"Холодно, жутко... Но радостно-дик В небе высоком несущийся крик ... Сумерки. Ветер подул верховой. Лед шевелится внизу, как живой... Странные думы родятся в уме: Грозное что-то куется во тьме!.."
Что-то - куётся. Во тьме. Странное, грозное. Не только во тьме начинающегося волжского ледохода - во тьме моих мозгов. Моей взбаламученной души. Всполошенной, встряхнутой "Киевской догонялкой" в Луках. Резко ударившим в нос вкусом гниющей заживо "Святой Руси".
"Грязью чавкая жирной да ржавою, Вязнут лошади по стремена, Но влекут меня сонной державою, Что раскисла, опухла от сна".
Хоть бы и зимой, когда "чавкать" да "вязнуть" не в чем, а всё едино - "волчья сыть".
"Сердце безумной тревоги полно"... таки - да.
Логика, рациональность - "мозг обезьяны" - пытается успокоить, придумывает разные разумные слова и аргументы... и в испуге отскакивает. От звериного оскала иррационального, эмоционального - "мозга крокодила".
Раздрай.
Смятение.
Беспутье.
Беспутство - это не пьянка да гулянка. Это - отсутствие пути. Отсутствие собственного осознаваемого выбора. Последовательности понятных, планируемых и исполняемых шагов.
"Дорогу осилит идущий".
Ещё: едущий, скачущий, ползущий, перекатывающийся... Как полз с раздробленными ногами по зимнему лесу Мересьев.
Что делать тому, кто попал в "бездорожье"? - Известно что. Стать "русским человеком".
"Дорога - это направление, по которому русские собираются проехать".
Или - пройти, проползти... Осилить.
Прикинулся Иваном-дурачком, очертил голову, перекрестился на "заветную звезду", поплевал на ладони... и "аля-улю, гони гусей!", "езжай, печка, отсюда и до не видать вовсе!". Или - падая и поднимаясь на каждом шагу, вцепляясь содранными пальцами в промёрзшую землю... Подтягивая себя, собственное непослушное, тяжёлое тело туда, в ту сторону, вперёд...
"Русскости" достаточно в бездорожье. Но не в "бесцелье".
"И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом".
Есть ли "путь", "ровный" ли он, нет ли его...? - Какая разница? Если нет "цели".
Я не мог ни о чём другом думать.
Нет, не так. Я пытался о чём-то подумать. Прикинуть, например, варианты продвижения Всеволжска в Двинской земле или внедрение гидродинамических подшипников... Без толку. Мысли... даже не мысли, а просто всплывающие в моём мозгу картинки произошедшего в Луках, ломали всякую разумную интеллектуальную деятельность.
Эмоции захлёстывали, спать не давали. "Мозг крокодила" снова и снова кричал:
--
Так жить нельзя!
Где в этом утверждении буква "р"? - У меня внутри оно всё состояло из озлобленного рычания. С болезненными, чуть ли не паническими нотками.
И "мозг обезьяны", недовольно ворча, выдираемый из благолепия личного благоустроенного "кокона", начал искать пути для достижения поставленной "крокодилом" цели.
Как верный пёс, которому заблудившийся в темноте хозяин командует:
--
Ищи! Ищи дорогу.
Нюхал воздух, весело помахивал хвостиком и сообщал:
--
А зачем нам "так жить"? Давай не "так". Главное - не "там". Здесь же - хорошо? У нас всё есть! Давай развиваться, возвышаться и совершенствоваться! Само-...! На Стрелке же есть куда расти! Никакого "асфальта на темечке"! Крокодил, хочешь шоколадных конфет в серебряной фольге? Давай прогресснём!
Мне жалко Одина. Я искренне соболезную одноглазому хозяину Валхаллы и повелителю валькирий. Два ворона - Хугин и Мунин, "думающий" и "помнящий" - летают над миром. А вернувшись к владельцу, вставляют, вбивают ему в уши свои клювы. И орут новости. Прямо в мозг. Что придумалось, что вспомнилось. Пернатые "колокола громкого боя". Клювастые "сирены воздушной тревоги". И не заткнуть их.
"Хугин и Мунин над миром все время летают без устали; мне за Хугина страшно, страшней за Мунина, - вернутся ли вороны!".
