Васильева Татьяна Николаевна : другие произведения.

Узбекистан -1973. Ташкент

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Редактируется!

  
  Есть места на Планете, к которым каждый из нас испытывает особое отношение, не как к малой родине, к месту рождения и детства, а несколько иное, но тоже очень сильное.
  Одним из таких мест для меня является Узбекистан. А возникла эта любовь после путешествия по Узбекской ССР в 1973 году.
   А началось всё с совпадения времени отпусков. Прикинув наши желания и возможности мы с подругой Ольгой выбрали Узбекистан. Самолётом до Ташкента и обратно, дней 10-12 в Ташкенте с поездкой в Самарканд и Бухару. Всего путевка на пятнадцать дней.
  Честно признаюсь, записей никаких абсолютно не вели, туристическая книжка не сохранилась, буду вспоминать и терзать подругу - вдвоём вспомним больше (она мне много помогла при составлении очерка про путешествие про Енисею). Поэтому это будет не очерк или эссе, а скорее всего, мемуары.
  Итак, полетели в Ташкент!
  
  Ага. Почти полсуток мы проторчали а аэропорту Кольцово. Дело было в октябре, точно помню, что 18 октября. Пили воду, чай, грызли бутерброды, конфеты, что у кого было. Рейсы откладывали пачками, сидеть было негде. Спасибо молодым мужчинам, они везли какие то большие ящики и любезно разрешили нам на них сидеть. Так как мы уже были группой, немного познакомились на регистрации перед поездкой, то держались дружно, можно было погулять, некоторые даже сходили поесть в ресторан, мы довольствовались буфетом.
  Нет худа без добра. Именно в аэропорту мы сблизились с двумя девушками, их звали Людмила и Галина, договорились дружить, вот так и ходили везде вместе и даже после поездки встречались несколько раз.
  
  И вот наконец! Нас посадили в самолёт, мы разделись, положили пальто на полки или на колени, приготовились взлетать. Самолёт резво поскакал по дорожке, стал подниматься в воздух, и тут...
  Что-то рядом загремело, забренчало, затренькало. Это было жутко! Дело в том, что буквально незадолго над Кольцово рухнул самолёт. И конечно, народ испугался.
  - Мы падаем?
  - Господи, помоги...
  - что? Что случилось?
  Кто-то начал вскакивать с мест, посыпались на пол пальтушки, сумки... А это все звенит!
  И тут пришла стюардесса:
  - Вы чего бегаете? Немедленно сели и пристегнули ремни! Почему одежду на плечики не повешали?
  О, боже... Так это они, пустые плечики при наклоне самолёта ринулись в пляс!ура! Мы не падаем, мы летим!
  Кстати, одеты мы были почти по-зимнему. Стеганые болоневые пальто, шапки, зимние сапоги, свитера и все прочее. Мы же вылетали при погоде в - 18 градусов! Представляете как нас эти пальто уморили в аэропорту!?
  
  И вот мы прилетели!
  В Ташкенте нас заждались. Очумевшие от ташкентской погоды +25, мы загрузились в автобус и стали мечтать о душе, отдыхе, гостинице и лёгкой одежде.
  Не тут-то было!
  Из-за опоздания мы теряли целый экскурсионный день, и нам предложили сначала экскурсию обзорную по городу, потом уже гостиницу.
  
  Ага. Ну едем мы из аэропорта, кто спит, кто дремлет, кто доедает остатки аэропортовских перекусов. Признаюсь честно: я очень плохо помню Ташкент с этой экскурсии. Мы реально одурели тогда от усталости и жары.
  Сжалившись над беднягами, нас выпустили на волю. Представляете? На улице + 25, а из автобуса выползают обалдевшие туристы в стеганых болоневых пальто, сапогах и шапках!
  Это была Площадь. Большая площадь, на которой, если я сейчас не ошибаюсь были расположены Музей Ленина и Дом Правительства (в общем большое административное здание!).
  Но самое главное - на площади был ФОНТАН! Шикарный прохладный фонтан-водопад! Мы так к нему ринулись, что экскурсовод испугался как-бы его всей группой не выпили и как-бы не кинулись поплавать.
  
