АВТОР. На пыльном чердаке старинного дома лежала рас-пухшая потрепанная книга. Распухла она от дождя и снега, проникающих через дырявую крышу, а истрепали ее холод-ные ветры, которые чувствовали себя хозяевами везде, куда им случалось залететь. Когда солнце заглядывало в круглое чердачное окно и будило забытые вещи, книга, шелестя страницами, закрывалась и становилась неподвижной до наступления следующей ночи... (Чердак дома. Разбросаны игрушки и старая мебель. Большая книга у стены. Света-ет. В чердачном окне появляется Лучик. Обходит чердак, останавливается около книги.) Каждое утро Лучик солнца читал на книге одно и то же слово...
ЛУЧИК. Симфония... Что же это такое - симфония?
ГОЛОС ИЗ КНИГИ. Ах, ах, ах! Как возмутительно! Он не знает, что такое симфония! Стыд! Позор! Ах, ах!
ЛУЧИК. А вот и не стыд! И не позор! Столько лет я прино-шу вам свет и тепло, хочу познакомиться, а вы вместо бла-годарности, ругаетесь! Если вы такие ворчливые, то очень скоро все ваши листы покоробятся и на вас никто и взгля-нуть не пожелает.
ГОЛОСА ИЗ КНИГИ. Ах, ах! Мы будем плохо выглядеть? Какое несчастье! На нас никто не пожелает взглянуть? Ах, ах! А ведь мы такие хорошие! А ведь мы такие хорошие!
ЛУЧИК. Нет-нет! Не расстраивайтесь! Это я сказал от оби-ды на ваше ворчание. Давайте знакомиться. (Ноты выпры-гивают из книги с криками: "давайте знакомиться!" и об-ступают Лучика). Меня зовут Лучик.
НОТЫ (удивленно). Лучик? Лучик? Настоящий солнечный Лучик?
СКРИП. Ну что ж, слушайте!. Давным-давно жил в нашем городе один замечательный музыкант с маленькой дочкой. Как он появился здесь, никто не помнил. Только горожанам казалось, что он постоянно жил рядом с ними и всегда иг-рал для них на своей скрипке. У него были удивительные руки! Со всех уголков города люди приходили слушать. Музыка заставляла смеяться и плакать вместе с ней... (Часть улицы возле дома Музыканта. Он играет на скрипке, рядом с ним его маленькая дочь).
Горожане, очарованные, слушали и слушали чудесные звуки скрипки. Они тесней прижимались друг к другу, чаще улыбались. Морщинки на их лицах разглаживались... Но вот однажды к дому Музыканта подошел незнакомый господин. (Появляется Маэстро).
МУЗЫКАНТ. Вы любите музыку и хотите, чтобы я вам по-играл? Я не впервые вижу вас возле моего дома. Кто вы та-кой?
МАЭСТРО. Можете называть меня, ну, скажем, Маэстро! Вы талантливы... но вы бедны. А у меня есть все. Все... кро-ме таланта... Предлагаю вам следующее: вся музыка, кото-рую вы сочиняете, становится моей. Я ее у вас покупаю! И вы получите много денег.
МУЗЫКАНТ. Моя музыка принадлежит всем. Вы, как и все, можете слушать ее совершенно бесплатно. Зачем же день-ги?
МАЭСТРО. Наверное, я плохо объяснил (с усмешкой). Как все?! Нет! Я хочу, чтобы музыка принадлежала мне одному. Вы прославите мое имя!
МУЗЫКАНТ. Нет! Я не могу согласиться! Моя музыка нужна людям!
МАЭСТРО. Сотни лет эти люди жили без вас и вашей му-зыки. Они никогда не смогут оценить тебя!
МУЗЫКАНТ. Ни к чему весь этот разговор. Пожалуйста, уходите!
МАЭСТРО. Хорошо, я уйду! Но беру эти стены в свидетели, скоро я вернусь и мы поговорим по-другому!
СКРИП. На сегодня хватит. Спокойной ночи, детки.
НОТЫ. Спокойного дня вам, дедушка!
Явление 6. (Автор, стулья, игрушки)
АВТОР. На чердаке наступила тишина. Книга и ее обитате-ли уснули. Лишь изредка скрипнут поломанные стулья или всплакнут во сне забытые игрушки, вспомнив далекое дет-ство.
СТУЛЬЯ И ИГРУШКИ. Эх, эх, эх! Верой служили и прав-дою!
Эх, эх, эх! Старость пришла, - вот беда!
И никого мы не радуем,
Брошены здесь навсегда.
Полный свет, занавес.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Явление 7
(Автор, ноты, Скрип)
АВТОР. Поздним вечером, Когда Лучик солнца уже спал со своими братьями далеко за горизонтом, старая книга про-снулась. В тишине чердака, освещаемого лишь бледным светом луны да мерцающими огнями уличных фонарей, прошелестели страницы. Раздались негромкие голоса. Нот-ки нехотя поднимались со своих постелей.
СКРИП. Меня вам, господин Бемоль, не понизить. Я по-старше буду, да и поглавней. А ну-ка, займите свое место!
БЕМОЛЬ (виновато). Сейчас, уже иду!
ДИЕЗ. Пов-в-вешу!
СКРИП (Бекару и Диезу). И вы, господа, если не успокои-тесь, я вынужден буду доложить Графине Репризе, что вы срываете подготовку к балу по случаю ее именин.
БЕКАР. От-менить!
СКРИП. Что отменить? Именины?
БЕКАР. Нет-нет, что вы! Я имел в виду совсем другое. (за-мялся) От-тменить все разговоры! Будем репетировать!
Явление 9
(те же и Реприза)
РЕПРИЗА (входит заспанная). Ночью был такой шум! Я долго не могла уснуть. Кто устроил беспорядок?
ДИЕЗ. Ноты! И меня они разбудили!
БЕКАР. (важно). Это я отменил их на весь день.
БЕМОЛЬ. Ну какая разница, кто?! И кого? Ведь мы все де-лаем одно дело! (графине) Я тоже долго не мог уснуть, во-рочался, ворочался и... сочинил для вас, прекрасная графи-ня, прекрасную песенку. Сейчас вы с ума сойдете от востор-га, или вывалитесь из кресла! (берет гитару, поет).