Мне - легче, я человек - не бог. Я знаю - чтобы не случилось в мире, "крокодил" выберет цель, а "обезьяна" найдёт дорогу. Ну, или сдохну...
***
Самосохранение, саморазмножение, социализация, любопытство... Все "четыре базовых инстинкта" были удовлетворяемы на Стрелке. В количествах запредельных. Я не мог съесть всё вкусное, приготовляемое Домной; одеть, для защиты своей тушки, все кольчуги, даже - с "двойным эльфийским" плетением, изобретаемые Прокуем; трахнуть всех жаждущих этого женщин...
Стать предводителем всех "гиббонов" к северу от Сахары? А даже и к югу? Повелитель "гиббонов" всего мира? Супер-пере-за-гиббононист? Сверх-мега-гиббоноид? Для чего?! Лишь оценки пары-тройки сотен людей, с которыми человек общается постоянно, имеют для него значение. Эти оценки - уже близки к предельно допустимым. Дальше - обожествление. Чего я старательно избегаю.
"Ванька-лысый - пророк божий! Придите и возрадуйтесь! Просите и обрящите!".
Да вы что, сдурели?!
Я знаю себя, знаю как моё занудство, перфекционизм, моё долбодятельство может перейти в "очертя голову", в фанатизм, в абсолютизацию собственной истинности. А потом... будет стыдно.
Нафиг-нафиг!
Я искал не власти, но свободы. И своего добился. Надо мной нет начальников.
"Ветер, ветер ты могуч... Не боишься никого Кроме бога одного".
А я и бога не боюсь. Ибо - не верую.
Любопытство? Хочешь попробовать чего-нибудь новенькое - изобрети. Ресурсы, инструменты, люди - есть. Если каких-то инструментов нет - изобрети их. И - удовлетворяй. -Ся. Своё любопытство.
Хочешь бланманже? - Объясни Домне. И - наслаждайся. Хочешь "к едрене фене"? Построй самолёт. Из фанеры. И - отправляйся. Хочешь помидоров? Построй "бермудину" побольше, объясни Отсендинному Дику дорогу до инков или ацтеков и лежи-поджидай...
***
Кстати. Нынче опять подходящий момент.
Народ в очередной раз собрался "открывать Америку". Конкретно: Мадок Овен Гвинедл, принц Северного Уэльса. Его корабли пересекли (в РИ) Атлантический океан, дошли, между 1150 и 1170 гг. до устья Огайо. Потом он вернулся, уговорил брата, они снова отправились на запад. Похоже, во Флориду.
На Огайо обнаружены щиты с изображениями русалки и арфы - атрибуты уэльских воинов. Там же - надгробный камень 1186 г.
В Алабаме, Джорджии и Теннесси - несколько фортов доколумбовых времен. Олд Стоун в Теннесси - неравносторонний треугольник из высоких неотёсанных глыб, поднятых из притоков реки Дак Ривер. Шестиметровые стены окружены рвом. Похож на древние валлийские укрепления. Другой форт - Де Сото сравнивали с родовым замком Гвинедлов. Приёмы постройки обоих сооружений - идентичны.
Утверждают, что сохранилось пять фортов в Чаттануге, построенных, по местным преданиям, белыми людьми.
"Валлийские индейцы" всплывают в разных сообщениях:
"В 1660 году я со своими товарищами попал в плен к тускарора, готовых растерзать нас, когда я громко заговорил с ними по-валлийски. Однако позже они остыли и уже спокойно разговаривали со мной на этом языке, правда, несколько испорченном".
В 1721 г. Шарлевуа жил у индейцев манданов:
"...их жилища расположены в чистеньких поселках с улочками и площадками, это бревенчатые срубы, на которые сверху насыпана земля".
Сходство лодок манданов и валлийцев... предания индейцев о том, что однажды в Кентукки пришел белый народ, "у которого были вещи, которых индейцы не знали".
Лодки, жилища, арфы... Керамика манданов очень похожа на раннюю керамику кельтов. Изготовляли индейцы и прекрасные голубые чётки. Именно такие чётки делали древние жители Британских островов.
Исследователь записал у манданов фразу, смысл которой, определённый с помощью валлийского языка: "Великий Мадок - дух навеки". Сами манданы значение этой фразы объяснить не могли.
