Васин Евгений : другие произведения.

Парад кошмаров

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Критика подсудной мне четвертой группы участников конкурса УУ-4.


Итак, начинаем наш Парад кошмаров!

   Вместо эпиграфа:
   Все рассказы по-своему страшны (в хорошем смысле), и все в какой-то мере соответствуют теме конкурса. Поэтому буду рассматривать исключительно "мастерство" исполнения и выставлять оценки по личным предпочтениям.
  
   Сегодня у нас собрались самые страшные авторы Самиздата, все поголовно и безоговорочно - мастера бумаги и перьев, клавиш и клавиатур (недаром "сложный" вариант картинок безоговорочно доминирует). От чего "обозревать" четвертую группу и сложно, и интересно. Сразу скажу, что почти все произведения написаны на одном "уровне", так что придираться буду сильно, гранат и тапок не жалеючи. И еще:
   Дорогие авторы! Все нижеизложенное является личным мнением непрофессионального критика, поэтому не принимайте близко к сердцу мои поползновения, так как мнение мое даже издали не претендует на объективность.
  
   Чтобы полностью передать гамму чувств, возникшую у меня при разборе четвертой группы, расскажу одну историю:
   "Как-то раз студенты одного из социальных ВУЗов нашей страны проводили соцопрос. Они задавали случайным прохожим вопрос: "О чем вы мечтаете?" Люди в грезах своих были идентичны: они мечтательно закатывали глаза и описывали яхты, острова, золотые прииски и т.п. Напоследок студенты решили спросить о том же таджика дворника, ответ которого их поразил. Он сказал на ломаном русском:
   - О чем я мечтаю? Да ни о чем. У меня все есть.
   Студенты удивились и спросили:
   - А как же квартира, регистрация, деньги?
   Он ответил:
   - Есть у меня и регистрация, и квартира, и зарплата меня устраивает, и жена меня любит, и дети есть. Хотя кое о чем я все-таки мечтаю. Я хочу, чтобы вы - русские - стали или чуть более культурными, или чуть менее культурными.
   - Это почему же? - спросили студенты.
   - Да потому, что, если бы вы стали более культурными, то кидали бы свой мусор в урны. И мне не приходилось бы его так часто убирать. А если бы вы стали менее культурными, то кидали бы свой мусор прямо под ноги, а не в кусты и клумбы, откуда мне его очень тяжело доставать."
   Вот и я, как этот таджик философ, хочу обратиться к авторам: Уважаемые писатели! Пишите или чуточку лучше, или чуточку хуже. Тогда вас проще будет оценивать. И на этой радостной ноте перейдем к критике.

Валерий К.

"И СНОВА КОРИДОР МЁБИУСА"

   Осторожно, модерн! Или "пост-"? Принимать строго под контролем психиатра. И хоть краса описаний сего направления меня прельщает, повествование же явно сводит с ума. Но, давайте по порядку.
   Сюжет и стиль. Стиль весьма неплох и аутентичен. Написано грамотно, качественно, предложения сюрреальны и красивы. Если их рассматривать по отдельности, то все в порядке, а если сложить в рассказ - мое восприятие бьется в конвульсиях.
   Сюжет интересен и опасен. При помощи одного незаметного поворотного события автор переходит от известной математической головоломки к полуреалистичному повествованию. Оборот, приемлемый для малой прозы и, как мы увидим далее, свойственный авторам четвертой группы.
   Атмосфера. Она вытягивает весь рассказ. Атмосфера безумия и ирреальности поглощает, но при этом сбивает с толку. Не скажу, что она мне понравилась, но она работает.
   Ужас. Испугался только за свою психику. Не обижайтесь.
   Характеры. Мутные и психоделические, как и само повествование. Что это за гоблины, откуда они взялись - из игры или из-за белой горячки персонажа, у него паранойя или приступ галлюцинаций - непонятно. Поэтому страдает мотивация. Я, конечно, понимаю, что искать логику в нелогичном глупо. Но, простите, если о чем-то можно написать просто, то зачем писать сложно?
   Смысловая нагрузка. Она пронизывает все произведение, но разглядеть ее под нагромождением экспрессии крайне сложно. Опять-таки два насущных вопроса: "а почему бы и нет?" и "а надо ли это?".
   Общее впечатление. Двойственное. Нет, тройственное. Нет... Впечатление чего-то непонятого, осознание собственной глупости и неразгаданности тайны рассказа - вот что оставил в моей душе ваш рассказ
  

Вербовая О.Л.