   []
  
  А мы, как дети, мочили руки в фонтанных брызгах, побросав свои пальто. и реально наслаждались влагой. Даже сейчас, вспоминая, я словно ощущаю прохладные брызги на лице.
  И нас пожалели и повезли в гостиницу. Нам что-то показывали по дороге, что-то рассказывали, а мы сидели расслабленные, видели перед собой только фонтан водопад, и слышали как падают его упругие струи.
  Немного о гостинице. Оказывается, я помню её название! Дружба! Была она довольно современной для того времени. А вот район, в котором её построили, выглядел печально.
  Дело в том, что в 1966 году в Ташкенте произошло сильное землетрясение, разрушены были целые районы, и даже в 1973 году они ещё не были отстроены.
  Вот такая окраина выпала нам. И знаете, ни отдаленность от центра, ни езда на жутком маленьком городском автобусике, ни огромный пустырь справа от гостиницы, ни старинные узбекские глинобитные постройки - ничто нам не помешало получить массу положительных эмоций от поездки.
  Поселили нас в двух-трех местных номерах, с умывальниками, второй или третий этаж, не помню.
   Нам с Ольгой "посчастливило" все время жить в одном номере с руководительницей нашей группы. Не каждому так везёт! Как звали даму, не помню, пусть будет Лидия Ивановна.
  Совместное с ней проживание вылилось в наше активное участие во всяких конкурсах, мероприятиях, сборах денег, покупкой подарков и все такое. Ну и девчонки нам активно помогали. А вечерами часто наш номер становился пристанищем для всей группы. И хочу сказать, что за всю поездку ни разу никто не поругался, даже просто недовольным чем-то не было!
  Вообще, нам в последующих поездках всегда вот так везло: не мытьем так катаньем то в старостах, то в массовиках, то в казначеях. Рожи, что ли у нас такие, всегда ко всему готовые?
  Лидия была нас постарше, особо не мешала, но и дружбы большой с ней не возникло а вот с девчонками ещё несколько лет общались.
  
  Не могу не рассказать немного о том как нас кормили. Завтракали и ужинали мы в ресторане при гостинице. Не знаю, почему, но прохода в ресторан прямо из гостиницы не было! И мы, реально клацая зубами, перебегали утрами по улице на завтрак. С ужином было также.
  В первый же день нам на ужин подали салат из свежей капусты, посыпанный красным перцем. И обалденно вкусные горячие лепешки! В лепёшки мы сразу сердечно влюбились и заказывали только их, не хлеб. А вот салат... Ну что там для уральцев свежая, чуть подперченная капуста? Ну похрустели, и что? А вот что: после нескольких закидов в себя порций салата, мы дышали как драконы! Вообще, в узбекской кухне много острых блюд.
  Обедали в городе, по карточкам, в кафе "Табассум", что означает "Улыбка". Мне удалось найти фото этого кафе! Хорошо запомнилось здание, а ведь прошло почти 50 лет!
  Кормили неплохо, даже вкусно.
  
   []
  
  Табассум было кафе с самообслуживанеим. Там были блюда и русской, и узбекской кухни. Самое яркое воспоминание - борщ. И даже не сам борщ, а хлеб к нему. Мы-то привыкли супы с серым или чёрным хлебом есть, кстати, в кафе лепешки были не всегда и не такие вкусные, вот мы и попросили чёрного хлеба. А раздатчица нам на белые маленькие булочки показывает: вот это возьмите. У нас глаза большие, она настаивает. Ну, взяли.
  С тех пор я ем борщ только с чуть сладким батоном или булочками.
  Ещё очень понравился лагман, мы готовы были есть его каждый вечер! Больше я про питание ничего не скажу, потому как для нас тогда это было не главным, хотя и интересным.
  Маленькой проблемой для меня была баранина, но это особенности моего желудка - поныть и поболеть хотя бы раз в любой поездке.
  