О Мадоке упоминает Кинддельв - уэлльский бард XII в., лично знавшего Оэуна Великого. Две строки в "Элегии о семье Оуэна Гвинедда": риторический вопрос - не погиб ли Мадок в море, и скорбь о том, "кто не был ненависти рабом".
Оэун правил 62 года и оставил более 20 сыновей от разных жён. Которые после смерти отца сцепились. Мадок не хотел принимать участия братоубийстве и увёл своих людей "за море".
Сгонять, что ли, с кельтами за помидорами? За картошкой, кукурузой...
***
Материальных причин "броситься в Русь", подобно бегущему от Казани Пугачёву - у меня нет.
Здесь, на Не-Руси, мне "хорошо". Там, на "Святой Руси" ничего нет! Ничего, чего мне бы здесь не хватало. Честное слово - лучше в Чаттанугу.
Самое разумное - ни во что не ввязываться. Путь Боголюбский с Жиздором и со всеми прочими сам разбирается. А то вырос такой... крокодил почти святомученистский - глазом душу вынимает!
"Сидеть на попе ровно".
Ага. Как я сидел перед моим "законным и возлюбленным господином" Хотенеем. В последние мгновения перед тем, как загнал ему ножик в сердце...
Материальных причин - нет. Базовые инстинкты - против. "Вороны Одина", выковыривая пробки из моих ушей, орут:
--
Не лезь! Не нужно! Опасно!
Оставались причины моральные.
Чувство стыда.
"Стыдно - у кого видно. А у кого не видно - тому и не стыдно" - мудрость пубертатного возраста.
А я?! Вырос, что ли?
Острое жгучее чувство стыда. Не за себя. Не за свои дела. За других. За то, как они живут. За "Святую Русь". Поз-з-зорище.
Вам никогда не доводилось видеть, в малолетстве к примеру, как вашу пьяненькую, глупо хихикающую матушку тянет в тёмную подворотню пара ужратых... сограждан. А она манерно отнекивается:
--
Ой, да не надо, ой, да ну не прям здесь же...
Не видели? - И слава богу. Что не видели. И - не показывали.
Забавно. У меня - "не видно", "видно" - у них. А стыдно - мне.
Мне?! Стыдно?!! Эгоисту и пофигисту?!!! Атеисту и дерьмократу?!!! Да я на них на всех...! С высокой колокольни...! С прибором! Как кирпич в стенку...! Клал и ложил! Со всеми их мнениями и рассуждениями...!
Не - "их".
Вам нравится чувствовать себя дерьмом? Не по мнению окружающих - по своему собственному?
Да боже ж мой! Я же ж знаю как обманывать людей! А уж как обманывать себя...! Успокоить, обосновать, убедить... Неопровержимые аргументы, железная логика, фундаментальные законы мироздания... "Не мы таки - жизнь така", "выше головы не прыгнешь", "плетью обуха не перешибёшь"... Мудрость народная! Бери и черпай!
И - замазывай. Ссадины души.
Мда. "Но осадочек остался"...
Ваня, тебе это надо? Чтобы твоя - не "ихняя"! - душа наполнялась осадочками, опивкочками, подоночками...? Стыдом. За свою "счастливую жизнь". В шаге от кучи средневекового дерьма, называемого "Святая Русь".
Да вокруг полно таких куч! Куда не глянь! Почти вся планета - сплошное поле хомнуто-сапиенской дефекации!
Эт точно. Но вот конкретно... прямо под носом... Отвр-р-ратительно...
Никуда не исчезли картинки детской смертности, ощущение непристойности моего благостного существования на фоне массового уничтожения детей в душегубках, которые люди русские домами своими именуют.
Усиливалось предчувствие приближения очередной, каждое десятилетие происходящей, голодовки. С неубираемыми трупами на площадях городов. Со случаями людоедства (нечастыми) и короедства (всеобщими). С непрерывным, несущимся из тысячевёрстного вымирающего голодного и холодного пространства воем - "Хлеб-ця!". С неизбежным последующим мором. С обязательной, при призраке голодной смерти, утратой человеческого облика.
Добавилось острое понимание того, что моя Великолуцкая история есть явление в "Святой Руси" хоть и не повсеместное, но весьма распространённое. Только мне-то есть куда бежать, есть, хотя бы, "свобода хотеть". Тысячи людей, мужчин и женщин даже и хотеть не могут.