"РУКИ СМЕРТИ"

   Самый "толстый" рассказ в группе. Напомнил старые детские страшилки из цикла "Красная рука".
   Сюжет и стиль. И стиль, и сюжет рассказа оставляют желать лучшего. Время повествования меняется от абзаца к абзацу, некоторые предложения составлены "наискось". Определенные стилистические моменты (вроде паутины между пальцев) без стыда и совести притянуты автором "за уши" для полноценного соответствия рассказа теме конкурса. Сюжет предсказуемый до ужаса, читать про "однобокие" смерти членов семьи "коновальши" неинтересно. Все сюжетные моменты построены сугубо на стереотипах: только начался новый абзац, а читатель уже догадался, о чем пойдет речь дальше. Обилие клише поражает воображение электрошоком. В общем, по этому пункту все плохо.
   Атмосфера. Атмосфера пытается жить самостоятельно, но ее постоянно ограничивают рамки сюжетных штампов и стилистических пробелов. Не проникся я душой вашего рассказа.
   Ужас. Белые руки, черные руки... Я уже писал выше, что где-то это видел.
   Характеры. Характеры работают, но неуверенно. Горе-медсестра не замечает очевидной связи кольца и вереницы несчастных случаев. Мотивация из-за этого страдает, а у читателя начинается диссонанс.
   Смысловая нагрузка. Рассказ не заставляет читателя думать. Клише из прописных истин и четкого разделения добра и зла указывает на интеллектуальную несостоятельность читателя. Поэтому читать ваш рассказ неприятно.
   Общее впечатление. Рассказ произвел на меня посредственное впечатление. С одной стороны, вроде зря потратил время на такой столь внушительный текст (целостность произведения не пострадает, если вы уберете немного "воды"). А с другой стороны, чтиво было легким и не напрягающим.
  

Джиллиан

"ПОДВАЛ"

   Самый странный рассказ в подборке. Похоже, что это произведение было написано специально для конкурса, при отсутствии продуманной идеи и сюжета (исправьте меня, если я неправ). И это породило множество нестыковок в повествовании.
   Сюжет и стиль. Стиль малость кривоват - "сырые" предложения, неуместные уточнения (читатель не дурак, не надо его водить за руку), туманные описания. Под пеленой размытого стиля непросто разглядеть сюжет. Девушка упала, девушка спаслась, девушка "подружилась" со своим губителем. Как-то неправдоподобно и немного абсурдно.
   Атмосфера. Где плохой стиль, там и плохая атмосфера. Другими словами - ее нет. Особняк получился безжизненный. Эмоциональное напряжение читателя не поддерживается. Вместо того, чтобы сосредоточиться на саспенсе, я отчаянно пытался представить трюмо и лавку, поставленную на "стопку стекол" и какие-то там часы (кому из рабочих взбрело в голову составить сей натюрморт?).
   Ужас. Из-за второсортного стиля и атмосферы страдает эмоциональная составляющая. Не страшно совершенно. Не страшно, потому что непонятно.
   Характеры. Девушка как девушка - характер не раскрыт, драматическая составляющая упущена. Клоун - убийца тоже действует немотивированно. В общем, актеры сыграли плохо.
   Смысловая нагрузка. Отсутствует. Разве что, тема ревности? Пугливая девушка не побоялась войти в темный чулан, провалилась в подвал, столкнулась там с откровенной чертовщиной, чуть не погибла... А в итоге решила забрать проклятую куклу себе, чтобы кому-то отомстить? Не верю!
   Общее впечатление. Отрицательное. Извините, но по всем пунктам ваш рассказ мне не понравился.
  

Ечеистов Е.Е.