  Каждый день начинался с экскурсии, за нами приезжал автобус, а потом высаживали нас у кафе "Табассум" на обед.
  Ташкент - просторный и чистый город, чинный, сохранивший дух старой доброй Советской Средней Азии. Очень древний город, центр большого оазиса Шаш в плодородных долинах рек Чирчик и Ангрен у западного подножья Тянь-Шаня. Само название Ташкент хотя и значит Каменный город, скорее всё-таки переиначенное Шашгород. Но как и во многих оазисах, центр Шаша не раз менял своё место, и только в черте города осталось несколько городищ. Например, 2000-летний Мингурюк во дворах у вокзала нынешнего Ташкента прошивает сеть больших каналов от реки Черчик, прокопанных в незапамятные времена и давно уже ставших полноценными речками, а о местах, где один канал переходит в другой, единого мнения нет даже среди коренных ташкентцев. Через центр проходит цепочка каналов Бозсу-Анхор-Бурджар, каждый последующий сохраняет направление и большую часть воды предыдущего. На их западном берегу в 9 веке, после Арабского завоевания (в котором Шаш был союзником Согда, но не его частью) вырос город Бинкент, в 11 веке под властью тюрок-Караханидов окончательно ставший Ташкентом.
  
   Ташкент в то время был отражением разных эпох - от древности до современности.
   Мы видели дом с надписью Свердловск - так отмечали свой вклад в восстановление города после землетрясения советские люди, пришедшие на помощь. В основном при восстановлении строили стандартные пятиэтажки, внося в архитектуру города своеобразный элемент. Тогда - крайне важный, сейчас - нужный только как памятьо некогда большом и дружном государстве. Наша гостиница - тоже представительница стандарта.
   Но в городе хватает и старинных построек - там более 23 медресе! Одно из них нам довелось лицезреть близко - это Медресе Кукельдаш на проспекте Навои. XIV век! Вообще медресе - учебные заведения, где кроме классов есть и места для проживания, а также общие места для совершения намаза, отдыха и занятий спортом. Архитектурно они похожи по строению, но имеют разные рисунки.
   Вообще даже в современные здания узбекские строители вносят восточные орнаменты по мотивам древних легенд.
  
   [](Медресе Кукельдаш)
  
  Ташкент - город промышленный. В 1935 году вступили в строй прядильно-ткацкая фабрика мощностью: прядильных веретен 113 тысяч и 3250 ткацких станков, а также отделочная фабрика. А в годы войны в Ташкент была эвакуирована ниточная фабрика Ленинграда, и в войну все нитки шли из Ташкента. Впоследствии стали выпускать не только пряжу и нитки, но и ткани, в первую очередь хлопчатобумажные, а фабрика стала Текстильным Комбинатом.
   Фабрика имела огромное значение - для устройства на работу узбекских женщин. В военные годы в Узбекистан было эвакуировано много женщин и детей с западной части страны.
  
  Сейчас хочу рассказать о людях.
  В Ташкенте, наряду с узбеками, было много русских, татар и цыган. все говорили по-своему. В центре встречались современно одетые парни и девушки, но довольно скромно.
  Для нас удивительным было встречать узбечек в парандже. Вот реально, штанишки длинные, лозимы, сверху платье, а на голове паранджа, вот бедные, как же в ней ходить так? С нами в автобусах, когда мы возвращались вечером в гостиницу, вот такие в парандже частенько встречались..
  На многих были национальные одежды из отея, подбхан-атлас. Знаете, такие полосы треугольниками узорами. Красиво! Кстати, узоры эти не просто рисунки. Наываются они икат.
  Татар было не так много, но я их отличаю по способу ношения платков и ярким одеждам с особыми рисунками. У нас во дворе было много татар раньше.
  Узбеки народ довольно чистоплотный, особенно про сравнению с цыганами!. Те ходили в грязных юбках и рубежах, целыми таборами, галдели, шумели, и были, как всегда, неприятны.
  Как одевались мы?
  Для начала надо сказать об узбекской погоде. Утрами в октябре было не более 10 градусов, днём около 27-30. Нам перед отъездом рекомендовали, какую лучше взять одежду. Мы ходили в сарафанах шерстяных с легкими блузками, в юбках с кофточками, брюки тогда как-то девуши мало носили. Ну и конечно были туфли с собой.
  А узбеки мерзли! Мужчины в нашем поселке многие носили ватные халаты с поясом повязкой на талии, в виде платка. Снизу брюки. На головах тюбетейки. Женщины - в тёплых гамашах! И сверху платья, кофты тёплые или даже пальто. Большинство в головных платках, разноцветных, часто завязанных сзади. Но никак у татар, под платком, а как мы завязываем, поверх платка в районе шеи. Некоторые ходили в тюбетейках.
   Кстати о тюбетейках. Мы, конечно же, купили по тюбетейке, как без этого? Но тюбетейка для нас - просто памятный сувенир, а для узбеков - отражение жизни, символ.
  