"Как все - так и мы", "все так живут", "нет власти аще от бога"...
Терпят. Покоряются. Отдают волю свою. Отдают-ся.
"Что воля, что неволя - всё одно".
Я же рациональный человек! Я же эгоист-нигилист-прагматик! Да я пальцем не пошевелю, без ясной и однозначной выгодности! А будучи "экспертом по сложным системам" с опытом и склонностью к оптимизации всего, чего не попадя - без понимания путей максимизации этой выгоды.
Ваня! Остановись! Факеншит! Следующий шаг - негров в Африке пожалеть! А то они там... недоедают. Идиотская смесь "пролетарского интернационализма" и "христианского человеколюбия".
"Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем. Мировой пожар...? В крови...?! Господи! Благослови!".
Этика. Моя. Извините за выражение.
Повторю, девочка: у меня не было рациональных причин ввязываться в Русь. Все необходимые материальные ресурсы я уже имел. Или - скоро найду. Или - куплю. Единственно важное для меня - люди. Но "моих людей" нет нигде в мире. Нужно каких-то... хомнутых сапиенсом притащить сюда, помыть-проклизмовать, научить чистить зубы и вытирать задницу... Нет принципиальной разницы между парнем из Суздаля или парнем из Биляра, зулусом или ацтеком. Суздальский чуть лучше понимает тот диалект русского, который складывается у меня на Стрелке, чуть более устойчив к низким температурам... Но это - чуть лучше, чуть хуже... "русскую теплушку" топить - всем новость.
Массимо д'Адзельо писал в 1866 г.: "Италию мы создали. Осталось создать итальянцев".
Мой народ - "стрелочники", сырьё для таких "итальянцев" - "десять тысяч всякой сволочи". Нация эмигрантов. Нафига мне Святая Русь?! Рынок сбыта? - Нищая страна. По сравнению с Халифатом - пол-процента уже много.
Планы вроде озера Пено и 3Б? Это - планы. Есть возможность - делаем. Нет - делаем другое. Уж чего-чего, а "как бы эдак уелбантурить", в смысле: планов получения прибыли - у меня полно.
Внешняя опасность... Годика через три я, пусть и с напрягом, но вполне уверенно отобьюсь и от Булгарии и от Суздальских. Через пять - от общего войска всей "Святой Руси". Да я просто не допущу такого! Куплю кого надо!
Наоборот - участие в общерусских делах, в их внутренних проблемах... отвлечение ресурсов, торможение развития. Ещё и риск схлопотать больно.
Я вновь и вновь прокручивал свою историю в Луках, пытаясь понять собственные ошибки. Начиная с армяка и лаптей, с неснятой шапки на церковном дворе, постепенно расширяя "спираль анализа", захватывая всё новые аспекты, новые сущности, лучше понимал себя, приходя к осознанию своего "смысла жизни" на данном этапе.
Не надо самообмана - человек живёт для себя. Живёт свою жизнь. Одну-единственную. Живёт в соответствии со своими ценностями, целями, ограничениями, представлениями "о добре и зле". Со своим "крокодилом".
Если моей душе нынче... муторно, то и причины там - внутри моей души.
Пойми - себя.
Внутри.
А потом можно и на мир посмотреть. Понимая, что внешнее "хорошо" или "плохо" таковы, потому что ты - таков.
Знаешь, девочка, есть немало людей, которые придумывают про меня, что я, де, умный-мудрый-прозорливый. Им так жить легче, увереннее. Только это - неправда. Я - не "умный", я - "чувственный". Стараюсь чувствовать. Себя. Людей. Мир вокруг. Разные течения и оттенки. А "учувствовав" что-нибудь, соображаю - как бы это к пользе дела уелбантурить. К моей пользе, конечно.
Я - дурак. Что уже в зубах навязло. Сунулся в "Святую Русь" как есть. Сам. "Без ансамбля". В крестьянском платье. Как нормальный русский человек. Но без его элементарных поведенческих навыков. С уже установившимися своими, воеводскими.
В Киеве, перед первой встречей с Хотенеем, "правдовбиватель" Саввушка старательно выбивал из меня прежние привычки и представления. Ему - удалось. Перед последней встречей... Саввушки не было. Я и вляпнулся. "Эз из". Как голый в баню. В "Святую Русь" со своим комплексом. Наросшим уже "комплексом воеводы".