"ГЛУБОКАЯ ОБИДА"

   Самый стильный и проработанный рассказ в подборке.
   Сюжет и стиль. Не мудрствуя лукаво, автор не стал перевыполнять план и ограничил свое произведение хоррором в чистом виде. Стиль и сюжет две стороны одной монеты, и в данном случае - сильные стороны. Рассказ читается легко, сюжетные повороты необычны и интересны. Могу придраться лишь к чересчур ярким описаниям в конце, от которых ужин мой попросился наружу. А в целом - практически идеально!
   Атмосфера. Атмосфера, как сюжет и стиль, на высоте. Саспенс нагнетается и поддерживается, карты не раскрываются раньше времени - выверенная структура, которая отлично выполняет свою работу. Отличительной атмосферой произведение не обладает, но она здесь и не нужна вовсе.
   Ужас. Не страшно, но актуально. Безумно, но логично. Верю!
   Характеры. Характер работает, как часы. Мотивация обоснована, героям веришь на самом деле. По этому пункту нареканий нет.
   Смысловая нагрузка. Смысловой нагрузки нет. В принципе, это минус. А "по-хорошему" она могла бы здорово подпортить концепцию произведения, поэтому автор правильно сделал, что оставил в рассказе лишь первородный хоррор.
   Общее впечатление. Строго положительное. Можно, конечно, придраться по мелочам, но ваш рассказ поднял мне настроение, поэтому не буду.
  

Змушко А.А.

"ИСТОРИИ МОЕЙ НОЧИ"

   Небольшая история, нашептанная восточным ветром. Не скажу, что был поражен, но разнообразия в однообразие рассказ добавил.
   Сюжет и стиль. Сюжет не балует изысками и довольно предсказуем, сразу понятно, что девочка - привидение. Из-за этого поворотное событие теряет силу, и читатель попадает в тупик. Автор попытался спасти ситуацию при помощи восточной философии, что ему удалось, но испортило стиль. Нагромождение японских (китайских?) слов усложняет восприятие рассказа для человека неподготовленного. К тому же повествование "скачет" с России на Японию, что не есть хорошо, потому что читатель не знает за чем ему следить - за сюжетом или за рассуждениями. И еще - косноязычие и больная орфография - это контрольный выстрел.
   Атмосфера. Атмосфера хромает вслед за стилем - матч Россия - Япония сыграли вничью. К тому же абсурдной выглядит сама идея призрака - философа, потерявшегося где-то посреди России. Хотя эта же особенность добавляет рассказу толику шарма.
   Ужас. Не боялся, а умилялся.
   Характеры. Характер всепонимающей японской девочки выглядит чертовски неправдоподобно. Мотивация тоже: зачем ей жить в квартире ненавистной мачехи? В общем, философия работает, а характер - нет.
   Смысловая нагрузка. Есть, но заключена в цитатах и поговорках. Эта исключительность привязки смысловой нагрузки заставляет усомниться в потенциале и реалистичности повествования. Вы дублируете поставленный кем-то диагноз, но собственной трактовки (или хотя бы диагностики) не приводите.
   Общее впечатление. Положительное. Читать приятно, но не очень интересно и не понятно - зачем все это написано, и что хотел сказать автор. Тут надо определиться - либо это типичный ужастик, либо красивая философская сказка.
  

Иванце Ж.

"МАРИОНЕТКИ ДЬЯВОЛА"

   Крепкий рассказ, основанной на типичной трехфазной структуре (не драмы, а четвертой группы): "Все нормально - все сошли с ума - оказалось, что Вася с лестницы упал, а пока падал - галлюцинировал". Качество исполнения достойное, но ничем из десятки не выделяется.
   Сюжет и стиль. О нем уже написано выше. Повествование качественное, грамотный и красивый язык. Сюжет прост на протяжении всего произведения, а в конце мощное поворотное событие. Главный герой зашел в подъезд, там на него накинулись демоны его подсознания (или чего-то подобного). В конце выяснилось, что он попал в больницу с передозировкой интернета. Как и в следующем по списку произведении, если бы не последний сюжетный ход - то скучно и тоскливо. А так - вполне неплохо.
   Атмосфера. Данное произведение находится где-то между атмосфер. То есть, если бы повествование было безликим, я бы вас ругать не стал. Но, это первое произведение о терзаниях души закоренелого "интернетовца", которое мне понравилось. Компьютер - алтарь и сюрреалистичные демоны вполне сочетаются в данном рассказе. Но конкретной атмосферы нет и, как ни странно, здесь это уместно.
   Ужас. Ужас прозаический. Он не наступает, когда героя окружают страшные монстры, он наступает, когда говориться, что герой три дня просидел за компьютером. Действительно, ужас!
   Смысловая нагрузка. Не верю я в "одиночество в сети". Но намек на смысловую нагрузку есть, и это уже хорошо.
   Характеры. А вот здесь нарекание! Не поверю, что домосед - компьютерщик способен так тонко распутывать ментальные материи. При том, что катализатором его "работы" явилось истощение организма из-за чрезмерного сидения за компьютером.
   Общее впечатление. Читать можно и интересно, но Нобелевской премии я бы не присудил.