   []
  
   "Тюбетейкой пронизан Восток, ибо все там несет ее форму. Синий свод неба, под которым рождается и умирает человек. Юрта - огромная тюбетейка, где он живет. Пиала, из которой пьет чай. Каса, из которой он ест шурпу (суп) или плов. Купола мечетей, где отмаливает грехи. Каменные тюбетейки прикрывают здания старинных рынков. Куда ни глянь - тюбетейка!",- пишет жерналист Александр ДЕМАЛЕМ.
  О тюбетейках км поведали и экскурсоводы. Особое место занимает тюбетейка в жизни узбека. Она становится не просто частью одежды, а даже... мерой объема. Вот встречаются старые друзья, и кто-то обязательно в шутку предложит: "Дуппидай ош килайлик!", что означает: "Сделаем плов размером с тюбетейку".
   Тюбетейка полна волнующих символов, понятных только посвященным. Ясное дело, прежде всего - женщинам, которые вышивают различные узоры, в которых угадываются цветы, травы, животные, птицы. Волнообразный стебель вьюнка, который "струился" в нижней части тюбетейки, означал богатство и жизнеспособность. Иногда на ней появлялась яркая пестрая птица: петушиные и фазаньи перья применялись для защиты от "сглаза". Узор "след змеи" предназначался для той же цели. Символическое изображение бараньих рогов олицетворяло силу и мужество, а рыбы - плодовитость женщины. Иногда в узорные композиции включались надписи на арабском языке. Надпись на одной из мужских бухарских тюбетеек начала прошлого века гласила: "Пусть кулох (это иное название тюбетейки) останется на голове, а враги провалятся сквозь землю".
   Вообще мужчин в тюбетейке можно встретить на улицах узбекских городов чаще, чем женщин. Потому и символика сориентирована соответствующим образом. Четыре цветка в верхней части мужской тюбетейки традиционно считались символами охраны его здоровья. И означали детство, юность, зрелость и старость. А шестнадцать цветков на кромке головного убора - "Вай Дод", пожелание иметь большую семью. Не менее шестнадцати детей. Именно такая семья считалась полноценной.
  Проблем с общением у нас не было. Молодежь знала русский язык. Все, кто работал в музеях и обслуживал туристов, тоже говорили по-русски.
  
   К большому сожалению я не помню все экскурсии по Ташкенту, и не помню в каком порядке они проходили. Ну что же... Продолжим воспоминания.
На следующий день у нас была экскурсия в Музей В.И Ленина. Вспоминается большое здание, широкие холлы внутри, вроде бы мраморные, и мрамор даже наш, уральский. Экспозиция мало отличалась от того, что обычно бывает в ленинских музеях. Если честно, мне в такого рода музеях скучновато. Ну и как правило времени очень мало, чтобы изучить все экспонаты. Но само здание запомнилось настолько хорошо, что мгновенно узнала его на современном фото. Чем-то общая задумка напоминала Ленинский комплекс в Ульяновске.
  
   [] (Музей Ленина)
  