Факеншит! Ведь давно же понял: попандопулы среди диких туземцев не выживают! Только среди "мирных". Приученных, прирученных, прикормленных, заблаговременно неоднократно битых.
Забыл о разнице. Между моими, "стрелочниками", и "дикими" - исконно-посконными. В нескольких мелких деталях. Которые оказались важными.
Пруст прав: "Реальность - самый ловкий из наших врагов. Она атакует те стороны нашей души, где мы ее не ждали и где мы не приготовились к обороне".
Я годами постоянно ношу на теле панцирь. Конечно, сильный удар кнутом может меня подвинуть, наверняка - испортит кафтан. Но сбить с ног... кувалдой бить надо. Мой "нательный" панцирь... он - есть. Но "работает" редко. Всё более превращаясь в элемент самоуспокоения - "на всякий случай". Потому что вокруг меня постоянно "защитники". "Панцирь" другой - не железный, но - "душевный". Курт, Сухан, Ивашко, Алу, Чарджи, Салман, Гапа, Домна... Некоторые уходят или отдаляются, на их место приходят другие: Точильщик, Драгун, Огнедар, Аггей... Множество людей, которые, даже рискуя своими жизнями, кинутся мне на помощь. Да хоть бы закричат. Предупредят меня, отвлекут противника.
Я годами выплетаю вокруг себя "кокон". Я привык к нему, привык считать такое - нормальным. Забыл, что там, вне "крыши дома моего" - реальная жизнь, "самый ловкий из наших врагов". "Святая Русь". Со всем её средневековым маразмом.
Мой кокон.
Дружественные, лояльные мне люди.
Мы можем спорить, я могу некоторых укорять или наказывать, кто-то, с глузду съехавши, может и кинуться. Но он - один! Один не только против меня одного - против множества "моих".
В Луках - наоборот. Там я оказался один против всех. Беззащитный. Безоружный.
Главное - бессмысленный. Неготовый на уровне рефлексов.
***
Специально для юных и горячих: оружие имеет значение. Ограниченное.
Даже приедь сюда на танке - всё равно убьют. Расстреляешь снаряды и патроны, сожжёшь горючку, вылезешь из-под брони с голодухи... на куски порвут.
"Нет для человека лучшего лекарства, чем человек же".
С защитой - так же. От людей можно защититься только людьми. Или - непроходимым расстоянием.
***
На уровне слов, идей - всё понятно. "Мрачное средневековье", "тёмные века", "дикие аборигены". А вот на уровне безусловных инстинктов... утрачено. Хуже - старательно и целенаправленно изживалось.
Невнимание. Пренебрежение. Высокомерие.
Глупость благоустроенного. Идиотизм аристократа.
Откуда это?! У меня же в предках "белой кости" нет! Я же и там, и тут... без всяких, от рождения данных привилегий и бенефиций...
"Человек быстро привыкает к хорошему". А от остального... так же быстро отвыкает.
"Русь Святая? - Фу. Мерзость".
--
Сын боярский? - Да что он понимает! В поташе или требушетах. Да я, да у меня...
Боярину не надо понимать в требушетах. Ему надо понимать в порке холопа нерадивого. И он это умеет. Вон, спина по сю пору чешется. Он - личность цельная. Видит смерда - бьёт кнутом. Никакой рефлексии. А у меня... случилась шизофрения, раздвоение личности.
Зашёл на церковный двор - сними шапку, поклонись, перекрестись, восславь господа нашего...
Не могу! Невозможно быть одновременно холопом беглым - "каждого пасись который в каске" и Воеводой Всеволжским! Постоянно оглядываться, "ветошью прикидываться"... и - предлагать, продвигать, продавливать... свои решения, своё виденье.
"Продавливать" - своей волей.
У холопа - "своей воли" нет, он - "в воле господской".
Невозможно быть рабом, божьим или человечьим - неважно, и "двигателем прогресса, гейзером инноваций". Я придумал, я решил, я сделал... или - иншалла, на всё воля божья.
Бакунин прав: "или - бог, или - свобода".