Ильина И.И.

"ТЕАТР СГОРЕЛ"

   Это даже не рассказ, а миниатюра. Но, как говорится, краткость - "сестра таланта". Посему разберем произведение по категориям.
   Сюжет и стиль. О каком еще сюжете может идти речь в миниатюре? Правильно, ни о каком. Но пара интересных ходов в рассказе присутствует. Героиня сначала поведает нам о своей нелегкой жизни, а после кинется спасаться от неведомо чего, неистово галлюцинируя на ходу. От прозаического описания быта нас кидают в объятия погони, а после к развязке: оказывается, всего-навсего, театр загорелся, и героиня надышалась угарного газа. Развитие действия скупо и нетривиально, но большего и не надо, потому что автор из двух поворотных моментов выжимает повествование по максимуму. И не смотря на сказанное выше, сюжет удался.
   Атмосфера. Атмосфера поддерживается (что уже хорошо) и соответствует теме: бедная девушка, которая мечтает о главной роли, безумный сторож, партер, занавес - почти что Чехов, только с кровью. По атмосферной составляющей замечаний нет.
   Ужас. До Стивена Кинга, конечно, далеко, но задача выполнена неплохо.
   Смысловая нагрузка. Контекстом здесь и не пахнет, да он и не требуется в принципе - ужас в чистом виде. Если бы вы в это произведение вплели усредненную смысловую нагрузку, то я лично воздвиг вам памятник.
   Характеры. Они есть, и они работают. Два главных слова в этом пункте. И девушка самобытная, и сторож безумный.
   Общее впечатление. Я, как читатель заурядный, прочитал и забыл. Качественное произведение, которое достойно "шестерки", но интриги/изюминки не хватает. Но это не порок.
  

Каневский А.

"ГИБЕЛЬ КОЛХОЗНИЦЫ"

   Это произведение полностью соответствует духу группы - и рыба, и мясо, но хочется мороженого. Здесь мы узнаем о слишком простой смерти слишком простого человека.
   Сюжет и стиль. Он смешной и в хорошем, и в плохом смыслах. Простая, как топор, и пьяная, как валенок, тетя Клава проснулась ранним утром с бодуна. Отправилась в туалет, провалилась и замерзла насмерть. Все. Еще есть мистическая нотка: портрет тети Клавы висит на доске почета, попав на который ударники труда скоропостижно погибают нелепой смертью. В общем, сюжет как сюжет, ни похвалить, ни поругать. Стиль повествования неплох, и это вытягивает рассказ на высокий уровень. Если бы повествование хромало, то я без зазрения совести поставил бы "единицу".
   Атмосфера. Это сильная сторона произведения. Деревня, мороз, рассуждения - все заставляет вспомнить крики петухов и рев трактора. Портит атмосферу, причем сильно, мат, который используется в неправильно оформленной прямой речи. Так же во вред идут авторские нотации о том, что городской житель не знает, что такое село, и как сельские люди ходят в клозет (простите). Смею вас заверить, что население нашей страны испокон веков "на вы" с сельскими уборными, и в частности подавляющая часть городского населения имела честь пользоваться ими.
   Ужас. Здесь снова по Кингу. "Не можешь напугать читателя, заставь его стошнить". Сам по себе страх нелепой смерти в груде фекалий довольно абсурден, тем более для изнеженного городского читателя. Поэтому я, как Станиславский: "Не верю!".
   Смысловая нагрузка. Деревня пьет и варит самогон - все! Если честно, то уже устал читать про то, как пьянствуют российские селяне (и не только) и про то, как это плохо и аморально. Пить любят алкоголики, а не крестьяне.
   Характеры. Характеры есть, это хорошо, но они не работают. Главные герои пьют и больше ничего не делают. Получился правдоподобный на первый взгляд стереотип сельской алкоголички, в который я лично верить отказываюсь.
   Общее впечатление. Неплохой, в целом, рассказ. Но ничего особенного в нем нет - крепкий "середнячок".
  

Мякин С.В.