   Была у нас интересная загородная поездка. Ехали прилично. В окрестностях Ташкента в то время было создано искусственное озеро Чарвак, где собирались разводить форель. Мы прогулялись по берегу. Там много крупных камней, спустились к озеру. Воды прозрачная и прохладная! И цвет... Бирюзовый. Вообще, бирюза - один из наиболее любимых, можно сказать, народных цветов Узбекистана, мы ещё к ней вернемся в Самарканде.
На обратном пути у нас предстоял обед за настоящим дастарханом в чайхане. Вообще за дастарханом женщинам быть не положено. Но ладно бы только это!
  Убранство чайханы как обычно - дастархан, ковры, чуть вдалеке столики и лавочки, куда мы и отправились. На обед давали овощи, плов из огромного казана и чай. Выдали нам по пиале, и мы по очереди проходили к узбеку-чайханщику. Есть хотелось жутко, пахло соблазнительно. Одно но: чистота пиал смущала подозрительным жирным отблеском.
  Люда решительно подошла к чайханщику и возмутились, что пиалы грязные. Чайханщик повертел пиалу, протер её фартуком и подал обратно ещё более возмутившейся Людмиле со словами: "Не нравится? Ты женщина! Вон арык, поди и вымой.
И вот тут мы реально выпали. Мы не кричали, не топали ногами, не кидались пиалами. Мы хохотали, что-то на нас нашло, не знаю. Все, вся группа, до слёз! Вот оно - столкновение двух разных менталитетов, обычаев и культур!
А пиалку мы все же помыли. Хотя вода в арыке тоже уверенности не вызывала. Но есть хотелось!!! А! Нам еще предлагали плов руками есть, но махнули рукой и выдали на стол ложки. Вилок не дали: мало воды, мыть трудно. к чаю он нам все же вынес маленькие чистые пиалки и ложки. И люда у нас стала героиней дня!
Плов был очень вкусным, и знаете, его реально хотелось есть просто руками, захватывая в горсть побольше янтарного риса и куски вкуснейшей баранины. Сидящий за дастарханом узбек так и делал, облизывая пальцы. Люда потом сказала, что это неам специально продемонстрировали как есть надо.
К чаю было сладости. Что-то типа пастилы, лукум, наверное. Халва, она не такая, как у нас, более сытная и более жирная, необычная. Понравились кусочки-цукаты, вкусные с кислинкой. Говорят из виноградного сока. И чак-чак в виде шариков.
После обеда мы попрощались с чайанщиком, Люда ему строго сказала, что посуду надо мыть, он заулыбался.
Слава тому, кто создал интернет! Я помнила что озеро недалеко от Ташкента, но не рядом, что на той стороне были горы (очень удивило - откуда горы в Узбекистане?)
Это искусственное водохранилище Чарвакское. Или озеро Чарвак. Сейчас там большой туристический комплекс.
  
   [] (Озеро Чарвак)
  
Пространство протянулось между хребтами Тянь-Шаня и Чаткальский, которые создают гористое побережье. В паре километрах отсюда - исторические и археологические объекты: Обирахмат - стоянка первобытных людей, Чинар - пещера с наскальными рисунками, посёлок Богистон, в котором родились шейхи Убайдулла Ахрор и Ховенди ат-Тахур (Шейхантаур). Мало того, там ещё и горы словно пирамиды. К сожалению, в то время экскурсии в эти пещеры не проводились. Эх, сейчас бы побывать на Чарваке, прокатиться на катере, посмотреть наскальные рисунки. Жаль, если озеро замусорят туристы и рыбаки. Этакая красота! и нам удалось увидеть ее почти нетронутой!
  
   Несколько курьёзных случаев произошло с нами в столице Узбекистана.
   Представьте себе большой старого типа рынок с открытыми прилавками, узбеками продавцами и нами, русскими туристками. Общаться было сложновато. Но приспособленные к общению с русскими торговцы умело варьировали между "обмани" и "продай". Но главное - цена. Всегда, на всё это был ОДИН РУБЛЬ! А вот что тебе свешают и продадут на этот самый рубль - понимаешь, когда получаешь товар. Фразу "не нравится - не бери" узбеки произносили очень правильно, лишь с лёгким акцентом.
   Середина октября. Огромные красивые крепкие помидоры, виноград, персики, гранаты, абрикосы, дыни, арбузы! Глаза разбегаются...от ярких рыночных расцветок. Хочется всего и сразу. В те годы на Урале вот такие фрукты были очень дорогими. Нет, это не значит, что мы их видели впервые, всё это мы ели и у себя на Урале, но НЕ ТАКИЕ!
   Затарившись фруктами (а уж напробовались - до отвала), мы притормозили около дыни. Спросили, сколько дыня стоит. Мужик в узбекском одеянии посмотрел на дыню, на нас, сделал большие глаза. В итоге оказалось что это тыква! Да, в 1975 году мы не знали, что такое тыква, не принято у нас было. Репа, калега, редька - пожалуйста. Про тыквы слышали (помните, пан Тыква, Золушка), но не пробовали. Рисковать не стали.
   Кстати, на Центральном рынке свинину не продавали. Вообще свинину можно было купить только на АЛАЙСКОМ Рынке. Но мы туда не поехали.
  