Философия, умозрительные рассуждения превращаются в поступки. Поступки - в привычки, привычки - в характер. В сумму стереотипов поведения, среди которых нет: "вошёл на церковный двор - сними шапку", "ударили кнутом - поблагодари", "увидел боярина - поклонись в ножки"...
У меня что - времени вагон?! Чтобы на ритуалы переводить?! Да я сам у себя во Всеволжске церковь ту складывал! В других городках церкви по моему приказу, на мои деньги ставятся.
Мне перед теми "деревами повапленными", которые моим же трудом и "поваплены" - припадать и придыхать?!
Да и не принято во Всеволжске шапки на церковном дворе от ворот сдёргивать. Мужчины снимают головной убор при входе в церковь. Там и складывают. "Успеть к шапочному разбору" - придти к концу службы. Когда люди из храма выходят и шапки разбирают.
Во Всеволжске - "да", там я - Воевода. "Хозяин". Именно так называет людская молва "Янки" у Твена. А в Луках, в "Святой Руси"? - Смерд смердячий. В этой одежде. Но я-то сам - не изменился же! Я же внутри, в душе - всё такой же!
Ошибочка вышла: несоответствие внешности и сущности.
"Янки" было легче. Когда он гулял с королём под видом простолюдинов - у него были с собой динамитные бомбы. Вот он и разметал местных вятших "на атомы". Вместе с конями. Оставив яму на сельской дороге как повод для размышлений местного крестьянства.
Вот был бы у меня динамит... Я бы тех кнутобойцев и порколюбов... как народовольцы Александра Второго Освободителя!
И, как они же, топ-топ на виселицу.
Виноват, здесь - на плаху.
Вывод: попаданец без динамита - поротый попаданец. С динамитом - безголовый.
Коллеги, вы динамитную мастерскую уже построили? Теперь носите всё это с собой непрерывно. Как крест православный. И не забудьте последнюю боньбочку - под себя. Как Гриневицкий. Или - в штаны. Чтоб не мучиться.
А уж когда "муж вятший" плетью ума-разума "меньшему человечку" вкладывает, помилку его исправляет, надлежит шапку снять, на колени пасть, возблагодарить доброго человека за науку да поучение. А не шипеть сквозь зубы... нелицеприятное.
И уж конечно не может смердятина сиволапая вятшему сдачи давать. Мявкать супротив. Кнут поймать, да дёрнуть, да на шею ему накинуть... Сиё есть, безусловно, бунт, мятеж и воровство. Противу властей, богом данных, и церкви нашей православной. Которая всё это, "Русь Святую" - окормляет, благословляет и милостью божьей спасает.
Так что, витязи славные, дети боярские, всей толпой кинувшиеся меня одного пороть-забивать-нахлёстывать - абсолютно правы. Ибо и одна паршивая овца, в смысле: бунтовщик мятежный, всю отару перепортит, в смысле: народ русский.
--
Так и дОлжно быти!
--
Кому "дОлжно"?! "Святой Руси"?! Нахрен эту "русскость" с этой "святостью"!
Ваня! Ты же русский человек! Ты же патриот! - А что, "патриот" и "холоп" - синонимы? "Патриотизм" и "идиотизм" - "близнецы-братья"? Любовь к кнуту на собственной спине - часть национального менталитета? Мазохизм как неизбывный элемент русского характера?!
--
Ах-ах! Сделайте мне больно! Придушите меня скрепами! Притопите меня в источниках! И - кнутиком, кнутиком... Я с этого тащусь! Прёт меня с этого!
Да пошли они все! С такой Русью!
Куда "пошли"? - А то вы не знаете?
Да ведь ничего не произошло! - Отнюдь. Произошли эмоции. "Чуйства". Мои. Сильные. Я вновь ощутил себя... игрушкой. Рабом. Вещью. "Орудием говорящим". Приспособлением для чьего-то... развлечения. Для забавы по его воле.
В его власти.
Со своего согласия.
"Воли своей не отдам никому!".
Себе-то врать не надо. Отдал. Не надолго - на минуты. Всего-то! Но ведь было! Растерялся, не сообразил... Снова почувствовал себя как тогда, в самом начале. Испуганным, бестолковым, битым, слабым. И - обрадовался. Не разумом - душой. Донышком её. Тому, что можно все сомнения-размышления возложить на другого. Не нужно мучиться-волноваться. Всякие расчёты, предположения, планы... Я же такой слабый! Мне же так больно! А он ухаживает, заботится...