"УСКОРЕННЫЙ РАСПАД"

   "Рассказ четвертой группы" - новое клише в моей литературной жизнедеятельности. Все характерные признаки, описанные в предыдущих рецензиях, присутствуют.
   Сюжет и стиль. Та же самая тройная структура, почти как в драматургии, но со своими особенностями. Однородное качественное и красивое повествование (а какие метафоры!) прерывается в конце резким поворотным событием. Интересно, но немного муторно из-за "вязкой" середины. Но, в целом, достойно.
   Атмосфера. Атмосфера равномерная и гладкая, но сюрреалистическое болото посередине, а так же чрезмерная насыщенность текста трудными для читательского восприятия сравнительными оборотами портят ее (точно так же, как это предложение мой обзор).
   Ужас. Не страшно, но воображение стимулирует.
   Смысловая нагрузка. Здесь дело обстоит чуточку лучше, чем в предыдущих трех рассказах. Идея глобальной сети и массового вируса (в прямом смысле) пусть и не нова, но преподнесена на красивом блюдечке. Хотя, доля абсурда в описаниях может отпугнуть читателя.
   Характеры. А вот с характером прокол. Правительственный агент воспринимает чрезвычайный случай со стойкостью мамонта. Остальные члены "тайной канцелярии" считают запущенный вирус "обычным" и каким-то образом все единовременно, разом попадают под воздействие мистической гипнотической силы. В общем, характеры работают, но неуверенно.
   Общее впечатление. Положительное, но не восторженное. Читать интересно, но, опять-таки, никакой интриги/изюминки не наблюдается.
  

Семеусов М.С.

"СЕТЬ"

   Данный рассказ щедро приправлен солью для ран каждого критика. А именно - ошибками орфографии и пунктуации. Но, даже не смотря на это, "Сеть" - один из самых красочных рассказов в четвертой группе.
   Сюжет и стиль. Стиль хромает так сильно, что, кажется, всю оставшуюся жизнь будет инвалидом. Стиль - самая слабая сторона рассказа. Повествование сбивчивое, неровное и местами корявое. Но! Простой и банальный сюжет ("Бегущий человек", "Пила" и т.п.) выигрывает произведению несколько золотых баллов. Как говорится, "все новое - хорошо забытое старое". А чем привлекает "простой и банальный"? Актуальностью. Концовка сделана правильно, она привнесла в рассказ не просто завершение сюжета, а то, чего я еще не видел в четвертой группе - грамотную смысловую нагрузку.
   Атмосфера. Атмосфера ковыляет вслед за стилем. Не хватает повествованию "объемности" деталей, свободного полета. В общем, мир рассказа не затягивает.
   Ужас. Страх на грани откровения. Пыльного такого, избитого откровения. Страсти по ТВ - тема избитая. Люди давно разделились на две категории - одни смотрят, другие - нет.
   Смысловая нагрузка. Вот мы и добрались до самого сладкого. Составляющие умеренной смысловой нагрузки, которая завлекает читателя и перечеркивает все остальные минусы произведения - простой сюжет, стереотипный, но соответствующий духу повествования характер, актуальная тема и достойная (острая) развязка. О "гадком телевидении" много было "спето песен", поэтому вдвойне сложно написать на эту тему интересный рассказ. Но автору это удалось. Произведение осуждает всех - и героя, и читателя. С одной стороны может показаться, что автор просто сгущает краски и пишет "гадко о гадостном". Но, лично у меня, такого впечатления не сложилось.
   Ах, да, чуть не забыл! Прибавьте к вышесказанному идеальное соответствие теме конкурса! Причем соответствие всего: и сюжета, и смысловой нагрузки, и характера - все работает на проблему/тему конкурса.
   Характеры. Характер главного героя прост и ясен. И это хорошо, потому что много от него не требуется - надо просто сидеть в кресле и смотреть. Главные герои телевизионной программы вызывают некоторые вопросы. "Мент", "толстуха", "шлюха" и "мажор" - разве это типичные представители общества? Или типичные "черные овечки" общества? "Толстухи" - то что вам сделали?
   Общее впечатление. Прочитал быстро и увлеченно. Немного доработать рассказ, покорпеть над стилем, исправить ошибки и стилистические дыры - получится чуть ли не самый лучший рассказ в подборке.
  
   Уважаемые и достопочтенные авторы! Критик приносит Вам свои извинения за сумбур и каламбур в предоставленном обзоре (писал все одним махом, поэтому некоторые места в тексте вылезли за грани моего восприятия) и желает Вам творческого роста, успеха и восторженных читателей!
   У меня все, спасибо за внимание.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"