   [](Рынок)
  
   Поездка в Ташкент был насыщенной. Мы посетили также Музей искусств, Музей Улугбека, Ознакомились с боевой и трудовой славой и памятниками Ташкента. Побывали на выставке Ташкент Литературный, где поэты читали не только свои стихи, но и стихи известных древних узбекских поэтов.
   Среди экскурсий была и производственная. Нам на выбор предложили "Ташвинзавод" с дегутацией вин и Ткацкую фабрику. Угадайте, что мы выбрали? Правильно!
   Экскурсия на Ташвинзавод прошла успешно, показали цеха, рассказали про рабочий процесс и дали продегустировать несколько видов вин и напитков разной крепости.
  Ташвинзавод
   Одно из вин очень понравилось, и не случайно. Это специальное вино красное полусладкое, которое покупали к празднику, а вот купить-то его было трудно! Название точно не помню, но посмотрев продукцию Ташвинкомбината "Узбекистан виноси", скорее всего это было "Семь красавиц".
   И вот с этими "Красавицами" и произошёл настоящий курьёз. Нам повезло! Мы, надумав прикупить винца домой, обнаружили на витрине то самое вино! Одну бутылку! Чтобы не обижать никого, решили затариться домой позже, купили три бутылки вина, в том числе "Семь красавиц", фрукты, запланировав небольшую вечеринку. Несла вино Людмила.
   Мы успешно миновали не поддающиеся логике ташкентские светофорные переходы. Кстати, о переходах. Что делали жители города? Они не очень-то соблюдали правила! Скопившись солидной группой на перекрестке, шли прямиком на красный, жёлтый, зелёный, и машины стояли!
   Но вернёмся к Красавицам. Втиснувшись в душный автобусик, доехали до своей остановки и вошли в гостиницу. И уже поднимаясь по лестнице, Людмила стукнула тряпичной сумкой (в таких носили) о перегородки лестницы, темно-красная лужица привела нас в шок.
   "Семь красавиц" не выдержали столкновения с цивилизацией. "Хоть зализывай",- посетовала Люда. Но, мы, конечно, отказались, и обратили все в смех. Сказали на заводе "не купить", так тому и быть!
  
   Кстати, "Семь красавиц" - это сочинение персидского автора Низами Гянджеви, пользуется большой любовью и популярностью у персидских народов, в том числе в Узбекистане. Алишер Навои написал в 1484 году на чагатайском языке поэму "Семь планет" (سبعه سیار, Sab'ai Sayyor) по мотивам "Семи красавиц" Низами.
   И всё же семь красавиц нам улыбнулись, открыв личики в Музее Прикладного искусства.
   Там много что можно было посмотреть. Но семь больших декоративных блюд с лицами красавиц, которые буквально пару месяцев как появились в музее, запомнились настолько ярко, что вижу их и сейчас, закрыв глаза. Авторы Ахмаров Чингиз, Нугманов Анвар. Кстати, Анвар ещё создал сервиз по мотивам поэмы.
  "Кто розу обретет в степном песке,
   Когда ее цветенье - в цветнике?
   Она меж яблонь скрылась от людей,
   Ее найдешь по яблокам грудей".
  ( А.Навои "Семь планет" Перевод со староузбекского С. Липкиной.)
  Писать о Музее, не демонстируя фотографии - бессмысленно. Скажу лишь, что поразил ковер - огромный, красивый, в национальных орнаментах.
  Будете в Ташкенте - побывайте в этом музее обязательно!
  
   Конечно, мы не только ездили по экскурсиям, но и гуляли по городу.
   В один из вечеров нам удалось побывать в Театре Оперы и Балета имени Алишера Навои.
   Театр Оперы и Балета был построен в 1949 Году. Очень красивое здание. Гармоничное сочетание классики и восточного прикладного искусства. Что производит впечатление арабской классики, если так можно выразиться: колонны, пилоны, арки, отделка вязью.
  