"Чтобы не заболеть, нам необходимо начать любить" - это кто сказал?! Фрейд?!
Мда... ну, если понятие "любить" толковать расширено... любовь к богу... к партии... к вождю и учителю... к начальнику... к хозяину тебя...
А что делать уже больному? Битому, задыхающемуся? Чувствующему смерть уже не где-то за плечами, а в забитом тряпкой и стянутом петлёй собственном горле?
Внимание, забота, любовь... Всякий человек любит, когда его любят - это ж так приятно... Отдать себя в ласковые заботливые руки... Надежда на выручку... ожидание помощи в безвыходной ситуации... Никогда под общий наркоз не попадали? Когда остаётся только надеяться на других, на их умения, заботу, внимание...
Молиться. Об их доброте и милосердии.
Терпение. Ожидание. Надежда. Сладостно-тревожное чувство собственной слабости, незначимости. Когда нестерпимая боль, понимание приближения смерти уже не оставляют в душе именно чистую панику, но становятся знакомыми, привычными... неизбывными. Смирение с безысходностью... И вдруг - ласковая поддержка, дружелюбная защита, могучее покровительство, душевное участие... Томное счастье бессильной покорности... пряный сумрак добровольной безвольности...
Ребята тащат, ребята не бросят... Что может привязанный к носилкам? - Молчать. Даже когда все падают. Вместе с тобой. Не дёргаться. Даже когда разрывы рядом или очередь сбивает ветки над головами. Терпеть. И - надеяться. На тех, кому не повезло. Не повезло тебя вытаскивать. На друзей.
У попаданца - друзей нет. Потому что дружба требует взаимопонимания. А оно - невозможно. Всякое попандопуло - аутист среди туземцев. И место "дружбы равных" занимают... другие отношения.
Ах-ах! От меня ничего не зависит! Как лучше - знает он. Господин. Он видит-понимает куда больше меня. Несоизмеримо больше и глубже. Он - мудрый, сильный. И - добрый. Он, по доброте своей, принимает на себя все тревоги, взваливает груз ответственности, тяжесть выбора. Выбора за меня, едва шевелящегося, худо соображающего.
Как ГБ - Всезнающий, Всевидящий, Всемогущий. Всевластный. Надо всем. И надо мной - тоже.
И мгновенно появляющееся в каждом добром человеке - я же добрый человек! - сочувствие к этому... властвующему. Несущему, тащащему тяжесть принятия решений и выбора пути.
Бедненький. Мне тебя очень жаль. Я - за тебя!
Но ведь я ничего в этом мире не понимаю. Я даже представить не могу, что здесь - правильно. И - не хочу. Устал. Обессилил. Тяжело. Смотреть, воспринимать, думать. Взвешивать и оценивать, продумывать и просчитывать. Делать.
"Глазки закрывай. Баю-бай".
А он - знает, он - мудрый. И он примет мудрое решение. Спасительное. А я принимаю его волю. Я весь - в воле его, моё дело - служить ему. Истинное служение, без страха и сомнений. Всегда, везде, во всём.
"Подвергай всё сомнению" - кто это сказал?! Какая сволочь?! - Рене Декарт? Не наш.
"Вера означает нежелание знать правду". - А это какая сволочь? - Фридрих Ницше. Точно, не исконно-посконный.
А вот Блаженный Августин - наш: "Будем же верить, если не можем уразуметь".
Очень разумный был мужчина. Одна деталь мелкая: "не можем", почему-то, превращается в "не сможем". В - "нечего и пытаться смочь".
А как с этим у коллег? Попандопуло в мире "вляпа" - изначально не может "уразуметь" почти всё. Даже звёзды здесь другие. Коллеги начинают "верить"? Наполняться "благодатью божьей" под самое горлышко?
Или пытаются "уразуметь"? Так, что "будем же верить" - становится всё более ненужным?
Или - тупо ломятся танком по болоту "неуразуметой" реальности к ближайшему "ведьмину окошку", чтобы булькнуть?
Верить. Уверовать. Умилиться и прослезиться.
Как это мило. Удобно, уютно. Праведно. Так приятно - свалить тяжесть душевных сомнений на кого-то другого. Достаточно только уверовать в его силу, в его мудрость. И - в свои слабость и глупость.
