственное в России дворцовое сооружение в стиле романтического классицизма. Самобытен был вкус Павла. Насчёт Людвига II я всё-таки не совсем права. Никогда нашему царю не пришло бы в голову строить второй Версаль. Слишком много у него было своих архитектурных идей. Более шестидесяти обществ почитателей Людвига II Баварского есть в Германии, и ни одного общества почитателей Павла I нет в России. А стоило бы чаще вспоминать этого несчастного императора - сына мужеубийцы, отца отцеубийцы, человека, чья жена была мужеубийцей, человека которого предали почти все, кому он доверял, царя, построившего удивительные дворцы, странные, таинственные, красивые, отмеченные необыкновенным эстетическим чутьём. Я поняла, почему мне близок Павел - я чувствую в нём художника.
   Михайловский замок со всех сторон был окружён водой, были подъёмные мосты и пушки. Боялся Павел покушений, въехал во дворец, когда штукатурка ещё не просохла. Холодно было в нём и сыро, несмотря на то, что всё время топились печи, но не спасли его меры предосторожности, прожил в нём Павел всего сорок дней.
   После смерти императора дворец был заброшен. Потом в нём расположилось Главное Инженерное училище. Каналы засыпали, убрали пушки... Там ещё Достоевский учился... Да, судьба. Умер Павел через сорок семь лет на том же месте, где родился. А родился он в Летнем дворце Елизаветы Петровны, который стоял на месте Инженерного замка. Во дворе замка находится уродливый памятник Павлу I, весь пропитанный ненавистью к императору. Жаль... Возле Гатчинского и Павловского дворцов тоже стоят два одинаковых памятника Павлу I, они имеют с ним портретное сходство, но не таят в себе чувств недостойных. Дворцы Павла Петровича, по сути дела, сами являются памятниками построившему их императору.
   Строят дворцы, разрушают, взрывают, возрождают из пепла. Много ли стоит жизнь, лишённая красоты? Возводили великие мира сего дворцы для себя, но остались они нам. Каменные отражения человеческого духа, представлений о красоте, богатстве и мощи звучат, как застывшая в камне музыка. Зовёт за собой прекрасная музыка Петербурга, пока ещё не совсем разрушенного в угоду нуворишам. Гулко отдаются шаги времени его в дворах. Память предков обитает в парадных залах и закоулках коммуналок. Экскурсоводы водят группы по ночному Михайловскому замку, пытаясь встретить тень построившего его императора. Говорят, мается его душа в мире живых. Толь я этому не верю. Много вырастил он детей, посадил садов, построил дворцов, да и о добрых делах не забыл, успел, несмотря на то, что, как и предрекал Фридрих II, недолго процарствовал. Выполнил он свой долг на земле, пусть с самого рождения судьба была не на его стороне.  [Васильева С. В.]
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"