    [] ( Театр Оперы и Балета)
  
   Около входа красивый фонтан. Фонтаны своего рода благодарность воде, возношение её силы для жизни, так считают многие узбекские поэты и ученые.
  Фойе первого этажа, расположенное по главной оси вестибюля, украшено росписью, изображающей четырех муз: танца, поэзии, живописи и архитектуры.
  Кремовые бархатные занавеси сцены и лож расшиты узором, выполненным по рисункам А. Щусева бухарскими золотошвеями.
   Нам повезло! В тот день шел показ балетного спектакля "Тановар". В переводе с узбекского означает "Танец души". Премьера спектакля состоялась в 1971 года, постановщики А. Козловский, Н. Маркарянц.
   "Тановар" - это песня о мечте, о неосуществленной любви, она полна любовного томления. Поют ее только женщины.
   К сожалению, я тогда не слыла любителем балета. Но в общем в театре мне понравилось. Помню красочность костюмов, красивые движения, необычную для нашего слуха народную узбекскую музыку - от воздушности до скрежетащего звука, сильного и пугающего.
   И как я была счастлива, когда по приезде домой мне вскоре удалось купить журнал "Кругозор" с записью узбекской музыки.
  
   И скажу честно - город понравился! Несмотря на душные автобусы, разбитые окраины, резкую смену погоду и назойливых цыган.
   Ташкент и его особенности, говор, атмосферу, памятники архитектуры и музеи сложно раскрыть в одном небольшом очерке.
  
   [] (Голубые купола)
  
  Было у нас и свободное время. Мы гуляли по центральным улицам, любовались красивым кафе "Голубые купола", куда бы непременно зашли, но... Не положено без мужчин одним женщинам.
  Посмотрели фильм в Панорамном кинотеатре. Ходили по магазинам, где накупили модных тогда шерстяных вязаных кофт по типу "Лапша".
  
  А однажды, выйдя с автобуса угодили нх на узбекскую свадьбу! Меня поразили длинные трубы, и музыка, невесту мы не видели, только шествие жениха.
   А виноград, гроздями висящий прямо над головами в красивой аллее недалеко от центрального Универмага? "Универмаги мизда" - так запомнилась вывеска.
  Кстати, ещё несколько фраз помнится хорошо, именно с вывесок. "Яхна гушт", например.
   Ну и традиционные "Хуш келибсиз! и "КПСС га шон шарафлар!"
   Ходили мы и по магазинам. Самое приятное, что купили - модные тогда вязаные кофточки "лапша". Я долго их носила и очень любила.
  Ещё я очень хотела купить хан-атлас, но ткань оказалась неподъемлемо дорогою. Собственно, и ихорошо - ну куда бы я в таком платье у себя на Уралмаше?
  Кстати, про эту ткань ходят легенды.
  Существует легенда, что в стародавние времена стареющий правитель Маргилана избрал в жены юную дочь художника. Однако отец красавицы был не в восторге от этого предложения и пришел во дворец с просьбой оставить его дочь в покое. Хан поставил условие: если художник сможет создать нечто более прекрасное к утру, чем его дочь, то он отменит свое решение. Опечаленный отец девушки провел в раздумьях всю ночь, а наутро отправился к ручью и зарыдал. В ручье всеми цветами радуги играли солнечные лучи, а когда слезы падали в ручей, то по водной глади расходились невероятной красоты рисунки. Тогда художник нашел гениальное решение - он создал ткань, легкую, как воздух, прохладную, как вода ручья, искрящуюся и переливающуюся всеми цветами радуги.
  Хан был поражен красотой и изяществом ткани и назвал ее 'Хан-атлас', ему пришлось изменить свои намерения. Дочь художника вышла замуж за молодого сына хана.
  
  Темнело очень рано, поэтому мы вечером уже никуда не выходили. Слева от гостиницы - узбекские старинные дома, бродить там не советовали, справа ,- огромный пустырь с разрушенными домами - последствия землетрясения.
  Вечерами мы собирались группой, чаще у нас в номере, два раза посидели в ресторане гостиницы. Где мы с удовольствием потанцевать вместе с узбекскими парнями под песни группы "Ялла".
  Впереди нас ждала выездная экскурсия в Самарканд и Бухару.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"