--
Ты слабак?
--
Да. Но - во Христе.
Это - нормально! Здесь все так живут! Все - веруют! В Христа или Аллаха, Адоная или Перуна... Есть различия. Несущественные. Главное: поименованный символ. Символ Господина, Хозяина. Владельца тебя. Объект веры, надежды и любви. И туземцы эти "объекты" - любят. Реально! И - жаждут. Мечтают о взаимности: чтобы эти "объекты" их тоже полюбили. Возжелают и вожделеют. Мечтают приобщиться, отдаться и слиться. "И войти в царствие небесное, во блаженство вечное". Всем существом своим. Душой и телом. Глубоко, до... до донышка.
Хомнутому сапиенсом нормально любить. Но эти символы... уж очень символические, уж очень далеко. И тот же набор мыслей, чувств, реакций... способов восприятия и самовыражения... "впитанных с молоком матери", воспитываемый и взращиваемый ежечасно и каждодневно, переносится на что-то более... близкое, реальное, материальное.
Тысячи лет несётся: "Не сотвори себе кумира!".
Но так хочется...!
Из царя-батюшки. Из своего боярина. Из отца родного.
Этот набор чувств отсюда и вырос. Из естественных чувств всякого живого новорожденного существа. Направленных на тех, кто его кормит, защищает. Так - и у обезьян. Кто такой любви не ощущал - тот не вызывал ответных реакций. Не теребил "зеркальные нейроны" взрослых особей своей стаи - "сильных мира своего". Не получал от них корма, защиты, опыта...
Тот - сдох. Выжившие перенесли это биологическое, по сути, свойство в социум, в идеологию. И продолжают переносить.
А как же иначе? Так с дедов-прадедов. Всегда было, есть и будет. Ибо таково естество человеческое. Богом даденное. А кто у нас "бог"? - "Отче наш. Иже еси на небеси...".
Инстинкт младенца продолжает довлеть взрослому. Инфантилизм. Безответственность. "На всё воля божья", "как начальство скажет". Не повзрослели.
"Нельзя всю жизнь прожить в колыбели". - Кто это сказал? Циолковский?! - Да ну, он же про другое, про полёты в космос...
Стать сильным, умным... "На бога надейся, но порох держи сухим"? Самому?! - Больно, тяжело. Даже просто физически сильным - тяжело: попробуй отжиматься на косточках кулаков на речном льду. Раз за разом. С хлопком. Каждый день...
Так это мы ещё про ум и душу не вспоминали!
Глава 530
В меня этот морок, преклонение перед Хотенеем, даже - обожествление его, чувство своей малости, слабости, вбивал Саввушка в Киеве. Вбивал своей палкой, бесконечной безмолвной чернотой космоса в темнице, "Спасом-на-плети"... Об этом "пели" мне окружающие, Юлька и Фатима, слуги, усадьба... Все. Всё показывало тогдашнюю мою... непригодность, ненужность, ничтожность в этом мире. Бессмысленность.
***
Коллеги! Не надо иллюзий - в мире "вляпа" мы все "бессмысленны". Иначе "Вороны Одина" из разных эпох просто разорвут вам мозг.
Термин "когнитивный диссонанс" не передаёт эмоций, испытываемых попандопулой. Тут нужна клиническая психиатрия. Тихий идиот, мирно пускающий слюни - благолепный результат "переноса". Буйнопомешаный, кидающийся на окружающих с собственными экскрементами в руках и рычанием в голосе - более вероятен.
"мне за Хугина страшно, страшней за Мунина"
Страшно за "думающего". Но ещё страшней за "помнящего".
Личность без памяти не существует.
Сохранение, в ходе "вляпа", памяти реципиента, без чего интеллект, "молотилка" просто не может "намолачивать" ворох ежедневных, ежеминутных адекватных выводов, даёт шизофрению. Что влияет на мышление, эмоции и поведение, появляются трудности в важных областях повседневной деятельности, психотические галлюцинации и бредовые иллюзии, бессвязность речи и беспорядочность поведения, безволие и отсутствие или искажение эмоций.
У вас бред? Но вы помните, памятью своего носителя, шесть вариантов ударов шпагой?
Вот это-то и страшно. При "искажении эмоций" - особенно.